Семинар-практикум "организация образовательной деятельности по художественному конструированию с дошкольниками". Конспект семинара-практикума «Конструируем с детьми: техническое конструирование

«ПРАКТИКУМ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 262200 Конструирование изделий легкой промышленности...»

-- [ Страница 1 ] --

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

ТЕКСТИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ПРАКТИКУМ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

И КОНСТРУИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ

Учебное пособие для студентов,

обучающихся по направлению подготовки бакалавров

262200 Конструирование изделий легкой промышленности



Под редакцией проф. В.Кузьмичева Иваново 20 УДК 687.

Практикум по моделированию и конструированию одежды:

учебное пособие / под ред. В.Кузьмичева. – Иваново: ИВГПУ, 2014. – 576 с.

Практикум содержит комплекс методических указаний к выполнению контрольных заданий (работ, проектов), предусмотренных рабочим учебным планом по всем специальным дисциплинам направления подготовки бакалавров 262200 Конструирование изделий легкой промышленности. Он включает содержание заданий, примеры их выполнения и необходимые для этого источники информации по художественным, конструкторским, компьютерным и художественно-конструкторским дисциплинам. В приложения включены методики параметризации фотографических изображений системы «фигура-одежда», проведения фотосъемок реальных фигур для целей антропометрических измерений, подготовки макетов одежды к примеркам, подготовки технических рисунков и др.

Практикум написан преподавателями кафедры конструирования швейных изделий Текстильного института на основе авторских методик преподавания специальных дисциплин.

Для самостоятельной работы студентов и дистанционного обучения.

Рецензенты: кафедра технологий в сервисе ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»

(заведующая кафедрой канд. техн. наук, доц. Н.В.Афанасьева);

технический директор ОАО «Швейная фирма "Айвенго"» Т.В.Лебедева Научный редактор д-р техн. наук, проф. В.Е.Кузьмичев © Текстильный институт ИВГПУ, © Кафедра КШИ, 20 ISBN 978-5-88954-397ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………………………

1. История костюма и моды 2. ………………………………………………………………… Основы проектной культуры одежды ………………………………………………

3. Основы профессиональной деятельности конструктора одежды

4. Информационные технологии в индустрии моды 5 ……………………………

5. Колористика и цветоведение в костюме 6 …………………………………………..

6. Теоретические основы компьютерной графики 70 ……………………………….

7. Математические основы компьютерного проектирования одежды

8. Методы и средства исследований в дизайне одежды 9. ………………………..

Алгоритмические основы автоматизированного проектирования в современных

–  –  –

29. Проектирование женского нижнего белья 510

30. Муляжирование ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Последовательность параметризации моделей одежды по фотографиям 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Последовательность изготовления макетов плечевой и поясной одежды 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Правила фотографирования фигур и систем «фигура-одежда» («манекен-одежда») 548 …………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Правила выполнения технических рисунков одиночных моделей одежды на фигуре 554 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Структура конструктивного паспорта чертежа базовой (модельной) конструкции ………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Правила оформления текстовых и электронных документов 563 ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Выдержки из стандарта EN-F006 (Франция)

ВВЕДЕНИЕ

Освоение и постижение профессионального мастерства конструктора одежды – длительный и трудоемкий процесс, поскольку он основан на двух равнозначных составляющих – творческой и расчетной. Именно под влиянием этих двух составляющих человеческой активности в увлекательном процессе реального конструирования могут быть созданы эстетически совершенные и технологически грамотные конструкции новых моделей одежды, ценность которых будет значительно выше, если в них отражены перспективные тенденции моды. Естественно, что из модных приемов, необходимых для получения новых образов, форм и силуэтов, важнейшая роль принадлежит конструктивной составляющей, а ее развитие является задачей конструктивного моделирования.

Для того чтобы развить творческое и, следовательно, индивидуальное видение будущей модели одежды до ее материальной реализации и воплотить его в технические чертежи, понятные всем специалистам и допускающие возможность массового тиражирования, необходимо иметь базовые знания по целому комплексу дисциплин, составляющих основу профессиональной подготовки конструктора одежды.

Содержание этой подготовки в высших учебных заведениях определено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования № 852, утвержденного 12 августа 2010 года Минобрнауки России, но в профильных учебных заведениях страны оно, конечно, различно: в каждом вузе образование основано на традициях региона и его формируют преподаватели, имеющие собственный взгляд и опыт по конструированию и моделированию.

Настоящий практикум включает методические указания к выполнению практических заданий (контрольных и курсовых работ, проектов), предусмотренных рабочим учебным планом по направлению подготовки бакалавров 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности» по 30 дисциплинам, содержание которых отражает особенности ивановской школы моделирования и конструирования одежды. Часть этих т.н. традиционных дисциплин преподается на кафедре конструирования швейных изделий с 197 года (начала подготовки конструкторов одежды в Ивановском текстильном институте имени М.В.Фрунзе), а некоторые новые дисциплины введены только в 2013 году с учетом реальных потребностей и технического переоснащения, в первую очередь компьютерного, моделирующих подразделений швейных предприятий.

Практикум предназначен для студентов очной и заочной форм обучения и может быть использован в дистанционном обучении.

В практикум входят задания по дисциплинам четырех взаимосвязанных блоков:

художественного (7 дисциплин), конструкторского (15 дисциплин), компьютерного (4 дисциплин), художественно-конструкторского (4 дисциплины).

Единство четырех блоков обеспечивает их преемственность, востребованность ранее полученных знаний и навыков, возможность непрерывной работы с одним видом одежды при изучении разных дисциплин. В ходе последовательного изучения дисциплин каждый студент должен сконструировать и изготовить в материале основные виды одежды (в виде макетов или законченных изделий):

Дисциплина Вид одежды

2. Основы проектной культуры Одежда прямого кроя одежды

3. Основы профессиональной Юбка женская деятельности конструктора одежды

15. Конструирование изделий Куртка с капюшоном легкой промышленности

19. Конструирование женской и Платье женское, жакет, блуза, детской одежды брюки, платье детское

20. Конструирование мужской Пиджак (куртка, сорочка, одежды жилет), брюки (шорты, плавки)

17. Конструктивное моделирование Жакет (платье), юбка, одежды однослойный вид одежды

22. Основы аналитической Платье женское реконструкции исторической одежды

23. Конструктивное направление в Жакет, пальто, пиджак, современной моде брюки, платье

24. Разработка коллекций одежды Гардероб женской или мужской одежды

28. Проектирование одежды из Плечевая и поясная одежда растяжимых материалов

29. Проектирование женского Корсет, бюстгальтер нижнего белья Этот широкий ассортимент поможет студенту определить сферу своих будущих профессиональных интересов (например, проектирование женской или мужской одежды), а также и возможную специализацию в этой сфере (художественный или промышленный дизайн).

Логическим завершением обучения после выполнения всех контрольных заданий является выполнение студентом выпускной квалификационной работы (ВКР). Возможными темами ВКР могут быть следующие направления:

1) Конструктивная адаптация моделей одежды из коллекции известного дизайнера для российского рынка.

2) Аналитическая реконструкция исторического костюма.

3) Конструкторская проработка моделей для промышленного предприятия.

5) Научно-исследовательская работа.

Частями выпускной квалификационной работы станут ранее выполненные в этом практикуме работы и проекты по некоторым дисциплинам (количество и вид дисциплин будет зависеть от темы выпускной работы, выбранной студентом). Поэтому важно определить тему выпускной квалификационной работы на 2 или 3 курсах для целенаправленной подготовки дипломной работы или проекта.

Все предложения и замечания по содержанию практикума, подготовленного коллективом преподавателей кафедры КШИ, можно направлять по адресу: 153000, г. Иваново, Шереметевский проспект, 21, Текстильный институт, кафедра КШИ или по электронной почте:

[email protected] ([email protected]).

1. ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ*

1.1. Вопросы для проверки начальных знаний, необходимых для изучения дисциплины

1. Объясните различие понятий «одежда» и «костюм».

2. Какие материалы использовал первобытный человек для одежды?

3. Как отражается уровень технического прогресса общества на конструктивном устройстве одежды?

4. Как географический признак и развитие трудовой деятельности человека влияли на развитие одежды?

5. По каким признакам можно судить об одежде как о национальном костюме?

6. Перечислите и охарактеризуйте аксессуары для одежды.

7. На каких опорных участках фигуры человека расположена плечевая и поясная одежда?

8. Объясните, как можно определить сословную иерархию общества по внешним признакам в одежде.

1.2. Источники информации для повторения ранее изученного и освоения нового материала Основная литература

1. Плаксина, Э.Б. История костюма. Стили и направления:

учебное пособие для студентов среднего и профессионального образования / Э.Б. Плаксина, Л.А.Михайловская, В.П.Попов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – 224 с.: цв. ил.

2. Соколова, Л.Н. История костюма и моды: методические указания к выполнению курсовой работы / Л.Н. Соколова. – Иваново:

ИГТА, 2007. 20 с.

3. Афанасьева, Н.В. Женская мода в России XX-XXI веков:

костюм – фигура – конструкция: учебное пособие / Н.В. Афанасьева, В.Е. Кузьмичев. Самара: СГАСУ, 2005. 148 с.

Дополнительная литература

1. Захаржевская, Р.В. История костюма. От античности до современности / Р.В.Захаржевская. 3-е изд. доп. – М.: РИПОЛ классик, 2007. 288 с.: ил.

2. Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия / И.Ц. Балдано. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 400 с.: ил.

_______________________

* Контрольная работа составлена доц., к. т. н. Л.Н.Соколовой.

3. Браун, В. История костюма / В. Браун, М. Тильке. – М.:

ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 463 с.: ил.

4. Мода и стиль: Современная энциклопедия. – М.: Аванта+, 2002. - 476 с.: ил.

5. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. 2-е изд., доп. и изм. / М.Н. Мерцалова. М.: Академия моды, 1993. 543 с.: ил.

6. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Т.2. 2-е изд., доп. и изм. / М.Н. Мерцалова. М.: Академия моды, 1996. 432 с.: ил.

7. История моды с XVIII по ХХ век, коллекция Института костюма КИОТО. – TASCHEN/APT – Родник, 2003. - 735 с.

8. Каминская, Н.М. История костюма / Н.М.Каминская. М.:

Легкая индустрия, 1977. 128 с.: ил.

9. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме: / В.И.Сидоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 480 с. – (Серия «Среднее профессиональное образование»).

10. Дзеконьска-Козловска, А. Женская мода ХХ века /

А.Дзеконьска-Козловска; перевод с польского О.Пустоваловой. – М.:

Легкая индустрия, 1977. – 289 с.: ил.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы www.costumehistory.ru www.moda-history.ru www.barbymoda.narod.ru www.community.livejournal.com

Контрольная работа включает два задания. Первое задание выполняют без вариантов, оно является общим для всех студентов.

Вариант второго задания определяют по последней цифре зачетной книжки (табл.1.1). Объектом анализа являются эскизы первого задания.

Задание № 1. Выполнить эскизы-копии исторических костюмов (женский и мужской) по всем следующим периодам:

1. Древний Египет.

2. Древняя Греция.

3. Раннее средневековье (романский стиль) V – XI в.в.

4. Позднее средневековье (готический стиль) XII – XV в.в.

5. Костюм стран Востока и Азии (Китай, Япония, Индия).

6. Возрождение (стиль ренессанс) XV – XVI в.в.

7. XVII век (стиль барокко).

8. XVIII век (стиль рококо).

9. XIX век (стили ампир, бидермайер, романтизм).

10. Конец ХIХ – начало XX века (стиль модерн).

11. Исторический костюм в России:

Костюм Древней Руси,

Костюм Московской Руси.

12. ХХ век (1920-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е, 1980-е).

При выполнении задания № 1 следует руководствоваться следующим:

Полностью проработать литературные источники;

Сделать зарисовки женского и мужского костюма в цвете;

Работая с первоисточником, скопировать костюм, соблюдая стилистическую, пластическую особенность образа;

К каждой зарисовке должна быть пояснительная надпись:

исторический период, страна, составные части костюма, первоисточник (см. рис. 1.1).

Задание № 2. Выполнить художественно-конструктивный анализ исторического костюма заданного периода.

1. Выбрать соответствующий вариант задания (в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки из табл. 1.1).

2. Выполнить технический рисунок исторического костюма на манекене в полный рост в черно-белой графике с указанием линий членения, в трех проекциях – вид спереди, сбоку, сзади (см. рис. 1.2,а).

3. Проанализировать композиционную организованность костюма (табл. 1.2).

4. Составить примерную схему кроя изучаемого костюма (см.

1.4. Требования к оформлению контрольной работы Эскизы для задания №1 выполнить на плотной бумаге формата А4 с использованием любых графических средств и приемов (акварель, гуашь, цветная тушь, цветные карандаши, мелки и т. п.).

Очень важно показать умение пользоваться разными материалами и приемами.

–  –  –

1.5. Примеры правильного оформления этапов контрольной работы 1.5.1. Оформление п. 6 задания Описание женского платья. Праздничное женское платье венецианки конца XVI века (рис.1.1, а) выполнено из бархата, затканного цветным узором. В качестве отделки использовано знаменитое венецианское кружево.

–  –  –

Рис. 1.1. Костюмы итальянского Возрождения конца XVI века:

а – женское платье венецианки (лиф - корсет; юбка; рукав; воротник;

буфы верхней части рукава; манжеты); б – костюм венецианского патриция (джуббоне с лифом, юбкой и рукавами; кальцони) Объемно-силуэтное и композиционное решение построено по принципу контраста: малообъемный, жесткий каркасный лиф противопоставлен объемной, мягкой, складчатой юбке; объемный рукав и каркасный большой воротник подчеркивают хрупкость, изящество шеи и плечевого пояса женщины; сопоставление больших объемов плечевого пояса и юбки выявляют тонкую талию.

Лиф платья состоит из двух частей. Верхняя часть выполнена из венецианского кружева. Нижняя часть лифа – металлический корсет с длинным мысом-планшеткой спереди, обтянут бархатом.

Юбка состоит из четырех клиньев, заложена глубокими складками и присобрана по линии талии. Длина юбки – до пола.

Рукав объемный, с вертикальными разрезами на ткани (иссеченная ткань) соединен с лифом посредством буфа из кружева на каркасе. Низ рукава присобран и заканчивается отложными манжетами с кружевной отделкой.

Центром композиции является типично венецианский большой стоячий кружевной воротник.

Застежка лифа сзади на крючки и шнуровку.

Описание мужского костюма. Мужской костюм венецианского патриция конца XVI века (рис. 1.1, б) состоит из бархатного джуббоне и кальцони.

Джуббоне (итальянское название) – распашная мужская куртка из бархата со съемной баской и объемными рукавами. Во Франции подобную куртку называли – пурпуэн.

Силуэт куртки-джуббоне приталенный с расширенной линией плеча, объемным в верхней части рукавом и декоративной деталью по линии проймы придают лифу форму трапеции. Зрительно талия кажется очень тонкой по сравнению с массивным плечевым поясом.

Массивность верхней части костюма усиливается маленьким объемом штанов – кальцони.

Линия плеч сильно расширена, по линии талии джуббоне плотно прилегает. Лиф с центральным разрезом без застежки и удлиненной линией талии к центру переда. Спинка лифа со швом по середине. Широкая баска с большим количеством складок может быть пришита к лифу или надеваться поверх него и завязываться поясом с бантом. Длина баски до середины бедра.

Объемный рукав имеет окорокообразную форму. Рукав привязан к проймам ленточками. Место присоединения рукава прикрыто декоративными фигурными элементами. Узкий низ рукава украшен кружевными манжетами. Все края джуббоне – горловина, края полочек, низ рукава, проймы, низ баски – украшены тканой и расшитой бусами тесьмой.

Узкие штаны кальцони привязаны по линии талии к лифу джуббоне. Изготовлены из тонкого сукна.

Под передом видна часть нижней куртки без рукавов с застежкой.

1.5.2. Оформление пп. 2 и 4 задания №2

–  –  –

Экзамен по дисциплине состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает ответы на вопросы, приведенные в табл. 1.3, градированные по уровню сложности. Ответы на вопросы позволяют оценить уровень полученных знаний по следующим критериям: «удовлетворительно»

(У), «хорошо» (Х), «отлично» (О).

Таблица 1.3 Вопросы к экзамену по разделам дисциплин

–  –  –

11 Назовите основные виды украшений в + античном костюме.

12 Охарактеризуйте цветовую гамму и + орнаментацию античного костюма.

Сформулируйте основные стилеобразующие + приемы при проектировании современной одежды по мотивам стилей Древнего мира.

2. Костюм средних веков 13 Охарактеризуйте исторические, экономические + + + и социальные условия формирования двух стилей средневековья.

14 Сравните эстетический идеал красоты раннего + + + средневековья и позднего средневековья.

15 Перечислите основные виды одежды раннего + + + средневековья.

16 Перечислите основные виды одежды позднего + + + средневековья.

17 Перечислите признаки развития кроя в одежде + + позднего средневековья.

18 По конкретной фотографии исторической + + одежды романского стиля назовите изображенные виды одежд, определите их социальную принадлежность, охарактеризуйте материалы для их изготовления.

19 По конкретной фотографии исторической + + одежды готического стиля назовите изображенные виды одежд, определите их социальную принадлежность, охарактеризуйте материалы для их изготовления.

20 Для конкретного вида одежды готического + стиля разработайте примерную схему кроя.

21 Охарактеризуйте цветовую гамму одежд + + + позднего средневековья.

22 Назовите особенности декора одежд романского + + стиля.

23 Сформулируйте основные стилеобразующие + приемы при проектировании современной одежды по мотивам стилей средневековья.

–  –  –

38 Сформулируйте основные стилеобразующие + приемы при проектировании современной одежды по мотивам стиля ренессанс.



4.2. Костюм стиля барокко 39 Охарактеризуйте исторические, экономические и + + + социальные условия формирования стиля барокко.

40 Сформулируйте признаки эстетического идеала + + + мужской красоты XVII в.

41 Сформулируйте признаки эстетического идеала + + + женской красоты XVII в.

42 Объясните, как изменились пропорции костюма + + и его декор под влиянием нового эстетического идеала красоты.

43 Какие материалы по цвету, волокнистому + + составу, декоративному оформлению использовались для костюма стиля барокко?

44 Сформулируйте основные стилеобразующие + приемы при проектировании современной одежды по мотивам стиля барокко.

45 По конкретной фотографии исторической одежды + + стиля барокко назовите ее вид, определите социальную принадлежность, охарактеризуйте материалы для ее изготовления.

46 Для конкретного вида одежды периода XVII в. + разработайте примерную схему кроя.

4.3. Костюм стиля рококо 47 Охарактеризуйте исторические, экономические и + + + социальные условия формирования стиля рококо.

48 Сформулируйте признаки эстетического идеала + + + мужской красоты стиля рококо.

49 Сформулируйте признаки эстетического идеала + + + женской красоты стиля рококо.

50 Объясните, как изменились пропорции костюма + + и его декор под влиянием эстетического идеала красоты периода рококо.

51 Какие материалы по цвету, волокнистому составу, + + декоративному оформлению использовались для костюма стиля рококо?

52 Сформулируйте основные стилеобразующие + принципы стиля рококо.

–  –  –

2. ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ

2.1. Вопросы для проверки начальных знаний, необходимых для изучения дисциплины

1. Объясните понятие «народный костюм».

2. Какие материалы использовались для изготовления народной одежды?

3. Какие материалы использовались для декорирования народной одежды?

4. Как отражается уровень технического прогресса общества на художественно-конструктивном решении народного костюма?

5. В чем выражалось различие народного костюма по географическому признаку?

6. По каким признакам можно судить об одежде как о национальном костюме?

7. Перечислите и охарактеризуйте основные декоративные приемы украшения народного костюма.

8. Объясните понятия «мода», «молодежная мода».

2.2. Источники информации для повторения ранее изученного и освоения нового материала Основная литература

1. Кузнецова, О.А. Культура русского народа IX-XVII вв. / хрестоматия / О.А.Кузнецова; автор-составитель, ил. прил.

В.Л.Соловьев. – Иваново: ИГТА, 2007. - 216 с.

2. Пармон, Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов / Ф.М.Пармон. – М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с., ил.

Дополнительная литература

1. Горина, Г.С. Моделирование формы одежды / Г.С.Горина.

М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 184 с.

2. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм / Ф.М.Пармон. М.:

Легпромбытиздат, 1994.

3. Козлова, Т.В. Художественное проектирование костюма /Т.В.Козлова. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1981. - 144 с.

4. Козлова, Н.Б. Магия русского стиля / Н.Б. Козлова. – М.:

Московские учебники и Картолитография, 2008. - 512 с.: ил.

_______________________

Контрольная работа составлена доц., к. т. н. Л.Н.Соколовой.

5. Горожанина, С.В. Русский народный свадебный костюм из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музеязаповедника / С.В.Горожанина, С.В. Козлова, Л.М. Зайцева. М.:

Культура и традиции, 2003. 203 с.: ил.

6. Черемных, А.И. Основы художественного конструирования женской одежды / А.И.Черемных. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.- 144 с., ил.

7. Горина, Г.С. Народные традиции в моделировании одежды /Г.С.Горина. - М.: Легкая индустрия, 1974. - 182 с.

8. Бланк, А. Ф. Русская народная одежда и современное платье / А.Ф Бланк, З.М. Фомина. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 176 с.: ил.

9. Ефимова, Л.Ф. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей / Л.В.Ефимова. – М.: Советская Россия, 1989. с.: ил.

10. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма /М.Н.

Мерцалова. – М.: Молодая гвардия, 1975.

11. Рачинская, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Е.И.Рачинская, В.И. Сидоренко. - Ростов н/Д.:

Феникс, 2002. – 608 с. – (Серия «Учебники, учебные пособия»).

12. Гуссейнов, Г.М. Композиция костюма: учеб. пособие для вузов / Г.М. Гуссейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова [и др.]. – М.:

Академия, 2003. – 432 с.

13. Пармон, Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов/ Ф. М.

Пармон; под ред. В. Д. Дыминского. – 2-е изд., перераб. и доп. М.:

Легпромбытиздат, 1997.- 318 с. : ил.

14. Соколова, Л.Н. Творчество французских стилистов: текст лекций / Л.Н.Соколова, А.Н.Киселева. Иваново, 1994.

15. Стриженова, Т. Из истории советского костюма /Т.Стриженова. М.: Советская Россия, 1974. – 192 с.

16. Булатова, Е. Б. Моделирование и конструирование головных уборов: учеб. пособие / Е. Б. Булатова. – М.: Академия, 2007. – 112 с., ил.

Программное обеспечение и интернет--ресурсы www.costumehistory.ru www.moda-history.ru www.barbymoda.narod.ru www.community.livejournal.com www.styleage.ru

Контрольная работа является заданием, включающим аналитический обзор исторического и современного костюма, процесс проектирования одежды с использованием народных традиций, адаптация проектных форм к современной фигуре и моде. Задание формирует проектное мышление, его выполнение приводит к реальному результату. Выполненная в полном объеме работа раскрывает творческий потенциал будущего специалиста.

Контрольная работа включает задания по анализу костюма в системе художественной культуры, изучению способов получения формы одежды без раскроя ткани, освоению навыков получения формы одежды на основе прямого кроя народного костюма и трансформация его в современной одежде.

Конечной целью является разработка эскизной коллекции и изготовление в материале моделей современной одежды с использованием прямого кроя.

Для успешного выполнения контрольной работы необходимо последовательное выполнение следующих задач:

1. Анализ современного костюма в системе художественной культуры (на примере одного из стилей).

2. Изучение способов проектирования драпированной одежды различного назначения (в том числе декоративных дополнений).

3. Изучение особенностей проектирования одежды на основе прямого кроя (на примере народного костюма).

Особое внимание следует уделить изучению форм и конструкций народного костюма. Грамотно и вдумчиво подойдите к изготовлению макета одного из видов народной одежды.

Основными источниками для изучения исторического (народного) костюма, эстетического идеала современника, культуры общества, костюма в системе художественной культуры, модного направления в одежде являются: учебная литература (см. список рекомендуемой литературы), журналы мод, каталоги, видеоматериалы.

http://www.arabio.ru/clothes.htm http://www.

Alljeans.ru http://woman.saechka.ru/krasota/kras/kras/09.php http://www.fashiontime.ru/category/style/casual.html http://www.fg.ru/ www.vintageblues.com www.fashion-era.com http://www.vintageblues.com/ http://www.sarafan.ru/ http://fashion.i-rus.ru/ http://www.osinka.ru/ http://www.vogue.ru/ http://www.med-beauty.ru/magazine/ http://nuance.org.ua/ http://www.fashionpeople.ru/books/ http://unacarrera.narod.ru Задание №1. Выполнить анализ современного костюма в системе художественной культуры (на примере одного из стилей).

При выполнении задания №1 следует руководствоваться следующим:

1. Выбрать соответствующий вариант темы (стиля) в соответствии с цифрой номера зачетной книжки (табл. 2.1).

2. Собрать материал для анализа заданного стилевого направления по различным литературным источникам.

3. Оформить задание в виде презентации (программа Microsoft Power Point) или файла документа Microsoft Word (рис.2.1, 2.2).

Количество слайдов в презентации – не менее 10. Количество иллюстраций зависит от полноты раскрытия темы. Необходимо отразить основные черты стиля, этапы возникновения и развития. В презентации должны присутствовать примеры современных моделей одежды соответствующего стиля (10-15 моделей). Иллюстрации сопроводить надписями, ссылками на библиографический источник, пояснениями (см. рис. 2.1, 2.2).

–  –  –

Задание №2. Изучение способов проектирования драпированной одежды различного назначения (в том числе декоративных дополнений).

1. По журналам мод или по итогам последней Недели моды подобрать 5 моделей одежды, в которых форма получена с помощью прямого кроя и драпировки. Ассортимент одежды должен включать юбку, платье, блузку, жилет и т.д.

2. Определить актуальность использования прямого кроя в разных видах ассортимента.

3. Выполнить описание моделей, разработать предполагаемые схемы кроя (рис. 2.3).

Задание №3. Изучение особенностей проектирования одежды на основе прямого кроя (на примере народного костюма).

1. По различным литературным источникам выполнить зарисовки трех разных видов русской народной одежды (рис. 2.4).

2. Зарисовать схему кроя одного вида женской народной одежды прямого кроя (рубаха, занавеска, сарафан, понева, шушпан) (рис. 2.5).

3. Перечислить наименование деталей на схеме кроя.

4. Выполнить чертеж конструкции одного вида народной одежды.

5. Вырезать шаблоны для раскроя, используя построенную конструкцию (рис. 2.6).

6. Раскроить и сметать макет одежды прямого кроя в натуральную величину (рис. 2.7).

7. На примере полученной формы разработать эскизную творческую коллекцию современных моделей одежды прямого кроя (рис. 2.8).

8. Для одной модели из коллекции нарисовать технический рисунок и схему кроя (рис. 2.9).

2.4. Требования к оформлению контрольной работы

Пояснительную записку к контрольной работе и все задания оформляют на стандартных листах формата А4.

Задание №1. Представить в виде презентации в распечатанном варианте и в электронном виде на СД диске, вложенном в пояснительную записку.

Задание №2. Выполнить на бумаге для рисования формата А4.

Изображение моделей представить в формате *.jpeg с указанием источника. Предполагаемую схему кроя представить в любом графическом редакторе или нарисованную вручную (рис.2.3).

–  –  –

Рис. 2.1. Пример оформления презентации на тему «Стиль casual», выполненной в программе Microsoft Power Point.

Признаки стиля casual:

Casual style: мода без правил.

Цвета: любая цветовая гамма, начиная от белого и заканчивая пёстрыми, искрящимися и насыщенными.

Силуэты: свободные, ненавязчивые, главное комфортные.

Ткани: мягкие и приятные на ощупь.

Аксессуары: очки, браслеты, атласные ремешки, пуговицы, различные булавки, броши, украшенные подвесками и крупными бусинами, кольца, украшения на шею, серьги, платки, яркие сумочки.

Для мужчин главным аксессуаром является галстук.

Галстук может сочетаться со всеми оттенками.

Обувь: броская удобная обувь, на легком ходу (балетки, кроссовки, ботиночки), или на устойчивом каблуке.

Вариант гардероба: джинсы и пуловеры, брюки и рубашки, футболки и толстовки, причудливые юбки и платья, замысловатые футболки – с короткими или длинными рукавами, куртками-пилотами, джинсами и брюками.

–  –  –

5. http://www.womenclub.ru/style/2313.htm

6. http://lesita.com.ua/?p=2107 http://lesita.com.ua/?p=2107 Рис. 2.2. Пример оформления презентации на тему «Стиль casual», выполненной в программе Microsoft Power Point.

Студенческая работа И.Соколовой, ИГТА

Задание №3. Выполнить поэтапно:

1. Зарисовки разных видов русской народной одежды представить в цветной графике на бумаге формата А4. Рисунок сопроводить надписью и кратким описанием (рис. 2.4).

2. Схему кроя рубахи, занавески сарафана или юбки зарисовать в масштабе, указать наименование деталей кроя (рис. 2.5).

3. Чертеж конструкции одного вида одежды выполнить на миллиметровой бумаге в натуральную величину, вырезать шаблоны для раскроя. Подписать наименование деталей, срезов, указать места сгибов, присборивания и т.п. Вложить шаблоны в конверт или файл, сделать спецификацию. Пример оформления шаблона представлен на рис. 2.6.

4. Сметать макет изделия из макетной ткани. Детали должны быть соединены ручными прямыми стежками, без обметывания срезов. Стачивание машинной строчкой недопустимо. Сделать фотографии макета на фигуре (рис. 2.7).

5. Авторскую эскизную коллекцию из трех моделей нарисовать на листе бумаги формата А4 с использованием любых графических приемов, в цвете (рис. 2.8). Модели одежды авторской коллекции должны быть дополнены головными уборами и обувью.

Написать выводы по работе. Оформить список используемых источников.

Все три задания должны быть сброшюрованы в одну папку.

6. Технический рисунок одной модели выполнить на формате А4 в графике, сопроводить предполагаемой схемой кроя (рис. 2.9).

2.5. Примеры правильного оформления этапов контрольной работы 2.5.1. Оформление задания №1 Анализ современного костюма в системе художественной культуры на примере стиля casual представлен на рис. 2.1, 2.2.

2.5.2. Оформление задания №2 Из коллекции «весна-лето 2012» по материалам недели моды в Москве подобрано 5 моделей одежды на основе прямого кроя с использованием различных способов формообразования. Из просмотренных моделей 18, выполнены с помощью простого прямого кроя; 50 из общего количества моделей имеют драпировку в качестве основного или декоративного средства формообразования. Таким образом, простой прямой крой и драпировка в современных моделях актуальна. На рис. 2.3 представлено платье, выполненное на основе прямого кроя.

–  –  –

Женское платье прямого силуэта свободной формы выполнено из шифона гофре. Форма платья спроектирована из прямоугольного куска материала, присобранного по горловине.

Платье с одним швом сзади. Для проймы сделаны разрезы по боковым сгибам материала. Декоративная деталь пелерины образована отогнутой полоской ткани, присобранной по горловине на резинку. Кулиска для резинки расположена на расстоянии 20 см от верхнего сгиба и создает возможность образования воротника-оборки.

2.5.3. Оформление задания №3 Примеры оформления задания №3 представлены на рис. 2.4 - 2.9.

–  –  –

2.6. Вопросы к зачету

1. Назовите типы одежд по принципу формообразования.

2. Что такое драпировка?

3. Назовите виды драпировок.

4. Перечислите виды древних драпированных одежд.

5. Назовите современные варианты драпированных одежд.

6. Какие свойства материала наиболее важны при проектировании драпированных форм?

7. Перечислите исторические варианты накладных одежд.

8. Назовите современные варианты накладных одежд.

9. Перечислите ассортимент современной некроеной одежды для отдыха.

10. Объясните понятие «прямой крой».

11. Назовите имена художников – основоположников использования народного костюма как источника творчества.

12. Назовите имя дизайнера – архитектора в моде.

13.Существует ли взаимосвязь стиля конструктивизм с прямым кроем?

14. Перечислите основные виды народной одежды вашего региона.

15. Охарактеризуйте основные силуэтные формы народного костюма.

16. Дайте характеристику элементов формы народного костюма.

17. Назовите виды декоративного оформления народной одежды.

18. Назовите имена современных дизайнеров, использующих народный костюм как источник творчества.

19. Перечислите конструктивные приемы при разработке кроя народной одежды.

20. Что такое полик?

21. Перечислите виды полика.

22. Перечислите основные функции полика.

23. Какую роль играет полик в формообразовании одежды?

24. Назовите, за счет чего обеспечивается свобода движения в народной одежде.

25. Какой прием использовали при раскрое народной одежды?

26. Какую функцию в одежде выполняет ластовица?

27. Какие простейшие приемы моделирования позволяют расширить прямое изделие книзу?

28.Какое значение имеет головной убор при формировании образа?

29.Какой вид обуви предпочтителен для создания фольклорного стиля?

2.7. Ошибки, наиболее часто встречающиеся при выполнении контрольной работы

1. При выполнении заданий отсутствуют источники информации, ссылки на них и имена авторов – дизайнеров моделей одежды.

2. Макеты изготовлены с использованием швейного оборудования.

3. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУКТОРА ОДЕЖДЫ *

Дисциплина «Основы профессиональной деятельности конструктора одежды» (далее ОПДКО) является специальной. Ее основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить глубокое освоение обучающимися основ будущей профессии, приобщить их к творческому поиску, развить умение анализировать информацию из сферы индустрии модной одежды, развить новаторские способности к решению художественно-конструкторских задач, связанных с проектированием и изготовлением одежды.

Контрольная работа по дисциплине имеет комплексный характер, поскольку предусматривает ознакомление с основными этапами развития одежды, специальной терминологией, видами швейных изделий и одежды, основными стилями исторической и современной одежды и другими вопросами. Дисциплина ОПДКО формирует творческий подход к процессу создания одежды на основе знаний творчества известных дизайнеров. Содержание контрольной работы позволяет осмысленно использовать полученные знания в дальнейшем изучении специальных дисциплин «Конструирование изделий легкой промышленности», «Конструктивное моделирование», «Композиция костюма» и др.

3.1. Вопросы для проверки начальных знаний, необходимых для изучения дисциплины

1. Назовите примерную структуру современного гардероба одежды.

2. Какие требования предъявляют к одежде разного назначения?

3. Перечислите основные источники, публикующие информацию о событиях в мире индустрии моды.

4. Назовите основные этапы производства одежды.

5. В чем заключаются особенности функционирования рынка одежды и труда в России и мире в целом?

___________________

*Контрольная работа составлена асс. И.В.Жуковой

3.2. Источники информации для повторения ранее изученного и освоения нового материала Основная литература

1. Кузьмичев, В.Е. Основы проектирования и анализа чертежей конструкций одежды: учебное пособие / В.Е.Кузьмичев, Н.И.Ахмедулова, Л.П.Юдина. – Иваново, ИГТА, 2011. 280 с.

2. Афанасьева, Н.В. Женская мода в России XX-XXI веков:

костюм фигура – конструкция: учеб. пособие / Н.В.Афанасьева, В.Е.Кузьмичев. – Самара: СГАСУ, 2005. – 128 с.

3. Конструктивные прибавки в женской и мужской одежде ХХХХ1 вв. / сост. В.Е. Кузьмичев. – Иваново, ИГТА, 2010.

4. Силаева, М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам / М.А.Силаева. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003. – 528 с.

5. Основы промышленной технологии поузловой обработки верхней одежды. М.: Легкая индустрия, 1976.- 560 с.

6. Промышленная технология поузловой обработки специальной одежды / З.С. Чубарова, А.В. Рощупкина, З.Д. Репина [и др.]. 2-е изд.- М.: Легкая индустрия, 1983. 120 с.

7. Шершнева, Л.П. Конструирование одежды: Теория и практика:

учеб. пособие / Л.П. Шершнева, Л.В. Ларькина. – М.: ФОРУМ:

ИНФРА-М, 2006. 288 с.

8. Янчевская, Е.А. Конструирование одежды: учебник / Е.А.

Янчевская. – М.: Академия, 2005. 384 с.

9. Разработка базовых конструкций поясной одежды:

методические указания для студентов дневной и заочной форм обучения / сост. Л.П.Юдина. – Иваново, ИГТА, 2000. – 36 с. (№ 2121 в библиотеке вуза).

Дополнительная литература

1. Кузьмичев, В.Е. Методы обработки швейных изделий: Текст лекций / В.Е. Кузьмичев. – Иваново: ИХТИ, 1988. - 52 с.

2. Кузьмичев, В.Е. Свойства текстильных материалов, влияющие на технологию изготовления швейных изделий: текст лекций /В.Е.

Кузьмичев, О.Г. Ефимова. – Иваново: ИХТИ, 1992. 128 с.

3. Журналы «Индустрия моды».

4. Журналы «Ателье».

5. Журналы «International Textiles».

6. Журналы «Швейная промышленность».

7. Журналы «PROfashion».

Интернет-ресурсы http://streetpeeper.com/fashion/ (уличная мода) http://www.lookatme.ru/flows/moda/ (примеры обзоров модных тенденций) http://www.slideshare.net/ (образцы лучших презентаций) http://www.mpdclick.com/ (прогнозы модных тенденций) http://www.style.com/ (обзоры Недель моды) http://www.moda.ru/ (обзор российской моды) http://www.osinka.ru/ (обзор новинок в области конструирования одежды), www.riamoda.ru (РИА «Мода»), www.modnaya.ru (Модная Россия), www.rosdr.ru (российский деловой реестр), www.rustm.net (российские торговые марки) www.tvorim.e-gloryon.com (школа конструирования и моделирования одежды)

Контрольная работа №1 Цель работы - знакомство с профессиональной терминологией и историей становления индустрии моды.

Контрольная работа включает три этапа:

1. Изучение исторических и современных видов одежды.

2. Изучение творчества всемирных известных и российских дизайнеров.

3. Разработка технологической последовательности изготовления узла одежды.

1.Изучение исторических и современных видов одежды.

Используя различные источники информации (энциклопедии, справочники, книги, журналы), необходимо составить каталог, состоящий из 70 видов одежды. Результаты поиска сгруппировать по видам одежды и представить в виде таблицы (см. табл 3.1).

Наименование одежды (графа 1) следует привести по-русски в именительном падеже, единственном (если не принято множественное) числе, а также на языке той страны, где она впервые появилась.

Зарисовку одежды (графа 2) выполнить в виде технического рисунка с обозначением и прорисовкой всех конструктивных линий с использованием любых графических средств.

–  –  –

Можно использовать компьютерной графики и размещение фотографий.

Определение вида одежды (графа 3) проверить по нескольким источникам информации, а для современной одежды обязательно сравнить с ГОСТ 17037-83 "Изделия швейные. Термины и определения".

При заполнении табл. 3.1 все виды одежды сгруппировать следующим образом:

1. нательное белье (одежда, надеваемая непосредственно на тело и предназначенная для формирования, поддержания его отдельных частей или других видов одежды);

2. однослойная одежда (одежда, надеваемая на нательное белье или непосредственно на тело, состоящая из одного вида материала и предназначенная для ношения дома или вне помещения);

3. многослойная одежда (одежда, надеваемая на нательное белье, однослойную одежду, предназначенная для ношения вне помещения и состоящая из нескольких слоев разных материалов).

Историческую одежду следует изучить на примере отдельно взятой страны или региона России для различных временных периодов. В качестве объекта изучения можно выбрать следующие страны, которые внесли наибольший вклад в общемировой стиль одежды: Англия, Франция, Испания, Италия, Германия, Япония, Китай.

Для изучения исторической одежды России можно взять костюмы разных районов и губерний, например Владимирской, Вологодской, Рязанской, Нижегородской, Воронежской, Юга России. Историческую одежду необходимо зарисовать в цвете.

Привести список использованных источников информации.

2.Изучение творчества всемирно известных зарубежных и российских дизайнеров. Следует самостоятельно выбрать того дизайнера, творчество которого наиболее интересно.

Ответ на вопрос следует построить по следующей схеме:

1. биографическая справка,

2. основные этапы творчества,

3. вклад в мировую моду.

Для иллюстрации ответа необходимо выполнить собственные рисунки (копии) наиболее известных моделей дизайнера. Количество рисунков - не менее пяти.

Привести список всех использованных источников информации.

Основные ошибки при выполнении задания:

1. отсутствие сносок по тексту, указывающих на используемые в работе источники исходной информации;

3.Разработка технологической последовательности изготовлении узла одежды. Используя литературу , разработать технологическую последовательность обработки прорезного кармана в зависимости от вида одежды и материала.

Варианты прорезного кармана:

1. с клапаном и одной обтачкой;

2. с клапаном и двумя обтачками;

3. в сложную рамку;

4. в простую рамку;

5. в простую рамку с молнией;

6. с листочкой с втачными концами;

7. с листочкой с настрочными концами.

Работу необходимо начать с зарисовки модели в виде технического рисунка. Технологическую последовательность обработки прорезного кармана представить в виде таблицы (см. табл. 3.2).

Наименование технологической операции (графа 1) следует привести с указанием обрабатываемых деталей кроя. Технологическая операция - это часть технологического процесса, которая осуществляется непрерывно на одном рабочем месте и состоит из последовательных действиях рабочего, обрабатывающего одну деталь или одновременно несколько деталей.

Технические условия на выполнение операции (графа 2) заполнить с указанием всех параметров, необходимых для ее выполнения. Технические условия - это требования, которым должны удовлетворять виды работ. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Конструктивное устройство кармана на различных этапах изготовления (графа 3) показать в виде технического рисунка. Можно использовать компьютерные графические средства.

–  –  –

Изготовить образец кармана в натуральную величину из материала, выбранным в соответствии с видом одежды.

Контрольная работа №2 Цель работы - знакомство со структурными характеристиками формы одежды и освоение принципов построения конструкции одежды.

Контрольная работа включает два этапа:

1. Составление конструкторской документации на модель плечевой одежды.

2. Разработка чертежа конструкции прямой юбки.

1.Составление конструкторской документации на модель одежды

1.1. Выбрать из Интернета, журналов мод или каталогов одну модель женской одежды (блузки, жилета, платья). Привести или фотографию выбранной модели (рис. 3.2).

1.2. Выполнить технический рисунок выбранной модели: вид спереди и сзади (рис. 3.3). Техническим является рисунок модели, выполненный с соблюдением реальных соотношений частей изделия и его пропорций. Рисунок одежды выполнить на фигуре в черно-белом цвете.

1.3. Привести художественно- конструкторское описание модели.

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА» Институт радиоэлектроники и информационных технологий Кафедра «Информационные радиосистемы» Приобретение практических навыков работы с электронной таблицей OpenOffice.org Calc для Windows Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Информационные технологии» для...»

«Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.Программа включает четыре раздела: «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ технический профиль Специальность: «Компьютерные сети» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Самара, 2015 г. ОДОБРЕНО Составлено в соответствии Предметно цикловой с требованиями ФГОС СПО по спеметодической)...»

« технический университет» (УГТУ) Хвойные древесные породы Методические указания Ухта, УГТУ, 2014 УДК 674.031.1/.3 (075.8) ББК 43.4 я7 К 61 Коломинова, М. В. К 61 Хвойные древесные породы [Текст] : метод. указания / М. В. Коломинова. – Ухта: УГТУ, 2014. – 67 с. Методические указания предназначены для практических занятий по дисциплинам...»

«Федеральное агентство по образованию Архангельский государственный технический университет НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕРЕВООБРАБОТКЕ Методические указания к курсовой и дипломной работам Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механической технологии древесины Архангельского государственного технического университета 5 ноября 2008 года Составитель А.Д. Голяков, канд. техн. наук, проф. кафедры лесопильно-строгальных производств Рецензент Г.П. Бородина, доц. кафедры...»

«Иркутский государственный технический университет Научно-техническая библиотека Автоматизированная система книгообеспеченности учебного процесса Рекомендуемая литература по учебной дисциплине Экология № п/п Краткое библиографическое описание Электронный Гриф Полочный Кол-во экз. индекс 1) Акимова Татьяна Акимовна 504 38 экз. Экология: Природа-Человек-Техника: [Учеб. для техн. направления и А39 специальностей вузов] / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. М. : ЮНИТИ-Дана, 2001. 343 с. :...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Утверждаю Зам. директора ЮТИ ТПУ по УР _В.Л. Бибик « » _2014 г. Воробьева Т.В. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к выполнению письменной контрольной работы по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения специальности 080100...»

«Министерство образования и науки РФ _ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.М. Кирова» _ Кафедра неорганической и аналитической химии КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине »Коррозия оборудования и защита от нее» для студентов, обучающихся по направлениям 240100(18.03.01) и 241000...»

«ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» Утверждено ученым советом 18 мая 2012г. протокол № 5 Переутверждено ученым советом 20 декабря 2013г. протокол№5 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки (специальность): 21.05.03...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) О. Н. БУРМИСТРОВА, А. М. БУРГОНУТДИНОВ, Б. С. ЮШКОВ, А. Г. ОКУНЕВА Дорожные условия и безопасность движения на лесовозных автомобильных дорогах Учебное пособие Допущено УМО по образованию в области лесного дела в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки дипломированных...»

« Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» Содержание 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..3 2. ОБЩАЯ ХАКАРТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.3 3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...»

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИШКЕК – 2015 ~1~ УДК 376 ББК 74.1 М 54 Под общей редакцией вед. специалиста МОН КР Мамбетовой С.С. Составители: Орусбаева Т., Надирбекова А., Дунганова Д., Асаналиева Б., Джапарова З., Романова Т., Лисицина М. Рецензенты: Phd педагогики Бообекова К., к.п.н., доцент Быковченко Н.С. Утверждено к печати Ученым советом Кыргызского Государственного Университета им. И.Арабаева...»

«Серия «Высшее образование» О. Ю. СВИРИДОВ, А. А. ЛЫСОЧЕНКО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 080100 - «Экономика», 080200 - «Менеджмент» Ростов на Дону «ФЕНИКС» Интернет-магазин www.phoenixbooks.ru УДК 336(075.8) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ ББК 65.268я73 КТК 0910 С24 Свиридов О. Ю. Международные финансы:...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Экономическое обоснование дипломных проектов Часть I. Обоснование и расчёт сметной стоимости при проектировании поисково-оценочных и научно-исследовательских работ в дипломных проектах для студентов специальности 130306 М и ГГ «Прикладная геохимия, петрология, минералогия» Методические указания 2-е издание,...»

«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Методические указания Н. Ю. Терехова, И.А. Филатов Креативные технологии в промышленном дизайне МГТУ имени Н.Э. Баумана Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Н.Ю.Терехова, И.А.Филатов Креативные технологии в...»

«А.А. Дорофеев Основы теории тепловых ракетных двигателей Теория, расчет и проектирование Издание 3-е, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров 160400.62.68 «Ракетные комплексы и космонавтика» и инженеров по специальности 160700.65 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» Москва...»

«Международный издательский центр «Этносоциум» МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Э. БАУМАНА И.С. Потапцев, Г.П. Павлихин, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Под редакцией проф. В.А. Городничева МГТУ им. Н.Э. Баумана Москва 2015 «Этносоциум» УДК 32(075) ББК 6 ISBN 978-5-904336-30-1 Рецензенты: Герди В.Н. канд. тех. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана Ларина Г.Е.,...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Т.Г. Неретина ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ Утверждено Редакционноиздательским советом университета в качестве учебного пособия Магнитогорск УДК 37.0056.264 ББК 74.3(я73) Н 54 Рецензенты: Канд. пед. наук., доцент каф. развития дошкольного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО К. П. Зайцева Зав. кафедрой специального образования и медикобиологических дисциплин ФГБОУ ВПО...»

« УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА» С.О. Зубович КОРПУСКУЛЯРНЫЕ И ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА ЧАСТИЦ Методические указания Волгоград УДК 53 (075.5) Рецензент: Канд. физ.-мат. наук, доцент Т.А. Сухова Издается по решению...»

« технологических систем Кафедра Сервиса и эксплуатации транспортных и технологических машин Одобрена: Утверждаю: Кафедрой СЭТТМ Директор ИАТТС Протокол № от 2015 г. _Е.Е. Баженов Зав.кафедрой А.П. Панычев «»2015г. Методической комиссией ИАТТС Протокол № от 2015г. Председатель МК_ Д.В.Демидов ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

ТЕМА ПРОГРАММЫ: Ассортимент женских поясных изделий. Конструирование юбок и брюк.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (4 часа)

ТЕМА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЮБОК

Цель работы: освоение методики разработки конструкции прямой юбки, разработка на ее основе юбок других конструкций (зауженной книзу, годе, шести шовной).

    Определить исходные данные для построения чертежей конструкций юбок.

    Выполнить расчет чертежа конструкции прямой юбки в табличной форме по своим измерениям.

3. Построить чертеж конструкции прямой юбки в масштабе 1:1.

    На чертеж прямой классической юбки нанести модельные линии юбок других конструкций (трапециевидной, шести шовной, годе).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    Какую одежду называют поясной? Какие поясные изделия вам известны?

    Как называют конструктивные линии и основные детали юбок?

    Какие измерения и прибавки используют для построения чертежа основы прямой юбки?

    Как построить основные горизонтальные линии в прямых юбках?

    Для чего определяют разницу между шириной юбки по линии бедер и талии?

    Как располагают вытачки по линии талии? Как они называются? Как рассчитать раствор каждой вытачки?

ОСНАЩЕНИЕ: чертеж прямой классической юбки в масштабе 1:4, эскизы моделей различных конструкций юбок, бумага для чертежа, чертежные инструменты.

Практическая работа учащихся:

    Исходные данные для построения чертежа:

Для построения чертежей основ конструкций юбок используют измерения Ст – полу обхват талии, Сб – полу обхват бедер, Дтп1 – длина от точки основания шеи до талии спереди, Дсз – длина юбки сзади, Дсп – длина юбки спереди, Дсб – длина юбки сбоку, расстояние от пола до желаемой длины юбки.

Размерные признаки конкретной фигуры:

Ст =_______ Сб = __________ Дтс 1 = __________

Дсз п = _______ Дсп п = ________ Дсб п = __________

Прибавки на свободное облегание для юбок , см

Степень прилегания

По линии талии

По линии бедер

Очень плотное

0–0,5

Плотное

0,5 – 0,7

0,7–1,0

Среднее

1,5–2,0

Свободное

свыше 1,0

свыше 2,0

Модели женских юбок

Прибавки на свободное облегание принятые для конструирования:

Пт = ____________ Пб = _____________

2. Расчеты для построения чертежа конструкции юбки каждый студент записывает в форме таблицы.

Расчет чертежа базовой конструкции женской юбки

________________(размер)

Наименование конструктивного участка

Условное обознач.

Расчетная формула

Расчет

Величина, см

Длина юбки сзади

По модели

Величина укорочения юбки от пола

Дсз п – Дю сз

Длина юбки сбоку (только для индивидуальных фигур)

Дсб п - Х

Длина юбки спереди (только для индивидуальных фигур)

Дсп п - Х

Уровень линии бедер

Д тс1 /2 – 2.

Ширина юбки по линии бедер

ББ 1

Ширина заднего полотнища юбки

ББ 2

(С б + П б)/2 – (0…2)

Суммарный раствор вытачек по линии талии

∑ Вытачек

или

(ТТ 2 + Т 2 Т 1 ) – (С т + П т )

(С б + П б) – (С т + П т).

Раствор боковой вытачки

0,5*∑ В

Раствор задней вытачки

0,35*∑ В (мах 5 см)

Раствор передней вытачки

0,15*∑ В(мах 3см)

Положение задней вытачки

ББ 3

0,4* ББ 2 (мах 9 см)

Положение передней вытачки

Б 1 Б 4

длина задней вытачки

длина боковой вытачки

длина передней вытачки

    Построение чертежа прямой двух шовной юбки со шлицей по среднему срезу задней половинки выполняют в натуральную величину по измерениям конкретных фигур.

    На чертеж прямой классической юбки нанести модельные линии юбок других конструкций (шести шовной, годе, трапециевидной). Длина юбок различной конструкции должна быть различной.

    Домашнее задание: Изготовить макет прямой юбки на индивидуальную фигуру

Выводы и замечания по работе (после примерки макета):

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термин «конструирование» (от латинского слова построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Сюда входит и архитектурное решение, в котором предмет создается определенным сочетанием строительного материала, соединяемого в соответствующем порядке.

Отталкиваясь от толкования данного слова в различных словарях, мы прежде всего обращаем внимание на то, что: конструирование - это главным образом деятельность ума, а не рук. Это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность. Наиболее существенным признаком конструктивной деятельности является целеполагание, т. е. более или менее четкое осознание конечной цели работы, того, что должно в результате получиться.

Таким образом процесс конструирования предусматривает следующее: каждая деталь изделия тоже создается, разрабатывается, т. е. конструируется. Сконструировать, допустим, платье, значит не только представить в материале его внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т. д. ; значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т. е. полностью разрабатывает его.

Конструктивная деятельность является творческой, как говорят, по определению. Все другие случаи, которые предполагают, что ученик является от начала до конца исполнителем чужого замысла, конст руированием назвать нельзя. Не относятся к конструиро ванию ни повторение уже известных действий, ни бесцель ное манипулирование с предметами.

Определив основную особенность конструирования - его творческое начало, мы должны иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей.

В этом смысле учебное конструирование, безусловно, будет отличаться от деятельности взрослого конструктора аналогично тому, как учебная исследовательская деятельность отличается от работы ученогоисследователя (открытия ученого являются объективными, новыми для человечества, а в учебных исследованиях новизна субъективная, открывающая обычно уже известные человечеству факты).

Тем не менее и учебное, и «настоящее» конструирование объединяются главным: в том и другом присутствует поисковая деятельность.

ВИДЫ УЧЕБНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ: а) конструирование по образцу (или по предмету); б) конструирование по модели; в) конструирование по заданным условиям; проектирование.

Виды конструирования (по используемому материалу): q Конструирование из бумаги q Конструирование из природного материала q Конструирование из дополнительного материала

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой создаются относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи (ХРТ).

Ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. По своей сути он близок к производительному труду взрослых, в котором создаются материальные ценности.

Художественный ручной труд - это художественная деятельность, в процессе которой создаются не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи.

Художественно ценная вещь отличается тем, что в ней все согласованно, подчинено единому замыслу: назначение, форма, материал, цвет, узор, композиция.

Чтобы предмет соответствовал художественным требованиям, важно уметь выбрать материал. Он должен отвечать назначению и форме предмета, наиболее ярко передавать его эстетические свойства.

Большое значение имеет в художественной вещи цвет. Чем гармоничнее сочетание цветов, чем больше цвет соответствует фактуре материала, назначению вещи, тем более выразительна эта вещь.

Таким образом, ХРТ: учит творить, создавать вещи по законам красоты. Психолог А. В. Запорожец писал, что: «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности…»

Сочетание красоты с удобством и полезностью является непременным требованием ко всем предметам, которыми пользуется человек.

Итак, ХРТ - средство развития личности ребенка. Используя это средство, педагог должен обеспечить развитие деятельности как продуктивной, где необходимо осознание цели и мотива, этапов и способов достижения результата, так и художественной, где необходимо подчинить достижение результата специфическим требованиям этой деятельности.

Виды художественного ручного труда: Художественная обработка ткани, картона. 2. Художественная обработка природного материала. 3. Художественная обработка текстильного материала. 4. Художественная обработка дополнительного материала. 1.

Отличие ХРТ от конструирования: Цель занятий по конструированию - формировать навыки, необходимые для создания поделки из различных материалов, умения анализировать образец, выкройку, рисунок, фотографию, дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с различными материалами с учетом их свойств.

Эта задача перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена прямо: «Мы сегодня научимся» , «Мы будем учиться» и т. п.

В ручном труде цель педагога другая: приучать детей использовать, творчески применять навыки и знания, полученные на занятии (общественные мотивы).

Дается комплекс рекомендаций и заданий по выполнению практических работ по дисциплине «Основы сварочного производства». Большое внимание уделено конструированию сварочных приспособлений. Приводятся основные этапы конструирования приспособлений, указания к разработке схемы базирования сборочных элементов конструкций, расчету необходимых усилий закрепления деталей в зависимости от деформаций сварных конструкций и расчету элементов зажимных устройств, разработке принципиальной схемы приспособления.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».

1. СХЕМА БАЗИРОВАНИЯ СВАРНОЙ ДВУТАВРОВОЙ БАЛКИ.
Практическое занятие №1

Цель работы: Разработать схему базирования для сборки и сварки балки двутавровой. Задачи работы:
1. Учитывая, что балка собирается из отдельных заготовок - стенки и двух полок - выбрать схему базирования, представив её в виде чертежа собираемой конструкции с нанесенными на неё условными обозначениями баз.
2. Привести подробное описание схемы базирования, указывая порядок выбора главных баз и поэтапное лишение её степеней свободы.
3. Определить тип и размеры установочных элементов их количество и взаимное расположение.
4. Вычертить установленную деталь с фиксаторами в эскизном варианте.

Пояснения к работе
В соответствии с ГОСТ 21495-76 базирование позволяет придать заготовке или всему изделию требуемое положение относительно выбранной системы координат.
Применительно к процессу сборки изделия базирование - это определение положения деталей в изделии относительно друг друга или изделия относительно приспособления, рабочего инструмента, технологического сварочного оборудования.
Базами называют поверхности или выполняющие ту же функцию сочетания поверхностей, оси, точки, принадлежащие заготовке или изделию и используемые для базирования.
В процессе изготовления изделия из сборочных единиц поверхности одной детали могут являться базами для сопрягаемых с ней поверхностей других деталей.
Согласно правилу шести точек для придания заготовке неподвижного положения относительно выбранной системы координат её необходимо лишить шести степеней свободы.

ВВЕДЕНИЕ
1. СХЕМА БАЗИРОВАНИЯ СВАРНОЙ ДВУТАВРОВОЙ БАЛКИ Практическое занятие № I
2. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ СБОРКИ И СВАРКИ БАЛКИ ДВУТАВРОВОЙ
Практическое занятие № 1. Принципиальная схема
Практическое занятие № 2. Размерные цепи
3. УСИЛИЯ В СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯХ
Практическое занятие № 1. Угловые и осевые деформации
Практическое занятие № 2. Усилия прижатия деталей
4. ЗАЖИМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Практическое занятие № 1. Винтовые зажимы
Практическое занятие № 2. Клиновые и эксцентриковые прижимы
Практическое занятие № 3. Рычажные прижимы
Практическое занятие № 4. Пневматические и гидравлические приводы зажимных устройств
5. ПОВОРОТ И ВРАЩЕНИЕ СВАРИВАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ
Практическое занятие № 1. Подбор и расчет одностоечного кантователя
Практическое занятие № 2. Подбор и расчет роликового стенда
6. ОПОРНЫЕ И НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Практическое занятие № 1. Расчет нижней опорной балки на прочность
Практическое занятие № 2. Расчет верхней опорной балки на прочность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы сварочного производства, практикум по конструированию сварочных приспособлений, Хайдарова А.А., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Физика, Дойти до самой сути, Настольная книга для углубленного изучения физики в средней школе, Электричество, Дельцов В.В., Дельцов В.П., 2017

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с презентацией «Конструирование из строительного материала с детьми, имеющими нарушения ОДА».

Слайд 1
Цель: повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала.
Задачи:
1. Вызвать интерес у педагогов к использованию строительного материала в конструктивной деятельности.
2.Познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из строительного материала.
3.Способствовать приобретению педагогами практических навыков применения методов и приёмов используемыми в совместной деятельности при конструировании из строительного материала.
4. Познакомить педагогов с программой по конструированию из строительного материала с детьми, имеющими нарушения ОДА.
Материал: схемы- проекции деталей, простые карандаши, листы бумаги, презентация, стол, магнитная доска, памятки.

Ход семинара – практикума:

Конструирование из строительного материала – вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающей сооружение реальных предметов – построек, в которых предусматриваются взаимное расположение частей и элементов, а так же способы их соединения.(слайд 2)
Конструирование из строительного материала способствует развитию у ребёнка:
(слайд 3)
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
конструктивных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
формируются навыки контроля и самоконтроля;
расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;
развивается воображение, мышление, речь;
формируется умение предвидеть будущий результат;
воспитывается самостоятельность и творческое развитие.
В своей работе мы используем различные формы конструирования:
(слайд 4)

Конструирование по образцу;
конструирование по модели;
конструирование по условиям;
конструирование по чертежам и схемам;
конструирование по замыслу;
конструирование по теме.
Все эти формы способствуют развитию пространственного мыщления. (слайд 5)
Терминология, используемая в процессе работы по конструированию из строительного материала.(Приложение 1).
Для того, чтобы показать приёмы и методы, которые мы используем при решении задач, поставленных во время проведения конструирования из строительного материала, мы предлагаем разделиться на возрастные группы. (за отдельные столы садятся педагоги, изображающие детей 2 мл. группы, средней, старшей и подготовительной группы).
1. Первая задача, которая ставится при проведении конструирования из строительного материала, это знакомство с названиями строительных деталей. (слайд 6)
2 мл. группа- на стол выставляется куб, параллелепипед, призма.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ НАЗЫВАТЬ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ ПРАВИЛЬНО. (КУБ, А НЕ КУБИК, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, А НЕ КИРПИЧИК).
Средняя группа- куб, низкий и широкий параллелепипеды, низкая и высокая призмы, (слайд 6,7,8,9,10)
Старшая группа- добавляется конус, цилиндр, (слайд 11,12)
Подготовительная группа- добавляется полукуб, арка. (слайд 13,)
Введение в конструирование начинаем со сравнения плоскостных и объёмных фигур. (слайд 14).
На этом этапе работы используются игра: «Подбери по форме» (слайд 15,16).
2.Формирование умения находить проекции деталей на готовых схемах-развёртках, строить проекции деталей и их комбинаций. (слайд 17) . Для того, чтобы научить детей видеть профильное предметов (сбоку) , сверху, спереди, особенности расположения частей и предмета в целом, используется игра « Профили» .(слайд 18).
Далее используем приём « фотографирования деталей» с разных сторон. На столик на уровне глаз детей ставится строительная деталь. Ребёнок подходит с нужной стороны (вид спереди обозначен красным кругом, вид сбоку, вид сверху), смотрит в фотоаппарат, называет плоскостную фигуру, которая получается при проецировании. С помощью плоскостных фигур выкладывает на магнитной доске проекции детали.(слайд 19).
При обыгрывании этого метода можно брать игру « Фотоателье в стране Формандия» (слайд 20).
2 мл. группа-построение проекции вид спереди куба, параллелепипеда, призмы. Осуществляется на нерасчерченном листе путём обведения соответствующей стороны детали. (Педагог обводит вид спереди куб).
Средняя группа- строим схемы- развёртки куба, низкого и широкого параллелепипеда, низкой и высокой призмы (проекции вид спереди, вид сбоку, вид сверху) с использованием трафаретов в масштабе 1:1 на расчерченных листах на 4 части с учётом красной точки(вид спереди в левой верхней части), вид сбоку- в правой верхней части, вид сверху – в левой нижней. Эта игра называется «Паспорта для жителей страны Формандия»(слайд 21,22). Для закрепления умения видеть изменения изображаемого объекта (вид сверху, сбоку, спереди) используется игра «Фотоателье»(слайд 23).
Показываются трафареты в масштабе 161. Педагоги строят проекции со всех сторон параллелепипеда, призмы с использованием трафаретов в масштабе 1:1 на расчерченных листах на 4 части.
Старшая группа- задача усложняется- строим схемы- развёртки КОМБИНАЦИИ строительных деталей из 2 деталей с использованием трафаретов в масштабе 1:2. (слайд 24).
Педагогам предложить трафареты в масштабе 1:2 для построения схемы- развёртки комбинации цилиндр на кубе.
Подготовительная группа (слайд 25).– строим схемы- развёртки КОМБИНАЦИИ строительных деталей из 3 и более деталей с использованием трафаретов в масштабе 1:2. В конце учебного года осваиваем перевод проекции вид спереди в другие проекции с помощью дополнительных линий. Показать перевод проекции вид спереди в другие проекции на примере построения проекций театра.
Педагогам предложить построить проекцию вид спереди завода,перевести проекцию вид спереди в другие проекции с использованием дополнительных линий и трафаретов.
Педагоги всех возрастных групп выполняют задания. Полученные проекции вывешиваются на мольберт в порядке усложнения заданий.
3.Формирование умения конструировать по образцу, по проекции вид спереди, по схеме- развёртке. (слайд 26).
2 мл. группа- конструирование по образцу и по проекции вид спереди построек из 5 деталей (куб, параллелепипед, призма). (слайд 27). Педагогам предложить проекцию вид спереди дома.
Средняя группа- конструирование по проекции вид спереди и вид сбоку построек из 5 -7 деталей(при этом сначала показывается образец, выбирается верная проекция вид спереди, образец прячется). (слайд 28). Педагогам предложить конструирование по проекции вид спереди и вид сбоку завода.
Старшая группа- конструирование по схеме- развёртке, по нерасчленённой схеме. (слайд 29).
Педагогам предложить конструирование по нерасчленённой схеме(слайд 30).
Подготовительная группа- конструирование с использованием большого числа деталей по образцу и схеме- развёртке. (слайд 31).
Педагоги всех возрастных групп выполняют задания.
4. В каждой возрастной группе включается конструирование по музыкальным впечатлениям и по замыслу.
5. В особый вид конструирования выделяется конструирование по условиям. (слайд 32).
Демонстрируем пример такого конструирования на примере дорожек для машин. Нужно построить дорожку для машин. Демонстрировать проезд маленькой машинкой по построенной дорожке.
Показать большую машину. Ей по такой дорожке не проехать. Что делать? Строим широкую дорожку.
В начале и в конце учебного года мы проводим мониторинг по следующим параметрам:
Ознакомление со свойствами строительного материала:
1.Узнавание деталей по чертежу
2.Воспроизведение простых конструкций графической модели;
Конструирование по готовой графической модели;
Конструирование по замыслу;
Построение композиций по мотивам сказки.
Предлагаем посмотреть фотографии, снятые во время конструирования из строительного материала. (слайд 33,34,35,36).

Презентация на тему: Конструирование из строительного материала с детьми, имеющими нарушения ОДА