Сон в детском саду. Когда и как начать? Дневной сон трехлетнего ребенка в детском саду

Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.
Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Спать малыш должен в хорошо проветренном помещении, куда непрерывно поступает свежий воздух.
Воспитатель прежде всего помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки.
Воспитатель следит за тем, чтобы руки у детей были поверх одеяла. В течение всего периода сна он находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т. д. Малыши, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны.
Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей — не более 15 мин., у малышей 20—25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели.
Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.
В детском саду с ночными группами или круглосуточном воспитатель организует подготовку детей к ночному сну. Возвратившись с прогулки, дети умываются, ужинают, занимаются спокойными играми, рассматривают книги. Педагог может рассказать детям что-либо по их просьбе.
Укладывая детей спать, воспитатель проявит особую чуткость к ним: подойдет к каждому, заботливо укроет, так как в это время малыши обычно вспоминают дом, близких. Затем он передает дежурство ночной няне.
На другой день, узнав о том, как дети спали, и пожелав им доброго утра, педагог начинает подъем. Затем следует провести утреннюю гимнастику, умывание, после чего дети начинают одеваться.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Нужно убедить родителей в том, что вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.

МБОУ «Синеколодецкая начальная школа – детский сад»

«Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»

Подготовила;

Воспитатель ГДО

Сковородко Е.В.

2016

Тихий час
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрывает тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

(Н.Лоткин)

Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня.

Соблюдение режима, столь важное для ребенка, касается, прежде всего, организации цикла сон – бодрствование. Важно приучать ребенка ложиться спать в определенное время.

При организации сна дошкольников могут возникать некоторые трудности и проблемы. Самая общая проблема дошкольного возраста, связанная со сном, – нежелание укладываться. Дошкольники будут до бесконечности изобретать причины, объясняющие, почему они не идут в постель.

Дошкольники способны понять, что они обязаны ложиться спать в определенное время. Им можно объяснить, что положение стрелок на часах соответствует отбою, напоминать, сколько им осталось играть, с помощью таймера. По сигналу таймера дети должны прекратить игру и готовиться ко сну.

Ребенок растет, ему нужно не только восстанавливать изнашивающиеся и разрушающиеся во время бодрствования живые частицы его тела, но и строить новые. Понятно поэтому, что, подобно потребности в пище, и потребность в отдыхе и сне у ребенка большая, чем у взрослого, и что чем ребенок моложе, тем длительнее должен быть у него сон.

Воспитатели и родители должны заботливо относиться ко сну ребенка и обеспечить ему возможность спокойного и достаточно длительного сна. Дошкольники до 5 лет нуждаются кроме ночного сна (10-11 час.) - в двухчасовом дневном сне, старшие (до 7 лет) - в часовом – полуторачасовом дневном сне или спокойном лежании.

Помимо часов, отводимых для сна, обычно чрезвычайно подвижный и активный ребенок нуждается в периодах относительного покоя. Такие периоды, прежде всего, должны иметь место каждый раз перед сном.

После сильного возбуждении (например, после прогулок, подвижных, увлекательных игр, яркой беседы) дети, в особенности впечатлительные, плохо засыпают.

Живучесть впечатлений у ребенка гораздо большая и более наглядно-зрительная, чем у взрослых. С другой стороны, потребность высказывания, вследствие упомянутых особенностей функции детской речи, часто непреодолима. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (20-30 минут) для спокойных, не возбуждающих занятий. Какому занятию оказать предпочтение - зависит от характера индивидуального реагирования ребенка и руководства педагога. Во всяком случае никакого нового материала, никаких новых тем не следует вводить в это время.

Советы по организации дневного сна.

Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.

Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.

Перед тем как уложить детей спать, их необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры - потешки и др.). Почитайте детям книгу. Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху.

Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.

Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.

Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

В спальне говорите с детьми спокойным тоном. Во время сонного часа недопустимы крики, шум, громкие разговоры. Приучите детей к спокойному тону. Это позволит сформировать спокойную атмосферу в группе.

Поделюсь одним из способов, который можно использовать при организации сонного часа.

Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению - поступить так в другой раз.

Как же можно применить поощрение при укладывании детей спать?

Можно использовать сказочный персонаж пришедший сегодня в гости к детям, или инициатором может бытьсам воспитатель.

Вариант №1 . Перед сном воспитатель говорит детям, что у нас начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей 1, 2 и 3 место. Кто поочерёдно первее заснул. Каждого из победителей воспитатель возвышает на кровати, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети.

Вариант №2 . Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие. Для тех детей кто лучше всех притворится, так чтобы воспитатель (или персонаж) подумал, что они уснули. После тихого часа устроить сюрприз (на выбор воспитателя, как пример, можно приобрести в подарок наклейки, фишки или другую интересную детям и не дорогую вещь). Но остановить внимание на том, что это будет сделать не просто, нужно расслабиться, лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Дети будут стараться притворяться и заснут.

Вариант № 3 . Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей, кто заснул первее всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребенка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.

Мастер – класс
«Звездная коробочка» или "Коробочка для жетонов"

Для накопления жетонов можно использовать такую коробочку, разбитую на ячейки.

Необходимые материалы: крышка из коробки конфет, плотный картон, желтая и синяя бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш.

ХОД:

Берем крышку из-под коробки конфет и плотный картон (я брала картон из крышек коробок печатной бумаги). Делаем перегородки.

Для этого нужно отмерить полоски картона по длине и полоски по ширине (количество полосок вы определяете сами из расхода ячеек по количеству детей.) Затем нужно разметить точки пересечения полосок и сделать на них надрезы чуть датьit середины, на каждой из полосок.

Затем обклеиваем края крышки синим и приклеиваем звездочки. Обклеиваем полоски желтой бумагой, пишем в ячейках имена людей. И для большего срока службы обтягиваем скотчем.

Наша коробочка для жетонов готова.

В заключении хотелось бы отметить, что основные задачи сна и пробуждения - это облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию и создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов. Каждый воспитатели использует разные средства: спокойную музыку, тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений. И главное это то, что данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

Список литературы:

Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. – М.: 1979.

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: 1968.

Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

Ребёнок в дошкольные годы. – Под ред. А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968, Часть II.

Как уложить детей спать в детском саду: [Электронный ресурс] // Как просто. М., 2010-2013. URL:

Тихий час: [Электронный ресурс] // Всё для детей., 2006-2016 . URL:

Это учреждение знакомо почти всем - кто-то лично посещал его в детстве, кто-то сейчас водит в садик своих детей, а кто-то стоит в длинной очереди в надежде занять освободившееся место. Детский сад прочно вошёл в нашу жизнь, и поэтому неудивительно, что он не даёт покоя многим родителям ни днём, ни ночью. Но детский сад снится не потому, что мы каждое утро доставляем туда своих чад, причины часто кроются в нас самих, в наших переживаниях, мечтах и образе жизни.

Детский сад во сне и наяву

Самой частой причиной такого сна сонники называют скорое рождение ребёнка. Но садики нам снятся разные - свои, чужие, новые, разрушенные, с добрыми воспитателями и весёлыми детьми или строгими надзирателями и маленькими пленниками обстоятельств.

Если вы видите себя ребёнком, играющим в детском саду, значит пока не реализовались как взрослый самодостаточный человек. Вами по-прежнему манипулируют родные, коллеги и даже случайные знакомые. Вас до сих пор беспокоят проблемы из детства, например нерешительность, неуверенность, гиперопека любимой мамы. Последнее актуально, как правило, для мужчин.

Увидели во сне воспитателя детского сада. Ожидайте заслуженного осуждения родных или выговора от шефа. Не рассчитывайте на прощение или помощь, ошибки придётся исправлять самому.

Сонник Феломена трактует этот сон иначе. У вас будут проблемы с детьми, неважно, со своими или с чужими. Конфликт поколений проявит себя в полной мере.

Пустой детский сад, как правило, снится спокойным, даже меланхоличным людям. Возможно, вы не относите себя к этой категории, но в ближайшее время вам придётся по какой-то причине расстаться с эмоциями и вести несвойственный вам очень спокойный образ жизни. Причины могут быть разные - недомогание или попытка скрыться от кого-то и уйти от ответственности.

Переполненный детский сад во сне обещает множество сюрпризов наяву. Только учтите, не все сюрпризы окажутся приятными. Женщина после такого сна может рассчитывать на долгожданную беременность. Часто большие группы малышей снятся людям, пытающимся справиться одновременно с дюжиной дел. Говорят, это умел Цезарь, а вам следует переложить часть своих обязанностей на какие-нибудь чужие плечи.

«Вовы, Клавы, Мишеньки - это вам не вишенки!»

Поведение детей важная составляющая вашего сна. Постарайтесь вспомнить, чем были заняты дети и как себя вели.

Спокойно играющие дети - гарантия тихой жизни без стрессов и неожиданностей. То же самое можно сказать, если детсадовцы помогают взрослым. Но если детки шалят, не ждите спокойной жизни. Мелкие неприятности на работе и неожиданные препятствия в повседневных делах надолго заставят вас забыть о беспечности.

Но хуже, если вам приснился плачущий ребёнок. В этом случае вы не отделаетесь мелкими неприятностями. Придётся решать серьёзные проблемы, чтобы удержать на плаву бизнес или сохранить материальный достаток.

Приснившийся одинокий ребёнок, с которым не играют дети, это вы сами в жизни. Даже если вокруг вас клубится народ, среди нет того, кому бы вы захотели полностью открыться.

Вам приснился кушающий малыш. Чем лучше у него аппетит, тем удачнее будут ваши дела. Ну а если целая группа детсадовцев дружно гремит ложками, в жизни наступила белая полоса. Заключайте сделки, совершайте крупные покупки, заводите новых знакомых. Любое ваше начинание в этот период окажется плодотворным.

Это вам не дома!

Приснился праздник в детском саду. Если вы участвуете в праздничном концерте, ждите приятных сюрпризов, но если вместе с детсадовцами принимаете участие в праздничном застолье, на работе обязательно случится форс-мажор, и вы рискуете потерять место.

Вам приснилось, что вы выпили в детском саду стакан какао, - сонник предупреждает, что кто-то из ближайшего окружения злоупотребляет вашим доверием. Но если вместо какао молоко - впереди желанные командировки и удачные сделки.

По детскому саду разбросаны вещи. Это очень хороший сон. У вас возникнет какая-то грандиозная идея, которая принесёт огромную прибыль. Главное, не отбросьте её как ненужную, так как на первый взгляд это чистая авантюра.

Ярко украшенные стены детского сада видят во сне творческие личности. И если вы пока не написали ни одной книги или картины, возможно, вы губите в себе талант. Попробуйте что-нибудь сотворить. Не исключено, что получится нечто шедевральное.

Стоящие вплотную детские кроватки - это спешащие на помощь друзья. Что бы ни случилось в ближайшее время, вы не останетесь с проблемой один на один.

Вы работаете в детском саду. Сонник Феломена предрекает скорую встречу с асоциальной личностью. Будьте благоразумны и постарайтесь уйти от конфликта.

Если вы во сне ведёте в детский сад своего ребёнка, значит не совсем справляетесь с родительскими обязанностями. Подсознательно, хотя бы во сне, хотите переложить заботу о малыше на других людей. Сонник уверен, что отправив ребёнка в детский сад во сне, женщина наяву получит возможность уделять себе больше внимания. Не очень, правда, понятно, за счёт чего, возможно, ваш малыш просто вырос.

Часто приснившийся детский сад символизирует вашу попытку сбежать от действительности. То, что по каким-то причинам невозможно наяву, легко решается во сне.

Многие из толкований прямо указывают на усталость и желание отвлечься от повседневности. Семейный сонник настаивает, что вам пора в отпуск. Вас засосали серые будни, и чтобы не потерять веру в светлое будущее, прислушайтесь к этому совету. Удачи, и будьте всегда жизнерадостны и активны!

Детский сад во сне напоминает нам о времени бесшабашного детства, свободы от обязательств, но также о том, что родители, да и другие взрослые часто воспитывали нас, поучали. Понять, к чему снится такое видение, предвещает ли оно успешные дела или предупреждает о сложной ситуации, поможет сонник.

Впереди сложности

Видеть во сне себя ребенком в детском саду - предупреждение. Сонник утверждает: вами стремится манипулировать кто-то близкий. Сновидение, где вы находитесь там в качестве ребенка, играете со сверстниками, имеет двоякую трактовку. Либо вы стараетесь постоянно держать себя в каких-то рамках, а ваше внутреннее «Я» хочет отдохнуть, либо вовсе не развиваетесь духовно.

Приснившийся воспитатель из детского сада предвещает: сновидца кто-то будет поучать. Также сновидение о воспитателе предупреждает человека: нечего рассчитывать, что его оплошности станут заглаживать близкие, он должен сам исправлять ситуацию.

Вас ждет спокойный период и хорошее настроение

К чему снится пустой детсад - по соннику, впереди ожидает стабильная, уравновешенная жизнь без стрессов. Также видеть во сне пустой детский сад означает: при благополучном укладе сновидец будет ощущать нехватку эмоций, желать всплеска адреналина. Можно пощекотать себе нервы занятием альпинизмом, подводным плаваньем.

Приснился садик, где много детей? Наяву наступит полоса сюрпризов, причем, не всегда приятных. Кроме того, детский садик во сне предвещает игривое настроение, желание немного попроказничать.

Сонник Миллера обещает благополучие

К чему снится садик с детьми? Если они спокойно играют или лепят, рисуют, делают аппликации - хороший знак. Видение предвещает спящему мирную жизнь.

Дайте себе отдых

Иногда детский сад с детьми во сне можно истолковать как подсказку: сновидцу нужно отдохнуть от пустых забот, постоянной суеты. Нужно остановиться, реально оценить важность повседневных сложностей, а также срочность их решения.

Приснилось дошкольное учреждение с детьми, хотя ваш ребенок вырос из этого возраста? Сонник предупреждает: произойдет ситуация, где окажетесь беспомощными, даже невзирая на жизненный опыт и знания.

Чем занимались ребята?

Важное значение для толкования сна имеют занятия детей:

  • играют - успех в бизнесе, личных делах;
  • плачут - возможны сложности на работе;
  • кушают с аппетитом - порученная вам работа будет отлично спориться;
  • заняты чем-то полезным (собирают ягоды, помогают родителям) - впереди спокойный плодотворный период.

Другие значения

Видеть детский праздник в группе, на котором присутствуете во сне, сулит приятные сюрпризы уже очень скоро. Такой праздник, согласно соннику, указывает на неожиданные встречи с приятными людьми. Вместе с тем, есть и пить на нем, пусть даже только лимонад, является не слишком хорошим знаком. Случатся какие-то затруднения.

К чему снится находиться в детском саду и пить там какао? Сонник указывает: вы доверяете человеку, который этого не заслужил. Присмотритесь к ближайшему окружению пристальнее, чтобы понять, на кого можно полагаться.

Приснилось пить в детсаду молоко? Сновидение сулит процветание, удачные поездки, выгоду, деловые успехи.


Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла быстро и безболезненно, родителям следует подготовить своего малыша за некоторое время до начала посещений дошкольного учебного учреждения. Огромное влияние на то, как ребенок будет чувствовать себя в новой обстановке, играет распорядок дня. Известно, что в каждом детском саду есть режим дня. Сон, игры, прием пищи и занятия в детском саду проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша в детский сад, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой режим дня в детском саду.

Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.