Справочник заместителя директора школы. Справочник современного заместителя директора школы по воспитательной работе

№ 6/июнь/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – ректор ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»

Стр.3

Нормативная база представлена по состоянию на 08.05.2015 Актуальная тема 5 Театральный проект «Классика в классе» Интервью с В.С. Спесивцевым, театральным режиссером, педагогом, художественным руководителем Московского молодежного театра, заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом РФ о театральном проекте «Классика в классе», развитии интереса к русской и мировой литературе и специфике интеграции художественного текста в жизнь современного старшеклассника Организуем педагогическую деятельность Водяницкая О.И. 11 Программно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура» Особенности учебного предмета «Физическая культура». Образование в области физической культуры. Взаимодействие субъектов образовательных отношений на уроке физической культуры. Цели преподавания физической культуры. Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта. Учебники и учебные пособия. Образовательные результаты обучающихся. Профессиональная компетентность учителя Применяем педагогические инновации Жемчужников Д.Г. 24 Методика применения онлайн-конструктора универсальных дидактических игр classtools.ru Проблемы применения конструкторов дидактических игр. Российский ресурс для создания дидактических игр. Инструкции по использованию онлайнконструктора. Применение дидактических игр в образовательном процессе. Учебно-логические умения, развиваемые средствами classtools.ru Тымко О.З. 40 Технология веб-квеста на основе сервисов веб 2.0 Особенности технологии веб-квеста. Виды заданий для веб-квестов. Организация веб-квеста: линейка исторических веб-квестов, подготовка заданий на основе сервисов веб 2.0, критерии оценивания успешности выполнения заданий

Стр.4

Работаем с кадрами Дробот А.А., Марюфич Т.В. 48 Модель инновационно-методической работы образовательной организации Когнитивный, деятельностный и личностный аспекты профессиональной деятельности педагога. Организация инновационно-методической работы и ее основные направления. Содержание и форма предъявления результатов индивидуального профессионального развития педагога. Оценка результатов инновационно-методической работы Формируем профессиональные компетенции Патрикова Т.С. 64 Внутрикорпоративная система подготовки педагогов к профессиональным конкурсам Программа подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах. Технологические карты для занятий с педагогами в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации: «В погоне за звездой», «Современные педагогические технологии», «Что такое мастер-класс?», «Современные подходы к аттестации педагогических кадров», «Я все сумею! Я все смогу!», «Ярмарка идей для группы поддержки». Оценочный лист качества подготовки и проведения мас тер-класса. Таблица анализа мастер-класса Проводим мастер-класс Асташкина Л.А., Бауэр Л.И. 77 Формирование регулятивных УУД учащихся средствами внеурочной деятельности на кружке «Юный химик» Кружок «Юный химик» для учащихся 6-го класса как форма организации внеурочной деятельности. Фрагмент тематического планирования программы кружка «Юный химик». Примеры учебно-практических задач на занятии по теме «Углерод и его свойства». Инструктивная карта. Лист самооценки к инструктивной карте Метелкина Л.А. 86 Проектное бюро как форма учебного взаимодействия в рамках реализации ФГОС основного общего образования Модульный курс «Проектное бюро». Структура и содержание курса для учащихся 5-го класса. Практическая работа обучающихся в форме краткосрочных межпредметных проектов. Организационные карты реализации краткосрочных межпредметных проектов «Осенние забавы в городе мастеров», «Я и мой край»

Стр.5

Электронная система «Образование» 96 Оценка качества образования Материалы электронной системы «Образование», которые помогут заместителю руководителя ОО в организации независимой оценки качества образования и развитии внутренней системы оценки качества образования. Шаблон документа «Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы» 101 Заместитель директора спрашивает Проблема отчисления и зачисления обучающегося-иностранца в образовательную организацию Нормативное регулирование образовательного процесса 104 О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601

Стр.6

Актуальная тема В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Год литературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях, развитие интереса к русской и мировой литературе. В числе основных мероприятий – международный писательский форум «Литературная Евразия», проекты «Литературная карта России», «Библионочь-2015», «Лето с книгой», «Всемирный день книги», «Живая классика» и «ReadRussia / Читай Россию», конкурс «Литературная столица России». О том, как можно интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, нам рассказал Вячеслав Семенович Спесивцев, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, народный артист РФ. Театральный проект «Классика в классе» Вячеслав Семенович, расскажите, пожалуйста, о проекте «Классика в классе». Московский молодежный театр с 2009 г. реализует проект «Классика в классе» – театральный урок литературы для учащихся и учителей, который проводится как на сцене театра, так и в любой школе, т. е. на совсем не театральной сцене. Уникальность спектакля-урока в том, что учащиеся сами принимают участие в театральной постановке. Они с головой окунаются в текст художественного произведения, когда прямо в класс заходят персонажи знаменитых классических произведений. Любой старшеклассник может вместе с Лопахиным расчертить вишневый сад на дачные участки, разучить с Репетиловым бессмертные строки А.С. Грибоедова… Театральный урок – не просто спектакль, это неповторимая постановка, насыщенная элементами ролевой игры. «Классика в классе» включает 17 спектаклей по произведениям: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького, «Дорогие мои хорошие…» С.А. Есенина, «Яма» А.И. Куприна, «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира*. * Подробнее о Московском молодежном театре см.: www.spesivcev.ru. № 6 2015 5

Стр.7

Как возникла идея театрального проекта «Классика в классе»? Проект «Классика в классе» основывается на идее неразрывной связи искусства и жизни, встраивания текста в ежедневное существование человека. Эта идея имеет смысл, начиная от Древней Греции и до настоящего времени. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Десять дней жители греческих полисов смотрели пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, понимание которых было необходимо для строительства демократии. В демократическом полисе, например в Афинах, государственные вопросы решались народным собранием, соблюдались равенство граждан перед законом и свобода слова. Именно в таком полисе происходило развитие театра, который затрагивал проблемы политического строя, внешней политики, воспитания молодежи и др. Без театра невозможно было себе представить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Литература – это духовное здание, которое определяет существование человека в культуре, дает ему возможность понять, кто он есть. Но заставить читать ребенка невозможно. И можно понять школьников, которые не хотят читать тексты, анализировать сложную структуру художественного произведения, потому что эти тексты написаны для театра, т. е. они изначально предназначены для восприятия зрителя, а не читателя. Один из спектаклей-уроков поставлен по тексту Л.Н. Толстого «Война и мир». Изучая этот роман на уроках, в самом лучшем случае учащиеся отслеживают сюжет, узнав, кто и за кого вышел замуж. А вся философия Л.Н. Толстого о войне и мире часто остается для них непознанной и непонятой. Поэтому в спектакле «Война и мир» философские рассуждения героев о войне и мире обязательно включены в их монологи. И мысли Л.Н. Толстого про войну кажутся настолько современными. Например, о том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну...»*. Поэтому, если написанное Л.Н. Толстым заставляет задуматься зрителя о сегодняшнем дне, о современной ему истории, задать себе вопрос «О чем это?», то свое главное предназначение и все свои задачи проект «Классика в классе» выполняет. Как театр может повлиять на интерес к чтению, если учащегося не интересует ни театр, ни литература? Современный молодой человек, выпускник школы, воспринимает модель мира несколько по-другому, чем его ровесник XX в. Этот мир синкретичен: он объединяет реальное и виртуальное пространство. И классический литературный текст в такой модели мира, во-первых, воспринимается с трудом, а во-вторых, чаще всего вообще не находит способов коммуникации с читателем. Четыре тома «Войны и мира» трудно представить главными составляющими в жизни интернет-пользователя или профессионального блогера. На мой взгляд, в Интернет человек уходит, когда истратил весь потенциал общения с друзьями, а потенциал общения с культурой, языком, художественным текстом в себе не открыл. Сегодня проще и быстрее не писать комментарии, например, к фотографии, а поставить лайки, и все – внимание к себе обеспечено. И вот в такую виртуальную жизнь тоже должно приходить произведение классической литературы, а вместе с ним и театр. Как * Андрей Болконский: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. » // Толстой Л.Н. Война и мир. Т. III. Ч. II. XXV. 6 Справочник заместителя директора школы

Стр.8

Актуальная тема это происходит? Московский молодежный театр вместе с проектом «Классика в классе» осуществляет международный театральный проект «Онлайн-театр». На страничку в социальной сети пока неизвестного нам пользователя заходит актер Московского молодежного театра (например, Семен Спесивцев) и предлагает поговорить о театре, а потом принять участие в театральной постановке пьесы У. Шекспира. Мы набираем «сборную» Ромео и Джульетт и проводим репетиции с помощью Skype. Театральная подготовка или театральное образование есть далеко не у всех желающих участвовать в таком спектакле. Это не главное условие. Для того, чтобы играть в спектакле, необходимо прочесть пьесу. Поэтому вместе с предложением участвовать в проекте «Онлайнтеатр» у интернет-пользователя закономерно возникает необходимость прочитать пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта». При этом читать Шекспира его никто не заставляет. События пьесы проходят в течение четырех действий (знакомство, венчание, расставание, смерть главных героев), и каждое действие играет новая пара из разных стран (Россия, Литва, Габон, Казахстан, Австрия, Нигерия, Белоруссия, Грузия, Греция). Пар главных героев может быть не четыре, а восемь или больше (сколько наберем). Все Ромео и Джульетты исполняют роли на родных языках. 14 февраля 2014 г. на сцене театра с огромным успехом прошел этот спектакль. Мы планируем продолжить проект «Онлайн-театр». Возникает вопрос о том, не является ли спектакль-урок подменой изучения литературного произведения? Чем отличается спектакль-урок от сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении»? Главное предназначение спектакля – мотивация любого ребенка на чтение литературного произведения, а не подмена его изучения или театрализация сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении». Одного учащегося, который никогда не читал и не испытывал потребности читать «Вишневый сад», можно мотивировать, предложив участвовать в действии, происходящем на сцене. Другого ребенка, старательно занимающегося на уроках литературы, осознанно и вдумчиво читающего, можно заставить задуматься над какой-либо фразой и повторно прочитать литературное произведение. После одного из театральных уроков «Вишневый сад» ко мне подошла одна ученица и спросила, правда ли, что автором художественного образа «люди – деревья» из вишневого сада* является А.П. Чехов. Она удивилась и решила, что ей необходимо еще раз прочитать «Вишневый сад». Именно в этот момент понимаешь, что главная задача спектакля-урока – расшевелить в обычном человеке думающего читателя – достигнута. Вячеслав Семенович, проектируя спектакль-урок, каким образом вы выбираете приемы, которые совершенно точно заинтересуют современного старшеклассника? Самый главный прием – это «включить» зрителя в события, происходящие на сцене. В литературном произведении существует множество пластов авторского повествования, смыслов, связанных с разными персонажами: главные герои, второстепенные, образ автора, образ рас* Диалог Ани и Пети Трофимова в конце II действия «Вишневого сада»: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». № 6 2015 7

«Аннотированный библиографический список литературы лицейской библиотеки классному руководителю».

Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : В 2 т. – М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.

Оптимизм и гуманизм этнопедагогической системы Г.Н.Волкова держится на любви и примере. Что такое воспитание? Пример и любовь – таков символ учительской веры. Для него любовь – это и цель, и результат, и метод, организация, и даже процесс воспитания.

Галкина Т.И. Современный справочник классного руководителя 10 – 11-х классов /Т.И.Галкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!)

Книга представляет собой универсальный практико-ориентированный справочник классного руководителя 10-11-х классов, в который включено большинство необходимых программных, справочных, методических и социологических материалов.

Галкина Т.И. Справочник современного заместителя директора школы по воспитательной работе : практическое пособие/Т.И.Галкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с. – (Сердце отдаю детям).

В справочнике представлены современные подходы к организации и содержанию деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе в условиях модернизации образования, реализации идей приоритетного национального проекта «Образование».

Галкина Т.И. Искусство управления классным коллективом: практическое руководство / Т.И.Галкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!)

Книга представляет собой универсальный практико-ориентированный справочник классного руководителя, в который включено большинство необходимых справочных и методических материалов по управлению классным коллективом.

Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7 – 9-х классах /Н.Ф.Дик. – Изд.5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 346 с. – (Сердце отдаю детям).

В книге предложены новые веселые классные часы по трем направлениям: духовно-нравственное, гражданско-правовое воспитание школьников и основы воспитания безопасности и здорового образа жизни. Более 30 сценариев классных часов и семейных праздников содержат нетрадиционный материал для учителя.

Дик Н.Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2-х классах /Н.Ф.Дик. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 347 с. – (Сердце отдаю детям).

В книге представлены веселые классные часы в 1-2 кл. и семейные праздники с использованием ситуативных, игровых и юмористических приемов. Около 30 подробных сценариев содержат практический материал для учителя: описание нетрадиционных уроков, классных часов, конкурсов, праздников. Предложенные 11 сценариев родительских собраний отражают три важнейших направления в работе с родителями: обучение их коммуникативным приемам и искусству разрешения конфликта, повышению правовой культуры, умению оказывать реальную помощь младшим школьникам в приобретении знаний и познании мира.

Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3-х классах /Н.Ф.Дик. – Изд.5-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 331 с. – (Сердце отдаю детям).

В книге представлены веселые классные часы во 2-3-х классах; семейные праздники. Около 30 подробных сценариев содержат практический материал для учителя: описание нетрадиционных уроков, классных часов, конкурсов, праздников.

Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками /Н.Ф.Дик, Т.И.Дик. – Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с. – (Сердце отдаю детям).

В книге раскрываются основные направления воспитательной работы со старшеклассниками: понятие воспитательной системы, учет психологических особенностей старших подростков и молодежи, приемы работы с родителями, формы организации ученического самоуправления, методика работы классного руководителя в старших классах. Особенностью данного издания является наличие сценариев более десяти родительских собраний, правовых и культурно-досуговых мероприятий.

Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой: Книга для девочек. – М.: Педагогика, 1992. – 288с.

Автор ведет доверительный разговор с девочками-подростками о проблемах их возраста, о том, как правильно строить взаимоотношения со старшими и сверстниками, как готовить себя к выполнению обязанностей матери и хозяйки дома и т.д.

Лопатина А., Скребцова М. Дары Земли. – М.:Сфера, 1999. – 576 с. – (Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию»)

Книга включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей. Эти материалы широко используются преподавателями любых общеобразовательных предметов, а также для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий.

Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика наркотизма школьников : Пособие для учителя: В помощь образ. Учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/ А.Г.Макеева; Под ред. М.М.Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.

Книга посвящена одной из самых серьёзных проблем сегодняшнего дня. В ней рассматривается природа наркотизма, причина употребления наркотиков детьми. Предлагаются методы профилактики наркотизма, даются практические советы, как помочь школьникам, имеющим опыт наркотизации. Предлагаются варианты тренинговых занятий, ролевых игр, которые можно использовать в работе с детьми.

Плоткина, Е.К. Веселые школьные праздники / Е.К.Плоткина, Г.М.Плоткин. – М.:Дрофа, 2007. – 122 с. – (Вечера в школе)

Данное методическое пособие поможет учителям и методистам в организации и проведении школьных вечеров.

Последний звонок / Сост. С.Завельская. – М.: Мол.гаврдия, 1979. – 112 с. – (Наши праздники).

Репертуарный сборник посвящен традиционному празднику – окончанию школы. В сборнике даются режиссерские советы по проведению праздника.

Сгибнева Е.П. Классные часы в 10 – 11 –х классах /Е.П.Сгибнева, Т.Б.Солдатова. – Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 313 с. – (Сердце отдаю детям).

В данном пособии представлены разнообразные формы проведения классных часов – это тесты, беседы, дискуссии, драматические сценки, викторины и т.д. Все то, что будет полезно молодым, творчески настроенным преподавателям. Автор приводит материалы, которые помогут учителям в пропаганде школьникам здорового образа жизни.

Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.

В данной книге впервые а отечественной педагогической литературе представлены праздники школьников, которые длительное время были вне интересов школы: международные детские праздники, православные праздники, которые признаны государством, другие праздники, что пока не вписались в контекст воспитательной работы. Автором разработаны оригинальные сценарии этих праздников, раскрыта их природа.

На сайте нашего лицея классные руководители найдут списки книг, рекомендуемых для семейного чтения и материал для проведения родительского собрания по проблеме детского чтения.

Ежемесячный журнал по вопросам организации учебной, методической, инновационной работы и координации работы педагогов ОО. Практический подход к подаче материалов, рекомендации ведущих специалистов сферы образования по управлению качеством образования, технологии организации ЕГЭ, профильному обучению, оптимизации нагрузки учащихся. Систематизированное изложение требований проверяющих органов. Консультации юристов и психологов.

"Справочник заместителя директора школы" - ежедневная нормативно-правовая поддержка заместителя директора в организации учебной работы.

Издается с 2008 года Выходит ежемесячно Объем: 112 стр.

Примерный список распорядка мероприятий, подготовки документации и отчетности для руководителя школы на учебный год

Единый метод оценки не предусмотрен законодательством. Оценка предусмотрена только со стороны независимых организаций, а также в случае проведения общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации организаций.