Особенности профессии современного педагога по физической культуре. Учитель физической культуры

Физкультурно-педагогические специальности относятся к группе "человек - человек", что означает: эта профессиональная деятельность направлена на формирование другой личности.

Цель работы педагога по физической культуре состоит в деятельности по развитию физических и психических качеств обучающихся за счет усвоения ими двигательных умений и навыков и формирования личности обучающихся средствами физической культуры. Она достигается в учебно-воспитательном процессе при решении образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач . Первые задачи решают педагоги всех учебных предметов. Развивающая задача в работе учителя физической культуры имеет особенность, состоящую в том, что подразумевает не только развитие психических и личностных качеств и способностей, но и физических кондиций человека. Решение задачи по оздоровлению организма находится в компетенции только учителя физической культуры. Более того, она является основной в его деятельности.

Труд учителя физической культуры, тренера характеризуется значительной физической и интеллектуальной нагрузкой, требует высокой общей и физической трудоспособности. Особенными являются и условия, в которых он осуществляет свою деятельность.

1.Условия работы педагога по ФК, создающие психическую напряженность:

1.1. Шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление учителя;

1.2. Необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

1.4. Необходимость одновременно внимательно следить за передвижениями многих учащихся;

1.5. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, так как занятия физическими упражнениями имеют высокую степенью риска в получении травм.

2. Условия, обуславливающие высокие физические нагрузки:

2.1. Необходимость показывать физические упражнения;

2.2. Осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);

2.3.Необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

3. Условия, связанные с внешне-средовыми факторами:

3.1. Климатические и условия при занятиях на открытом воздухе;

3.2. Рельеф местности при занятиях в природной среде (походы, лыжные прогулки, пробежки в парках и др..)

3.3. Санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов. (Какие условия только работе педагога по физкультуре? ).

Все рассмотренные выше условия работы учителя ФК требуют от педагога большого запаса работоспособности, здоровья, педагогического оптимизма. В связи с этим в системе физкультурно-педагогического образования значительная роль отводится укреплению здоровья, улучшению самочувствия, повышению профессиональной мотивации учителя физической культуры, тренера, инструктора.

К знаниям, умениям, способностям, волевым и нравственным качествам учителя ФК и тренера предъявляются требования: общие и специальные.

1.Общепедагогические требования:

1.1.Высокий уровень нравственного самосознания;

1.2. Наличие педагогического образования;

1.3. Широкий идейно-политический кругозор;

1.4. Устойчивые морально-волевые качества;

1.5. Интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;

1.6. Высокий общий культурный уровень;

1.7. Умение управлять собой в любых условиях;

1.8. Хорошие организаторские способности;

1.9.Умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Кроме названных общих требований, педагогическая профессия предъявляет к специалисту по физической культуре и специальные требования, определяемые спецификой конкретной профессиональной деятельности

2. Специальные требования (на примере спортивного тренера):

2.1. Знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

2.2. Умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

2.3.Умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

2.4. Способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

2.5. Умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

2.6. Способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Поэтому можно выделить ряд особенностей профессиональной деятельности педагога по физической культуре, способного к творческой деятельности:

а ) перцептивные (высокая напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость); б ) интеллектуальные (наличие интуиции, высокого Уровня фантазии, выдумки, дара предвидения и обширность знаний); в ) характерологические (оригинальность, неприятие шаблонности решений, инициативность, упорство, высокий уровень самоорганизации, работоспособность, готовность к риску и борьбе с сомнениями, независимость позиции и др.).

Творчески работающий педагог должен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Для успешной работы он должен постоянно изучать передовой опыт, трансформировать его, приближая к конкретным условиям.

Квалифицированному педагогу нужно использовать все закономерности познавательного процесса обучающихся, способствующих глубокому осмысленному усвоению ими системы знаний и выработки прочных умений, а в ряде случаев и навыков.

Задания для самостоятельной работы

    Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.

2 . Дайте сравнительную характеристику спартанской и афинской систем физического воспитания и назовите ученых, которые были сторонниками этих систем.

3 . Поясните, когда в России возникла система физического воспитания.

4 . Назовите имена выдающихся ученых эпохи Возрождения, которые утверждали, что необходимо сочетать умственное и физической воспитание детей.

5 . Охарактеризуйте особенности взглядов русских ученых на физическое воспитание и назовите имена русских ученых Х1Хученых, в трудах которых рассматриваются проблемы физвоспитания.

6 . Дайте сравнительную характеристику взглядов Кампанеллы и Руссо на проблемы физического воспитания

6 . Назовите три группы условий, влияющих на работу специалиста в области физической культуры требующих от него высокого уровня физического и психического здоровья, приведите примеры условий каждого вида.

Мастерство учителя физкультуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Все профессионально важные качества учителя физкультуры можно разделить на следующие группы :

  • - мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт),
  • - волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания),
  • - мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные).

Мировоззрение учителя физкультуры мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения учителя физкультуры являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая патриотизм, учитель физкультуры должен сам быть патриотом. Патриотизм учителя должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Учитель физкультуры должен обладать целым комплексом нравственных качеств - гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере . К.Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» . Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь. Учитель физкультуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением, необходим учителю физкультуры в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причем в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными. Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителя физкультуры, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если учитель физкультуры курит, то ему невозможно будет убедить ученика, что курить вредно для собственного здоровья и здоровье окружающих, что курение снижает спортивные результаты.

Усердие в работе передается и ученикам. Они на примере учителя физкультуры начинают понимать, что работа - это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим. Только личным примером учитель физкультуры может заразить учащихся своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством учителя физкультуры является педагогический оптимизм (по А.С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость учителя физкультуры, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера учителя физкультуры заставляет и учеников поверить в свое исправление.

Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем физкультуры, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу.

У эмоционально неуравновешенного учителя физкультуры - то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников - группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг к другу. Доказано, что почти все ученики улавливают настроение учителя физкультуры, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя физкультуры хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель физкультуры в плохом настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к тренировке. Недаром А.С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.

Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя физкультуры к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя физкультуры с новой силой искать выход из тупика.

Одним из важных качеств учителя физкультуры является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя физкультуры. Если ученик почувствует, что учитель ведет с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств учителя физкультуры является гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым, преклонением перед детьми, с всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение учителя физкультуры выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя физкультуры, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя физкультуры способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

Учитель физкультуры должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю физкультуры устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.

Большое значение для учителя физкультуры имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который учитель физкультуры не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если учитель физкультуры растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь, вести урок, об этом поговорим после», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос. Чем больше педагогический опыт учителя физкультуры, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже опытным учителям физкультуры, поэтому роль этих качеств не снижается.

Непременным качеством учителя физкультуры должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей физкультуры, которые умеют добиваться своего без грубого принуждения и угроз. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя физкультуры, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения учителя физкультуры, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества учителя физкультуры, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности учителя физкультуры играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся. Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Учитель физкультуры одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу. При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить - понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные учителя физкультуры, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения. Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, учитель физкультуры должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от учителя физкультуры хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмента урока. Таким образом, успешная педагогическая деятельность учителя физкультуры связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания.

Психомоторные качества особенно необходимы учителя физкультуры. Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.

Деление профессионально важных качеств учителя физкультуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание.

Должностная инструкция учителя физкультуры
1. Общие положения:
1.1.Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.2.В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.3.Учитель физкультуры должен знать:
1.3.1. Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
1.3.2. основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
1.3.3. методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
1.3.4. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
1.3.5. средства обучения и их дидактические возможности;
1.3.6. основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
1.3.7. основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности учителя физкультуры:
2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2.2.Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
2.3.1. безопасное проведение образовательного процесса;
2.3.2. принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
2.3.3. проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
2.3.4. организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
2.3.5. осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.
2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.
2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.
2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
2.22.Учителю физкультуры запрещается:
2.22.1. изменять по своему усмотрению расписание занятий;
2.22.2. отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
2.22.3. удалять учащегося с урока;
2.22.4. курить в помещении школы.
2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
2.23.1. проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;
2.23.2. постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
2.23.3. организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
2.23.4. в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
2.23.5. разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
2.23.6. принимает участие в смотре учебных кабинетов.
3. Права учителя физкультуры:
3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
3.5.На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.
4. Ответственность учителя физкультуры:
4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
Должностная инструкция учителя физкультуры разработана в соответствии с ____________________________________________________________.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Педагогические умения

2.2 Педагогическое мастерство

Введение

В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегулированию психических состояний.

П.Ф.Лесгафт писал: "Органы чувств имеют такое же прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, формирования его немыслимо без можно большего упражнения этих органов... Поэтому насколько развиты палец (прикосновение), глаз, ухо и все органы внешнего восприятия, так и развит и разум человека, и столь человек в состоянии самостоятельно действовать... Развитие всех указанных способностей является исключительно упражнением и составляет одно из главных задач физического образования. Отсюда возникает необходимость для учителя "познакомиться с психологией движений".

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовывать общение с детьми, воздействие педагогов на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками. Профессионально-педагогическое общение есть система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информации, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

1. Деятельность учителя физической культуры

1.1 Цели и функции физического воспитания

Цель физического воспитания - способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.

Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.

Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.

Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.

Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.

Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке.

Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Условия психической напряженности:

· шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;

· необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

· значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;

· ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

· необходимость показывать физические упражнения;

· осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);

· необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения;

· условия, связанные с факторами внешней среды: климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;

· санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов -- ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым.

Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и условно делится на три направления:

1. воспитательное: развитие личности ученика, формирование его нравственности, мировоззрения;

2. методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);

3. проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).

1.2 Компоненты деятельности учителя физической культуры

В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Конструктивная деятельность учителя -- это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.

Во-первых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год, четверть и урок. Это требует:

· отбора и распределения учебного материала программы для составления плана-графика на год;

· определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач обучения в поурочном плане на четверть;

· определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;

· выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока -- составление конспекта урока;

· знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;

· планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования учащихся;

· планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения.

Во-вторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.

Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.

Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует с гностической.

Гностическая деятельность учителя физического воспитания -- это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.

Гностическая деятельность предусматривает:

· изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;

· изучение опыта других учителей;

· выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;

· планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;

· выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);

· определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;

· анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;

· дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;

· изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;

· установление межпредметных связей;

· анализ применяемых методов обучения и воспитания;

· анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;

· анализ взаимоотношений учителя с учащимися;

· коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы.

Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке -- одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».

Организаторская деятельность проявляется различным образом. Во-первый, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.).

Во-вторых, в поведении учителя:

· в выборе места для ведения урока;

· в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;

· в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;

· в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;

· в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;

· в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;

· в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.

В-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

· в построении и перестроении на месте и в движении;

· в выборе способов выполнения упражнений;

· в активизации познавательной деятельности учащихся;

· в организации усвоения и запоминания учебного материала;

· в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

· в формах обращения учителя к учащимся;

· в тоне обращения;

· в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

· в мотивах общения.

На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская -- деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Все компоненты деятельности (конструктивный, гностический, организаторский, коммуникативный) неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке -- это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие -- второстепенную, подчинённую. Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя -- свой собственный или группа их.

Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.

По данным Н.В. Кузьминой, у молодых преподавателей в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсируется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со временем появляется экономичность в деятельности. Учителя большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т.д., т.е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.

С.И. Кудинов, изучавший особенности труда учителя физического воспитания в зависимости от уровня педагогического мастерства, также отмечает, что у учителя высокого уровня мастерства ведущее положение занимает гностический, а у учителей низкого уровня мастерства -- коммуникативный компонент.

2. Педагогическое мастерство и педагогическая техника учителя

2.1 Педагогические умения

Для реализации педагогических функций учитель должен обладать педагогическими умениями.

Педагогические умения представляют собой совокупность различных действий учителя. Они проявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.

Все разнообразие педагогических умений можно объединить в девять групп:

К первой группе относятся умения:

* формировать педагогические задачи;

* ориентироваться на ученика как на активного соучастника учебно-воспитательного процесса, развивающегося, имеющего собственные мотивы и цели;

* предусматривать и при необходимости трансформировать педагогические ситуации;

* гибко менять педагогические задачи в соответствии с изменениями педагогической ситуации;

* с достоинством выходить из сложных педагогических ситуаций;

* предвидеть близкие и дальние результаты решения педагогических задач.

Вторая группа педагогических умений включает три подгруппы.

1. Подгруппа "чему учить" включает:

* умение формировать учебную программу, выделять в ней ключевые идеи учебного предмета, обновлять его содержание;

* способность формировать у учащихся специальные умения и навыки, осуществлять меж предметные связи.

2. Подгруппа "кого учить" предполагает умение:

* изучать индивидуальные возможности учащихся;

* выявлять зону возможного развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, учитывать возможные затруднения учащихся;

* расширять пространство для самоорганизации учащихся;

* работать с учащимися, имеющими разные способности, формировать для них

3. Подгруппа "как учить" включает умения:

* подбирать и применять комплексы приемов и форм обучения и воспитания, учитывать при этом затраты сил и времени учащихся и учителя;

* сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их,

* осуществлять индивидуальный подход к ученикам и организовывать их самостоятельную учебную деятельность;

* вариативно решать педагогические задачи.

Третья группа включает педагогические умения:

* использовать приобретенные знания и передовой педагогический опыт;

* хронометрировать и фиксировать процесс и результаты своего труда;

* сопоставлять затруднения учащихся и качество своего труда;

* видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой стиль, анализировать свой опыт, сравнивать его с опытом других учителей.

Четвертая группа включает умение учителя создавать условия психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов учеников.

Пятая группа включает умения:

* владеть средствами невербального общения (мимика, жесты и т.д.);

* создать обстановку доверия и терпимости;

* использовать преимущественно организационное влияние, а не дисциплинарное;

* пользоваться демократическим стилем руководства;

* поблагодарить ученика, а при необходимости попросить прощения у него,

* одинаково относиться ко всем ученикам,

* отказаться от корпоративного стереотипа "учитель всегда прав";

* с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым улыбнуться, обладать тонами и полутонами, слушать и слышать учеников, не перебивать их языка и учебных действий.

Шестая группа - это, прежде всего, умения:

* удерживать устойчивую позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, может преодолевать трудности;

* реализовать и развивать свои педагогические способности;

* управлять своим эмоциональным состоянием;

* осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа объединяет умения:

* создавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, использовать все положительное из своих природных данных;

* совершенствовать свои сильные стороны и устранять слабые, быть открытым в поиске нового, переходить с уровня мастерства на уровень творчества, новаторства.

Восьмая группа предполагает умения:

* выявлять знания, умения и навыки учащихся в начале и в конце учебного года и оценивать их;

* оценивать учебную деятельность учащихся и их способность к самооценке и самоконтролю;

* выявлять педагогические отставания и устранять их,

* стимулировать готовность учащихся к самообучению и непрерывному самосовершенствованию.

Девятая группа - это умение

* увидеть личность ученика в целом;

* создавать условия для совершенствования недоразвитых черт личности отдельных учеников.

Названные умения поддаются сознательному воспитанию и самовоспитанию. В зависимости от их соотношения, уровня развития и конкретного сочетания формируется индивидуальный стиль деятельности учителя.

2.2 Педагогическое мастерство

Педагогические умения, сформированные на основе личных способностей к выполнению педагогических функций, лежащих в основе педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство определяется как искусство обучения и воспитания, постоянно совершенствуется. Оно предполагает наличие педагогических способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовку; способность понятно излагать ученикам учебный материал, делать его доступным для детей, вызвать интерес к предмету, активизировать учащихся.

Учитель должен уметь должным образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным.

Сегодняшнее понимание профессионального мастерства включает способность не только доносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и организовывать самостоятельную работу учащихся, разумно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужном направлении.

Все названные компоненты мастерства проявляются не отдельно, а интегрально, в действиях и поступках, в умении решать поставленные педагогические задачи, в способности организовать учебно-воспитательный процесс.

Благодаря педагогическому мастерству учитель реализует свои профессиональные функции: передает ученикам социальный опыт, формирует у них социальные и личные качества, готовит к жизни.

учитель физический воспитание культура

2.3 Педагогическая техника учителя

В практической деятельности учителей используются специальные приемы преподавания, которые способствуют повышению уровня усвоения школьниками учебного материала.

Совокупность таких приемов составляет педагогическую технику учителя. Она включает в себя: технику речи, мимику, пантомимику, управление эмоциями. Различия между деятельностью учителя и ученика во время обучения состоит в том, что деятельность первого преимущественно умственная, а другой - умственно-практическая.

С помощью слова учитель объясняет школьникам устройство движений, способы их выполнения, механизм влияния на здоровье, сферы использования в жизни и тому подобное.

Описать словесно двигательные действия - это значит рассказать ученикам об их элементы, установить связи между ними, разъяснить темп, ритм, амплитуду выполнения действий. Ученики лучше понимают учебный материал, если учитель образно преподает его. Слово входит в сознание через образ. Если за словом ученик не видит образа, оно ничего не означает для него. В лучшем случае, слово может остаться в памяти, но никогда не станет объектом мысли или действия. Неслучайно, К. Станиславский подчеркивал, что говорить - это значит рисовать словам образы.

Речь учителя должна быть не только образной, но и правильной. С грамматического, фонетического и синтаксического взгляда. По культуре речи учителя ученики делают вывод о его уме, общую культуру, образованность, интеллигентность.

Дети не переносят обучающих бесед учителя. "Не допускайте у ребенка даже мысли, что вы претендуете на какую-то власть над ним", - советовал Ж. Руссо. Им нравится дискурсивный язык, с помощью которого раскрываются противоречия, например, между организмом человека и его "врагами" - вредными привычками, малоподвижным образом жизни, перееданием и тому подобное. Например, учитель рассказывает, что в тех случаях, когда человек работает физически, скелетные мышцы во время сокращения утолщаются, сжимают вены, выталкивая кровь к сердцу и легким. Когда же человек мало двигается, помощь от мышц уменьшается, сердцу приходится самостоятельно поднимать кровь. Это приводит к перегрузкам и возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Объясняя школьникам учебный материал, учитель должен тщательно контролировать свою речь. Она должна быть как очень громкой, так и не очень тихой. Речевая деятельность учителя физкультуры характеризуется рядом специфических особенностей. Ему нередко приходится напрягать свой голос из-за наличия посторонних шумов во время проведения занятий на спортивных площадках или в спортивном зале. Неслучайно, одним из профессиональных заболеваний учителей физкультуры есть повреждения голосовых связок.

Учитель влияет на учеников не только словами, но и мимикой (выражение лица, глаз), пантомимикой (движения головы, рук, туловища, ног). Выражением лица, глазами, бровями учитель показывает детям свою радость, удовольствие, заинтересованность, внимательность или безразличие, беспокойство, удивление, осуждение, возмущение. С одной стороны, авторитетный учитель своей мимикой может сказать ученику больше и весомее, чем неавторитетный учитель длинными установками. С другой стороны, наблюдательный учитель по выражению лица учеников легко "читает" не только их душевное состояние и настроение, но и получает информацию о выносливость к различным физическим нагрузкам, степень утомляемости, достаточность отдыха.

Не меньшее влияние на учеников производит пантомимика учителя. Выразительные, плавные движения, правильная осанка, расправленные плечи, красивая, хорошая спортивная форма свидетельствуют о развитости у учителя физкультуры чувства собственного достоинства, уверенности в своих физических и духовных силах. И наоборот, сутулость, опущенное подбородок, тревожность, суетливость или скованность движений, небрежность в одежде вызывают у учащихся негативное отношение к учителю, приводят к снижению его авторитета.

Управление эмоциями. Как и любому человеку, учителю физической культуры присущи личные переживания, радости и огорчения, которые сказываются на его духовном, психическом состоянии. Однако педагог не имеет права показывать на уроках свои переживания детям. Настроение учителя передается ученикам и, в основном, отражается на их учебных результатах. Слишком уязвимые дети становятся раздражительными и агрессивными, нов то же время, такие качества учителя, как обидчивость, раздражительность, очень вредят его авторитету. В состоянии раздражения учитель может несправедливо наказать ученика.

Раздражительность является источником гнева. Гнев называют кратковременным безумием. Он сопровождается потерей контроля над своими действиями и поступками. Гнев часто связан с грубостью, несправедливостью, которые разрушают уважительное отношение детей к учителю. Педагог может иногда позволить себе гневаться, но делать это он должен педагогическое целесообразно, не теряя чувство меры.

Умение учителя держать под контролем свои эмоции в отношениях с детьми свидетельствует не только о сформированной у него педагогической техники, но есть и показателем высокой духовной культуры.

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Профессиональная деятельность учителя физкультуры имеет много общего с любой производственной деятельностью. Она включает в себя цель, средства труда, технологию, исполнителей.

Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т. п., т. е. осуществляет текущий контроль.

Конечной целью занятий физкультурой является укрепление здоровья учащихся, обеспечение их всестороннего развития, подготовка к жизни. Конечная продукция: знания, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, личностные качества учеников - нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, эстетические.

Список использованных источников

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

2. Ашмарин Б. А. Теория й методика педагогических исследований в фи-зическом воспитании. М: ФиС, 1978. 222 с.

3. Круцевич Т. Ю. МетодьІ исследования индивидуального здоровья детей й подростков в процессе физического воспитания. К., 1999. 230 с.

4. Гуменюк Н. П., Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. К.: Вища школа, 1985.

5. Данилина Л. Н., Плахтиенко В. А. Проблемы психической надежности в спорте. М.: ГЦОЛИФК, 1980.

6. Джамгаров Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений / В сб. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1982.

7. Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. М.: ФиС, 1979.

8. Дойзер Э. Здоровье спортсмена. М.: ФиС, 1980.

9. Допинговый монстр. Р. Д. Сейфулла, И. А Анкундинова. М., 1996.

10. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.

11. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1984.

12. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.

13. Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологические особенности личности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса. Роль учителя в процессе физического воспитания. Закономерности и психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2012

    Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры. Главные функции и интересы учителя. Психологические тесты по изучению особенностей характера. Анализ характера конкретного учителя физической культуры, его особенности как профессионала.

    реферат , добавлен 01.05.2016

    Педагогическое общение как средство воспитания: функции, стадии, уровни. Характеристика условий оптимизации взаимоотношений учителя физической культуры и школьников-подростков. Опросник "Учитель – ученик". Методика "Оценка уровня общительности педагога".

    дипломная работа , добавлен 10.11.2014

    Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов. Средства физического воспитания, формы его организации. Этапы эмпирического исследования особенностей преподавания физической культуры и физического воспитания учащихся 5 классов.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

    Определение уровня подготовленности учителя физической культуры к уроку. Разработанность плана-конспекта и правила подготовки условий проведения урока. Характеристика видов деятельности занимающихся на уроке. Педагогическое мастерство преподавателя.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Осуществление педагогической деятельности. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая деятельность учителя и ее компоненты. Педагогическое общение и личность учителя. Контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий.

    реферат , добавлен 09.10.2008

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в вузе. Профессиональная подготовка в условиях учебнопрактической деятельности. Средства профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2002

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической и методической литературе. Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры. Методы внедрения в практику обучения музыкального сопровождения на уроках физической культуры.

Должностная инструкция учителя физкультуры

Общие положения

  1. Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
  2. В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
  3. Учитель физкультуры должен знать:
  • Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности учителя физкультуры

  1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
  2. Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
  3. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
  • безопасное проведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
  • организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.



5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях

контроля за работой.

7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

8. Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

9. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании»,

Конвенции о правах ребёнка.

10. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности

методических объединений и других формах методической работы.

12. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических

советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а

также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

13. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как

классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на

дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

14. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

15. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

16. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей

собрания.

17. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по

оказанию помощи пострадавшим.

18. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

19. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до

столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

20. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на

следующий день.

21. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения

контрольных и лабораторных работ на месяц.

22. Учителю физкультуры запрещается:

§ изменять по своему усмотрению расписание занятий;

§ отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между

§ удалять учащегося с урока;

§ курить в помещении школы.

23. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

§ проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;

§ постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения

учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

§ организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

§ в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в

установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

§ разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

§ принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Права учителя физкультуры

  1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
  3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
  5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
  7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
  8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
  9. На защиту профессиональной чести и достоинства.

Ответственность учителя физкультуры

  1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
  2. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
  4. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
  5. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

С инструкцией ознакомлен: __________________(________________)