Впр окружающий мир 21 вариант критерии оценивания. Материал по окружающему миру (4 класс) на тему: Анализ ВПР по окружающему миру

ВПР по окружающему миру состоит из двух частей. В первую часть входит 6 заданий, а во вторую – 4, то есть всего в работе 10 заданий. Первые два задания заключаются в выделении нужных частей изображения, следующие три – в написании краткого ответа, и последние пять – развернутого. Задания 3, 6, 7 относятся к повышенному уровню сложности, а остальные – к базовому.

Система оценок

В сумме за ВПР по окружающему миру можно получить 31 балл. Баллы переводятся в оценки по следующей схеме:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

В этом задании представлен рисунок – например, такой:

На нем отмечен предмет из дерева. Ученику нужно подумать и таким же образом отметить еще два предмета, один из которых сделан, например, из металла, а другой – из бумаги.

Если правильно указано два предмета, каждый из которых выполнен из разных материалов – ставят 2 балла. Если верно указан предмет только из одного материала – 1. Если же верных ответов нет, ученик не получает баллы за это задание.

Задание 2

Во втором задании вниманию ученика может быть представлена таблица, например, с прогнозом погоды на три дня. К ней прилагаются 4 утверждения, из которых нужно выбрать верные – что-то вроде «в пятницу температура воздуха днем не превысит 28 градусов» и «на протяжении всех трех дней будет солнечно». Если выбраны все верные утверждения, четвероклассник получает 2 балла. Если допущена одна ошибка (или одно верное утверждение не написано) – 1. В иных случаях ставят 0 баллов.

Задание 3

В данном задании несколько частей. Всего за это задание можно получить 6 баллов.

В первой части представлена карта мира, на которой на двух любых природных зонах (например, тайга и пустыня) или материках (например, Евразия и Африка) стоит две отметки – А и Б. нужно написать названия материков. Если ошибок нет – ставят 2 балла, если допущена одна ошибка – 1, и если более одной – 0.

Во второй части представлены фотографии трех животных под номерами, без подписей – например:

В условии написано, что представлены фото леопарда, медведя, ламы и волка. В форме ответа нужно написать, под какой цифрой какое животное изображено. Если все написано без ошибок, присуждают 1 балл. Если нет – 0 баллов.

В третьей части нужно ответить на вопрос: какие животные обитают в естественной среде на материке А, а какие – на материке Б (или же в природных зонах А и Б). Если ошибок нет, можно получить 3 балла. При наличии одной ошибки – 2 балла, двух – 1 балл, а трех и более – 0.

Задание 4

В четвертом задании нужно провести соответствие: подобрать к началу фразы правильный конец. Фразы связаны со здоровым образом жизни и поддержанием здоровья вообще: занятиями спортом, уходом за полостью рта, необходимостью одеваться по погоде и т.д. Начал фраз дано два, а продолжений – три, поэтому важно не запутаться, а просто поставить цифры наугад не получится.

Ответ заносится в таблицу вида:

Если в ответе нет ошибок, ученик получает 1 балл, если есть – 0.

Задание 5

Это задание достаточно сложное. В условии дается пример указания органов на теле человека – например, как на рисунке ниже:

Ученику нужно по аналогии самостоятельно отметить указанные в задании части тела и орган – к примеру, желудок, кисть и голень. Если это сделано верно, ставят 2 балла. Если правильно указаны только две части тела либо только одна часть тела и орган – 1 балл. В других случаях четвероклассник получает 0 баллов.

Задание 6

Шестое задание ВПР по окружающему миру состоит из трех частей. Всего за него можно получить 4 балла. В нем дается описание проводимого эксперимента или наблюдения – например,

Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.

В первой части ученику нужно ответить на вопрос, одинаковы или различны температура и освещенность в двух стаканах. Также могут спросить о материале стаканов. Если ответ не содержит ошибок, он оценивается в 1 балл, если содержит хотя бы одну – 0 баллов.

Во второй части задается один вопрос, связанный с заданием – например, какие измерения надо проводить, чтобы определить, как освещенность влияет на рост семян, или, если задание не про семена, а, допустим, про нагревание воды – от чего зависит скорость этого процесса. Верный ответ на эту часть задания также приносит ученику 1 балл.

В третьей части четвероклассник должен описать другой эксперимент – например, если Артем хотел бы выяснить, как наличие почвы влияет на рост семян. Нужно рассказать, что делать в этом случае. За это можно получить 2 балла – в том случае, если в ответе отражены все аспекты эксперимента. Если какой-то аспект упущен, ставят 1 балл. В других случаях ученик не получает баллов за данное задание.

Задание 7

Это задание проверяет умение ребенка понимать информацию, отраженную на различных условных знаках, а также знание о том, где они могут быть встречены. Приведено три знака, например:

Первая часть задания включает в себя вопрос, где можно встретить эти знаки, или, если это указано в условии – что объединяет эти знаки (но в таком случае все три знака будут из одной серии, например, дорожные знаки). За верный ответ дают 1 балл.

Вторая часть задания требует написание трех правил – для каждого знака нужно написать, какое правило он отражает. Если три правила написаны верно – ставят 2 балла, если правильно сформулированы только два – 1 балл, и если лишь одно – 0 баллов.

Задание 8

В условии восьмого задания ученику предлагаются три фотографии материалов, используемых для работы, или же фото людей во время работы – к примеру:

  • определить профессию, с которой связано фото
  • написать, чем занимаются люди данной профессии
  • сказать, какую пользу работа людей такой профессии приносит обществу

Если все это сделано правильно и корректно, можно получить 3 балла (по одному за каждый верный ответ).

Задание 9

Это задание ВПР по окружающему миру в 4 классе проверяет, как ученик осознает свою связь с окружающими людьми и со своей страной. В нем приводится утверждение, к которому задается один-два вопроса, или же просто задаются два вопроса: объем ответа должен составлять около 5 предложений. Задание с утверждением может быть таким:

9 мая во всех городах России проходит торжественное шествие «Бессмертный полк». Кому посвящается это шествие? Почему оно важно для жителей России? Пример задания с вопросами: Как ты думаешь, чем настоящие друзья отличаются от просто хороших знакомых? Почему важно иметь настоящих друзей?

Если даны уместные, хорошие ответы на вопросы, можно получить 2 балла. Если в ответе есть ошибки, или же ученик просто написал общие рассуждения на эту тему, но не ответил прямо на вопрос – 1 балл. В других случаях ставят 0 баллов.

Задание 10

В десятом задании проверяются знания четвероклассников о том регионе, где они живут. Оно состоит из трех частей; всего за задание можно максимально набрать 6 баллов.

Первая часть предполагает написание названия того субъекта РФ (города, области, края или республики), где живет ученик.

Во второй части нужно написать главный город региона, или, если ученик живет в городе федерального значения – район, где он проживает.

Если и название субъекта, и главный город написаны верно, присуждается 2 балла, а если только что-то одно – 1 балл.

В третьей части задается несколько вопросов, связанных с местом проживания – к примеру:

Производством каких товаров известен твой регион? Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников. Или: Чем наиболее известен твой регион? Какие звери могут встретиться в природе твоего региона (назови не менее трёх зверей)? Опиши одного из этих зверей. Чем питается этот зверь?

Также могут спросить, что и почему изображено на гербе региона, чего не знают даже некоторые взрослые, поэтому важно уделить внимание этому аспекту.

За верные ответы на первые два вопроса ставят два балла (то есть за один вопрос максимум один балл). Правильный ответ на третий вопрос может принести 2 балла: например, если описан один из зверей и написано, чем он питается, ставят 2 балла, а если только что-то одно – 1 балл. То есть всего за третью часть 10 задания можно получить целых 6 баллов.

Рособрнадзор не рекомендует специально готовить - натаскивать - обучающихся к выполнению ВПР и решать посредством ее административные или учебные задачи помимо диагностических, однако все знают, что предупрежден - значит вооружен, и начинают так или иначе готовиться к ее написанию. Но как готовиться?
И надо ли?
Пожалуй, каждый учитель, родитель и школьник ответит на этот вопрос утвердительно. Но перед ними тут же встанет следующий: где взять учебные материалы для подготовки? Прежде всего, необходимо найти актуальные образцы заданий, на основе которых можно приступить к тренировкам. Всем известно, что в Интернете размещено несколько официальных демоверсий ВПР прошлых лет, что открывает возможность заранее ознакомиться с характером предстоящей проверочной работы, ее структурой, критериями оценивания, однако не позволяет увидеть всю разнообразную палитру заданий, с которыми может столкнуться школьник. Отмечу, что особенно непросто эта задача решается в отношении предмета «Окружающий мир», вариативность заданий по которому очень высока не в пример русскому и математике.
Если вы тоже находитесь в поиске ответа на вопрос «как?», вам в помощь издательство «ЭКЗАМЕН» выпустило учебное пособие «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС», в котором авторы Елена Васильевна Волкова и Галина Ивановна Цитович представили самые разнообразные задания, но не только. Для самоконтроля учебное пособие снабжено блоком с ответами, причем сброшюрован блок таким образом, что при необходимости легко может изыматься, чтобы не искушать ребенка подсмотреть решение во время выполнения работы. Для родителей очень важно наличие в пособии подробных критериев оценивания, опираясь на которые они смогут методически правильно организовать и с пользой провести занятия со своим ребенком дома. Такая продуктивная домашняя работа в комплексе со школьными уроками обязательно поможет четверокласснику обрести уверенность, а это, в свою очередь, позволит сделать процесс написания ВПР максимально комфортным.
Задание 1, с которого начинается работа, на первый взгляд, очень простое, но, выполняя его, дети узнают много интересного об окружающих их вещах. Например, о том, что красивые расписные палехские шкатулки сделаны из папье-маше и что папье-маше - это материал, получаемый из смеси измельченной бумаги и картона с добавлением клея, крахмала, гипса. Сами обсуждаемые предметы сгруппированы по темам, что позволяет использовать это задание на уроках, где формируется представление детей о различных профессиях, говорится о разнообразии праздников, о величии спорта. Также стоит обратить внимание, что в задании упоминаются предметы, которые могут быть сделаны из разных материалов, например мерный кувшин, линейка или ваза. Такие задания развивают внимание, воображение и расширяют кругозор детей.
На пороге средней школы возрастает важность умения детей работать с различными видами визуальной графической информации: таблицами, схемами, знаками и символами. Сейчас знаково-символические средства используются во всем мире как международный язык, доступный практически каждому. Так, умение быстро и верно «прочитать» пиктограмму может помочь сориентироваться в незнакомом месте, избежать опасности, облегчить процесс приобретения новых знаний. Самые важные знаково-символические средства, с которыми мы знакомим детей с самого раннего возраста, - знаки дорожного движения и знаки, предупреждающие об опасности.
Пособие издательства «Экзамен», как и оригинальная ВПР, включает в себя задания, проверяющие умение использовать знаково-символические средства, таблицы и схемы для решения учебных и практических задач. Это задания 2 и 7, которые позволяют потренироваться в этом умении на примере метеотаблиц и графических изображений. Детям предлагаются для изучения разнообразные пиктограммы, которые могут им встретиться повсюду. Учитывая любовь детей к рисункам и к игре, такие занятия на умение читать символы, несомненно, пробудят в учащихся интерес к подобному способу представления информации, и, возможно, кто-то из них даже захочет посвятить этому свой исследовательский проект, например, создав свои пиктограммы для классной комнаты или школьного двора.
Пример такого задания:
Вообще взрослым свойственно с некоторой надменностью относиться к школьным задачкам, ведь очевидно, что с заданием для четвероклассника с легкостью справится каждый, например, если требуется обнаружить и подписать на картинке часть тела - кисть руки, шею и сердце (задание 5) или подобрать продолжение к началу фразы «Чтобы избежать желудочно-кишечной инфекции, надо…» (задание 4). Однако порой задания для выпускников начальной школы могут поставить в тупик даже многосторонне образованных родителей. Давно ли вы вспоминали, на каком континенте живут тапир, очковый медведь или ехидна; где растет вельвичия, шоколадное дерево или баобабы (задание 3); какой самый крупный водоем в вашем регионе (задание 10)? Совместное решение вариантов заданий из пособия позволит с толком и пользой провести время за продуктивным общением с ребенком, рассуждая, вспоминая и узнавая интересные факты, расширяя горизонты познания и одновременно готовясь к проверочной работе.
Наибольшее затруднение у детей при выполнении ВПР вызывает задание 6, где необходимо проанализировать проводимый опыт. Несложные логические заключения о взаимосвязи скорости проращивания зерен и температуры окружающей среды вызывают у детей трудность, ведь в жизни и даже на уроках окружающего мира они встречаются с опытами крайне редко. К тому же в задании требуется не четкое следование инструкции, а логичные рассуждения о необходимых замерах или требуемых изменениях в условиях проведения опыта для подтверждения или опровержения гипотезы. Так, школьникам предлагается проанализировать результаты опытов, проведенных с водой, растениями и почвой. Данное пособие содержит 25 вариантов подобных заданий, что позволит юному исследователю потренироваться в планировании практических работ и анализе получаемых данных.
Воспитывая и обучая школьников, мы растим новое поколение, которое будет формировать общество будущего. Чтобы стать полноправным его членом, нужно уметь уважать чужой труд. Особенно важно прививать уважение к труду у совсем юных граждан. Этому и посвящено задание 8. При его выполнении у детей есть возможность порассуждать о значении профессий, подумать о том, как один и тот же предмет может одновременно служить людям разных профессий. В задании детям на выбор предлагаются три схожих по какому-то признаку предмета. Это отличная возможность при индивидуальной работе в школе и дома расширить кругозор ребенка, рассказать ему об особенностях той или иной профессии и дать возможность порассуждать об использовании предметов не по их прямому назначению, но с не меньшей пользой. Это задание также может подсказать учителю хорошую тему классного часа, в котором он на основе данного задания продолжит тему, затронутую в известном стихотворении Сергея Михалкова «А что у вас?», добавив в обсуждение современные профессии и те, которые в наши дни потеряли свою актуальность.
В задании 9 дети узнают много интересных фактов, например, когда вышел первый номер русскоязычной газеты или почему Международный женский день отмечается именно 8 марта. Возможно, необычные факты из этого задания побудят любознательных школьников подробнее узнать об исторических событиях и истории разных праздников. Выполняя такие задания, можно не только созерцать, но и созидать, рассуждая о событиях давно минувших дней и их важности для истории нашей страны, и высказывать свое мнение. Вот один из примеров:
«Ежегодно 27 января в нашей стране отмечают один из Дней воинской славы - День снятия блокады Ленинграда. В этот день в 1944 году советские войска в ходе Великой Отечественной войны полностью сняли фашистскую блокаду города на Неве, которая длилась почти 900 дней. Подумай и напиши, в чем заключается важность этого события и почему оно памятно для нас до сих пор». Ограничение в 5 предложений на ответ вынуждает детей четко и кратко формулировать свою точку зрения, что тоже является одним из ключевых жизненных навыков.
Кроме того, у школьников, особенно младших, вызывает трудность выполнение заданий с открытым ответом. Используя понятную инструкцию и описание способа оценивания подобных заданий, взрослый может обратить внимание ребенка на характер и особенности ответов на такие вопросы.
Вопросы задания 10 побуждают детей вспомнить культурные и исторические памятники своего региона, рассказать о традициях и знаменитых уроженцах малой родины. Такие задания позволяют обратить внимание на красоту и на значимость регионов, где они живут; способствуют формированию патриотизма у молодого поколения. Любой вопрос данного задания может также послужить для учителей хорошей темой при планировании классных часов.
Учителя, вооружившись таким пособием, с легкостью организуют различные виды деятельности на уроке и во внеурочное время, смогут последовательно, вариант за вариантом, разобрать отдельный вид заданий, например, проведение опытов и наблюдений и фиксирование их результатов.
Все это в комплексе работает на результат и позволяет снизить тревожность у четвероклассников при выполнении ВПР.
Хочется отметить, что пособие создано так, чтобы ребенок мог работать с ним и без помощи взрослых: задания сформулированы понятным языком, снабжены иллюстрациями, дополнены интересными фактами, а от школьника требуется только ручка или карандаш. Ну а в случае затруднения он всегда может сделать пометку на полях и вернуться к трудному заданию тогда, когда рядом будет взрослый.
Конечно, любой экзамен - это стресс, однако при условии качественной подготовки к нему фактор страха и волнения может быть значительно снижен, и тогда любая проверочная работа станет по плечу.
Таким образом, данное пособие может стать мощным подспорьем, облегчающим работу по подготовке к Всероссийским проверочным работам по окружающему миру в 4 классе как учителям, хорошо знакомым с форматом заданий и критериями оценивания работ, так и самим обучающимся и их родителям. Ключевым достоинством данного пособия является его самодостаточность, ведь для подготовки не нужно ничего, кроме самого пособия: 25 вариантов каждого задания, ответы к ним и критерии оценивания уже заботливо размещены для пользователей коллективом авторов.
Мы готовимся к Всероссийским проверочным работам с пособиями издательства «Экзамен», а вы?

​Алексей РУБИН, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ОЧУ «Газпром школа», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015

Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется. Тем не менее, многих интересует вопрос перевода баллов ВПР в оценку.Ответ можно найти в демоверсиях ВПР 2018 для 4 класса , опубликованных на официальном сайте ВПР СтатГрад . Приведем шкалу баллов проверочных работ 2018 года:

Шкала перевода баллов ВПР 2018 в оценки для 4 класса

Предмет 2 3 4 5 Критерии оценивания
(смотрите в конце образца)
математика 0-5 6-9 10-12 13-18 скачать
русский язык 0-13 14-23 24-32 33-38 скачать
окружающий мир 0-7 8-17 18-26 27-32 скачать

Критерии оценивания ВПР можно найти в демонстрационном варианте.

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется. Контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

Перевод баллов ВПР 2018 в оценки для 4 класса практически совпадает с 2017 годом, исключение составляет окружающий мир, где увеличен максимальный балл до 38 (было 37).

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР по математике и проверочной работы в целом.

Каждое верно выполненное задание 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 5 (пункт 2), 6 (пункт 1), 6 (пункт 2), 7, 9 (пункт 1), 9 (пункт 2) оценивается 1 баллом.

Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.

Выполнение заданий 3, 8, 10, 11 оценивается от 0 до 2 баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР по русскому языку и проверочной работы в целом.

Правильно выполненная работа оценивается 38 баллами. Выполнение задания 1 оценивается по критериям от 0 до 7 баллов. Ответ на каждое из заданий 2, 7, 12, 13, 15 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответы на задание 3 по пункту 1) оцениваются от 0 до 1 балла, по пункту 2) – от 0 до 3 баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР по окружающему миру и проверочной работы в целом.

Правильно выполненная работа оценивается 32 баллами. Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.

Ответы на задания 1, 5, 6.3–10 оцениваются по критериям. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 5, 6.3 оценивается 2 баллами, на задания 7–9 – 3 баллами, на задание 10 – 6 баллами. Ответ на каждое из заданий 4, 6, 8, 11 оценивается от 0 до 2 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 5, 9, 10, 14 оценивается 1 баллом.