Основные приемы скорописи представляют собой:
1) Смысловой анализ
Смысловой анализ представляет собой выделение главной мысли данного текста, ее «экономной» формулировки , которая составляется из опорных пунктов памяти. Для создания опорных пунктов памяти существует три метода:
«Экономная» формулировка состоит из слов, которые в свою очередь могут быть сокращены. Из-за этого создается впечатление, что во многих словах (особенно длинных) есть лишние буквы. Благодаря этому предлагается записывать не все буквы в слове. При этом специфика русского языка не позволяет обходиться без первых букв, которые являются отправными пунктами для получения информации. Например, слов, начинающихся с пр- в русском языке более 2500. Вместо этого можно отказаться, например, от гласных букв в середине слова, что позволяет воспроизвести все слово при переводе. Также можно исключить двойные согласные, а наиболее часто встречающиеся приставки и суффиксы заменить одним символом (такие как -tion и -ция, -logy и логия, philo- и фило, psyho- и психо-).
Сократить записи можно с помощью телескопических названий. Например, страница - стр., может быть - м.б. и другие.
Аббревиатура - еще один известный способ сокращения записей. Например, США, МЧС, МВД и многие другие.
Важный пункт экономной записи - это цифры. Умело записывая цифры, можно сократить запись в несколько раз. Например:
1) числительные:
15" = 15 тысяч
2) порядковые:
1) = первый
0"3 = середина 2003 года
03" = конец 2003 года
4) названия месяцев:
I - Январь, II - Февраль, III - Март, IV - Апрель и т.д.
Записи представляют собой зрительную опору памяти. Именно поэтому важно найти такой опорный пункт, который бы бросался в глаза и не затруднял зрительное восприятие. Вертикальную запись можно считать эффективной, так как такой вид записи значительно экономит время (не нужно водить рукой слева направо и обратно) и позволяет объединить мысли в группы в их лексической связи. Также вертикальной записи добавляет эффективности лингвистическая вероятность. Лингвистической вероятностью называют вероятность появления в речи того или иного явления, той или иной языковой единицы. В этом случае для переводчика наиболее важен порядок слов, выполняющий ключевые синтаксические функции. Прямой порядок слов предполагает, что в большинстве случаев на первом месте будет стоять группа подлежащего, а за ней группа сказуемого. Анализ и обработка предложения проходят не только с рассмотрения ее грамматической основы, но и с целью поиска более краткой формулировки. Это особенно полезно для длинных предложений, так как такой метод позволяет выделить главную мысль и пошагово расписать цепь событий в предложении. Р.К. Миньяр-Белоручев предлагает ставить на первое место группу подлежащего, а на второе место (строкой ниже и чуть правее) группу сказуемого. Что касается второстепенных членов предложения, они располагаются справа от слова, к которому они относятся (если это не согласованное определение). Если к одному и тому же слову относятся несколько слов, они записываются одно под другим, не зависимо от того, являются они однородными или нет. Обособленные члены предложения предлагается указывать в скобках.
Сложносочиненные предложения можно рассматривать как два и более простых предложения. Соответственно каждое из этих простых предложений записывается одно под другим с начала строки.
Наибольшую сложность представляет запись сложноподчиненных предложений. Р. К. Миньяр-Белоручев обращает внимание на следующие особенности записи сложноподчиненного предложения:
Выводы по главе 3
Основными методами переводческой записи являются смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при этом много места.
Переводческая скоропись - полезный инструмент при последовательном переводе или ненужная блажь?
Переводческая скоропись - это система ускоренной записи речи оратора с помощью различных заранее выработанных переводчиком сокращений, условных значков и т.д. для облегчения переводчику последующего воспроизведения всего этого на языке перевода.
Переводческая скоропись в известных пределах полезна при регулярном последовательном переводе больших пассажей текста, когда нет возможности остановить оратора.
Лично мое отношение к переводческой скорописи достаточно скептическое.
Переводческая скоропись востребована разве что при дипломатическом переводе и при любом другом протокольном переводе "на публику". Но это настолько узкая ниша : от силы несколько десятков переводчиков из многотысячного отряда тех, кому приходится заниматься устным последовательным переводом . Поэтому не стоит искусственно "набивать себе цену" и учиться тому, что вряд ли когда пригодится в реальной переводческой деятельности .
Конечно, если Вы молоды и только учитесь переводу, у Вас хорошая физическая форма и прекрасная память, то Вы можете чисто из спортивного интереса попробовать освоить переводческую скоропись. Когда Вы закончите учебу и станете работать переводчиком, Вам будет уже не до этих упражнений.
Конечно, скоропись это не такой "мрак", как стенография : для расшифровки стенограммы даже самой опытной стенографистке, как известно, требуется уйма времени и умственных усилий. У переводчика в боевых условиях этого времени нет. В этом смысле различные системы переводческой нотации это нечто среднее между ускоренной словесной записью звучащего текста и стенографией.
Но минусов и подводных камней у переводческой скорописи оказывается настолько много, что эффективно воспользоваться теми преимуществами, которые она сулит устному переводчику, не так просто.
Начнем с того, что известные системы переводческой скорописи дают на вооружение переводчику лишь определенный начальный набор сокращений и значков . А дальше, уяснив принцип, переводчик должен уже вырабатывать свою собственную систему скорописи , исходя из своих индивидуальных потребностей и предпочтений. Причем, не только вырабатывать, но и постоянно поддерживать и совершенствовать .
Однако даже освоение этого начального джентльменского набора требует времени и напряженных усилий. В некоторых источниках говорится о том, что при условии каждодневных интенсивных занятий систему скорописи можно освоить буквально за 10-12 дней. Но точно так же на всевозможных курсах нам обещают, что благодаря очередной уникальной методике каждый желающий сможет выучить любой иностранный язык за несколько недель или месяц. А в результате, даже закончив Инъяз, мы учим этот самый язык всю оставшуюся жизнь.
В любом виде деятельности важно четко определить приоритеты. И надо сказать, что освоение переводческой скорописи никак нельзя отнести к приоритетным задачам и навыкам при подготовке будущих переводчиков.
Если вы переводите по складам и с трудом понимаете смысл иностранного текста, то Вам рано думать о переводческой скорописи. Переводческой скорописью можно заняться, когда Вы уже овладели всеми остальными элементами переводческого процесса, перевод сам льется из Вас как по-писаному, и у Вас есть кураж блеснуть чем-то еще.
Существующие системы скорописи в плане лексики ориентированы в основном на общие общественно-политические или военные тексты. Они вырабатывались в те времена, когда тематика переводимых международных встреч и переговоров не была такой многообразной и насыщенной терминами и смысловыми оттенками, как в последние годы. "Делегация", "визит". "оратор", "сказал", "приветствовал", "поблагодарил", "осудил", "партия", "борьба за мир". "разоружение", "ракеты" и т.д.
Сегодня не только заметно повысилась тематическая сложность и терминологическая насыщенность мероприятий, идущих через перевод , но и выросла интенсивность самого процесса перевода и требования к его качеству .
Соответственно, чем больше тематика реального перевода отличается от той, для которой Вы наработали свои условные значки и сокращения, тем ниже будет эффективность применения приемов переводческой скорописи - даже если Вы ими владеете. Если сегодня Вы переводите строительство, завтра медицину , а послезавтра банковскую или биржевую тематику, то здесь Вас сможет спасти только глубокое знание предмета и терминологии, хорошая физическая форма, максимальная концентрация и ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.
Да, и не стоит "баловать" ораторов тем, что переводчик готов по памяти переводить их получасовые пассажи. Со скорописью или без скорописи - это всегда колоссальная нагрузка на переводчика. Перевод таких сверхбольших кусков текста должен быть скорее исключением, чем правилом, и в основном ограничиваться теми случаями, когда у переводчика имеется заранее переведенный текст выступления или, по крайней мере, текст оригинала в бумажном виде . Тогда переводчик сможет переводить с листа . И что самое главное - точность и эффективность такого перевода с листа будет почти во всех случаях на порядок выше, чем точность перевода с использованием скорописи. И соответственно будет ниже вероятность переводческих ошибок, ляпов и пропусков.
Скоропись, как и стенография, широко применялась в то время, когда еще не было такого количества всевозможных технических средств и гаджетов. А в наш мультимедийный век это уже некий анахронизм: все равно, что продолжать пользоваться пейджерами, когда есть сотовые телефоны и эсэмэски.
Позаботьтесь о том, чтобы были правильно расставлены микрофоны и канализован звук - и не потребуется никакой скорописи! Не нужно ничего усложнять! Ведь чем больше начало перевода по времени отстоит от момента произнесения оригинального текста, тем выше риск переводческого брака.
Уже не говоря о том, что в условиях реального перевода далеко не всегда есть возможность, слушая оратора, делать по ходу записи . Переводчику удобнее всего делать себе пометки, когда он сидит за столом и при этом хорошо слышит говорящего. Но в любом случае потом ему еще надо быстро разобрать свои каракули в условиях стресса, множества внешних помех и не всегда идеальной освещенности.
Как и кто переводит сегодня президентов и премьер-министров и пользуется ли он при этом скорописью или какими-то другими приемами - тема, выходящая за пределы моей компетенции.
© Юрий Новиков, 2009
Обещала в одном из постов рассказать о скорописи. Выполняю обещание.
Итак, что такое переводческая скоропись (или записи в последовательном переводе)?
Это наиболее эффективное вспомогательное средство памяти переводчика . Оно эффективно, поскольку стимулирует запоминание, активизируя мыслительные процессы в момент записи. Оно эффективно и потому, что сохраняет опорные пункты для памяти в момент воспроизведения текста оригинала.
Обычно задают вопрос, а для чего переводческая скоропись, если уже придумана стенография?
Ответ на этот вопрос хорошо формулирует Анри ван Хооф в своей книге «Теория и практика устного перевода»: «Дословная запись повлекла бы за собой, естественно, дословное воспроизведение, т. е. отказ от основных принципов перевода. Вот почему мы не приемлем стенографию. Будучи системой записи, основанной на слове, она помешала бы переводчику сосредоточиться на основных мыслях, развиваемых в речи, и, следовательно, дать удовлетворительный перевод». Добавим к этому, что стенографическая запись каждого слова прячет мысль, которая выражается не последовательностью слов вообще, а последовательностью значений «избранных», ключевых для смысла слов. А найти такие ключевые слова в стенографической записи — это кропотливая работа, требующая анализа записанного, на который в последовательном переводе нет времени.
Не подходят для переводческой скорописи ни конспект, который иногда ведут прилежные студенты, ни протокол —
произведение бюрократов. Конспект или протокол фиксируют основное содержание сказанного, а переводчик не имеет права расставаться с не приглянувшимися ему фразами. Он обязан зафиксировать всю информацию, предназначенную для передачи, и создать себе экономные опорные пункты памяти. Это требование и породило свои собственные системы записи у ведущих парламентских переводчиков 20-х — 30-х годов. Более того, многие асы последовательного перевода утверждали, что записи — дело индивидуальное, и каждый переводчик должен сам придумывать себе те или иные правила, знаки и символы скорописи. Так продолжалось до 1959 года, когда вышла небольшая книжка Жан-Франсуа Розана, в которой он постарался суммировать все то, что лучшие
переводчики Европы изобретали для облегчения своей участи в процессе последовательного перевода. А было к этому времени изобретено следующее:
— записывать следует не слова, а мысли;
— записывать слова, если это окажется неизбежным, придется сокращенно;
— в записях нужно показывать связь между записанными словами или символами;
— отрицание удобнее всего показывать перечеркиванием записанного;
— для качественной характеристики записанных опорных пунктов использовать различные виды подчеркивания;
— записи располагать вертикально;
— вертикальное расположение записей совмещать с их
ступенчатостью.
Эти приемы и поспешил зафиксировать Ж.-Ф. Розан. К символам, которые встречаются в записях, автор первой книги о переводческой скорописи относится весьма сдержанно и советует ими не злоупотреблять. Своим ученикам
он предлагает запомнить всего десять символов. Примеры записей в книге Ж.-Ф. Розана даны на английском языке, практически же он советует производить записи на том языке, на котором осуществляется перевод.
Что касается приемов и упражнений по овладению переводческой скорописью, то они подробно изложены в книге Р.К. Миньяр-Белоручева «Пособие по устному переводу (записи в последовательном переводе)» 1969 г., по которой учились и учатся большинство студентов на переводческих факультетах нашей страны. Здесь еще раз повторю базовые принципы и приемы:
1) Отказ от записи гласных в середине слова и сдвоенной согласной сокращает буквенную запись на 38-40%. Записанные без гласных слова легко прочитываются, особенно в известном контексте, как это имеет место в последовательном переводе. Вот пример такой записи: прмшлнсть и сльск. хзство ндвплнли план прв. плгдия.
2) Есть еще более эффективный прием — запись смысловых опор не буквами, а с помощью символов . Что такое символ? Символ в системе записей выступает как носитель признака, присущего группе близких друг к другу понятий. Так, если взять обычные кавычки «, то они в письменном тексте призваны обозначать прямую речь. Следовательно, кавычки могут быть использованы для обозначения большого количества слов, связанных с речью, таких как, например, речь, выступление, тост, доклад, оратор, разговор, газета, журнал, книга, говорить, писать, беседовать и т. п. В случаях, когда переводчик владеет ситуацией, т. е. хорошо понимает, о чем говорит оратор, которого он должен переводить, использование кавычек для замещения любого из перечисленных, а также и некоторых других слов, вполне оправдано.
3) Символы выбирает сам переводчик и чаще не просто выбирает, а придумывает в зависимости от своего видения тех или иных понятий. Так, одни обозначают все связанное с войной, армией через изображение орудия, другие — через огни фейерверка, третьи — через скрещенные шпаги, нарисованные в виде печатной буквы «X». Вот почему символы в процессе обучения не навязываются.
И напоследок упражнение
Р. К. Миньяр-Белоручев предлагае, например, такой способ тренировки по овладению переводческой скоростью:
Выберите интересный рассказ, сообщение в газете, состоящее из нескольких сот слов, и постарайтесь его зафиксировать на бумаге без слов, т. е. с помощью рисунков, условных знаков, символов или, иначе говоря, с помощью своего субъективно-зрительного кода. Изобретайте, воображайте, но не прибегайте к словам. На первом этапе работайте с текстами на родном языке, позже переходите к иностранным текстам. Вскоре вы заметите, что вам будет все легче выделять в тексте главное и запоминать его на основе своей образной памяти.
P.S. Когда я в студенчестве осваивала скоропись, то применяла подобные приемы при записи лекций и конспектов. Вот и вспомнила: когда записи одалживали у меня, приходилось расшифровывать написанное одногруппникам. Правда, потом и они привыкли:).
Ирина Сергеевна Вацковская
Десять уроков последовательного перевода с применением переводческой скорописи
Рецензенты:
Степанова Мария Михайловна , кандидат педагогических наук, доцент (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого);
Нечаева Наталья Викторовна , кандидат филологических наук, доцент (Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)
© И. С. Вацковская, 2017
© ООО «Бук», 2017
Введение
В эпоху, когда межкультурная коммуникация приобретает невиданный до сей поры масштаб и размах, возрождается интерес к переводческой деятельности, все более четко разграничиваются понятия «обучение языку» и «обучение переводу». Последнее предполагает формирование переводческой компетенции, позволяющей оптимальным образом решать профессиональные задачи. Одной из составляющих переводческой компетенции в области устного последовательного перевода является владение переводческой записью, позволяющей зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности.
Вид устного перевода, при котором речь переводится последовательно, т. е. переводчик воспринимает отрезок речи и через максимально короткое время воспроизводит его в переводе, называется последовательным. В последовательном переводе восприятие, анализ/синтез происходят одновременно с записью, что вызывает особые трудности по овладению приемами скорописи на первоначальном этапе, когда сознание словно «раздваивается» в необходимости одновременно и слушать, и записывать. Универсальная переводческая скоропись при устном переводе признана помогать, дополнять кратковременную память.
Для устного переводчика большое значение имеет также оперативная память – способность сохранять в памяти значительные отрезки услышанного текста. Упражнения в данном пособии помогают расширить объем оперативной памяти и освоить вспомогательные приемы запоминания. При этом развивается как качественная, так и позиционная память, т. е. оптимизируется запоминание большого объема информации и порядка следования единиц информации.
Переводчику часто приходится запоминать числа, даты, имена, названия (прецизионная информация), которые не восстанавливаются из контекста и требую предельно точной передачи. По определению Р. Миньяр-Белоручева, прецизионная информация, или прецизионные слова, – это «общеупотребительные единицы речи, не вызывающие конкретных ассоциаций и весьма сложные для запоминания». Именно прецизионная информация является главной информацией, которая требует особого внимания, искажение которой может привести к нежелательным последствиям. Поэтому предтекстовые задания и упражнения направлены на отработку и запись перевода прецизионной информации с использованием текстов, насыщенных цифрами и именами собственными.
Еще один навык, необходимый для успешного устного перевода – это умение быстро переключаться с одного языка на другой как в плане восприятия, так и в плане воспроизведения речи.
Фоновые знания, знание реалий, знание метаязыка обогащают долговременную память переводчика, приближают его речеязыковую деятельность к речеязыковым навыкам «носителя» языка, что в свою очередь помогает переводчику свободно ориентироваться в любой ситуации и сфере общения.
Для решения выше поставленных задач было создано данное учебно-методическое пособие.
После выполнения предтекстовых заданий, студенты приступают к работе над текстом при помощи переводческой записи. При этом в различных контекстах тренируются наиболее частотные, переводческие соответствия с целью выработки автоматизированного навыка их использования.
Выполнение качественного перевода невозможно без профессионального владения языком, что предполагает постоянное расширение лексического запаса, чтение свежих новостей на различную тематику из авторитетных источников, наличие клише из разных областей, развитие навыков публичной речи, всестороннее знание родного языка и изучение культурных традиций и национального характера языка перевода.
Этапы процесса устного последовательного перевода
Устный перевод представляет собой межъязыковое и межкультурное посредничество, которое обеспечивает понимание адресатом максимальной (или хотя бы оптимальной) доли суммарного смысла, заложенного в сообщение отправителем. Устный перевод – это деятельность, осуществляемая в условиях стресса, часто на пределе сил переводчика или близко к этому пределу. Нередко устному последовательному переводчику приходится иметь дело с отрезками, содержащими много сотен слов и звучащими несколько минут.
Использование переводческой скорописи позволяет разгрузить кратковременную память переводчика, освобождает его от вечного страха забыть содержание переводимого материала, а также позволяет работать с отрезками текста значительной длительности и сложности. Переводческой скорописью называют особую систему записи, позволяющую устному переводчику «в реальном времени» фиксировать на бумаге достаточное количество смысловых элементов речи оратора-источника, чтобы с опорой на них сформировать звучащий текст перевода. Переводческая скоропись, которую ведет переводчик, формируется на этапе анализа, а считывается на этапе синтеза.
В целях переводческого анализа важно различать поверхностную и смысловую структуру текста. Поверхность текста – это последовательность знаковых единиц, обладающая свойствами связности и цельности. Ввиду ограниченного объема краткосрочной памяти значительный объем текстовой информации никак не может быть запомнен переводчиком «напрямую», то есть на поверхностном уровне. Попытка запомнить каждое слово (удержать в памяти поверхностные формы) приводит к потере действительно важной информации.
Единственный способ воспринять, удержать в памяти и передать в переводе смысл исходного отрезка текста – это максимально глубокая смысловая переработка материала, что неизбежно предусматривает отход от поверхностных форм, структур и лексики. Целью является снижение избыточности информации (компрессия) без потери ее существенных элементов и создание системы смысловых связей различного уровня и вида, обеспечивающей сохранность материала на период синтеза и проговаривания переводящего отрезка текста. Переводческая скоропись как инструмент системы переводческого анализа предусматривает работу главным образом на уровне смысловой структуры текста. Смысловая структура текста – это сумма смыслов каждого отрезка текста. Под «смыслами» мы понимаем все элементы семантики, которые актуализованы в данном конкретном контексте говорящим.
Как же выглядит процесс перевода с точки зрения самого переводчика? Процесс перевода начинается для переводчика с восприятия на слух речи оратора, то есть аудирования (этап анализа). На начальном этапе переводчик получает всю совокупность информации, закодированной на «поверхностном уровне» текста оригинала. Поверхность исходного текста принадлежит исходному языку. Восприятие «поверхности» каждого отрезка оригинала протекает почти одновременно со смысловой переработкой его содержания, и разделение этих процессов, конечно, носит во многом условный характер. Еще на этапе восприятия оригинала грамотное использование переводческой скорописи дает переводчику дополнительную возможность глубже продумать смысловую структуру исходного текста, зафиксировать прецизионную информацию, принять некоторые переводческие решения, подготовиться к построению текста перевода.
Ключевым же этапом процесса устного перевода, в успешности которого проявляется весь профессионализм переводчика или отсутствие такового является этап девербализации (этап анализа). Смысловая переработка содержания исходного текста происходит на этапе девербализации, когда происходит высвобождение смыслов, заключенных в поверхностных формах исходного текста, из их языковой (вербальной) оболочки. Воспринимая и сохраняя в памяти или в записи смысловое содержание речи, переводчик отвлекается от информации о том, как именно это содержание было выражено автором оригинала, то есть какие именно слова, выражения синтаксические конструкции выбрал для этот автор.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Курсовая работа на тему:
ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ СКОРОПИСЬ
Руководитель:
К.ф.н., доцент кафедры ЛиМК Красильникова Е.А.
Выполнил:
Студент гр. ГПА-31
Дьячкова Д.Ю.
Современный устный последовательный перевод - это сложный процесс, требующий от специалиста-переводчика, работающего в данной сфере специальных навыков и подготовки. Для успешного проведения такого вида перевода требуется изучить и овладеть такой техникой, как универсальная переводческая скоропись, которая позволяет зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности. Сейчас эту технику можно определить, как систему вспомогательных записей, используемую переводчиком при осуществлении перевода.
Кроме того, сегодня данная техника фиксирования и воспроизведения информации удостоилась внимания целого спектра других наук, таких как: как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика. Объясняется тем, что с каждым годом значение устного последовательного перевода в процессах межкультурной коммуникации, международных переговорах и выступлениях на базе многочисленных интернациональных объединений только растет.
Выступления ораторов на таких площадках как, к примеру ООН, требует интенсивной работы переводчика, именно поэтому развитие техники универсальной переводческой скорописи - это постоянный процесс, в котором принимают участие как специалисты-переводчики, так и ученые занимающиеся психологией, семантографией и другими отраслями науки. Весь этот объем работы направлен на выполнение одной цели - разработку такой системы фиксации информации, которая будет способствовать максимально эффективность и удобству работы переводчика.
1. Ознакомление с историей формирования и развития техники универсальной переводческой скоропись
2. Изучение основных методов скорописи, используемых и описанных признанными специалистами устного последовательного перевода
3. Выявление современных тенденций развития универсальной переводческой скорописи
4. Описание основных практических элементов переводческой скорописи
Объектом исследования является исследование техники универсальной переводческой скорописи при устном последовательном переводе
Предмет данной курсовой работы - основные методы и элементы универсальной переводческой скорописи, рассмотрение их основного применения
При написании данной курсовой работы мною были использованы: монография отечественного специалиста Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева - Общая теория перевода и устный перевод, а также различная научная литература и учебные пособия по универсальной переводческой скорописи и устному последовательному переводу (Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе, Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета, Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком?, Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе и т.д.)
переводчик символ лингвистика
Глава 1. История становления и развития переводческой скорописи
В 1956 г. В Женеве Ж.-Ф. Розан, последователь и коллега Эрбера, выпустил отдельную книгу, посвященную записи, в которой систематизировал и проиллюстрировал на примерах семь основных принципов фиксации (вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость»). Розан ввел способы обозначения некоторых парадигмальных категорий: времени, рода, числа.
Д. Селескович указала на необходимость объединения данных различных научных дисциплин, таких как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика, и наблюдений из практики перевода - для проникновения в суть процесса перевода, в том числе и с использованием записи. Д. Селескович удалось в основном описать мнемоническую функцию последней, наметив при этом перспективу развития данной проблемы в гносеологическом русле, на стыке теории и мышления. Итак, Д. Селескович впервые поставила проблему комплексного изучения записи.
На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других.
В условиях двустороннего перевода, когда у переводчика есть возможность сидеть за столом, стоит использовать лист формата А4, положенный горизонтально и заранее разделенный на три равные части. Такое расположение позволит записать довольно длинное высказывание, легко найти любой момент записанной речи и избежать перелистывания. Здесь Е.В. Аликина рекомендует делать фиксировать информацию на одной стороне листа, чтобы записи на перекликались между собой.
Это один из наиболее спорных вопросов. Существует несколько противоречивых точек зрения. Одни авторы считают, что запись должна вестись на языке источника, другие - на языке, на который производится перевод. По мнению третьих - на языке, на котором изучалась система записи, и по мнению четвертых - на английском как наиболее распространенном языке, имеющем большое количество общепринятых сокращений. Пятые считали, что смешанный язык - это самый подходящий вариант. Но в этом вопросе, безусловно, все зависит от предпочтений переводчика.
Для того, чтобы воссоздать максимально полную картину при переводе, необходимо отказаться от записи «пустых» слов, значение которых понятно из контекста или легко воспроизводится памятью. Для переводчика при записи имеют значение слова, передающие основную мысль высказывания, прецизионная лексика (имена собственные, названия дней недели и месяцев, числительные). Также важно передать модальность и логические связи между элементами. При записи для переводчика примером для подражания является телеграфный стиль, лаконичный и понятный. Необходимо помнить о временной последовательности событий (смысловые вехи).
Процесс записи при переводе требует тщательной подготовки. При этом следует отметить сразу несколько факторов, среди которых: подручные средства, язык, на котором будет вестись запись, а также функциональность и удобство для восприятия информации, изложенной на бумаге. Когда подготовка к записи закончена, можно переходить к основному этапу - изучению приемов скорописи.
1) Выбор слов с наибольшей семантической нагрузкой (иностранные имена и фамилии, географические названия и другие имена собственные, а также числительные)
2) Метод трансформации (преобразование безличных предложений в определенно-личные, замена сложных слов и конструкций более простыми синонимами)
3) Выбор рельефных слов (упор на слова с особой эмоциональной окраской или реалии).
«Экономная» формулировка состоит из слов, которые в свою очередь могут быть сокращены. Из-за этого создается впечатление, что во многих словах (особенно длинных) есть лишние буквы. Благодаря этому предлагается записывать не все буквы в слове. При этом специфика русского языка не позволяет обходиться без первых букв, которые являются отправными пунктами для получения информации. Например, слов, начинающихся с пр- в русском языке более 2500. Вместо этого можно отказаться, например, от гласных букв в середине слова, что позволяет воспроизвести все слово при переводе. Также можно исключить двойные согласные, а наиболее часто встречающиеся приставки и суффиксы заменить одним символом (такие как -tion и -ция, -logy и логия, philo- и фило, psyho- и психо-).
1) числительные:
15" = 15 тысяч
15” = 15 миллионов
15""" = 15 миллиардов
2) порядковые:
1) = первый
Б) "03 = начало 2003 года
0"3 = середина 2003 года
03" = конец 2003 года
4) названия месяцев:
I - Январь, II - Февраль, III - Март, IV - Апрель и т.д.
5) названия дней недели:
Понедельник, ? - Вторник, ? - Среда и т.д.
Записи представляют собой зрительную опору памяти. Именно поэтому важно найти такой опорный пункт, который бы бросался в глаза и не затруднял зрительное восприятие. Вертикальную запись можно считать эффективной, так как такой вид записи значительно экономит время (не нужно водить рукой слева направо и обратно) и позволяет объединить мысли в группы в их лексической связи. Также вертикальной записи добавляет эффективности лингвистическая вероятность. Лингвистической вероятностью называют вероятность появления в речи того или иного явления, той или иной языковой единицы. В этом случае для переводчика наиболее важен порядок слов, выполняющий ключевые синтаксические функции. Прямой порядок слов предполагает, что в большинстве случаев на первом месте будет стоять группа подлежащего, а за ней группа сказуемого. Анализ и обработка предложения проходят не только с рассмотрения ее грамматической основы, но и с целью поиска более краткой формулировки. Это особенно полезно для длинных предложений, так как такой метод позволяет выделить главную мысль и пошагово расписать цепь событий в предложении. Р.К. Миньяр-Белоручев предлагает ставить на первое место группу подлежащего, а на второе место (строкой ниже и чуть правее) группу сказуемого. Что касается второстепенных членов предложения, они располагаются справа от слова, к которому они относятся (если это не согласованное определение). Если к одному и тому же слову относятся несколько слов, они записываются одно под другим, не зависимо от того, являются они однородными или нет. Обособленные члены предложения предлагается указывать в скобках.
1) Функции двоеточия. Двоеточие в предложении является связующим звеном между частями предложения (вводной частью и продолжением, раскрывающим ее). Двоеточие позволяет отказаться от записи союзных и некоторых знаменательных слов.
2) Причинно-следственные отношение. Они выражают последовательность действий и обычно обозначаются союзами (потому что, в результате этого, и др.) В переводческих записях они выражаются наклонной чертой.
3) Относительные подчинения. В речи иногда встречаются два разных предложения, при это в одном из них подводится итог второго. Такие предложения называются относительно зависимыми. Они легко превращаются в сложноподчиненное предложение с помощью подчинительных союзов. В переводческих записях их рекомендуется отделять друг от друга горизонтальной чертой. В случае, если во втором предложении есть составное сказуемое, под чертой ставится знак равенства.
4) Сопоставление. В широком плане - это идея сопоставления и сравнения статистических данных, а также средство выразительности. На бумаге фиксируются двумя вертикальными линиями.
5) Указатель цели. Считается, что продвижение к цели сопровождается движением. Именно поэтому в записях предлагается обозначать это движение «стрелками».
6) Условные конструкции. В речи обычно такие конструкции обозначаются союзом «если» или оборотами «в случае если», «при условии» и т.п., которые на бумаге заменяются английским союзом if или французским si для экономии места.
7) Уступительность. Грамматика особенно выделяет отношение между действием и специальным условием, т.е. условием, которое будучи препятствием не создает помехи. Такая «уступка» породила термин «уступительность». Идея уступительности противоположна идее причинности, тем самым она аннулирует причинно-следственные связи. Таким образом появилось специальное обозначение - дважды перечеркнутая наклонная черта.
8) Вопросительные предложения. Для записи вопросительного предложения рекомендуется использовать перевернутый вопросительный знак (испанский вопросительный знак), который ставится в начале предложения. Это способствует достижению сразу двух целей. Во-первых, на начальном этапе анализа предложения, становится ясно, что предложение содержит в себе вопрос. Во-вторых, это позволит отказаться от записи вопросительных членов предложения (вопросительные слова и выражения: Что? Откуда? Каким образом? Разве? С какой целью? и т.д.)
9) Побудительные предложения. По аналогии с вопросительными предложениями, чтобы заранее обнаружить восклицание, перевернутый восклицательный знак ставится в начале предложения. Также в восклицательных предложениях предлагается использовать «стрелки», заменяя слова-цели. «Стрелки» делятся на две группы: позитивные и негативные. Позитивные «стрелки» стоят перед словом-целью («да здравствует», «вперед» и т.д.), а негативные перечеркивают эти слова («долой», «против» и т.д.).
10) Отрицательные предложения. Отрицательное предложение выражает отсутствие связи между высказываниями. А отсутствие имеет свой символ - перечеркивание того члена предложения, перед которым стоит частица «не».
11) Линии-сноски. При вертикальном расположении записей слово, употребляющееся несколько раз, может быть вынесено специальными линиями-сносками, чтобы избежать повторения слова и сэкономить время.
Основными методами переводческой записи являются смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при этом много места.
Слово как знак является обозначением не одного конкретного предмета, действия или явления, а целой группы предметов, имеющих похожее значение. Слова различаются между собой по способности обобщать. Так, например, в группе «имена собственные» куда меньше слов, чем в группе «имена нарицательные». Степень обобщения вторых, в свою очередь, неодинакова: слово «фрукты» обобщает намного больше, чем слово «яблоки». Но даже слова с высокой степенью обобщения (например: отношения, средство) не экономны.
1) Экономичностью символа служат одновременно простота исполнения и большое количество понятий, которые он обозначает. Например, знакомый всем символ «О» может быть встречей, съездом, собранием и т.д.
2) Наглядность символа заключается в его узнаваемости, частота употребления в обычной жизни, а также и в том, что он должен производить множество ассоциации при упоминании.
3) Универсальность символа в том, что они являются носителями лексического значения, проявляя в грамматическом отношении чрезвычайную гибкость и индифферентность. Кроме того, одни и тот же символ моет быть использован носителями разных языков без потери смысла.
По мнению В.П. Беркова, значительная часть грамматической информации избыточна. Практика переводческих записей подтверждает этот вывод. Наиболее важными для переводчика являются синтаксические связи, которые отображаются с помощью вертикальной записи. «Классификационная информация» записями не учитывается, как явно избыточная, она вытекает из контекста или несущественна для данной ситуации, и поэтому может не обозначаться.
Основные синтаксические связи выражены порядком расположения символов и слов. Необязательно при этом обозначать число глаголов, род существительных и другие признаки слов, так как это легко воспроизвести при помощи памяти и контекста. Если в сложившейся ситуации необходимо указать, например, на множественное число того или иного существительного, над ним ставится «двойка». Обозначение категорий предметов и модальных значений глаголов в записях не является грамматической информацией.
Символ для обозначения того или иного понятия выбирает сам переводчик, только в этом случае он станет для него эффективным вспомогательным средством. Для символов не изобретаются абсолютно новые знаки. Р.К. Миньяр-Белоручев рекомендует использовать такие знаки, с которыми переводчик сталкивается ежедневно и сможет без труда узнать и «расшифровать». По такому принципу символы разделены на три основные группы:
1) Буквенные символы. Буквенные символы используются в тех случаях, когда слово не вызывает ярких ассоциаций. Обычно для обозначения этого слова в дальнейшем берется первая буква (или две-три первые буквы, чтобы избежать ошибки в понимании). Например, GB - Великобритания, TN - Теннесси и т.д. Недостаток буквенных символов заключается в их смысловой ограниченности.
2) Ассоциативные символы. Это - самая многочисленная группа символов, отвечающим наилучшим образом требованиям экономичности, наглядности и универсальности. Символы этой группы выбираются по некоторым признакам, характерным для целого ряда понятий, объединенных по образу или ассоциациям, которые они вызывают.
Ярким примером ассоциативного символа является стрелка. Стрелка может обозначать «движение», «переход из одного состояния в другое». Изменяя направление стрелки, переводчик может обозначить понятия «передавать», «получать», «поставлять» и многие другие.
3) Производные символы. Есть несколько способов образования производных символов:
А) Расширение символа, взятого за основу. Например, в переводческих записях символ «-» значит «говорить», «вещать». При обведении этого символа в круг, переводчик расширяет его значение до «печать», «радио».
Б) Конкретизация общего значения с помощью знака возведения в степень.
В) Антонимический подход или отрицание значения исходного символа(перечеркивание).
Г) Сочетание нескольких исходных символов. Сочетание, как правило, имеет более конкретное значение, чем значение составляющих его символов.
Д) Переосмысление смысла предикативного символа. Так, если снова обратиться к стрелкам, стрелка, направленная вверх, обозначает «рост», двойная стрелка, направленная вверх, обозначает радость, успех, процветание и т.д.
Таким образом, к группе производных символов относятся символы, в основе которых лежат уже знакомые символы.
1) Предикативные символы. Большая часть символов, входящих в эту группу, обозначает действие и, соответственно, является сказуемым в предложении.
Основным символом данной группы является стрелка, имеющая большое количество лексических значений, зависящих от ее направления и контекста.
Еще одним часто употребляемым символом являются кавычки. По мнению Ж.-Ф. Розана, кавычки - это символ слова. Он также пишет: «Когда приводятся чьи-либо слова, они ставятся в кавычки. Следовательно, естественным символом слова будут кавычки».
2) Символы времени. Несколько временных символов, использующихся наиболее часто могут быть определены в одну группу. Временные отношения в данном случае воспринимаются в их общем понимании, а не в связи с категорией времени.
3) Модальные символы. Для выражения отношения говорящего к ситуации используются специальные модальные символы. Они обозначают «(не)возможность», «необходимость», «(не)уверенность» и т.д.
4) Символы качества. Значение многих слов в речи усиливается или ослабляется. Например, маленькая страна, слабый противник и т.д.
Для обозначения различных характеристик слова используются символы качества. При этом совсем необязательно символы качества заменяют только имена прилагательные. В ряде случаев они могут заменять и другие части речи, которые усиливают или ослабляют значение слова.
Следует отметить, что символы, включенные в вышеперечисленные группы - это далеко не все существующие символы. Остальные символы, не описанные в классификации, являются предметными символами общего назначения. Их количество и обозначение целиком зависит от автор записи и сферы, в которой он работает.
Устный последовательный перевод является одним из самых сложных видов перевода, это подтверждается и тем, что в его сфере работают специалисты самого высокого класса, особенно если дело касается деятельности на международном уровне. Именно поэтому интенсивно развивается и инструментарий переводчиков, важным элементом которого является техника универсальной переводческой скорописи. С одной стороны способы фиксации и воспроизведения информации имеют сугубо индивидуальный характер, с другой, за годы подготовки специалистов в данной области они подверглись систематизации и научному обоснованию со стороны ученых в самых разных сферах науки.
Это видно и из истории развития универсальной переводческой скорописи. Анализируя ее, стоит отметить вклад основоположников данного метода фиксации информации - представителей знаменитой Женевской школы переводчиков: Ж. Эрбера и Ж.-Ф. Розана. На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других. Это позволило вывести изучение универсальной переводческой скорописи на совершенно новый уровень и оптимизировать переводческую семантографию для наибольшего удобства переводчика при устном последовательном переводе.
Процесс подготовки к самому процессу записи также немаловажен, тут же стоит отметить и основные методы, применяемые при скорописи: смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при это много места.
Анализируя основы разработанных приемов переводческой скорописи особое внимание стоит уделить системе символов, которая несомненно не универсальна для всех и каждый специалист приспосабливает ее под свою манеру перевода и вводит собственные символы, все же является некой базой для подготовки и упрощения процесса скорописи. Разработана специальная семантография была такими специалистами как, к примеру, Р.К. Миньяр-Белоручев и на данный момент является неотъемлемой частью обучения данной технике.
1. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980 - 237 с.
2. Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета). - М.: Р-Валент, 2001 - 160 с.
3. Комиссаров В.Н. Теоретические основы методики обучения переводу. - М.: Рема, 1997 - 244 с.
4. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980 - 237 стр.
5. Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006 - 160 c.
6. Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? - М.: Готика, 1999 - 237 c.
7. Чужакин А.П. Устный перевод ХХI: теория+практика, переводческая скоропись. - М.: Мир Перевода, 2000 - 256 стр.
8. Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе. - М.: Проспект-АП, 1969 - 176 c.
9. Сачава О.С. Переводческая скоропись: Теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2011 - 321 с.
10. Миньяр-Белоручев Р.К. Последовательный перевод. - М.: Воениздат, 1969 - 288 c.
11. Зиндер Л.Ф. О лингвистической вероятности. В сб.: «Вопросы статистики речи», ЛГУ, 1958 -576 с.
12. Сборник 11 «Материалы по математической лингвистике и машинному переводу», МГУ 1963 - 199 стр.
13. J.-F. Rozan. La prise de notes ein interpretation consecutive. Geneve, 1959 - 71 p.
14. Сборник 11 «Материалы по математической лингвистике и машинному переводу», МГУ 1963 - 199 стр.
Приложение
Размещено на Allbest.ru
...Изучение истории возникновения и этапов развития скорописи или вида письма, в котором появляются петли и росчерки, и в котором, ярче, чем в полууставе выражена индивидуальность почерка. Выносные буквы, сокращения в документах и книгах, знаки препинания.
контрольная работа , добавлен 20.03.2013
Возникновение и развитие скорописи. Русская система стенографии. Скоростное письмо особыми знаками. Выбор значков и распространенность стенографии в мире. Система Габельсбергера в обработке Ольхина. Словоначертание, словосокращение и словоусечение.
реферат , добавлен 19.10.2012
История возникновения перевода и переводческой деятельности, профессиональных объединений переводчиков в различных странах. Деятельность и главные цели международной (Federation internationale des traducteurs) и российской организаций переводчиков (СПР).
курсовая работа , добавлен 22.06.2013
Возникновение перевода и переводческой деятельности. Предпосылки и этапы развития профессиональных объединений переводчиков в различных странах. Деятельность международных и всероссийских организаций переводчиков: союз России и международная федерация.
курсовая работа , добавлен 05.03.2012
Подходы к определению понятия "стратегия перевода". Соответствие определений понятия "переводческая стратегия" и слова "стратегия". Определение понятия "стратегия перевода" В.В. Сдобникова. Классификация переводческих стратегий и коммуникативных ситуаций.
курсовая работа , добавлен 18.02.2014
Теоретические основы обучения переводчиков в языковом вузе. Перевод как деятельность. Определение понятия перевод. Общие принципы организации и содержание обучения. Формирование составляющей переводческой компетенции. Упражнения в процессе обучения.
курсовая работа , добавлен 09.02.2009
Сравнительно-историческое языкознание в России конца XIX - начала XX века. Состояния развития советской лингвистики в период до 60-х годов XX века. Роль и место Ф.Ф. Фортунатова в истории лингвистических учений. Московская лингвистическая школа.
курсовая работа , добавлен 22.03.2010
Понятие и классификация переводческой трансформации. Выявление мест использования комплексных трансформаций в текстах, представляющих затруднения при переводе. Приём смыслового развития и лексических опущений. Антонимический и описательный перевод.
курсовая работа , добавлен 25.07.2010
Развитие делового языка в Московском государстве. Особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов. Скоропись - сложная и своеобразная графико-орфографическая системы. Система нового литературного языка.
реферат , добавлен 18.11.2006
Понятие переводческой и грамматической трансформации, причины их возникновения, классификация. Практическое сравнительное исследование использования грамматических трансформаций на материале устных, письменных переводов русского текста на английский язык.