– Доктор, я умру?
– Обязательно!
В этом черном анекдоте и заключен ответ на все вопросы, считает руководитель отдела НИИ морфологии человека РАМН, доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев.
Внутри каждой нашей клетки есть специальные структуры-добавки – теломеры, побуждающие эту клетку делиться. Таких теломер должно быть 50, максимум 55. С каждым делением их остается на одну меньше (они отцепляются особым ферментом): 49, 48... – и так далее по нисходящей. И неважно – медитируете ли вы в Тибетских горах, целуете ли кресты в Риме: когда способность клеток к делению кончается, то бишь истощается запас теломер, наступает естественная биологическая смерть.
50-55 делений – вот наш предел. В среднем это тонна клеток – столько вырабатывает наш организм за всю жизнь. В принципе эти ресурсы позволяют прожить и 150 лет – но вдали от цивилизации, в благоприятнейшей экологической обстановке и, как правило, жизнью дождевого червя. При активной жизни возможности организма серьезно сокращаются. Предел – 80-90 лет, дальше просто идет медленное умирание. Замечали: у стариков кожа становится пергаментной, появляются странные пигментные пятна на местах былых ожогов, ударов… Это клеток вырабатывается все меньше и меньше.
Так что физиологические ресурсы человека весьма скромные.
Еще у нас есть невозобновляемая система – нервная. Все теории, будто клетки мозга размножаются и чуть ли не каждый день в нашей черепушке появляется до миллиона новых нейронов, построены на некорректных экспериментах на животных.
Фальсификацией является и то, что число нейронов можно увеличить с помощью стволовых клеток. Как правило, этой идеей увлекаются психологи и физиологи и, конечно, спекулянты от медицины, делающие бизнес на страданиях и чаяниях больных.
О поисках «вечной» клетки написаны тысячи статей. В США есть исследователи, которые утверждают, будто им удалось выделить из клеток то ли крови, то ли подкожного жира «вечно живущие» клетки, которые можно помещать в разные химические условия и таким образом получать разные типы клеток – сердца, легких, печени – и даже разные типы ткани!
Как им удается морочить всем голову? Да очень просто. Скажем, из одной клетки получают сто и замораживают. Потом, когда первая на издыхании и вот-вот прекратит делиться, из холодильника достают такую же вторую, третью... А чтобы доказать, что клетка потихоньку превращается, скажем, в сердечную, ее помещают в вытяжку из кардиомиоцитов (нарубленная и отфильтрованная ткань сердца), где она, естественно, «жрет» и накапливает соответствующие метаболиты, характерные белки. Потом эту «вечную» клетку пересаживают в чистую среду, показывают публике и говорят, что это будущий кардиомиоцит. Правда, мышечной ткани сердца еще нет, но она точно будет, ведь вы же видите специфические антитела, характерные для сердечной ткани. А клетка просто наелась того, что было вокруг.
На сегодняшний день нет ни одной работы, доказывающей, что преодолен 50-кратный цикл деления. Если бы подобное случилось, фармацевтические компании праздновали бы победу: ведь разрабатывать лекарства от того же СПИДа надо не в раковых, поистине бессмертных, а в здоровых клетках. Но многолетние опыты ученых Германии показали: ни одна соматическая ткань в культуре клеток не живет более 4,5 года.
По этой же причине нельзя никого клонировать. Если ядро соматической клетки пересадить в яйцеклетку, зародыш просто умрет от старости, ведь у соматической уже выработана значительная часть ресурса делений. Поэтому вопрос клонирования – дело бизнеса и мистификации, а не медицины. Кстати, была ли овечка Долли клоном, генетически не доказано. Серьезные работы говорят лишь о том, что можно добиться пересадки ядра: при этом зародыш какое-то время делится, а потом погибает. Сей факт ученым был известен уже четверть века назад…
Но почему, спрашивается, не утихает журналистско-ветеринарная шумиха про якобы клонированных здесь и там кошечек, собачек, хрюшек? Увы, это чистой воды политика. В свое время английское правительство, поддавшись на историю с Долли, выделило на исследования громадные деньги. Когда же стало ясно, что все это, мягко говоря, надувательство, пошла борьба за сохранение лица, отстаивание не столько научных интересов, сколько собственного бутерброда. Именно тогда и придумали чудо-терапию стволовыми клетками, выращивание с их помощью органов…
И уж если говорить по большому счету, то и программа «Геном человека» – чисто американское шоу. На самом деле в геноме исследовано лишь 10% генов, кодирующих белки. Остальные 90% – terra incognita, хотя уже объявлено о завершении программы. Да и те 10% генов изучены только у одного – одного! – человека, о чем почему-то все «забывают» говорить.
Так что приходится признать: наш мозг, будучи продуктом биологическим, конечен. И никаких новых ресурсов создать нельзя – ну не размножаются клетки мозга!
Работа мозга – очень энергозатратный процесс. Даже если мы тихо дремлем у телевизора, мозг поглощает до 10% всего, что мы выпили и съели за сутки. А при активной жизни расход увеличивается как минимум вдвое. Неслучайно при неблагоприятных условиях мозг отключается первым.
Бытует мнение, что мы используем мозг на 10%. На самом деле он всегда работает весь! Даже когда вы читаете газету и, казалось бы, активизированы лишь зоны, ответственные за зрение, память и логику, в это же время трудятся и другие нейроны, например те, что отвечают за поддержание вашей позы. Правда, они менее активны, но также передают сигналы и в любой момент готовы выполнить новое задание. Вам позвонили в дверь? И вот уже зашустрили нейроны, ответственные за слух, ходьбу, распознавание.
И тут мы сталкиваемся еще с одним заблуждением: будто можно развить способности человека. Нет! Их можно только реализовать. Мозг каждого человека имеет свою структурно-морфологическую организацию, определяющую характер, сенсорные, моторные, другие возможности и ограничения. Нет абсолютно идентичных извилин. Все умственные, физические ресурсы мозга определены с рождения: как генами родителей, так и тем, что за материалы – белки, жиры, углеводы – приносила на постройку новой нервной системы будущая мама. Если в это время она занималась сыроедением, голоданием, мозг ребенка, скорее всего, будет развит отнюдь не идеально.
Образно говоря, сколько ни разгоняй «Запорожец», он не будет ездить, как «Мерседес». И нет смысла запихивать в языковую или математическую школу того, чьим извилинам в радость слесарное дело. В каждом конкретном случае нужно заниматься не проблемой развития функций, которых нет, а реализовывать то, что точно досталось от папы с мамой.
Как это определить? Очень просто – предъявите мозгу много вариантов. Дайте попробовать разное. Человек сам схватится за «свое». Если лучше выражены слуховые и голосовые области мозга – будет петь. Аналитические – не оторвешь от шахмат, точных наук.
Но всему есть предел: от непосильных задач даже «Мерседес» может заглохнуть и оказаться на обочине. А «Запорожец», который не пыжится, а живет в ладу с собой, пусть медленно, но верно будет реализовывать свои таланты.
И нельзя всех заставить думать и жить одинаково. Как и достигать одних и тех же высот.
От редакции. В одном из следующих номеров в рубрике «Дискуссионный клуб» мы поговорим о плюсах и минусах долгой жизни. Ваши высказывания присылайте нам по адресу: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 4, «АиФ. Здоровье», с пометкой «Дискуссионный клуб», или по электронной почте med@сайт
Наша кожа (верхний слой эпителия) обновляется:
>> на руках – каждый день,
>> на лице и голове – раз в три дня,
>> на теле – раз в неделю.
Клетки крови заменяются:
>> у обычного человека – каждые 80 дней,
>> у спортсмена – каждые 40 дней.
Сердце способно сократиться только 800 миллионов раз за жизнь.
Одним из самых уважаемых качеств считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – .
Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.
А что же такое интеллект? Любая , в том числе и мыслительная, предполагает наличие . У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.
Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.
Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой .
Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.
Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.
Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:
Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.
Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:
Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.
Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.
Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.
Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.
Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.
К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.
На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.
Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные : скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.
Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:
Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.
Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в . Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.
Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:
Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.
Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.
Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.
Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.
Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:
Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.
Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.
Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.
Большинство людей испытывают острую потребность в новых ощущениях. Они согласны даже верить в невероятное, лишь бы это доставляло желаемые эмоции. Для некоторых телекинез - сверхъестественная способность, которая не имеет места в нашем мире. В средствах массовой информации, в книгах по истории часто упоминалось о столь могущественной силе, которая наблюдалась у избранных людей. В наше время в необъяснимые вещи мало кто верит, но в этой статье мы опишем методику и инструкцию к тому, как развивать телекинез.
Нельзя не отметить, что телекинез - это способность мысли воздействовать на физические объекты. Расшифровывая данный термин, его смело можно обозначить так: движение на расстоянии. Впервые о такой сверхспособности начали говорить в 1890 году. Асаков - исследователь паранормальных явлений - занимался изучением данных процессов и всего того, что с ними могло быть связано. Ученые утверждают, что это понятие упоминалось даже в Библии. Сегодня же многих людей интересует вопрос о том, можно ли развить телекинез у себя, и как это сделать.
Ученые, занимавшиеся исследованиями в данной области, утверждали, что в результате эксперимента у людей действительно замечался положительный эффект, который с легкостью можно было отнести к психокинезу (тогда эти понятия отождествляли). Затем появилась методика, которая полностью исключала возможность случайности. Таким образом, ученые определили, что телекинез реален, конечно же, в минимальных количествах, но среди подопытных нашлись люди (всего 1%), которые смогли доказать реальность его существования. К 2006 году было замечено двести случаев которые подтверждают его существование.
Тем не менее все ученые, занимающиеся экспериментами в данной области, разделились на две группы. Первые категорически отрицают возможность существования данной способности у человека, а вторые доказывают обратное. Последние даже выдвинули некоторые предположения о том, как развивать телекинез. Кроме этого, некоторые считают, что в результате процесса образуется электромагнитное поле, благодаря энергии которого и перемещаются предметы. Другие же предполагают, что вся причина в головном мозге человека, то есть при помощи силы мысли происходит паранормальное явление. Но все же совсем не обязательно придерживаться той или иной теории. Если уж человек твердо решил развивать свои способности в данном направлении, то все, что для этого необходимо - это терпение и воля. Секрет методики заключается в ежедневном повторении определенных действий. Нельзя сказать точно, сколько времени могут продолжаться занятия, у каждого это индивидуально.
Как развивать телекинез? Этим интересуются многие любители мистики и эзотерики. Ученые и исследователи разработали специальные упражнения, помогающие достичь положительного результата. Для начала убедитесь, что у вас есть несколько минут свободного времени ежедневно, а также в том, что вы - человек усидчивый, трудолюбивый и терпеливый. Отметим еще раз: после первого занятия ничего не получится. Чтобы развить сверхъестественные способности, нужно усердно работать над этим. Также следует начинать занятия с элементарных упражнений для новичков. В среднем занятие длится десять-пятнадцать минут. Атмосфера вокруг должна быть спокойная и комфортная, так как процесс требует концентрации и расслабленности. Позаботьтесь о том, чтобы вас не отвлекали внешние звуки, телефонные звонки.
Многие люди интересуются, как развивать способности к телекинезу. Мы попытаемся помочь вам реализовать свою мечту. В качестве упражнения для новеньких предлагаем взять пластиковый стакан и положить его на бок перед собой. Необходимо сосредоточиться на предмете, попытаться его сдвинуть, при этом руководствуясь эмоциями и ощущениями. Мысленно помогайте себе руками, телом, потоками энергии, можно также жестикулировать, но, конечно же, не касаться стакана. В самом начале тренировки человек должен почувствовать собственные силы, которые в будущем будут стимулом продолжать работу. Для того чтобы понять, как развить телекинез, упражнения разной сложности будут представлены в нашей статье.
Тренируясь дальше, можно попробовать следующую методику. Необходимо иметь под рукой спичечный коробок, бумагу, иглу и банку. Это очень эффективный способ пробудить в себе способности и попытаться сдвинуть предмет с места. Для этого понадобится проткнуть коробок иглой, на конец которой прикрепить бумагу. Затем конструкцию поместить в банку и накрыть крышкой. Далее начинается развитие телекинеза, попытайтесь сдвинуть клочок бумаги. В итоге она должна крутиться вокруг своей оси. Можно также поэкспериментировать с бумажным конусом (для этого необходимо подвесить фигуру на нитку). Главное - человек не должен отвлекаться. Процедура требует максимальной концентрации.
Если вы достигли результатов, то однозначно нужно двигаться дальше! Бывают случаи, когда вышеперечисленные упражнения не помогают, а более сложные сразу пробуждают сверхъестественную силу. Давайте пробовать другие методики. Следующее упражнение будет ответом на вопрос о том, как развить телекинез с нуля. Необходимо взять небольшую емкость, налить в нее воду. Далее положите пустой спичечный коробок и постарайтесь сдвинуть его, так сказать подтолкнуть, чтобы он поплыл. Как вариант, можно подвесить на капроновую нить любой легкий предмет и пытаться сдвинуть его, чтобы он начал вращаться или немного шататься. Улучшать навык можно с помощью увеличения массы предмета. Надеюсь, вы получили ответ на вопрос о том, как развивать телекинез.
Лучше всего представлять, что руки намагничены и притягивают к себе все предметы. Не бойтесь разговаривать с вещами, посылайте им сигналы, команды, такие как «сдвинься» или «покрутись». Старайтесь, учитесь, тренируйтесь, и все обязательно получится. А через некоторое время вы и сами удивитесь полученным результатам.
Многие люди хотят стать всесторонне развитыми и хорошо образованными во всех сферах жизни. Концепция такого развития зародилась во времена Возрождения (Ренессанса), поэтому всесторонне образованного человека называют «человек эпохи Возрождения», а в качестве самого яркого примера приводят Леонардо да Винчи. Стать по-настоящему многогранной личностью не так-то легко, однако возможно. Для этого нужно активно следовать своим увлечениям и интересам, получать разнообразные впечатления и постоянно работать над своим образованием.
Часть 1
Получайте разнообразный опытИсследуйте окружающий вас мир. Удовлетворять свою любознательность, открывая мир вокруг себя, - это один из лучших способов стать более разносторонним человеком. Путешествия, новые блюда, новые интересы и увлечения расширят ваш кругозор и помогут взглянуть на многие вещи по-новому.
Испробуйте новые занятия. Если вас заинтересовало какое-то занятие или друг пригласил вас присоединиться к нему, возьмите и попробуйте: вы получите новые впечатления и расширите свои горизонты. Даже если в конце концов новое занятие вам не понравится, вы все равно станете более осведомленным в этой области и в целом разносторонним, чем если бы вы вообще решили не пробовать.
Вступите в клубы по интересам в своем городе, районе или учебном заведении. Общение в их среде даст вам возможность познакомиться с самыми разными людьми и мнениями. В таких клубах можно узнать разные точки зрения, а это поможет вам стать более развитым.
Путешествуйте как можно чаще. Вы можете узнать очень много нового и интересного о разных местах, странах и культурах. В путешествиях у вас будет возможность познакомиться с новыми людьми, историями и мнениями, что, конечно, повлияет на ваше саморазвитие.
Пробуйте новые блюда. Не бойтесь попробовать блюда незнакомой кухни, если у вас появилась такая возможность. Новые продукты, сочетания и вкусы помогут узнать и оценить чужую культуру и даже могут положительно повлиять на ваше здоровье.
Знакомьтесь с новыми людьми. У каждого человека свое мнение и свой взгляд на вещи, который формируется на основе его личного опыта. Встречайтесь с новыми людьми, у которых можно узнать что-то новое, чтобы стать более развитым человеком в разных сферах.
Станьте волонтером или просто помогайте другим. Простые проявления доброты и помощь людям чудесным образом повлияют на вашу жизнь и внесут в нее разнообразие. Волонтерство поможет узнать много нового и стать более развитым человеком.
Часть 2
Учитесь и еще раз учитесьЗаймитесь самообразованием. Важный фактор развития разносторонней личности - это самообучение, которое основывается на самостоятельном изучении материалов из разных источников. Без новых знаний вы не сможете развиваться, поэтому, чтобы расширить свой кругозор, прежде всего, вам нужно образование.
Посещайте учебные курсы и другие занятия. Можно продолжать свое образование в течение всей жизни, посещать семинары и лекции, получать дополнительное профессиональное образование или проходить повышение квалификации. Развитие интеллекта и навыков поможет посмотреть на вещи с другой стороны, а также стать интересной и всесторонне развитой личностью.
Читайте разные источники и средства массовой информации. Чтение разнообразных публикаций поможет вам понять мнения и взгляды, отличные от ваших. Это лучший способ стать более развитым и расширить свой кругозор.
Вырабатывайте свое мнение и точку зрения. Используйте новую информацию и опыт, чтобы сформировать собственный взгляд на те или иные вопросы. По-настоящему многогранную личность отличает умение не просто получать знания, но и использовать их в своей жизни.
Большинство из нас регулярно говорит себе: «Если бы только у меня было больше силы воли». Однако возможно ли на самом деле развить ее? И если да, то с чего лучше всего начинать?
Какая-то из этих ситуаций покажется вам знакомой:
Основной причиной большинства проблем, докучающих нашим современникам, - зависимостей, переедания, преступности, домашнего насилия, передаваемых половым путем заболеваний, предрассудков, долгов, нежелательных беременностей, недостатка образования, низкой успеваемости в школе и на работе, нехватки средств, отсутствия физических упражнений - является в той или иной степени низкий уровень самоконтроля.
Психология выявила 2 основных параметра, обеспечивающих, кажется, чрезвычайно широкий спектр преимуществ: интеллект и самоконтроль. Несмотря на многолетние попытки, психология так и не выяснила, что же человек может сделать для стойкого повышения уровня умственных способностей. А вот усиление самоконтроля вполне доступно. Следовательно, самоконтроль - это редкий и мощный инструмент, используя который психология способна внести ощутимые и полезные изменения в жизни обычных людей
Поэтому заявление о готовности поработать над своей силой воли может оказаться одним из лучших решений в вашей жизни.
В книге «Максимальная сила воли» («Maximum Willpower») профессор Келли МакГонигал, ведущая курс «Наука силы воли» («The Science of Willpower») в Stanford, упоминает о трех различных аспектах этого явления:
Древние люди жили в обществе, где выживание каждого индивидуума очень сильно зависело от группы. Чтобы ладить с окружающими , каждому нужно было следить за своими импульсами. Это оказало огромное влияние на мозг и привело к развитию методов контроля над порывами, из-за которых человек мог попасть в беду.
Наша нынешняя способность бороться со своими импульсами - это результат продолжавшейся несколько тысяч лет адаптации к постоянно усложняющейся социальной среде.
В префронтальной коре выделяется 3 самостоятельных отдела, контролирующих различные аспекты силы воли:
Лучше всего значение префронтальной коры иллюстрируют случаи, когда люди получали травмы, затрагивающие именно эту часть головного мозга. В 1848 году Финеас Гейдж, спокойный, вежливый и трудолюбивый бригадир, оказался в ситуации, результатом которой стала очень серьезная травма головы, повредившая префронтальную кору. Ранение изменило его навсегда. Друзья не могли узнать Гейджа: он превратился в раздражительного, импульсивного человека - буквально в противоположность самого себя.
Случай Финеаса - это один из многих примеров того, что происходит, когда человек страдает от повреждения префронтальной коры. Это делает очевидным, что сила воли - не нечто мистическое, а всего лишь одна из функций нашего мозга.
Рой Баумайстер провел множество экспериментов, во время которых он просил людей проявлять силу воли в контролируемых лабораторных условиях (отказаться от пирожных, скрывать свой гнев, держать руки в ледяной воде и т. д.). Оказалось, что детали этих требований не имели большого значения: люди, которым приходилось использовать свою силу воли, сталкивались с ослаблением способности контролировать себя. Это выражалось разными путями: те, кого просили сдерживать эмоции, были более склонны к покупке ненужных вещей, отказ от сладостей приводил к прокрастинации и так далее. В конце Баумайстер пришел к заключению, что в процессе использования сила воли оскудевает.
Более того, исследование показало, что существует множество факторов, способных истощить силу воли, причем о некоторых из них мы никогда бы не подумали. Присутствие на скучном совещании, попытка произвести впечатление на свидании, неподходящее рабочее место - все это иссушает силу воли. Каждый раз, когда вы вынуждены сдерживать порыв или принимать решение - неважно, насколько обыденное - вы используете свою «мышцу силы воли» и, следовательно, опустошаете соответствующие резервы.
Кэтлин Вонс, доцент маркетинга в школе менеджмента Carlson в University of Minesota, отмечает:
Существует исследование, которое демонстрирует: уровень самоконтроля людей остался таким же, как и десятилетия назад, но нас атакует все больше и больше искушений. Наша психология не рассчитана на взаимодействие со всеми нынешними потенциальными удовольствиями
Но кажется, причиной того, что наше поколение не так прилежно, как предшествующие, является вовсе не слабость характеров, а окружающие раздражители. Были бы эти мастера боевых искусств столь же преданы своему делу, если бы у них был доступ к Facebook, Twitter и YouTube? Боюсь, мы никогда не получим ответа на этот вопрос.
Медитация зарекомендовала себя как один из наиболее действенных методов повышения силы воли. Исследования данного вопроса показывают, что 3 часа медитации улучшают самоконтроль и способность к концентрации, а после 11 часов практики можно заметить реальные изменения в мозге. Почему она столь эффективна?
Медитация усиливает приток крови к префронтальной коре. Кажется, что мозг реагирует на упражнения так же, как и мышцы: отжимаясь, вы получаете сильные руки, а медитируя, улучшаете нервные связи между отделами мозга, ответственными за самоконтроль. Как лучше всего медитировать, если вы хотите развить свою силу воли?
Келли МакГонигал говорит, что описанная техника медитации заставит кровь хлынуть к префронтальной коре, а это, пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для ускорения эволюции и доведения потенциала нашего мозга до максимума.
Чаще всего за недостатком силы воли скрываются химические процессы в мозге, а не природные слабости характера. Как нет смысла ждать от мышц неограниченной физической силы, так и нерезонно надеяться на то, что разум проявит нелимитированную силу воли. Необходимо понять, что вам нужно тренироваться, чтобы увеличить силу воли точно так же, как вы занимаетесь, чтобы повысить физические возможности. Медитация вам в помощь!