Внеклассные мероприятия по биологии. Внеклассная работа по биологии на современном этапе

Внеклассная работа - это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

В наше время изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная социализация личности в период обучения и после его окончания, самореализация являются важными задачами учебно-воспитательного процесса. В системе школьного обучения, биологическая дисциплина занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Но существует проблема привлечения внимания и интереса школьников на уроке. Эта проблема может быть решена с помощью проведения ряда внеклассных мероприятий. Организация внеклассной работы по биологии должна быть составной частью учебно-познавательной деятельности учащихся, вызывать интерес у детей, увлекать различными видами деятельности. Цель внеклассных занятий - укрепление и расширение знаний по биологии в условиях свободного выбора тематики занятий и отсутствии строгого регламента учебного времени при выполнении работ. В число основных учебно-воспитательных задач внеклассных занятий входят:

удовлетворить запрос учащихся, особо интересующихся и увлекающихся биологией, проявляющих любовь к живому, желающих лучше узнать свойства природы;

заинтересовать учащихся знаниями о живой природе, развить навыки наблюдения и экспериментирования, воспитать бережное отношение к природе;

создать благоприятные условия для проявления творческих способностей в области предметной биологической деятельности (натуралистической, экологической, физиологической, общебиологической и др.);

развить самостоятельность в исследовательской и проектной деятельности по биологии в тесном единстве с работой в коллективе;

осуществлять прямые и обратные связи внеклассных занятий с уроками биологии [Верзилин 1983: 27].

Знания и умения по биологии приобретаемые учащимися на уроках находят на внеклассных занятиях значительное углубление и осознание учебного материала, что оказывает влияние на повышение интереса к предмету. Например, тематические мероприятия во внеклассной работе позволяют ученикам изучить новый материал или углубить изученный в процессе игровой деятельности, что значительно повысит интерес к учебному материалу, а также к биологии, как к учебной дисциплине в целом. Кроме того, по современным стандартам образования часы проведения уроков по биологии сокращены, в связи с этим возникает проблема нехватки учебного времени на изучения материала. Одним из вариантов решения этой проблемы также может стать проведение внеклассной работы с детьми, что позволит не только компенсировать недостаток времени, но и получить дополнительную информацию по предмету, сформировать ответственное отношение к природе, развить интерес к биологической науке.

Внеклассная работа в отличие от уроков, должна организовываться по желанию, как учителя, так и учеников. Кроме того учитывать интересы и склонности учащихся в данном возрасте, позволять выбирать детям вид внеклассной занятий. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его - задача учителя. Также задачей учителя является привлечение всех без исключения учеников к такой работе. Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-то животному, поэтому еще одной задачей учителя является расширение кругозора учеников, воспитание образованного человека, любящего природу, науку, формирование исследовательских и творческих умений. Внеклассное мероприятие может включать не только детей одной возрастной категории, но и объединять учащихся из разных классов, что будет способствовать развитию коммуникации между детьми, сплочению школьного коллектива и позволит проводить контроль более старших школьников над младшими. Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамками программы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Например, учитель может дополнить учебную работу углубленным изучением местной флоры и фауны, элементарными исследованиями по микробиологии, генетике, физиологии, истории научных открытий и др.

Помогая организовать внеклассное мероприятие, дети учатся организаторским навыкам, это умение им пригодится как в дальнейшем обучении в школе, так и после его окончания. Также внеклассная работа помогает осуществить связь между теорией и практикой, при проведении наблюдений за биологическими явлениями и объектами, экспериментов. Кроме того задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений у учащихся. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов. Эта деятельность способствует не только развитию мышления учащихся, но и формирует волевые качества (необходимость довести начатое дело до конца), воспитывает бережное отношение к живым объектам, которые изучаются [Трайтак 2002: 32].

Проводя внеклассное мероприятие, учитель имеет возможность ближе познакомиться со своими учениками, а также использовать результаты мероприятия на уроках, например, наглядные пособия, также внеклассную работу можно использовать для оценивания учеников на основных уроках. Участвуя в игровом процессе, викторинах, размышляя о различных проблемах биологии, ученики учатся делать выводы, развивают логическое мышление. Если школа не организует увлекательную и разнообразную деятельность учащихся в их свободные часы, то это время ученики нередко проводят в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Внеклассная работа отвлекает детей от "пустого" время провождения, она является полезной, развивает положительные качества и творческие способности школьников, и в то же время является отдыхом для детей. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за различными интересными объектами и явлениями, экспериментам, уходу за домашними растениями и животными, чтению научной биологической литературы. У детей с плохой успеваемостью по биологии при систематическом проведении внеклассных занятий, как правило, возникает интерес к предмету биологии, улучшается успеваемость. А также внеклассная работа приобщает детей к трудовой деятельности и любви к животным и растениям: уход за растениями и животными в уголке живой природы, поделка и ремонт клеток, заготовка корма на зиму, посадка деревьев, кустарников и цветов на пришкольном участке. У детей возникает чувство ответственности перед учителем и товарищами за порученное дело, ответственность перед самим собой, умение доводить начатое дело до конца. Кроме того массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации не перегружают учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями, а наоборот способствуют лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д. Ушинский: "Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью" [Ушинский 1954: 111]. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсией, внеурочными и домашними работами. Но внеклассные занятия не должны превращаться в дополнительные уроки по биологии. В таком случае интерес к внеклассным занятиям у учеников может ослабеть и исчезнуть.

При оформлении результатов внеклассной работы при помощи школьных газет, наглядных пособий, участии в выставках развиваются творческие способности ученика, которые необходимы как в других школьных дисциплинах, так и в большинстве будущих профессий после окончания школы. Если внеклассная работа связана с участием в различных биологических олимпиадах, конкурсах она вызывает потребность школьников в научно-популярной литературе и приобщает их к внеклассному чтению для дополнительного источника информации по интересующим вопросам биологии и других дисциплин естественнонаучного цикла.

То есть, хорошо организованная внеклассная работа по биологии способствует:

повышенному интересу к дисциплине, следовательно, более углубленным познаниям в биологии;

развитию творческих способностей, инициативности;

развитию чувства ответственности перед природой, любви к ней;

самостоятельности, развитию организаторских навыков;

развитию логического мышления, умение делать выводы;

умению использовать полученные знания на уроках биологии и в жизни.

Внеклассная работа по биологии дает возможность глубже осуществлять связь теории с практикой, реализовать принцип политического обучения. Она приобщает школьников к различному посильному труду: поделке и ремонту клеток для животных уголка живой природы и зоотехнического отдела учебно-опытного участка, заготовке корма, ухода за животными, подготовке почвы и постановке опытов и наблюдений над растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников и т.п., а это в свою очередь воспитание у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

В тоже время внеклассная работа по биологии не сводится только к опытным и наблюдениям. Значительное место в ней имеют занятия по изготовлению наглядных пособий, организации биологических олимпиад, выставок, выпуск стенных газет, общественно полезная работа по охране природы, в сельском хозяйстве и лесничествах.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занять важное место в деятельности каждого учителя биологии.

внеклассная работа урок биология

Список литературы

  • 1. Верзилин Н.М. Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
  • 2. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.
  • 3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.2. - М.: 1954. - 584 с.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №15»

Внеклассное занятие по биологии

для учащихся 7-8 классов

«Здоровье – это здорово!»


Учитель биологии

Коротина Светлана Николаевна


г. Старый Оскол

2013-2014 учебный год

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью.Задачи: – расширить представление учащихся о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности;-моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.

Ход занятия

    Беседа «Что такое здоровье? »
Тема нашего классного часа «Здоровье – это здорово». Ещё с древних времён люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!». И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье - найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. А какой смысл в понятие «здоровье » вкладываете вы? (Суждения учащихся ). Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8 место. Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться дома. 5. Я почти не занимаюсь спортом. 6. В последнее время я несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты. 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе… Составление схемы «Здоровый образ жизни» Теперь давайте задумаемся о своем образе жизни и составим схему « Здоровый образ жизни». Чтоб мудро жизнь прожить, Знать надобно немало.Два главных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем с кем попало.
- Из чего складывается здоровый образ жизни? (Учащиеся высказывают своё мнение) 1. Здоровое питание; 2. Режим дня; 3. Активная деятельность и активный отдых; 4. Отсутствие вредных привычек. Итак, что же такое здоровое питание и с чем его едят? (Выступления учащихся). Слово предоставляется творческой группе учащихся «Здоровое питание». 1. Правильное питание-основа здорового образа. При здоровом питании снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное - повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности. После большой перемены в мусорном ведре лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем? Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она. Также газировки содержат углекислый газ , который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин . Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия.В некоторых дозах кофеин может быть смертельным. Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара . Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас. Чтобы уменьшить вред от любой газировки необходимо следовать простым правилам: 1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше. 2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой. 3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю. 4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой. Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, ч то мы едим? Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп, петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе. Сельдерей. Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата витамином С.

2. Слово предоставляется творческой группе учащихся «Режим дня ». Если ты будешь стремиться распорядок выполнять – будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно больше, некоторым меньше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь 2. Сон – лучшее … Лекарство 3. Выспишься - … Помолодеешь 4. Выспался – будто вновь… Родился
Многие из нас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. 3.Слово предоставляется творческой группе учащихся «Активная деятельность и активный отдых». Чередование труда и отдыха необходимо. Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто обращается к спорту эпизодически.Только ходьба, бег, велосипед, лыжи, коньки, плавание способны привести вашу жизнь в движение, а где движение – там и здоровье. 4. Творческая группа « Вредные привычки». Какие привычки мы называем вредными?

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки, Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы. Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».За курение во многих странах применялось наказание, например, в Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции курильщиков сажали на кол. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…».АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие «зависимость». Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин. Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие «зависимость».4. Заключительное слово Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека.Желаю вам:
    - никогда не болеть; -правильно питаться; -быть бодрыми; -совершать добрые дела.

Индивидуальные занятия - работа в уголке живой природе, работа на школьно-опытном участке, работа в природе, внеклассное чтение.

Групповые занятия - кружок юных натуралистов, работа «ассистентов» кабинета по его оборудованию.

Массовые занятия - лекции и демонстрации фильмов, экскурсии и походы в природу, научные вечера и конференции, выставки работ учащихся олимпиады, кампании: День Урожая, Неделя Сада, День Птиц, Биологические КВН и т. п.

Эпизодические групповые, кружковые и массовые занятия можно объединить в группу форм коллективной внеклассной работы.

Индивидуальная форма внеклассной работы по биологии проводится почти в каждой школе. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией учащихся, учитель предлагает провести им какие-либо наблюдения в природе, прочитать ту или иную научно-популярную книгу, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда и т. п.

Но в этом случае необходимо выяснить биологические интересы школьников, постоянно держать их в поле зрения, ставить задачу - развить их интересы в том или ином направлении, подбирать для осуществления этой задачи соответствующие индивидуальные задания, усложнять и расширять их содержания. Эпизодическая групповая работа обычно организуется в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например праздника, посвященного Дню птиц, Дню леса, недели сада, Недели здоровья и пр.

Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает подыскать необходимый материал, выпустить стенгазету, подготовить доклады, художественную самодеятельность и т. п.

Обычно после завершения того или иного массового мероприятия эпизодическая группа распадается, а затем по истечении какого-то срока в связи с подготовкой и проведением другого массового мероприятия создается вновь, причем состав ее значительно изменяется.

Кружок юных натуралистов - основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической групповой работы кружок включает школьников, систематически работающих в нем в течение года или ряда лет. Состав кружка обычно стабилен.

К массовой работе привлекается большое число учащихся - несколько классов, вся школа. Для массовой внеклассной работы характерна общественно-полезная направленность. Обычно в школах организуются такие виды массовой работы, как праздники, вечера, кампании, часы занимательной биологии, биологические конференции, олимпиады и пр.

Биологические КВН (клуб веселых и находчивых) включают отобранные из нескольких классов две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания в находчивости готовит приветствия для команды-противника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живых организмах. Заблаговременно готовится к КВН и ведущий.

Для оценки работы команд во время состязания избирается жюри. Руководит всей работой учитель биологии - организатор КВН. Учитель рекомендует участникам команд соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки, советует, как можно интереснее реализовать имеющиеся у них замыслы.

На биологические КВН приглашаются болельщики - все желающие учащиеся. Дата проведения КВН сообщается заблаговременно, вывешивается объявление. Участие болельщиков также оценивается, и их баллы приплюсовываются к баллам, полученным командой, за которую они «болеют». Часы занимательной биологии обычно организуются в каждом классе. Длительность одного занятия - академический час.

Каждый час занимательной биологии учащиеся готовят заранее. Они подбирают из рекомендованной учителем литературы необходимые сведения, компонуют их, готовят наглядные пособия.

Когда занятиям придается игровая форма проведения (например, путешествия), готовят ведущих.

На самом занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, называет пункты остановок, во время которых заранее подготовленные юннаты сообщают те или иные интересные сведения о растениях (животных) и т. д.

Ведущий предлагает участникам отгадать какие-либо биологические загадки, решить кроссворды, чайнворды, ответить на вопросы викторины.

Подобным же образом организуются различные вечера.

Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовится занимательная его часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды, чайнворды и пр.), художественная самодеятельность (стихотворения, инсценировки, песни, музыкальные номера, танцы), художественное оформление зала, выставки работ учащихся.

Все перечисленные виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга.

В школах, где хорошо поставлена внеклассная работа по биологии, не может существовать какая-нибудь только одна ее форма. Проведение массовых мероприятий обязательно связано или с индивидуальной или групповой работой по их подготовке, или с работой кружка юных натуралистов.

Введение

Перед школой стоит чрезвычайно важная задача – воспитание подрастающего поколения, которому предстоит вести работу в самых разнообразных отраслях производства, науки, культуры, которые очень быстро развиваются в связи с научно-техническим прогрессом. Особую актуальность приобретает обучение предметам биологического цикла в наши дни, когда биологическая наука вступила в период бурного развития и ясно наметилось ее сближение с другими естественными науками - физикой, химией, а также с математикой, когда перед человечеством встал вплотную вопрос о жизненной необходимости охраны природных богатств нашей родины.

Широкое ознакомление учащихся с основными проблемами, стоящими перед различными отраслями биологии, вооружение школьников элементарными практическими умениями и навыками работы с живыми объектами, привлечение подрастающего поколения к практической общественно полезной работе в природе и сельском хозяйстве невозможно осуществить только на уроках биологии. В процессе преподавания у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, стремление к охране природы, приумножению ее богатств. Лишь сочетание урочной, внеурочной и внеклассной работы в единой системе открывает пути к решению всех трех указанных задач.

Внеурочная работа тесно связана с уроками. На уроках учащиеся получают задание провести во внеурочное время тот или иной опыт или определенное наблюдение в природе, на учебно-опытном участке и т.д. Результаты своих опытов или наблюдений учащиеся демонстрируют или устно докладывают на уроках. Таким образом, данный вид работы органически включается в содержание многих уроков.

Основной особенностью внеурочной работы является ее обязательность для всех учащихся. Отдельные ученики или группы получают определенные задания, которые после их выполнения и доведения до сведения других учащихся оцениваются во время уроков отметками в классном журнале.

В общеобразовательной школе для учащихся VIII - ХI классов организуются факультативные курсы. Выбор того или иного факультативного курса осуществляется на добровольных началах. Факультативные занятия проводятся по специальным программам и учебникам по специальному расписанию.

Со школьниками также вне урока проводится внешкольная работа станциями юных натуралистов и опытников сельского хозяйства и т. д. Для внешкольных учреждений издаются специальные программы занятий.

Внеклассная работа не является обязательной для всех учащихся. Она охватывает, главным образом, тех школьников, которые проявляют особый интерес к данному предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы вовлекаются все учащиеся школы. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее приделы и определяется в основном интересами учащихся. В процессе внеклассной натуралистической работы учащиеся развивают свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самодеятельность, приобретают практические умения и навыки, получают знания о растениях и животных и, наконец, у них формируются правильные научные взгляды на природу.

Целью данной работы является определение места внеклассной работы по биологии в учебном процессе.

В качестве основных задач можно выделить следующие:

изучить связь внеклассной работы по биологии с учебно-воспитательным процессом и ее роль в становлении личности;

определить ее роль в процессе образования;

сформировать основные этапы развития интереса к предмету биологии;


1 Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе

Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной. Цель ее – удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Н.М. Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют эту форму обучения биологии: «Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии».

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение.

Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-либо животному, задача учителя – расширить кругозор учеников, воспитать образованного человека, любящего природу, науку, сформировать исследовательские умения.

Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, так как в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются возможности для обсуждения отдельных открытий в биологии, для наблюдений и постановки опытов разной сложности и продолжительности. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы (в разной местности и в разные сезоны) у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения (появление семядольных листьев у клена, развитие растения в течение одного вегетационного периода) или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Может возникнуть вопрос – не перегружают ли внеклассные занятия учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями. Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации наоборот способствует лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Это подтверждается психологическими особенностями развития школьников. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д.Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью».

Важно заметить, если школа не организует увлекательной и разнообразной деятельности учащихся в их свободные часы, они все равно будут заниматься какими-нибудь «делами», нередко в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Поэтому нужно привлекать школьников к такой деятельности, которая была бы им полезна, развивала бы их положительные качества и творческие способности, одновременно являлась и отдыхом. Внеклассные занятия по биологии предоставляют такую возможность. Вместе с тем необходимо предостеречь учителя от ошибок в организации внеклассных занятий наподобие классных уроков и других обязательных занятий, от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес у школьников, активизировать их творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.

Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, зарядка аквариумов, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, уход за растениями и животными уголка живой природы, посадка деревьев и кустарников у школы и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др. Несомненно, такая работа требует от учащихся умения доводить начатое дело до конца, формирует ответственность за порученное им дело. Безусловно, трудовые занятия должны сочетаться с постановкой опытов, наблюдениями в природе, развитием натуралистических интересов и углублением знаний по биологии.

Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех внеклассных занятий в школе.

Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газеты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно полезных работ (уборка территории, поддержание порядка на учебно-опытном участке), проведение экскурсий в природу с учащимися младших классов, с дошкольниками. Все эти виды внеклассных занятий тесно связаны между собой и с основной формой – уроком. Они дополняют друг друга, обогащают урок, расширяют и углубляют программу обязательного образовательного минимума по биологии. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсиями, внеурочными и домашними работами.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.

Сегодня уже трудно согласиться с классиками методики (Н. М. Верзилин, Д. И. Трайтак и другие), что внеклассная работа способствует усвоению знаний учащимися и усиливает их развивающую функцию. На современном этапе изменилась парадигма биологического образования, новые цели и задачи стоят перед биологическим образованием, основная цель которых, воспитание биологически и экологически грамотных людей.

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

Успех внеклассной работы по биологии в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе внеклассной работы - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают, что основные особенности организации внеклассной работы должны заключаться в следующем:

  1. В отличие от учебных занятий внеклассная работа организуется и проводится на добровольных началах . В этом заключается ее первая особенность. Учащиеся в зависимости от интересов и склонностей самостоятельно записываются в различные кружки, по своему желанию принимают участие в массовой и индивидуальной работе во внеурочное время. Следовательно, добровольность означает, прежде всего, свободный выбор видов внеклассных занятий. Задача учителя - привлечь к внеклассной работе всех без исключения учеников. Делать это следует, разумеется, без принуждения.
  2. Организация внеклассной работы заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ . Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий. Программы кружков примерные, ориентировочные. На основе этих программ и инструктивно-методических указаний составляются рабочие планы с учетом конкретных условий и пожеланий учащихся. Это позволяет сделать содержание внеклассной работы более гибким, отвечающим интересам и запросам школьников.
  3. Внеклассная работа охватывает учащихся различного возраста . Разновозрастной состав не может служить препятствием в организации и проведении внеклассной работы. Напротив, объединяя учащихся из различных классов, внеклассные занятия способствуют сплочению общешкольного коллектива, создаются благоприятные условия для шефства старших над младшими, для развития товарищеской помощи.
  4. Во внеклассной работе преобладают самостоятельные занятия . Безусловно, самостоятельную работу учащихся необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами школьники. Чем старше учащиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают не только в роли участников разнообразных кружков, объединений клубного типа, но и в роли активных организаторов внеурочных занятий.
  5. Особенность внеклассной работы в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобретает большую общественно полезную направленность . В результате она выступает как очень важное и действенное средство профессиональной ориентации школьников, особенно в старших классах.
  6. Многообразие форм и методов . Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.
  7. Массовость . Она охватывает не только отдельных любителей природы, искусства, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями. Иногда во внеклассную работу вовлекают не всех учеников, а лишь актив. Остальные же, в первую очередь трудные ребята, остаются вне сферы организованного влияния. "Вовлечение таких ребят в интересную внеклассную работу помогает их перевоспитанию, повышению интереса к совместной деятельности". (2: с. 98-99)

Рассматривая особенности к организации внеклассной работы, предложенных Вульфовым и Поташником, можно сделать следующие выводы:

  1. Внеклассная работа действительно должна быть организована на добровольных началах и не должна быть связана с рамками обязательных программ. Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить их и расширить в нужном направлении.
  2. Разновозрастной состав групп способствует условиям создания шефской работы. Старшие учащиеся помогают, контролируют работу младших. Это не мешает, а часто помогает - быстрее расти, взрослеть, учиться находить друзей.
  3. Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, необходимость описывать наблюдаемое, делать выводы, рассказывать об итогах развивает у учащихся мышление, наблюдательность. Заставляет задуматься, что раньше они не замечали.
  4. Внеклассная работа действительно приобретает большую общественно полезную направленность. В процессе работы учащимся необходимо дать понять, что Дом у нас общий - это наш город, наша страна, наша Земля. И если мы не научимся сами охранять и защищать наш Дом, то это за нас никто не сделает.

Формирование современного мировоззрения детей в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является кропотливым делом и требует у учителя больших педагогических усилий, умений и навыков. Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий по биологии, их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований.

Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью. Работа кружка должна содействовать ознакомлению с окружающей жизнью и активному участию в ее преобразовании.

Организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу школьников "малыми группами". Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, внеклассная работа позволяет работать школьникам с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению школьников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке.

Содержание и организацию внеклассных занятий необходимо подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Важно отбирать такой материал, которых содействовал бы расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Эффективность внеклассных занятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически, регулярно, а не от случая к случаю.

Важное требование к организации - доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Особенно необходимо обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой работе в этих классах большое место занимают разнообразные игры и развлечения, элементы романтики. Главное требование - разнообразие и новизна. Известно, что учащиеся не терпят однообразия и скуки. Они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их. Чтобы школьники охотно шли на занятия кружка, на утренник, на конференцию, нужно чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново. Не секрет, что на внеклассных занятиях, которые проходят более непринужденно, чем урок, иногда полнее раскрываются сокровенные тайники души ребенка. А разнообразие форм внеклассной работы, к которой можно привлечь школьников, является важнейшим средством формирования не только познавательного интереса учащихся, но и служит активизации их гражданской позиции в других областях.

В методической литературе и практике работы школы, понятие "внеклассная работа" часто отождествляют с понятиями "внеурочная работа" и "внешкольная работа", хотя в каждое из них вложено свое содержание. Кроме того, внеклассную работу часто считают одной из форм обучения. На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями "внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу - к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии - к системе дополнительного биологического образования школьников" (9: с.254).

Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.

Важную роль во внеклассной работе играют научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных.

Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы "Семя" (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера.

Внешкольную работу учащихся в отличие от внеклассной и внеурочной проводят с внешкольными учреждениями (станциями юных натуралистов, учреждениями дополнительного образования) по специальным программам, разработанным сотрудниками этих учреждений и утвержденным соответствующими органами народного образования.

Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, согласно концепции, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Но практика свидетельствует, что по биологической дисциплине сокращают содержание (время). Поэтому, преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания, сегодня возрастает. Их роль заключается в расширении знаний, формировании умения, воспитания ответственного отношения к природе. Как показывает изучение литературы по данному предмету, в настоящее время проблемы биологического и экологического образования и воспитания исследуются по различным направлениям:

Вопросы экологического воспитания во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся нашли свое развитие в трудах А. Н. Захлебного, С. М. Заикина, В. Д. Иванова, Д. Л. Теплова и др. Ими исследованы пути формирования ответственного отношения к природе во внеклассной работе, раскрыты формы и методы организации внеклассных занятий.

В исследованиях педагогов О. С. Богдановой, Д. Д. Зуева, В. И. Петровой разработаны методологические и общетеоретические основы методики организации внеклассной деятельности учащихся разных возрастов, что позволило проникнуть в сущность процесса осуществления внеклассной работы, определить эффективные пути организации.

Совершенствованию и методическому обеспечению экологического образования, а также экологизации учебных предметов способствуют работы А. Н. Захлебного, И. Д Зверева, И. Н. Пономаревой, Д. И. Трайтака;

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры учителя и ученика раскрыты в работах таких ученых как С. Н. Глазичева, Н. С. Дежниковой, П. И. Третьякова и др.;

Проблемы теории и практики приобщения учащихся к исследовательской экологической работе, подготовка учителей к экологическому образованию школьников рассмотрены в работах С. Н. Глазичева, И. Д. Зверева, Е. С. Сластениной др.;

Известными психологами Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, В. А. Крутецким и другими, с учетом возрастных особенностей учащихся, исследованы условия и механизмы организации внеклассной работы, связанные с чувствами, волей и интересами школьников.

Значение внеклассной работы по биологии доказано как учеными - методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности по экологизации биологии, на основе, как было отмечено, в первую очередь, экологического воспитания.

Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира, об экологических проблемах и т. д. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или за ростом и развитием бабочки-капустницы, либо обыкновенного комара, или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Тем самым, можно заключить, что внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Внеклассная работа по биологии дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории с практикой, связь биологии с жизнью. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:

  • интереса, творческих способностей и инициативы школьников;
  • наблюдательности и самостоятельности и принятии решений;
  • более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков;
  • умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы;
  • осознанию в углубление знаний о природе, полученных на уроке, что позволяет превратить их в стойкие убеждения;
  • понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения;
  • ответственного отношения к природе.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Список литературы

  1. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. "Общая методика преподавания биологии". М.: Просвещение. - 1983.
  2. Вульфов Б. З., Поташник М.М. "Организатор внеклассной и внешкольной работы". М.: Просвещение. - 1978.
  3. Гребнюк Г. Н. "Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений". Ханты-Мансийск: Полиграфист. - 2005. - С. 313-327
  4. Евдокимова Р. М. "Внеклассная работа по биологии". Саратов. - 2005.
  5. Заикин С. М. "Совершенствование экологического образования учащихся в процессе внеклассной работы по биологии"// автореферат. - М.: Московский Педагогический Университет. - 2000. - 19 с.
  6. Касаткина Н. А. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Учитель - 2004. - 160 с.
  7. Малашенков А. С. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Корифей. - 2006. - 96 с.
  8. Никишов А. И. "Теория и методика обучения биологии: учебное пособие". М.: КолосС. - 2007. - 303 с.
  9. Теплов Д. Л. "Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования"// Журнал "Педагогика". С. 46-50
  10. Теплов Д. Л. "Экологичекое воспитание в дополнительном образовании". - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД. - 2006. - 64 с.
  11. Трайтак Д. И. "Проблемы методики обучения биологии". М.: Мнемозина. - 2002. - 304 с.
  12. Шашурина М. А. "Возможности экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе". - 2001.
  13. Ясвин В. А. "Психология отношения к природе". - М.: Смысл - 2000 - 456 с.