Что входит в понятие «Здоровье. Физическое здоровье населения

Здоровье является наиглавнейшей ценностью человека, но, пока оно не подводит, человек редко о нем задумывается. Начинать беречь здоровье следует еще тогда, когда оно есть: избегать того, что его портит, и придерживаться того, что его укрепляет.

Что такое здоровье – определение

Взгляд на то, что такое здоровье, менялся с течением времени. Так, в 11 веке до н.э. врач Гален определял здоровье как состояние, в котором отсутствует боль, и которое помогает полноценно выполнять обязанности. С начала 20 века взгляд на здоровье существенно изменился, расширился и углубился. Определение здоровья по ВОЗ говорит о том, что здоровье включает в себя комплекс факторов, состоящих из социального, физического и душевного благополучия.

Некоторые ученые, размышляя о том, что такое здоровье, вкладывают в это понятие и резервные возможности организма. Чем легче организм реагирует на изменения в окружающей среде, адаптируется, борется с вредными агентами, тем более крепким считается здоровье. К резервным возможностям относится и способность выдерживать длительные нагрузки физического и психологического плана.

Физическое здоровье

Физическое здоровье – это такое состояние организма, при котором все органы и системы органов эффективно функционируют. Хорошее физическое здоровье помогает человеку полноценно заниматься своими обязанностями, привычными делами и отдыхать. Определяющими составляющими физического здоровья являются такие компоненты:

  • уровень физического развития человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности;
  • уровень физподготовленности;
  • наличие или отсутствие заболеваний в острой или хронической форме;
  • физические дефекты.

Психическое здоровье

Вопрос, что такое психическое здоровье, можно рассматривать с двух сторон:

  1. С точки зрения психиатрии, психическое здоровье – это отсутствие психических отклонений и аномалий личностного развития.
  2. С точки зрения психологии, – это состояние, позволяющее полноценно реализовать свои способности, проявить себя как личность, иметь оптимистичный взгляд на жизнь, стремиться вперед и добиваться поставленных целей, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и быть полезным членом общества.

Уровни здоровья

В медико-социальных исследованиях выделяют несколько уровней здоровья:

  • индивидуальное здоровье человека, под которым понимают состояние здоровья отдельно взятой личности;
  • региональное здоровье – состояние здоровья населения отдельно взятого административного района;
  • групповое здоровье - здоровье выделенной социальной или этнической группы;
  • общественное здоровье – состояние здоровья всего общества в целом.

Показатели здоровья

Основные показатели здоровья включают в себя такие пункты:

  • генетические : в них входит генотип, отсутствие дизэмбриогенеза и дефектов, переданных по наследству;
  • морфологические : степень физического развития и тип конституции;
  • биохимические : уровень показателей биологических жидкостей и тканей;
  • клинические , говорящие о наличии или отсутствии заболеваний;
  • метаболические : скорость обменных процессов;
  • функциональные : в эту группу входит норма покоя и норма реакции, а также резервные возможности организма и функциональный вид;
  • психологические , включающие эмоционально-волевую и познавательную сферу, тип ВНД и темперамента;
  • социально-духовные : нравственные ценности и целевые установки личности, потребности и желания.

Показатели здоровья человека

Объективные показатели здоровья человека включают в себя 12 шкал:



Показатели здоровья населения

Общественное здоровье показывает среднее состояние здоровья членов общества и отражает его общие тенденции развития. К нему относятся такие факторы:

  1. Коэффициент рождаемости. К нему относится число рождений в год на тысячу человек. Средним показателем является появление на свет 20-30 детей.
  2. Коэффициент смертности. Средним показателем смертности является 15-16 умерших в год на тысячу человек. Если смертность по возрасту считается нормой, то младенческая смертность считается патологией и отражает общественное неблагополучие. Низким показателем младенческой смертности является показатель меньше 15 детей в год на 1000 новорожденных, высоким – более 60 детей.
  3. Прирост населения отражает разницу между количеством рожденных детей и количеством умерших членов общества.
  4. Средняя продолжительность жизни. Хорошим показателем является цифра в 65-75 лет, неудовлетворительным – в 40-50 лет.
  5. Коэффициент постарения членов общества высчитывается из разницы между количеством людей до 60 лет и после 60. Плохим показателем является процент выше 20, а хорошим – менее 5.
  6. Механическое движение населения показывает процент миграции.
  7. Показатель заболеваемости.
  8. Показатель врожденной и приобретенной инвалидности.
  9. Показатель физического развития зависит от этнической группы, климатических и географических условий проживания.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Здоровье человека зависит от ряда условий, поэтому знание того, каковы факторы риска для здоровья человека, а какие способствуют его улучшению, может помочь каждому члену общества улучшить состояние здоровья. Все факторы, отражающиеся на самочувствии человека, можно разделить на такие группы:

  • образ жизни;
  • биологическая наследственность;
  • социально-экономические условия;
  • состояние окружающей среды;
  • доступность медицинской помощи.

Факторы, способствующие укреплению здоровья

  1. Рациональное питание и режим питания. Меню должно быть разнообразным, сбалансированным, а пища должна приниматься по режиму.
  2. Умеренные физические нагрузки.
  3. Полноценный отдых, здоровый сон.
  4. Личная гигиена, чистота жилья.
  5. Закаливающие процедуры.
  6. Хорошее состояние окружающей среды. Хотя экология и не зависит от каждого человека, все-таки следует выбирать для жизни более чистые регионы.
  7. Оптимизм и крепкая нервная система. С древних времен известно, что состояние нервной системы напрямую отражается на физическом здоровье.

Факторы, разрушающие здоровье

Размышления о том, что такое здоровье, являются неполными без анализа того, что отрицательно сказывается на его состоянии. Если учитывать факторы, пагубно влияющие на здоровье, и стараться их избегать, можно повысить уровень своей жизни и почувствоваться себя более счастливым человеком. К факторам, причиняющим вред здоровью, относятся:

  1. Вредные привычки: употребление алкоголя, табакокурение, наркомания и токсикомания.
  2. Неправильное питание. Увеличение в меню доли углеводо- и жиросодержащих продуктов и снижение доли фруктов и овощей приводит к увеличению веса, снижению иммунитета, авитаминозу и дефициту в организме полезных минералов.
  3. Гиподинамия. С каждым годом наблюдается снижение подвижности населения, что приводит к ослаблению функций организма и частым заболеваниям.
  4. Стрессы и переживания.

Охрана здоровья

Здоровое общество является одной из составляющих успешного государства. Вопросом здоровья граждан занимается здравоохранение, отвечающее за профилактику и охрану здоровья населения. Здравоохранение – это сочетание мер политического, социального, медицинского, культурного, экономического и санитарного плана, направленных на улучшение состояния здоровья каждого члена общества. Эти меры направлены на сохранение здоровья, лечение граждан и профилактику. Здоровье детей и женское здоровье являются приоритетными направлениями деятельности здравоохранения.

ГЛАВА 2

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Жизнь современного человека требует большого физического и психического напряжения. Бурное развитие автоматизации производства и быта лишает человека необходимой двигательной активности, которая может снять это напряжение. Значительная урбанизация, рост технического комфорта, развитие городского транспорта и увеличение числа личных автомобилей сводят двигательную активность к минимуму. В дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30 % времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50 %. В школьном возрасте у 50 % 6-8-летних, 60 % 9-12-летних и 80 % старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Вместе с тем двигательная активность является одним из условий гармоничного формирования организма. Движение – важнейший естественно биологический стимулятор физиологических функций и формирования всего организма. При физических упражнениях усиливается поток проприоцептивных импульсов, что активизирует деятельность внутренних органов и приспосабливает их к запросам работающих мышц. При систематическом выполнении физических упражнений усиливается более эффективная координация в работе двигательного аппарата, внутренних органов и систем. Вследствие малой подвижности сокращается поступление нервных импульсов из мышц в центральную нервную систему, что вызывает нарушение регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ, снижается резистентность организма к физическим нагрузкам и изменениям окружающей среды. Мышечный покой ведет к уменьшению кровоснабжения жизненно важных систем организма, снижению функциональных резервов, развитию дистрофии и атрофии тканей, медленному течению регенерации и т.д.

Таким образом, движение является жизненной необходимостью человека, особенно в молодом возрасте. Органы и системы человека при правильно организованных движениях развиваются и укрепляются, при чрезмерной работе ослабевают, а при длительном отсутствии движения – атрофируются. Поэтому очень важно, чтобы движения, особенно в детском и юношеском возрасте, становились все более совершенными и способствовали повышению сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды.

Недостаток движения – гипокинезия, или гиподинамия - вызывает целый комплекс изменений в жизнедеятельности организма. Причины гипокинезии могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, климатогеографическая). Последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, выделение, дыхание и др.), работающие на движение, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Снижение уровня функционирования системы ведет к атрофии или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов, а снижение двигательной активности человека в целом ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ и выключает конечное звено стрессовой реакции – движение, что в свою очередь ведет к напряжению центральной нервной системы и переходу в дистресс.

Гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунной системе организма и терморегуляции. Особого внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей, терморегуляция которых осуществляется за счет высокого уровня двигательной активности. Ограничение последней заставляет в целях профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру.

Физическое здоровье, показатели и критерии физического здоровья

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.

В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее состояние органов и систем организма.

Физическое здоровье определяется антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями. К антропометрическим показателям относятся росто-массовые индексы Брока (отношение массы тела в кг к росту в см минус сто), Кетле (отношение массы тела в кг к квадрату роста в м 2) и другие. Состав массы тела зависит от физической активности человека и питания. В активную массу входят клеточная жидкость, белки, минеральные соли, в малоактивную - жир, костные минеральные соли и внеклеточная вода. Для выявления состава массы тела обычно определяют общее и подкожное содержание жира, мышечную и скелетную массу в абсолютных и относительных величинах.

Физиологические показатели здоровья включают прирост пульса и тип реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, восстановление пульса после физической нагрузки, уровень тренированности организма, резерв кардиореспиратроной системы, резерв здоровья, биохимические показатели – содержание общего холестерина по отношению к уровню липопротеидов высокой плотности в организме.

Для оценки уровня физического здоровья широко применяется экспресс-метод с использованием индексов массы тела, дыхания, силы кисти, сердечно-сосудистой системы и время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний за 30 с. Каждый из показателей оценивается в баллах и затем рассчитывается общая сумма баллов. Если по всем 5 показателям общая сумма баллов меньше или равна 3 баллам, то уровень здоровья низкий, 4-6 баллов – ниже среднего, 7-11 баллов, средний, 12-15 баллов – выше среднего, 16-18 баллов – высокий.

Критериями физического здоровьяявляются уровень физического развития, возрастные анатомо-физиологические особенности, степень физической подготовленности, наличие острых или хронических заболеваний, физических дефектов.

Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституция, к внешним – экологические и социально-экономические факторы.

С генетическими особенностями, унаследованными от родителей, человеку предстоит жить всю жизнь. От соответствия образа жизни человека генотипической программе будет зависеть его здоровье и продолжительность жизни.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям, плодовитость и долголетие.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма. Большое число раздражающих факторов современной жизни, вызывающих изменения в генах, привело к тому, что перечень и количество наследственных заболеваний в мире неуклонно растет. Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей или беременной женщиной. Помимо дефицита двигательной активности беременной, ведущего к нарушению нормального развития плода, следует отметить переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки.

К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические факторы атмосферы, гидросферы и литосферы, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и др. Особая роль отводится загрязнителям окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.

Социально-экономические факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское обеспечение и т.д.

Физическое обучение и воспитание, цель, задачи, принципы

Физическое обучение и воспитание представляет собой сложный процесс, основанный на деятельности с большим энергетическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и целесообразных повторений тех или иных упражнений и процедур. В результате этих повторений в организме происходят изменения, ведущие к повышению его функциональных возможностей и способности быстро мобилизовать их для максимальных напряжений. Цель физического обучения и воспитания состоит в формировании, сохранении и укреплении физического здоровья.

Физическое воспитание яв­ляется составной частью общего воспитания и направлено на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи. Результатом физического воспитания является физическая культура , являющаяся частью общей культуры человека. Для детей и подростков физические упражнения являются важным элементом воспитания и подготовкой к будущей деятельности. Физическое воспитание служит залогом того, что ребенок вырастает всесторонне развитым человеком, полноценным членом общества.

В задачи физического обучения и воспитания входят укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышение сопротивляемости организма, формирование основных двигательных навыков, выносливости, силы, ловкости, воспитание активности, дисциплинированности, чувства товарищества, выработка навыка к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию, освоение отдельных видов спорта, ознакомление с правилами гигиены физических упражнений и спорта, профилактикой травматизма.

Физическое обучение и воспитание проводится последовательно с первых лет жизни ребенка и строится на научной основе в соответствии с морфофункциональными возможностями, возрастом, полом, организацией питания, режимом учебных занятий, сна, отдыха и работы.

Принципами физического обучения и воспитания являются систематичность и последовательность, постепенное увеличение нагрузок, учет функциональных возможностей организма, комплексность, обратимость тренировочных эффектов.

Принцип систематичности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач и достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Практика показывает, что чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств, однако ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решения всех задач достижения здоровья.

Принцип последовательности означает, что нельзя бесконечно менять используемые средства. Это допустимо на первых порах приобщения к оздоровительной физкультуре, пока занимающийся не найдет наиболее подходящие для себя физические упражнения. Выбранные средства должны использоваться в определенной системе и последовательности, что позволит не только осознанно планировать нагрузку, но и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики восстановления функций организма. Возникшие в результате выполненной нагрузки изменения имеют характеристики, определяемые преимущественно выполненной работой. При сохранении такого режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. В то же время повышение рабочей нагрузки, приходящейся на период суперкомпенсации, способствует прогрессирующим изменениям, выражающимся и в активизации обмена веществ, совершенствовании деятельности центральной нервной системы, экономизации функций и так далее. Целесообразна тенденция к повышению нагрузки на протяжении определенного временного цикла, например, календарного года.

Принцип учета индивидуальных нагрузок предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям конкретного человека. Это касается, прежде всего, его генетически детерминированных особенностей. В частности, следует учитывать тип телосложения, предрасположение данного морфотипа к определенным заболеваниям, на профилактику которых следует ориентировать физическое воспитание. Другим важным генотипическим фактором является тип высшей нервной деятельности, под который и надо подбирать двигательные средства. Кроме того, необходимо учитывать и особенности свертывания крови, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и т.д.

Помимо генетически обусловленных качеств в организации физического воспитания следует учитывать особенности семейного положения физкультурника, его профессиональную принадлежность, режим работы и многие другие факторы.

Принцип комплексности воздействия вытекает из специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. В отличие от спортивной тренировки, где достигается цель узкой спортивной специализации, общее укрепление организма в оздоровительной физкультуре требует использования широкого арсенала двигательных средств. Тренировочный эффект может быть достигнут с помощью любого упражнения. Однако в полной мере достижение ощутимых от физических упражнений целей здоровья - физической подготовленности, физического здоровья и физического развития - достигается только при комплексном использовании двигательных средств.

Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что последние постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки). Снижение работоспособности наступает тем раньше, чем выше ее уровень, но и любом случае через 3-8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок. Однако благодаря сохранению следовых явлений в двигательном динамическом стереотипе восстановление работоспособности при возобновлении тренировок у таких людей протекает активнее, чем у ранее не занимавшихся физической культурой.

Средства физического воспитания.

Физическое обучение и воспитание основано на тренировке организма. Тренировка - процесс систематического упражнения организма и воздействия на него с целью непрерывного повышения функциональных возможностей организма. Тренировка служит основой выработки двигательного навыка и координации движения, а также закаливания организма. Непременным условием тренировки являются комплексность, постепенный переход от малых нагрузок к большим, систематичность, учет функциональных возможностей организма, благоприятные внешние факторы, а также соблюдение гигиенического режима и постоянный врачебный контроль. Физические тре­нировки способствуют более быстрому и значительному развитию лов­кости, силы, выносливости, быстроты движений.

Для достижения эффекта необходимо тренироваться через день три раза в неделю, тренироваться непрерывно не менее 30-40 мин, при тренировке дозировать нагрузку по пульсу 140-170 уд/мин.

Физическое обучение и воспитание проводится последовательно с первых лет жизни человека и строится на научной основе в соответствии с морфофункциональными возможностями, возрастом, полом, организацией питания, режимом труда или учебных занятий, сна и отдыха.

К средствам физического обучения и воспитания относят физические упражнения, подвижные и спортивные игры, развлечения, естественные движения, массаж. В детских яслях средствами физического воспитания являются массаж, физические упражнения, игры, в детском саду - подвижные игры, развлечения, занятия по физическому и музыкальному воспитанию, утренняя гимнастика, прогулки, экскурсии. Основной формой организации физического воспитания в школе, школе-интернате и подростковых учрежде­ниях служат уроки физического воспитания.

Все виды физических упражнений в зависимости от режима функционирования мышц принято делить на динамические и статические. Физические упражнения проводятся с раннего возраста и постепенно в соответствии с общим развитием ребенка последовательно усложняются. Регулярное выполнение упражнений способствует психофизическому развитию, лучшей координации движений, воспитанию двигательных навыков, выработке правильной осанки, повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья, а также устранению физических недостатков.

В зависимости от подбора различных упражнений и времени их проведения различают основную, гигиеническую и лечебную гимнастику. Основная гимнастика обеспечивает формирование и совершенствование основных двигательных навыков, а также умение целесообразно применять приобретенные навыки в практической деятельности. Она проводится в виде обязательных занятий по физическому воспитанию во всех детских и подростковых учреждениях. Основная гимнастика включает упражнения общеразвивающие, вольные, строевые, бег, прыжки и др.

Зарядка способствует пробуждению, создает бодрость, хорошее настроение, повышает аппетит, действует профилактически против ряда заболеваний. Утреннюю гимнастику желательно проводить на свежем воздухе или в комнате с открытым окном. Во время занятий рекомендуется максимально обнажить тело, чтобы одновременно принимать и воздушные ванны. При выполнении упражнений необходимо дышать глубоко, спокойно. Не следует выполнять упражнения в быстром темпе, с большой нагрузкой, особенно пожилым людям.

Утренняя гимнастика является наиболее распространенной разновидностью гигиенической. Гигиеническая гимнастика проводится в виде гимнастики до занятий, производствен­ной гимнастики, физкультминуток, физкультпауз.

Лечебной гимнастикой должны заниматься все дети, зачисленные в специальную группу физического воспитания. Для этих детей в школе до или после уроков проводятся занятия 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин в объединенных группах по 10 человек. Лечебная гимнастика должна строго дозироваться врачом и проводиться по его рекомендации под наблюдением специалистов по физическому воспитанию.

Корригирующая гимнастика является средством исправления нарушений осанки и различных деформаций. Она состоит из вытяжения, иммобилизации и коррекции позвоночника с вовлечением в работу крупных мышечных групп. Такого вида физические упражнения необходимы при расстройствах осанки и сколиозах, возникающих у школьников в связи с плохим развитием нервно-мышечной системы и неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Подвижные игры (салки, удочка, охотники и утки и др.) имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метания, упражнения в сохранении равновесия и т. д. В играх воспитываются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость) и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Проводить подвижные игры можно на открытом воздухе в любое время года. Продолжительность игры зависит от интенсивности и сложности двигательных действий, состояния здоровья и возраста играющих, а в среднем составляет 10-20 мин. Нагрузка дозируется следующими приемами: уменьшением или увеличением количества занимающихся, продолжительности игры, размером игровой площадки, количества повторений, тяжести предметов, введением перерывов для отдыха.

Спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, волейбол, мини-футбол и др.) необходимы людям всех возрастов и профессий. Они способствуют комплексному совершенствованию двигательных способностей и воспитанию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, а положительный эмоциональный фон делает их особенно привлекательными. Спортивные игры рекомендуются в первую очередь людям молодого и среднего возраста, доступны они также пожилым и детям. В процессе игры ее участникам приходится решать большое количество разнообразных двигательных задач, что, в конечном счете, совершенствует такие важные физические и психофизиологические качества, как сила, выносливость, точность выполнения движений, быстрота реакции, подвижность основных нервных процессов, внимание и т. д. Воспитываются также волевые качества: смелость, решительность, уверенность в своих силах и т. д. Занятия спортивными играми могут вызвать значительные изменения в состоянии здоровья человека. Поэтому лицам среднего и особенно старшего возраста надо быть весьма осторожными в выборе физической нагрузки, кроме того, необходим строгий медико-педагогический контроль.

Массаж способствует улучшению кровоснабжения массируемых участков тела, активизирует кожное дыхание, усиливает функции потовых и сальных желез, кожа становится более упругой, а мышцы и связки приобретают большую эластичность. Массаж успокаивающе воздействует на нервную систему, благоприятствует обменным процессам, способствует восстановлению работоспособности после утомления.

Обычно массаж имеет специальное назначение, поэтому подразделяется на спортивный, лечебный, гигиенический и выполняется специалистами. Простейшей разновидностью массажа является гигиенический массаж, который повышает общий тонус организма. Он может выполняться не только специалистом, но и самими занимающимися оздоровительными видами физкультуры, получившими соответствующие навыки, при этом могут широко применяться приемы самомассажа.

Массировать нужно обнаженное тело, в отдельных случаях (например, при прохладном воздухе) можно массировать через трикотажное или шерстяное белье. Массируемые участки тела должны предельно расслабляться. Движение массирующей руки должны совершаться по ходу лимфатических путей в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Например, руки массируются от кисти к локтевому суставу, а от него – к плечевому суставу; ноги от стоп к коленному и далее к тазобедренному суставу; спина – от позвоночника к подмышечным впадинам; грудная клетка – от середины в стороны (у женщин не следует касаться молочных желез); живот – по кругу в направлении движения часовой стрелки и снизу вверх к подреберью; шея – от затылка вниз и в стороны к ключицам. Места расположения лимфатических узлов не массируются. Нельзя массировать воспаленные участки тела и по загрязненной поверхности кожи, при кожных заболеваниях, тромбозе и сильных варикозных расширениях вен.

Урок физвоспитания, его структура и значение

Оздоровительное значение урока физического воспитания зависит от правильности построения, нагрузки на организм с учетом возрас­та и пола, гигиенических условий проведе­ния. При условии грамотного проведения благотворно воздействует на формирование правильного дыхания, двигательных навыков, помогают обрести хорошую физическую форму, резко улучшает состояние здоровья.

Каждый такой урок (занятие) должен состоять из трех частей; подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (на протяжении 10-15 мин) – это, прежде всего, разминка, то есть настройка организма на восприятие предстоящих физических нагрузок. Разминочные упражнения повышают температуру мышц, улучшают их эластичность, усиливают кровообращение, увеличивают подвижность суставов, приводят в оптимальное состояние легкие, сердце, сосуды. Разминка включает легко дозируемые и простые по исполнению общеразвивающие упражнения.

Основная часть занятия занимает наибольшее количество времени (30-60 мин) и направляется на развитие определенных физических качеств (силы, гибкости, общей выносливости), а также на исправление физических недостатков (тучности, сутулости). В основную часть должны включаться общеразвивающие упражнения с преимущественной направленностью на развитие определенных физических качеств, подвижные и спортивные игры, ходьба и бег, по возможности гребля, зимой – хождение на лыжах и катание на коньках.

Заключительная часть занятия (на протяжении 5-10 мин) способствует восстановлению дыхания, пульса, снятию утомления. Здесь уместны упражнения дыхательные, наиболее легкие и простые по исполнению, общеразвивающие и на расслабление.

В конце занятия следует проверить пульс: частота его не должна отличаться более чем на 10-15 уд/мин от частоты пульса в состоянии покоя.

Для проведения физического воспитания дети дошкольного возрас­та разделяются на три группы в зависимости от состояния здоровья. Первая группа – дети I и частично II группы здоровья, с которыми можно проводить все виды физического воспитания в соот­ветствии с их возрастными анатомо-физиологическими особенностями и степенью физической подготовленности к той или иной нагрузке. Вторая группа – дети, физическое воспитание которых можно проводить с ограничением мышечных усилий, а закаливание – без снижения темпе­ратуры воды и воздуха. К этой группе относятся дети с задержкой фи­зического развития, реконвалесценты, страдающие анемией любой этио­логии, бронхиальной астмой, имеющие компенсированные пороки сердца. Третья группа – дети, у которых все виды физического воспитания проводят очень осторожно, а закаливание водными процедурами не осуществляют совсем. К этой группе относятся дети с повышением температуры тела любой этиологии, с острыми воспалительными процессами любой локализации, так как при охлаждении может произойти генерализация воспалительного процесса, с врожденными и приобретенными поро­ками сердца в стадии субкомпенсации, хроническими заболеваниями по­чек.

В зависимости от состояния здоровья и тренированности учащихся школ также распре­деляют на три группы: основную, подготовительную и специальную. В основной группе могут заниматься здоровые, а также учащиеся с небольшими функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, с незначительным отставанием в физическом развитии, если общее самочувствие человека хорошее.

В подготовительную группу включают мало тренированных людей, с небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем, страдающих гастритами, хроническими бронхитами, перенесших острые инфекционные болезни (дифтерия, скар­латина и др.).

Общие положения

Физическое здоровье — это важный признак, определяющий в целом уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля физического развития детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.

Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья — важные критерии в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике.

Физическое здоровье изучается как на популяционном, так и на индивидуальном уровне, отдельно для детского и взрослого населения.

Физическое здоровье индивидуума — это интегральный показатель его жизнедеятельности, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды.

Гомеостаз — способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и других) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Уровень физического здоровья населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического здоровья снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического здоровья населения.

Современные подходы к изучению физического здоровья населения

К основным методам изучения физического здоровья населения относятся;
. антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);
. антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);
. антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, состояние опорно-двигательного аппарата, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек.

Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным относят: рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят: рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.

Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр.

Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей. Эти показатели характеризуют силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Их измеряют с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).

При определении параметров физического здоровья для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: измерения необходимо проводить в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Специалистами национального НИИ общественного здоровья РАМН и Новгородского научного центра Северо-Западного отделения РАМН разработана методика оценки физического здоровья населения, которая основывается на балльной системе оценки критериев физического здоровья отдельно детей и взрослых с последующим их суммированием. Таким образом, получаются интегральные показатели уровня физического здоровья детского, взрослого и всего населения.

Анализ данных о тенденциях физического здоровья на протяжении длительного периода времени и в разных странах послужил основанием для разработки концепций акселерации (ускоренного физического развития) и ретардации (замедленного физического развития).

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом. Процессы акселерации наиболее четко проявились во второй половине XX в.

Причины акселерации не совсем ясны, Существуют различные гипотезы акселерационных сдвигов. Академиком РАМН Ю.П. Лисицыным выявлены следующие факторы, влияющие на акселерацию.

Физико-химические факторы:
- гелиогенные (влияние солнечной радиации);
- радиоволновые, магнитные (влияние магнитного поля);
- космическая радиация;
- повышенная концентрация углекислого газа.

Отдельные факторы жизни:
- алиментарные;
- информационные;
- социально-биологические;
- урбанизация.

Генетические факторы:
- циклические биологические изменения;
- гетерозис (смешение популяций).

Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие этих и других факторов.

Акселерацию не следует рассматривать однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современным обществом, а именно:
. более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);
. необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;
. нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией;
. диссоциация между продольными и поперечными размерами тела, приводящая к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.

Проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, поэтому заключения можно делать только на основании косвенных сведений.

Известно, что процессы акселерации носят циклический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации. Так, в 80-х годы XX в. стали появляться научные сообщения о стабилизации процессов акселерации, на основании чего можно предположить, что в ряде развитых стран в XXI в. произойдет замедление процессов физического развития — ретардация. Однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерационных сдвигов.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Физическое здоровье представляет собой важный признак, определяющий уровень здоровья населения . Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья служат важными критериями в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике .

Физическое здоровье изучается как на популяционном, так и на индивидуальном уровне, отдельно для детского и взрослого населения.

Физическое здоровье индивидуума - это интегральный показатель жизнедеятельности индивидуума, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды.

Гомеостаз - способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и других) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Уровень физического здоровья населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического здоровья снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического здоровья.

Основные методы изучения физического здоровья человека:

Антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);

Антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);

Антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек.

Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. Косновным относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.


Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр.

Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей, характеризующих силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Они измеряются с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).

При измерении параметров физического здоровья для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий: измерения должны проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Оценка физического здоровья индивидуума или группы населения осуществляется путем сравнения их показателей с региональными стандартами и определения степени отклонений от средних величин. Для получения региональных стандартов физического здоровья проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Следует помнить, что общепринятых стандартов физического здоровья не существует. Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнические особенности во многом определяют различия в уровне физического здоровья населения.

Разные методические подходы в оценке морфологических и функциональных особенностей организма человека привели к созданию многочисленных классификаций конституциональных типов. В медицинской практике наибольшее распространение получила классификация, согласно которой выделяются три основных типа телосложения:

. нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;

. астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища; гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.

Для оценки физического здоровья детей Р.Н. Дороховым и И.И. Бахрахом разработана классификация соматотипов, которая проводится по специальным центильным таблицам. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосо-матический, макросоматический) (рис. 1.11) рассчитывается исходя из суммы номеров процентильных интервалов, полученных для роста, массы тела, длины окружности грудной клетки.

Рис. 1.11. Соотношения соматических типов детей в Российской Федерации

Анализ данных о тенденциях физического здоровья послужил основанием для разработки концепций акселерации (ускоренного физического развития) и ретардации (замедленного физического развития).

Акселерация (от лат. «acceleratio» - ускорение) - это ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом. Процессы акселерации наиболее четко проявились во второй половине ХХ в.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы акселерационных сдвигов:

Улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

Более интенсивная инсоляция;

Урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее гонадотропные функции);

Генетический эффект (постоянное смешивание населения, гете-ролокальные браки и др.).

Несмотря на наличие различных гипотез, не вызывает сомнения тот факт, что на акселерацию влияет суммарное взаимодействие физико-химических, биологических и социальных факторов.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современной медициной и обществом:

Более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);

Необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.;

Нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией.

Проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, поэтому заключения можно делать только на основании косвенных сведений.

Известно, что процессы акселерации носят циклический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации. Так, в 80-х годах ХХ в. стали появляться научные сообщения о стабилизации процессов акселерации, на основании чего можно предположить, что в ряде развитых стран в XXI в. произойдет замедление процессов физического развития - ретардация, однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерационных сдвигов.

Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Стрессы, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний.

Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Регулярные занятия фитнесом, йогой, бегом, плаванием, катанием на коньках и другими видами физической культуры помогают поддерживать тело в хорошей форме и способствуют поддержанию позитивного настроя. Здоровый образ жизни отражает определенную жизненную позицию, направленную на развитие культуры и гигиенических навыков, сохранение и укрепление здоровья, поддержание оптимального качества жизни.

Факторы физического здоровья человека

Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни.

Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека, включающее:

  • Оптимальное соотношение труда и отдыха;
  • Правильно рассчитанная физическая активность;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Сбалансированное питание;
  • Позитивное мышление.

Здоровый образ жизни обеспечивает полноценное выполнение социальных функций, активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой сфере, а также непосредственно влияет на продолжительность жизни. По оценкам экспертов, физическое здоровье человека зависит от образа жизни более чем на 50%.

Факторы влияния окружающей среды на человеческий организм можно разделить на несколько групп воздействия:

  • Физические – влажность и давление воздуха, а также солнечная радиация, электромагнитные волны и многие другие показатели;
  • Химические – различные элементы и соединения природного и искусственного происхождения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, электроники;
  • Биологические – полезные и вредные микроорганизмы, вирусы, грибки, а также животные, растения и продукты их жизнедеятельности.

Воздействие совокупности этих факторов на физическое здоровье человека, по подсчетам специалистов, составляет около 20%.

В меньшей степени на здоровье оказывает влияние наследственность, которая может быть как прямой причиной заболеваний, так и принимать участие в их развитии. С точки зрения генетики все болезни можно разделить на три типа:

  • Наследственные – это болезни, возникновение и развитие которых связано с дефектами переданных по наследству клеток (синдром Дауна, болезнь Альцгеймера, гемофилия, кардиомиопатия и другие);
  • Условно наследственные – с генетической предрасположенностью, но спровоцированные внешними факторами (гипертония, атеросклероз, диабет, экзема и другие);
  • Ненаследственные – обусловленные влиянием окружающей среды, и не связанные с генетическим кодом.

Все люди имеют генетическую предрасположенность к различным заболеваниям, именно поэтому врачи всегда интересуются болезнями родителей и других родственников пациента. Влияние наследственности на физическое здоровье человека оценивается исследователями в 15%.

Медицинское обслуживание, по экспертным данным, почти не влияет на здоровье (менее 10%). По исследованиям ВОЗ, основной причиной как ухудшения качества жизни, так и преждевременной смерти являются хронические болезни, которые можно разделить на четыре основных типа:

  • Сердечно-сосудистые (инфаркт, инсульт);
  • Хронические респираторные (обструктивная болезнь легких, астма);
  • Онкологические;
  • Диабет.

Развитию хронических болезней способствует употребление алкоголя, курение, нездоровое питание и недостаточная физическая активность.

Следовательно, главный показатель физического здоровья человека – это такой образ жизни, который должен быть направлен на предотвращение болезней, укрепление здоровья, достижение духовной и физической гармонии.

Физическое развитие человека и здоровье

Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно исходить из возрастных и физиологических особенностей человека, учитывать состояние здоровья, консультироваться с врачом о вероятных противопоказаниях. Нагрузки должны быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.

Физическая культура и здоровье человека

Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Поэтому врачами особо подчеркивается связь физической культуры и здоровья человека. Существует несколько типов физкультуры:

Последние два вида особенно важны, так как оперативно нормализуют состояние организма и способствуют созданию благоприятных условий жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни – важнейший показатель физического здоровья человека. Вести его, значит, с одной стороны, сохранять социальную активность и позитивное отношение к миру, а с другой – отказаться от вредных привычек, сбалансировать питание и регулярно выполнять физические упражнения. Занятия физкультурой обеспечивают мотивацию к профилактике болезней, поддержанию тела в хорошей физической форме, увеличению продолжительности жизни. Физические упражнения улучшают настроение, повышают самооценку и снимают стресс, увеличивают работоспособность и благоприятно влияют на работу организма в целом.

Видео с YouTube по теме статьи: