Формирование правильного дыхания у детей. Ямик tv Значение формирования правильного носового дыхания у детей

То, как мы дышим - быстро или медленно, поверхностно или глубоко, грудной клеткой или животом - влияет на наше настроение, уровень стресса, кровяное давление, иммунную функцию и многие другие процессы в организме.

Большинство людей не контролирует свое дыхание. Следует отметить, чем выше частота дыхания, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем со здоровьем.

Итак, как же дышать правильно и с пользой для здоровья?

Первое и самое важное правило здорового дыхания - всегда дышите носом, даже во время физических упражнений.

Дыхание через нос является наиболее правильным и оптимальным, в то время как дыхание ртом снижает оксигенацию тканей, повышает частоту сердечных сокращений и кровяное давление, а также имеет множество других неблагоприятных последствий для здоровья.

Преимущества носового дыхания очевидны.



Во-первых, носовое дыхание помогает бороться с инфекциями. Наш нос - единственный орган, который способен правильно «подготовить» воздух, которым мы дышим. Воздух, проходя через носовые ходы, нагревается, увлажняется, кондиционируется и смешивается с оксидом азота, который выполняет две важных функции: убивает патогенные микроорганизмы и действует как сосудорасширяющий агент в дыхательных путях, артериях и капиллярах.

При дыхании через рот отсутствуют барьеры, препятствующие попаданию болезнетворных микробов в организм.

Во-вторых, носовое дыхание обеспечивает лучший кровоток и объем легких. Расширение сосудов под воздействием оксида азота увеличивает площадь поверхности альвеол, в результате чего кислород в легких поглощается более эффективно.

Носовое дыхание (в отличие от дыхания через рот) улучшает кровообращение, повышает уровень кислорода в крови и уровень углекислого газа, замедляет частоту дыхания и увеличивает общий объем легких.

Постоянное дыхание через рот вызывает сужение дыхательных путей.
При дыхании через рот происходит чрезмерная стимуляция легких кислородом, но поскольку поступающий таким образом воздух не увлажнен, а сосуды недостаточно расширены, то фактическая абсорбция кислорода через альвеолы значительно ниже, чем при носовом дыхании.

В-третьих, носовое дыхание участвует в терморегуляции организма, помогая поддерживать температуру тела.

В-четвертых, дыхание через нос улучшает мозговую деятельность и функционирование всех органов и систем организма.

Гипоталамус - небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток (ядер), которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма. Гипоталамус отвечает за многие функции в нашем организме, особенно те, которые мы считаем автоматическими: сердцебиение, кровяное давление, жажда, аппетит, циклы сна и бодрствования. Он также отвечает за выработку химических веществ, влияющих на память и эмоции.

Носовое дыхание, как часть дыхательного процесса в организме, также контролируется гипоталамусом. При увеличении воздушного потока через правую ноздрю наблюдается повышение активности левого полушария мозга, отвечающего за логику и анализ, а при увеличении воздушного потока через левую ноздрю наблюдается повышение активности правого полушария мозга, отвечающего за обработку невербальной информации и пространственную ориентацию.

При дыхании через рот мы отказываем в оптимальной оксигенации нашему сердцу, мозгу и всем другим органам, в результате чего могут развиться аритмии и другие сердечные заболевания.

В пятых, носовое дыхание помогает при высоких физических нагрузках, в том числе во время тренировок.

В легких кислород извлекается из поступающего воздуха прежде всего на выдохе. Когда мы выдыхаем воздух через нос, в дыхательных путях создается сопротивление, что приводит к замедлению скорости выдыхаемого воздуха, при этом в это же самое время увеличивается поглощение кислорода легкими. Углекислый газ - это не просто отходы жизнедеятельности нашего организма, он играет большую биологическую роль, одной из которых является помощь в утилизации кислорода.

Когда уровень углекислого газа в нашем организме слишком низкий, происходит нарушение кислотно-щелочного равновесия, изменяется pH крови, что приводит к ухудшению способности гемоглобина выделять кислород нашим клеткам (эффект Вериго – Бора). Эффект Вериго-Бора был открыт независимо друг от друга русским физиологом Б.Ф. Вериго в 1892 году и датским физиологом К. Бором в 1904 году, и заключается он в зависимости степени диссоциации оксигемоглобина от величины парциального давления углекислоты в альвеолярном воздухе и крови. При снижении парциального давления углекислого газа в крови сродство кислорода к гемоглобину повышается, что препятствует переходу кислорода из капилляров в ткани.

Носовое дыхание создает примерно на 50 % больше сопротивления воздушному потоку у здоровых людей, чем дыхание через рот, а также помогает замедлить дыхательный цикл, уменьшить количество дыхательных движений, что приводит к увеличению поглощения кислорода на 10-20 %.

Таким образом, если мы хотим улучшить свои физические показатели, во время физических нагрузок следует дышать носом. Интенсивность занятий спортом необходимо регулировать в соответствии с дыханием. Если вы чувствуете, что дыхания носом вам не хватает, необходимо снизить темп тренировки. Это временное явление, через довольно быстрый промежуток времени организм начнет приспосабливаться к повышенному уровню углекислого газа.

В шестых, носовое дыхание обладает терапевтическим действием. При правильном дыхании через нос можно снизить артериальное давление и снизить уровень стресса.

Дыхание через рот может привести к нарушению прикуса, изменению анатомии лица у детей, ухудшает качество сна, в результате чего мы выглядим и чувствуем себя уставшим. Также при дыхании через рот ускоряется потеря воды, в результате чего возможно обезвоживание.

При дыхании через рот пропускается много важных этапов в этом физиологическом процессе, что может привести к проблемам со здоровьем, таким как храп, ночное апноэ. Дыхание через рот способствует гипервентиляции, которая фактически снижает оксигенацию тканей. Дыхание ртом также приводит к снижению уровня углекислого газа в организме и снижению способности легких отфильтровывать токсичные загрязнения, поступающие из воздуха.

Дыхание ртом можно использовать в экстренных случаях. При гипоксии наш организм рефлекторно реагирует на недостаток кислорода, начиная зевать, пытаясь таким образом увеличить количество поступающего воздуха.

В следующий раз мы рассмотрим несколько техник контролируемого дыхания, которые помогут вам улучшить свое здоровье.

Дышите правильно и будьте здоровы!

Источники: http://www.whogis.com/ru/

Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания-это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей.

При обучении ребенка правильному дыханию прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучше­ния их снабжения кислородом.

Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет спо­собствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затем ребенок мо­жет подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, за­тем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей -хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулки предложить ребенку медленно вдыхать и еще более мед­ленно выдыхать носом. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.

Элементы дыхательной гимнастики

(Для восстановления носового дыхания детям от 3 до 7 лет)

1. Глубокий вдох, выдох через нос с произношением - «эм».

2. Выдох через нос коротким толканием, рот плотно закрыт.

3. Выдох поочередно через правую и левую ноздрю, другая прижа­та пальцем, рот закрыт.

4. Нос зажат пальцем, задерживается дыхание на счет до 8-10 раз. Выдох через нос, полный вдох через рот.

5. Положить на ладонь легкую бумажку, сдувать ее, делая выдох, поочередно левой и правой ноздрей, рот плотно закрыт. Одна нозд­ря прижата пальцем.

Аутотренинг

Аутотренинг - это метод самовнушения. Его можно использовать для снятия переутомления и эмоциональных стрессов.

Лечь на коврик, расслабиться, представить себе голубое небо. Дышать глубоко и спокойно. Мысленно дети произносят формулы, предложенные педагогом и представляют их в своем сознании.

1. Я спокойно отдыхаю. Расслабляю мышцы всего тела. Лежу спо­койно. Чувствую себя легко. Чувствую полный покой. Мое тело рас­слаблено. Мне хорошо и приятно. Я спокойно отдыхаю. Чувствую покой.

2. Расслаблены мышцы правой руки, расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены, чувствую тяжесть рук, приятное тепло чувствую в руках.

3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы левой ноги. Мышцы ног расслаблены. Ноги неподвижные и тяжелые.

4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслабле­ны мышцы живота. Во всем теле приятное тепло.

5. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб раз­глажен. Веки опущены, мягко сомкнуты. Рот слегка приоткрыт. Чув­ствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойное, расслабленное.

6. Дышу свободно, легко, мне дышится легко и свободно, мне при­ятно и я отдыхаю.

7. Сердце бьется спокойно, ровно и ритмично. Я отдохнул, дышу глубоко, чувствую бодрость и свежесть во всем теле.

Нос является важнейшим и сложнейшим органом, который обеспечивает организму полноценное дыхание и обеспечение наполнение легких воздухом. Мы знаем, что уличный воздух, проходя через нос, очищается, согревается и увлажняется, и мы не придаем большого значения важности этих процессов, думая, что дыхание ртом не сильно отличается от дыхания через нос. Но это в корне не верно.

Только носовое дыхание обеспечивает полноценное обеспечение организма кислородом.

Анатомия носа

Нос – это парный орган, в нем есть два носовых хода, разделенные перегородкой носа или носовой перегородкой.

В преддверии носа (у ноздри), носовой ход имеет самый большой диаметр, а в области носового клапана (в районе переносицы)- минимальный. В связи с тем, что диаметр носового хода уменьшается, воздух, продвигаясь вдоль носового хода во время вдоха, испытывает нарастающее сопротивление.

При этом диаметр носового хода не является постоянным. В зависимости от внешних факторов таких как, температура воздуха, его влажность, частота дыхания, а так же состояние слизистойоболочки полости носа, его просвет может увеличиваться или уменьшаться. Если слизистая оболочка набухает, просвет носового хода уменьшается, и сопротивление воздуху возрастает, или, наоборот, за счет увеличения венозного оттока, слизистая уменьшается, соответственно просвет увеличивается и сопротивление уменьшается.

В обычном состоянии оба носовых хода работают в паре. Вначале, за счет более низкого сопротивления, более активно воздух проходит через один носовой ход, второй, за счет более высокого сопротивления – играет в это время вспомогательную роль. Через некоторое время они меняются ролями. Таким образом, общее количество вдыхаемого воздуха остается неизменным, но количество воздуха, проходящее через каждую половину носа - циклично меняется. Это называется носовым циклом. У разных людей составляет он от 1 до 6 часов.

За счет этого в спокойном состоянии попеременно обеспечивается более активная вентиляция носовые пазух и кровоснабжение слизистой оболочки.

Наличие и величина носового сопротивления очень важна и для работы легких. Любой работающий замкнутый объем, в данном случае легкие, должен соединяется с атмосферой через клапан. Только в этом случае он сможет совершать работу по перемещению воздуха внутрь легких и наружу. Роль этого клапана как раз и играет носовое сопротивление. Величина сопротивления оказывает влияние на скорость протекания процесса выравнивания давления между атмосферным и давлением внутри легких. От этого зависит, как проходит в легких процесс всасывания кислорода в кровь.

В носу есть еще придаточные или носовые пазухи. Их по четыре в каждой половине носа. Это гайморова пазуха, лобная, клиновидная и решетчатый лабиринт. Все пазухи сообщаются с носовым ходом через естественные соустья. Объем носового хода вместе с придаточными пазухами составляет от 15 до 20 кубических сантиметров.

Вся внутренняя поверхность носа и околоносовых пазух покрыта слизистой оболочкой.

Слизистая оболочка играет важнейшую роль в очищении проходящего воздуха от пыли, вирусов, бактерий и грибковых спор. На поверхности слизистой оболочки располагаются реснички. Они постоянно совершают колебательное движение. Эти колебания (мукоцилиарный клиренс) приводят в движение слизь, покрывающую слизистую оболочку. По мере движения слизи на нее оседают пыль, бактерии, вирусы, грибковые споры из проходящего воздуха. Слизь выводится в носоглотку и попадает в желудок. Таким образом, реализуется защитная функция при носовом дыхании.

Дыхательный цикл

Дыхательный цикл происходит так. Расширяясь, грудная клетка создает отрицательное давление в легких, наружный воздух засасывается в нос, часть воздуха проходит через околоносовые пазухи там смешивается с находящимся в них воздухом, после этого воздушный поток объединяется и подогретый и увлажненный воздух попадает в легкие. Во время выдоха грудная клетка сжимается, создается повышенное давление, воздух из легких устремляется наружу, часть выходящего воздуха, так же попадает в пазухи. Причем выходящий воздух более чистый, влажный, теплый с повышенным содержанием углекислого газа, чем тот который вдыхали. Подобный воздухообмен позволяет уменьшить потерю влаги при дыхании и ускорить подготовку вдыхаемого воздуха.

Нарушение носового дыхания

При нарушении носового дыхания, мы начинаем дышать через рот. При этом воздух попадает в легкие не подготовленный, сопротивление воздушному потоку уменьшается. Происходит разбалансировка процесса воздухообмена. Количество всасываемого в кровь кислорода уменьшается до 30%. Сразу нарушаются снабжение органов кислородом. Этим объясняется снижение работоспособности, головная боль, легкая утомляемость, ощущение невысыпания после сна.

Поэтому необходимо предпринимать все меры для лечения, выздоровления и как следствие-возвращение к естественному носовому дыханию.

Причины нарушения носового дыхания. Способы лечения нарушений носового дыхания.

По способам лечения их можно разделить на две группы: те, что лечатся только хирургическим путем и те, что лечатся терапевтически.

К первой группе относятся:

Искривление носовой перегородки, врожденное или в результате травмы,

Выросшие полипы на слизистой носа.

В этом случае носовой цикл нарушается полностью одна половина носа работает с большой нагрузкой а вторая – постепенно атрофируется. Надо идти к лор врачу и оперироваться. Затягивать с этим нельзя, особенно у детей, так как недостаточное снабжение мозга кислородом может привести к задержке развития.

Ко второй группе относятся:

Нарушения носового дыхания в связи с начавшимся заболеванием, насморком, заложенностью носа, отеком слизистой, аллергическим ринитом, синуситами и рядом других.

Для восстановления функций носа надо не затягивать и своевременно начать процесс лечения. Большой арсенал профилактических мер и средств народной медицины на начальном этапе лор заболеваний помогут вам сохранить носовое дыхание и остаться здоровым.

Следите за своим дыханием и будьте здоровы!

Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхатель­ную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диф­фузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участ­вует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью

Значение носового дыхания для организма

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Related Posts

    Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…

    перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…

    Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…

    Свежие записи

  • Выберите рубрику — Вандышев А. Р. Медицина катастроф. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с 17 Органы чувств №1 Стоматология 18 Органы чувств № 2 Стоматология 28 студ. слюнные стоматологи 32 студ. Пищевод стоматологи 33 студ. кишечник стоматологи 34 студ. Печень стоматологи 8. Список литературы по теме занятия Alpha Bio Tec SPI Подлинный Спиральный Иплантат Cоциология А. А. Тимофеев РУКОВОДСТВО по челюстно — лицевой хирургии и хирургической стоматологии том 1 Алгоритм Классической техники при установке имплантатов AlphA Bio Tec АНТИБИОГРАММА Артикаин с вазоконстриктором БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К КУРСОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 СТОМАТОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА Биоэтика в работе практикующего врача-стоматолога Боль в стоматологии Борьба с перек­рестной инфекцией во время стоматологического Брекеты Бухгалтерский учет и аудит Виниры Вич в стоматологии Возможно ли одновременное проведение непосредственной имплантации Возрастные и индивидуальные особенности костно-мышечных структур глубокой области лица и их использование в стоматологии Вопрос ответ Вопросы ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы для экзамена, 2009. Стоматология. (1) ВОПРОСЫ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТУ (после цикла) ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы к тестам стоматологи Вопросы к экзамену по детской стоматологии (V курс) Вопросы организации стоматологической помощи в России Вопросы по ортопедической стоматологии Вопросы по стоматологии зачет Воспалительные заболевания - сиалоадениты Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой об­ласти у детей Выравнивание зубов Гаврилов Ортопедическая стоматология Геморрагические синдромы и диатезы Гигиена полости рта Гигиена полости рта — метод профилактики стоматологических заболеваний ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ В СТОМАТОЛОГИИ Дезинфекция в стоматологии Детская стоматология все бырты в одном Детская терапевтическая стоматология Диспансеризация детей у стоматолога Заболевания зубов и полости рта Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии, ВЧЛХ, ЛФК Задачи к экзамену по терапевтической стоматологии (III курс) Зеленский, Мухорамов_Детская хрургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия Зубная коронка Зуботехническое дело в сто­матологии Имплантация Имплантация зубов Использование свойств имплантата для обеспечения успешности непосредственной имплантации Исправление прикуса История кафедры хирургической стоматологии Кариес Кариес зубов Классификация стоматологических предраковых заболеваний Классификация стоматологических цементов+ СИЦ КЛИНИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Книги Коллекция рентгенограмм по стоматологии Компания Alpha Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы Лазеры и лазерные установки в стоматологии: описание, классификация и характеристики ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК для студентов — стоматологов Лекарственные средства в стоматологии ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ Лекции за 1 курс по общей стоматологии Материаловедение — наука о свойствах материалов, их происхождении, строении и возможных изменениях, происходящих в этих материалах под влиянием различных факторов МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Маткматика и Физика Мепивакаин без вазоконстриктора Мепивакаин с вазоконстриктором МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Методичка — Пропедевтика терапевтической стоматологии Методичка этика право менеджмент На приеме у стоматолога НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АМБУЛАТОРНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Неотложные состояния в стоматологической практике Новости Новости ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ Общее обезболивание в детской стоматологии Общие вопросы Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. Профилактика Организация стоматологической помощи населению Организация терапевтического Отделения стоматологической поликлиники Ортодонтия Ортопедическая стоматология Ортопедическая стоматология Прикладное материаловедение Ортопедическая стоматология Учебник М. З. Миргазизова ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Ортопедия Ортопедия и зуботехника в условиях современного высокотехнологичного окружения и ужесточающийся конкуренции Оснащение и оборудование стоматологического кабинета Основные методы рентгенодиагностики, применяемые в стоматологии. Рефер ОСНОВЫ ОРТОДОНТИИ Основы терапевтической и ортопедической стоматологии Отбеливание зубов Ответы на вопросы Ответы на экзаменационные вопросы для стоматологического факультета(зи Ошибки В ортопедической стоматологии Пародонтит Патан стомат (сит задачи) ответы Патофизиология для стоматолога Педагогика Первичная профилактика стоматологических заболеваний (методичка) ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА КОММУНАЛЬНОМ УРОВНЕ Планы практических занятий для специальности стоматология Показания Полная верхнечелюстная реабилитация с опорой на имплантаты ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ТЕРАПЕВТА Право Право, юриспруденция Предисловие терпевтической стоматологии Предпринимательство в здравоохранении Стоматологическая клиника Применение имплантатов в стоматологии Применение термопластических материалов в стоматологии Примеры задач к экзамену по пропедевтике стоматологических заболеваний Проект стоматологического центра Производство ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СТОМАТОЛОГИИ Протезирование ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛАКТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие Психология ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №______ Реставрация зубов Руководство по ортодонтии 2020 Руководство по ортопедической стоматологии РУКОВОДСТВО ПО ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Семинары стоматологам Скачать Современные методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ ССС стоматологи, методичка для студентов Статьи стоматолог клиника Стоматологи — Тема № 3 ВСМК — занятие 1 Аудиторная (новая 11.01.08) Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Аудиторная Стоматологи — Тема № 6 ВСМК — занятие № 1 Стоматологи барьеры, вопросы, обращения Стоматологи Тема № 3 ВСМК(занятие № 1+занятие № 2) СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИМПЛАНТОЛОГИЯ Стоматологическая клиника «Береги зубы смолоду» Стоматологическая клиника с нуля Стоматологический СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЕВРОПЕ Стоматология: Учебник Таблицы по количеству введения анестетика в детской стоматологии при проводниковой анестезии ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН практических занятий по кожным и венерическим болезням для студентов IV курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ПРАКТИЧНИХ занять по шкірним та венеричним хворобам на для студентів IV курсу СТОМАТОЛОГІЧНОГО факультету Терапевтическая стоматология Тест по хирургической стоматологии 3 курс Тесты для стоматологического факультета Тесты для студентов стоматологического факультета ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Требования к стоматологическому креслу Удаление зуба Установка дентальных имплантатов Физиотерапия в стоматологии Философия Хирургическая стоматология. Робустова Т. Г ЧАСТИЧНЫЕ СЪЕМНЫЕ ПРОТЕЗЫ Чистка зубов Экзаменационное задание для института стоматологии Экзаменационные билеты по пропедевтике Экзаменационные вопросы Экзаменационные вопросы для стоматологического факультета ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Экология Экономика Эргономика работы врача-стоматолога и ассистента Этика в стоматологииавторитет врач ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ Этические проблемы в стоматологии
  • Свежие комментарии