Сердце как тряпочка. Как сохранить сердце здоровым? Были хоть какие-то предчувствия

Таня Сарбаш(Остривная)

Наличие бороды - не закон. Это церковная традиция русской православной церкви. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21:1, 5). Запрещалось не только брить, но подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.

Listopadnichek

Традиция. По образу и подобию исходника. Как создано, так и носится.

Марина В

Священники соблюдают Библейское установление: Ветхий завет. Третья книга Моисея. Левит. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. » (Лев. 19, 27)

TAL

не у всех молодые священники часто не носят бороду

Вадим Мансуров

Ответы:

Михаил Морозов

Наличие бороды - не закон. Это церковная традиция Русской Православной Церкви. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21:1, 5). Запрещалось не только брить, но подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.

пастор Александр Лапоченко

На Литургии священник символизирует Христа, по этому пытаются соответствовать образу.

Татьяна \ Кошка драна

пытаются походить на Христа хотя бы внешне

Мидвед Блаженный

Думаю что это обычная лень по канонам.

Вішнуджана дас

экономят на парикмахерской

Ан Кар

Возможно традиция, которая уходит во времена, когда все носили бороды и усы.

Локи Викинг 1964

Это просто, что бы убогие умом овцы стадо господнего, не видели их хитрые и довольные рожи.

Олег Нагорный

Ну, некоторым нравиться такая традиция, ибо дистиплинирует, напоминая о своеобразном «назорействе» священнического служения.. . Впрочем, не все:

Андрей Терещенко

Это ВИЗАНТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ. Католики и протестанты не отпускают бород и Иисус тут не при чём, странно, что какой-то там «пастор» этого не знает

Верикосастафруллаханистан$кий

Богомазы

Андрей 8888888

Бог не видит людей - он видит свет души людей.. . а какая там борода - бритая или зеленая ему если честно по бороде….

Olga Ruzavina

так гламурнее

Денис Литвинов

нельзя заставлять себя бриться=неприятное дело и они в соответствии с религией не насилуют себя =не бреются а вот укоротить волосы легко и многие подравнивают себя без парикмахерской.. . Наверно как то так…

Ответы:

den!$

Традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине - ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы - ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства - в подражание Спасителю. Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы - сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники. Практически во всех народах мужчина без бороды воспринимался как незрелый юноша. Наоборот, мужчина с бородой - человек, имеющий жизненный опыт, а значит, заслуживающий уважения, имеющий авторитет. В этом, вероятнее всего, и есть причина ношения бороды нашими батюшками. Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие. Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.

Vladimir Kovalkov

экономят на мыле

Ответы:

Юлия Тарасенко

То что было раньше и то что сейчас две разные вещи, длинные волосы были у назореев тогда, когда они жили по ветхому завету, раньше и вино пили постоянно, а сейчас грех почему? Потому что раньше во первых вино было разбавлено во сколько то там раз с водой, вроде 1/5, но точно не помню, во вторых вино пили чтоб дезинфицировать желудки, а сейчас чтоб нажраться и побыть пьяной тварью неспособной мыслить и вести себя нормально. Но насчет длинных волос у мужчины сейчас однозначно - позор. Библия этого не запрещает, там только наставления и советы написано «Все мне позволительно но не все полезно» Так что каждый сам выбирает.

linda 1

Полагаю что нет, так как у многих священников длинные волосы

Birjuk

НЕТ. Что за тупой вопрос.

ДИНЬ

Все попы и священники православных церквей носят длинные волосы.

имя ему Легион

нет. Но при этом, нельзя уподобляться женщинам-делать косу или хвост

drug drug

Библия запрещает Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

Anton Kuropatov

Священникам можно, они носят длинные волосы и бороды, как ветхозаветные назореи.

Местный Ангел

Анастасия Белогорцева

нет, запрещается священослужителям носить короткие

Gendalf

не приветствует только короткие юбки….

я ещё- миха

судя по иконе Христа, эта версия не имеет смысла жить

Черный Ворон

Запрещается грешить.

Andrew Kramer

Ну как бы Иисус изображен с длинными волосами на иконах. Меня этот вопрос просто убивает. Иисус является иконой для верующих, как длинные волосы могут быть запрещены? Тогда такой вопрос, а не запрещает церковь быть лысым. Почему-то такой вопрос не возникает ни у кого. И что церковь, это для вас закон??? Все церкви это коммерческие организации.

Лена

ВОЛОСЫ - орган восприятия и накопления тонких энергий. Чем длин- нее волосы человека, тем больше духовной силы он получает, ибо эта сила питает все его тела и оболочки. В Ведических писаниях сказано: «Со- стричь человеку волосы и сбрить ему усы и бороду, это всё равно, что убить его» . Но при особой необходимости и овладении определёнными навыками, человек может выводить отрицательную энергию в свои воло- сы и состригать их, освобождаясь таким образом от мешающих его раз- витию энергий - в этом смысл обряда «пострижения в монахи» . Славяне первый раз стригут своих детей только по достижении 7 лет, а состриженные волосы прячут под коньком крыши или матицей (основной потолочной балкой избы) . Если волосы ребёнку состригать до 1 года - приостанавливается развитие его речи, если до 7 лет - замедляется развитие умственных спо- собностей. Женщину, обстригшую волосы, называют карной (по имени богини Карны, ответственную за исполнение закона причинно-следствен- ной связи) - то есть это та, которую Карна покарала. Отсюда - «обкар- нать» . БОРОДА - волосы на лице мужчины. Служит для накопления жизнен- ной и духовной силы («бо» - богатство, «рода» - принадлежность к роду) . В каждой варне бороду носят по-своему: ведуны бороду не стригут, а ухаживают за ней, как за средоточием своей духовной силы; витязи носят короткие бороды, так как это удобно для боя; веси носят окладистые (боль- шие, но подстриженные) бороды как знак солидности, степенности, зна- чимости. Смерды не понимают истинного назначения бороды и не уме- ют ею пользоваться, даже если отращивают. Бриться начали те из них, кто хотел походить на женщин.

Елена

Сами священники порой носят длинные волосы. Но Библия запрещает это.

Ответы:

Надежда Богданова

Мода на бороду и усы в наше время особенно развита. Волосы на лице бреют, стригут, укладывают, придавая им безупречный вид. Но не всегда и не все занимаются оформлением растительности на лице.

Многие люди имеют свое представление о том, как должен выглядеть священнослужитель. Чаще всего в этот образ входят такие составляющие, как:

  • Ряса до пола;
  • Большой крест на шее;
  • Наличие бороды и длинных волос;
  • Книжечка с молитвами в руках.

Для справки! Священнослужитель имеет еще множество предметов гардероба, например, пояс, орарь, подризник, поручи, епитрахиль, риза.

Т.к. речь в статье идет о наличии растительности на лице у священников, то разберем именно эту неотъемлемую часть их внешнего вида.

Некоторые из тех, кто часто бывают в церкви, о небритости попа знают не больше тех людей, которые там ни разу не были. Но тем не менее представить батюшку без бороды просто невозможно. А вот волосы на голове не все из них отращивают, некоторые позволяют себе подстригаться.

В истории православной веры священнослужителям разрешалось не сбривать растительность на лице даже во время указа о запрете на ношение бороды. Исходя из этого напрашивается вывод о том, что ни в одни времена батюшки не представлялись народу без волос на лице. Борода священника имеет свои корни в далеких древних цивилизациях.

Почему священники носят бороду?

Наличие небритой и не стриженной растительности на лице у священнослужителей для обычных людей привычное дело. Однако в церкви встречаются служащие без растительности на лице, только вряд ли это будет священник.

Важно! В церкви можно встретить молодых священнослужителей без отросших волос на лице, но это временное явление, а не привилегия человека.

Но откуда пошла мода на бородатых священников? Или это обусловлено вовсе не модой? Основные предположения по этому поводу различны, но интересны:

  1. Главной причиной наличия растительность на лице у попов является соблюдение закона Ветхого завета, в которой запрещается стричь волосы на голове и хоть каким-то способом изменять форму волос на лице;
  2. Еще одним распространенным вариантом считается подобие Иисусу;
  3. Небритость - признак выделения из массы, чтобы обычные люди воспринимали священнослужителя как нечто иное, чем они, и слушали его;
  4. Существует и нестандартная версия: небритые волосы на лице являются способом накопления жизненной и духовной энергии.

Вы знали раньше почему священники носят бороду?

Да Нет

На вопрос почему священники носят бороду конкретного ответа не существует. Но все же будет логичным придерживаться мнению о запрете срезать волосы на голове и лице, прописанным в Библии.

Запрещено ли брить бороду попам?

Борода у священников является одним из символов веры. Православная борода упоминалась даже в Ветхом Завете, но не просто так, а с особым указанием Бога.

Отращивать волосы на лице обязан каждый мужчина, так написано в Библии. Господь наказал не стричь волосы на голове и не подстригать края бороды.

Внимание! Женщинам, в свою очередь, также запрещалось подстригать волосы.

Обусловлено это тем, что каждый человек должен выглядеть так, как создан. Изменение своей внешность приравнивается к невыполнению воли Божьей. Люди не следуют такому предписанию, а у попов это считается запретом. Священнослужители, живя по Библейским законам, старательно следуют тому, что прописано в Библии. Именно поэтому бороду не бреют.

Борода у священников – явление привычное и обыденное. Большинство людей даже и не задумаются о том, что наличие растительности на лице у попов не просто так. То, что кажется обычному человеку беспричинным, на самом деле оказывается целой историей.

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

- Почему православные носят бороды?
- Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ().

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш, консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, - и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

- А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
- Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

Растительность на лице считалась у католиков признаком варварства

Римские папы всегда гладко выбриты, а наши батюшки, как правило, выделяются длинными бородами. И те, и другие придерживаются отнюдь не моды, а уходящих в далекое прошлое религиозных традиций.

Какого пола этот папа?

В современном католичестве нет жесткого правила насчет того, что священникам нельзя отращивать бороду. Но еще в Древнем Риме мужчины с обильной растительностью на лице приравнивались к варварам. Повелось так с тех пор, когда римские легионеры отправлялись за рабами и золотом в северные земли.

К тому же бритье лица для аристократа считалось обязательной гигиенической процедурой. Ухаживать за волосами в древности было сложно, поэтому простолюдины оставались с бородами, а патриции щеголяли гладкими лицами. И, естественно, священнослужитель, обязанный быть образцом, не имел права выглядеть неряхой.

Кроме того, католический богослужитель, в отличие от православного, не осуществляет себя с Христом с помощью бороды и усов. Наоборот, он как бы стремится быть ближе к своим прихожанам.

Кстати: Среди некоторых западных и европейских монахов принята еще и тонзура, или гуменцо - выстриженные кругом волосы на макушке, символизировавшие терновый венец.

Тем не менее, с 1511-го по 1700-й годы был период, когда римские папы отпускали бороду: начиная с Юлия II и заканчивая Папой Климентом XI . Но еще раньше, если верить легенде, произошел скандальный случай, который вполне мог повлиять на традицию брить бороду. Якобы в IX веке главой церкви в Ватикане обманным путем стала женщина Иоанна, называвшая себя Иоанном VIII .

Поскольку тогда все монахи брились, то какое-то время никто не обращал внимания на женоподобность «Папы». А потом Иоанна во время одной из церемоний родила ребенка.

Правда эта история или вымысел, неизвестно. Однако в католичестве появился ритуал по определению пола будущего Папы: претендент садился в специальное кресло с отверстием, а другой святой отец убеждался в «мужественности» кандидата, так сказать, собственноручно.

Папа Римский Бенедикт XVI. Фото: pixabay.com

По образу и подобию

В православии, наоборот, ношение густой бороды делает образ верующего человека благообразным - ведь пример нам подает сам Иисус. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете и считалось грехом. В Книге Левита есть такие слова: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19, стих 27). Вообще в Библии много написано об этом. Вот еще высказывание из Священного Писания: «...не взойдет пострицало на брады твоя».

Брадобритием, по мнению православной Церкви, человек выражает недовольство тем обликом, который подарил ему Господь, проявляет к нему неуважение.

В 1347-м году в городе Вильно (современный Вильнюс) язычники повесели трех православных христиан - Антония , Иоанна и Евстафия - за отказ сбрить бороду. Им было предложено либо умереть, либо подвергнуться брадобритию и сохранить тем самым себе жизнь. Мученики выбрали первое и были причислены Церковью к лику святых.

В императорской России, вплоть до Петра I , бритье бороды и усов наказывалось отлучением от церкви и сравнивалось с прелюбодейством. В 1551-м Стоглавый собор русской Церкви и вовсе постановил, что над умершим человеком, который брил при жизни бороду, нельзя проводить службу погребения, нельзя его отпевать и ставить за него свечки в храме.

А, например, старообрядцы до сих пор считают, что вход в Царство Небесное разрешен только носителям бороды. Бритому человеку запрещается входить даже в старообрядческую церковь. И если старообрядец брился, а на смертном одре в этом не покаялся, то его похоронят без подобающего обряда.

В современном обществе священники могут выбирать любую форму и длину бороды. Так же, как и вообще не отращивать ее.



Праведный старец Николай Гурьянов с батюшкой. Фото: pechori.ru

Кстати: Древние арабы выбривали височную часть в честь языческого бога Оротала. У евреев считалось, что длинные волосы помогают отгонять языческие суеверия. В Индии же существует религиозная община, в которой людям запрещено не только брить волосы, но и расчесывать их!

Строгого запрета на бритьё бороды у служителей православной церкви в настоящее время нет. Но есть множество причин, почему у православных священников имеются бороды.

Фактрум заглянул в старинные своды церковных правил и разобрался, почему священники носят бороду.

Что говорят церковные каноны по поводу бороды

В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.

Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды. По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми. Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью. Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.

Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное. Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.

В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может.

Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?

Юношам, учащимся в духовной семинарии, разрешается бриться и не отращивать бороду. Грех ли брить бороду для семинаристов? Нет, безбородыми они остаются потому, что так принято. Лишь с окончанием учёбы и вхождением в сан молодой священник может начать отращивать бороду.

Делают послабления и для тех священнослужителей, у кого борода не растёт от природы. Согласно канонам, у попа должна быть длинная и окладистая борода. А если у мужчины, принявшего сан, борода растёт неопрятными клочками, то он имеет полное право сбривать её.

Православные священники, живущие за границей, могут не носить бороды. Почему батюшки носят бороду в России, а за границей обходятся без неё? Потому что в шестидесятых годах мир захлестнула волна воинствующих хиппи. Священников, носящих бороды, стали путать с ними. Чтобы не иметь проблем с полицией, зарубежные батюшки начали брить бороды с разрешения РПЦЗ. Также священники-обновленцы, ратующие за модернизацию православной церкви, ходят без бороды.

Католические священники тоже не носят бород и усов. Так повелось со времён Древнего Рима, когда отсутствие бороды говорило о принадлежности к высшим слоям общества. Однако некоторые папы римские носили бороды, например, Юлий II и Климент XI.

Недостаточность сердца встречается во врачебной практике очень часто либо как ведущий, основной диагноз, либо как дополнительный, но весьма существенный. В обоих случаях лечение значительно улучшает общее состояние пациента. Вот почему так важно выяснить, нет ли этой проблемы у обратившегося к нам больного. К счастью, решить эту задачу не так уж трудно. По крайней мере, приблизиться к её решению можно уже при первичном обследовании больного, еще не имея никаких дополнительных лабораторных или инструментальных обследований.
Начнем с РАССПРОСА. Первый и главный пункт – это одышка. Но нередко больные понимают под этим словом не только неприятное чувство нехватки воздуха при физической нагрузке, которое испытывает даже здоровый человек при достаточно большой нагрузке. Так, некоторые больные называют одышкой стеснение за грудиной, то есть стенокардию (angina pectoris). Ясно, что ошибочное истолкование жалобы поведет к совершенно неправильному лечению. Поэтому, чтобы не принять за одышку то, что на самом деле является стенокардией, надо спросить: «А как Вы дышите во время одышки – пыхтите, отдуваетесь, или же вас как бы душит, а дыхание спокойное? Заметно ли со стороны, что Вы задыхаетесь?». Иногда на такой вопрос больной отвечает: «Да нет, просто давит, воздуху нехватает» и очень характерно подносит к грудине руку и сжимает её в кулак. Это поистине драгоценная улика: в данном случае «одышка» – это эквивалент стенокардии. В других случаях дополнительный расспрос обнаруживает, что под словом одышка больной понимает неудовлетворенность вдохом: «воздух не проходит в глубь легких». Это ощущение заставляет делать судорожные вздохи или насильно зевать, чтобы «протолкнуть» воздух поглубже. Это чисто невротический симптом.
Чаще всего одышка возникает в результате заболевания сердца или легких. Чтобы узнать, какова же причина одышки – легочная или сердечная, следует обязательно спросить, влияет ли на одышку перемена погоды и вообще, всегда ли одна и та же величина нагрузки вызывает одышку. Если одышка вызвана органическим заболеванием сердца, то она обычно довольно долго возникает при одном и том же уровне нагрузки; ухудшение происходит очень постепенно. Скажем, больной при подъеме по лестнице всякий раз вынужден останавливаться на третьем этаже, чтобы отдышаться и передохнуть. Напротив, при легочных заболеваниях, где одышка чаще всего связана с диффузной бронхиальной обструкцией (бронхиальная астма, хронический бронхит, эмфизема легких), величина бронхиальных просветов меняется быстро и часто, как спонтанно (даже на протяжении нескольких часов), так и под влиянием столь частых «простудных» заболеваний. Поэтому в некоторые дни больной легко подбегает к остановке транспорта, а случается, что и медленная ходьба по комнате вызывает одышку. Этот симптом «день на день не приходится» (Б.Е. Вотчал) указывает на преобладание функционального, легко обратимого механизма одышки. Ясно, что ни распространность миокардиосклероза, ни степень гипертрофии миокарда, ни величина клапанного поражения не могут колебаться так быстро. Итак, одышка, при которой «день на день не приходится», сразу заставляет обратить особое внимание на легкие, тогда как четкая связь с определенной величиной нагрузки скорее характерна для заболеваний сердца.
Следующий, исключительно важный вопрос: «Не пищит ли, не свистит ли у Вас в груди во время одышки?» Больные отлично слышат те звуки, которые мы называем сухими хрипами и которые указывают не на скопление слизи в бронхах, как нередко пишут в учебниках, а на сужение бронхиальных просветов. Действительно, стоит больному сделать вдох из карманного ингалятора, как уже через минуту – две хрипы исчезают совсем, либо значительно уменьшаются, нередко без всякого откашливания мокроты. Механизм возникновения этих хрипов точно такой же, как при свисте: только при определённой степени сведения губ в трубочку возникает свист, который мгновенно прекратится, если отверстие станет хотя бы чуточку больше. Свисты и писки с несомненностью указывают на сужение бронхов и, стало быть, на затрудненное прохождение воздуха в легкие. Именно это и вызывает чувство одышки. Положительный ответ надежно подтверждает легочное (точнее, бронхообструктивное) происхождение одышки или, во всяком случае, указывает на важность этого механизма в возникновении одышки у данного больного.
При недостаточности сердца водный обмен нарушается еще задолго до появления видимых отеков. Почки начинают избирательно задерживать натрий и воду, хотя по-прежнему хорошо выводят все шлаки, в том числе и красящие вещества (уробилин и пр.). В результате моча становится концентрированной, и цвет её более насыщенным. Поэтому полезно спросить: «А какого цвета у Вас моча - соломенно-жёлтая или как крепкий чай?». Темный цвет мочи в сочетании с одышкой напряжения – веский аргумент в пользу недостаточности сердца.
Во время ночного сна, когда сердце работает в более благоприятных условиях полного покоя, выделение мочи усиливается, что проявляется никтурией. Поэтому стоит осведомиться, не встает ли больной ночью, чтобы помочиться. Впрочем, этот вопрос помогает реже: так, у пожилого мужчины никтурия может быть следствием доброкачественной гипертрофии предстательной железы.
Горизонтальное положение во время сна существенно облегчает отток отечной жидкости, которая накапливается в ногах днем. Поэтому правому желудочку приходится перекачивать в легкие увеличенное количество крови, а левый желудочек, который чаще всего и страдает при недостаточности сердца, не успевает воспринять весь этот избыток. В результате легкие переполняются кровью, и возникает одышка. Чтобы уменьшить её, больной инстинктивно предпочитает спать в положении полусидя или, по крайней мере, на высоком изголовье, на двух подушках. Это приводит к появлению еще одного важного признака сердечной недостаточности – ортопноэ. Вот почему так важно всегда спрашивать больного, как он любит спать – на одной подушке, или же он укладывается повыше – на двух, а то и на трех подушках?
Последний вопрос из этой серии – об эффекте мочегонных. Их широкое распространение привело к тому, что многие больные пользуются ими по собственной инициативе, «на авось». В таком случае надо обязательно спросить: «А много ли мочи вышло после мочегонной таблетки? И как Вы почувствовали себя на следующий день – лучше, хуже или без перемен?». Увеличенный диурез, после которого больной отмечает хотя бы временное облегчение одышки – бесспорный признак недостаточности сердца. Кстати, если больной скажет, что после мочегонного он почувствовал себя плохо из-за слабости, то это может указывать на возникновение гипокалиемии. Такую деталь надо запомнить, чтобы при назначении собственной терапии ограничиться калийсберегающими мочегонными или, во всяком случае, использовать фуросемид или дизотиазид в меньших, чем обычно, дозах.
Что дает ОСМОТР для диагностики сердечной недостаточности? Шейные вены – вот на что надо взглянуть в первую очередь. У здорового человека, если он стоит, они находятся в спавшемся состоянии и почти не видны; даже в положении лежа на невысоком изголовье эти вены лишь слегка намечены, ибо кровь в них не задерживается и свободно изливается в сердце. Но если правый желудочек ослабел, он не успевает перекачивать кровь дальше, в легкие. Образуется застой – сначала в правом предсердии, а затем и выше. В результате шейные вены – эти манометры, вставленные в правое предсердие - набухают, растягиваются и становятся хорошо заметными. Чтобы их лучше рассмотреть, надо уложить больного на кушетку с несколько приподнятым изголовьем и попросить слегка повернуть голову в сторону. В этом положении вены на боковой поверхности шеи становятся особенно рельефными. Если же шейные вены вздуты даже в вертикальном положении больного, это означает очень высокое венозное давление и тяжелую недостаточность сердца.
У больных с недостаточностью сердца можно увидеть акроцианоз. Ослабевшее сердце с трудом проталкивает кровь в сосудах. Она продвигается медленнее и успевает, поэтому, отдать тканям больше кислорода, чем обычно. В результате кровь теряет свой алый цвет и становится темно-вишневой. Вот почему самые отдаленные от сердца участки (пальцы, кончик носа, уши, губы), где замедление кровотока особенно выражено, приобретают синюшный оттенок и холодны на ощупь. Напротив, при легочной недостаточности вся кровь, поступающая в большой круг, оказывается недонасыщенной кислородом. Поэтому в синюшный цвет окрашиваются все ткани, как периферические, так и вблизи от сердца; это диффузный, или центральный цианоз. При таком цианозе пальцы и кончик носа теплые.
Перейдем к ПАЛЬПАЦИИ. Положив ладонь плашмя на область сердца, мы сразу получаем несколько ценных сведений. Смещение верхушечного толчка кнаружи от левой срединно-ключичной линии и (или) его гипертрофия, обнаружение систолического или диастолического дрожания - все эти находки делают предположение о сердечной недостаточности весьма вероятным. С помощью пальпации можно также обнаружить признак, который прямо указывает на плохое состояние сердечной мышцы. Это осязательное ощущение соответствует патологическому III тону. Данный феномен настолько важен, и его так часто не замечают, что он заслуживает подробного рассмотрения. Здоровый миокард даже в периоде диастолического расслабления сохраняет определенный тонус. Чтобы это понятие стало ясным, пощупайте икроножную мышцу у себя и у больного, длительно прикованного к постели. В первом случае вы ощутите упругое эластическое сопротивление, во втором – дряблую, лишенную всякого тонуса ткань. Точно так же стенки здорового желудочка оказывают хотя и маленькое, но всё же некоторое сопротивление притоку крови из предсердия; они медленно отступают под действием этого напора, и желудочек наполняется постепенно. Больной же миокард теряет этот диастолический тонус. Поэтому, когда в начале диастолы струя крови из предсердия устремляется в желудочек, она просто отбрасывает дряблую стенку, как тряпку, и та шлепает о грудную стенку. Это и есть дополнительный, диастолический толчок. Конечно, этот толчок не столь силен, как систолический, но он вполне ощутим. Вы чувствуете, как пальпирующая рука слегка и довольно медленно приподнимается, затем она снова опускается, и только после этого возникает обычный энергичный, отрывистый систолический толчок. Если попробовать изобразить эти события графически, то получится подобие ЭКГ, где за небольшим и пологим зубцом Р следует высокий и остроконечный зубец R. Вот это первое мягкое разлитое приподнимающее движение ПЕРЕД систолическим толчком и есть осязаемый рукой эквивалент патологического третьего тона сердца, верный признак его недостаточности. Если его нет, то ладонь спокойно лежит и не испытывает никакого движения, пока не возникнет систолический толчок. Только что сказанное объясняет, кстати, почему третий тон по самой своей природе является очень низким и тихим звуком. Именно поэтому он иногда лучше выявляется на ощупь рукою, а не ухом.
Для диагностики недостаточности сердца очень полезна также пальпация печени. Если сердце плохо перекачивает кровь, то она скапливается, в первую очередь, сразу выше по течению, непосредственно перед сердцем – в шейных венах и, особенно, в печени, поскольку её вместимость громадна – до нескольких литров. При этом она разбухает и увеличивается иногда настолько, что нижний край её опускается до пупка, а то и ниже. Важно подчеркнуть, что застойное набухание печени возникает часто задолго до появления периферических отеков на голенях и пояснице, и потому является более ранним симптомом. Если недостаточность сердца возникла внезапно (инфаркт миокарда, острое нарушение ритма, легочная эмболия), то быстрое растяжение печеночной капсулы вызывает сильную боль в правом подреберье, тошноту и рвоту. Пальпация такой печени болезненна. Если, вдобавок, край печени выступает из-под ребер, то, обнаружив пальпирующей рукой плотную переднюю поверхность печени, врач может принять эту резистентность за мышечное напряжение брюшной стенки и диагностировать по совокупности всех этих признаков острый холецистит.
А между тем, чтобы не попасть впросак, не надо иметь седину в висках или многолетний врачебный стаж. Те многочисленные признаки, которые были только что рассмотрены (одышка напряжения, олигурия, набухание шейных вен, пальпация области сердца) позволяют в большинстве случаев понять истинную причину болей в правом подреберье. Кроме того, при остром застойном набухании печени весь её край становится равномерно болезненным по всему периметру, тогда как при остром холецистите боль концентрируется, главным образом или исключительно, в области желчного пузыря. Приемы пальпации печени и желчного пузыря описаны в разделе «Пальпация живота».
Несколько слов о пальпации отеков. Казалось бы, чего проще – ткни пальцем в голень над лодыжкой и, если получится ямка, значит, есть отек. В том-то и дело, что не надо тыкать! Положите концевую фалангу указательного пальца всей ладонной поверхностью (не ногтевым концом!) на тыл стопы или на нижнюю треть голени и плавно, неторопливо начните вдавливать палец, постепенно усиливая нажим. Действуя так, вы не только избавите больного от болезненных ощущений, но – и это главное - дадите отечной жидкости время уйти из-под пальца по узким внутритканевым щелям. Отняв палец через две-три секунды, погладьте кожу в этом месте: если образовалась вмятина, она сразу станет ощутимой.
У лежачих больных отечность надо искать не на ногах, а на крестце или чуть выше. Даже если вы усаживаете больного только с целью выслушать легкие сзади, обязательно проверьте, нет ли отечности на пояснице. Такой жест должен стать просто автоматическим.
Есть еще один очень важный пальпаторный признак, прямо доказывающий плохую сократительность миокарда – альтернирующий пульс. При нем каждый второй толчок слабее первого. Похожее бывает и при бигеминии, но альтернирующий пульс отличается тем, что при нем все интервалы между ударами одинаковые: здесь нет нарушения ритма, это очень важное различие! В своей выраженной форме он встречается довольно редко, но это бесспорный признак тяжелого поражения сердца, и потому он важен в прогностическом отношении. Французы говорят: Coeur alternée - coeur condamnée (сердце альтернирующее – сердце обречённое). Кстати, альтернация не обязательно сочетается с периферическими отеками, так что, если её не заметить, то можно недооценить серьезность положения.
Слабые степени альтернации легче обнаружить не пальпацией пульса, а при измерении артериального давления. Для этого надо просто помедленнее снижать давление в манжете и, дойдя до первых систолических толчков, остановиться. Если пульс альтернирует, вы заметите, что каждый второй толчок не дает коротковского тона, хотя стрелка манометра при этом вздрагивает. И только когда давление в манжете снизится еще на 5 – 10 мм рт. ст., количество слышимых ударов сразу удвоится: теперь будут слышны как сильные, так и слабые удары. Специально искать альтернирующий пульс у каждого сердечного больного не стоит – это не столь частый феномен. Но если не забывать о его возможности при рутинном измерении артериального давления, то вы не пропустите факт неодновременного появления коротковских тонов и получите важную информацию.
АУСКУЛЬТПЦИЯ сердца дает всего лишь один, но исключительно важный признак слабости миокарда. Это патологический третий тон. Термин «патологический» применяют потому, что по неясным причинам третий тон иногда слышен у совершенно здоровых людей, особенно у молодых. Но физиологический третий тон слышен, во-первых, гораздо громче и отчетливее, чем патологический; во-вторых, и это главное, общее состояние лиц, у которых он встречается, настолько хорошее, что нет ни малейшего основания думать о болезни сердца (они легко бегают, занимаются спортом и т. п.). Что же касается патологического третьего тона, то это очень тихий, глухой, низкий звук. Прочтя такую характеристику, молодой врач может подумать, что обнаружить его может только виртуоз аускультации. Но это не так. Особо музыкального или тонкого слуха для этого не требуется. Нужны лишь внимание и соблюдение некоторых правил аускультации.
Обычно при аускультации сердца мы слышим двучленный ритм: та-та, та-та, та-та.… Но иногда создается впечатление, что ритм не совсем двучленный, как будто имеется еще какой-то элемент или намек на него: та-та-п, та-та-п, та-та-п.… Если произносить звук «п» мягко, негромко, не напрягая губы, а просто смыкая их, то получится неплохое подражание патологическому третьему тону. Звук этот очень низкий. Поэтому, чтобы услышать его, лучше использовать стетоскопическую головку комбинированного фонендоскопа (в виде воронки или колокольчика, без мембраны) и очень легко, без нажима прикладывать её к коже. Дело в том, что туго натянутая кожа, точно так же, как мембрана фонендоскопа воспринимает преимущественно высокие частоты и «режет» низкие: сравните звук одной и той же струны, когда она натянута туго или слабо. Кстати, этим обстоятельством можно воспользоваться в случае сомнения. Если вы не уверены, имеется ли третий тон на самом деле, или же это только кажется, плотно прижмите головку фонендоскопа к грудной стенке – ритм сразу станет бесспорно двучленным, без каких-либо намеков на что-то дополнительное. Затем снова ослабьте нажим – ритм опять станет подозрительно трехчленным.
Механизм образования этого тона рассмотрен ранее: он вызывается толчком дряблой стенки желудочка о грудную стенку под напором крови, поступающей в желудочек во время диастолы. Поэтому наилучшее положение для поисков третьего тона – лежа на спине. В этой позиции сердце отходит от передней грудной стенки, и создаются условия для шлепка стенки желудочка о грудную клетку в диастолу. Напротив, в вертикальном положении больного сердце плотнее прилежит к грудной стенке, так что амплитуда его движения во время диастолы уменьшена. Как правило, недостаточность сердца побуждает его сокращаться чаще, чтобы поддержать минутный объем кровообращения на приемлемом уровне. В условиях такой тахикардии наличие дополнительного, третьего тона создает трехчленный ритм, ритм галопа - драгоценный признак слабеющего миокарда.
Если есть подозрение на недостаточность сердца, то очень помогает также физикальное исследование легких. При самом частом варианте, а именно, при ослаблении преимущественно левого желудочка, застой крови возникает позади него, то есть в малом круге. Периферических отеков может ещё не быть, но легкие уже переполнены кровью. В результате плазма начинает просачиваться и в альвеолы, и в плевральную полость. Образуется гидроторакс. Стало быть, первое, что надо сделать, если мы подозреваем недостаточность сердца - это поискать притупление в задне-нижних отделах легких. Задача облегчается тем, что при сердечной декомпенсации жидкость скапливается почему-то преимущественно в правой плевральной полости. При перкуссии поэтому получается, что нижняя граница правого легкого оказывается выше, чем слева. Вначале эта разница невелика, и на неё часто не обращают внимания, а если и замечают, то объясняют её просто неодинаковым стоянием обоих куполов диафрагмы, либо печеночной тупостью. Проверить эти предположения помогает аускультация. Если постепенно смещать головку фонендоскопа от угла лопатки вниз, то громкость везикулярного дыхания обычно не изменяется. Но, как только мы доходим до истинной нижней границы легкого, шум этот сразу слабеет, а еще чуть ниже совсем пропадает. Если же в плевральной полости есть жидкость, то слой её внизу, естественно, толще, чем сверху. Там, где жидкости много, легкое поджато сильнее и хуже расправляется при вдохе; чем выше, тем тоньше слой жидкости, и потому экскурсии легочной ткани свободнее. В результате, при перемещении фонендоскопа вниз мы обнаруживаем при гидротораксе постепенное ослабление везикулярного дыхания. Это особенно заметно, если попеременно выслушивать легкие справа и слева от позвоночника на одном и том же уровне.
При застое крови в легких плазма просачивается не только в плевральную полость, но и в альвеолы. Поэтому при аускультации мы слышим в зоне притупления не только ослабленное везикулярное дыхание, но и крепитацию или мелкопузырчатые хрипы («застойные хрипы»). Важно подчеркнуть, что эти застойные хрипы не исчезают после нескольких глубоких вдохов, в отличие от того, что бывает при расправлении ранее гиповентилируемых участков. Итак, при недостаточности левого желудочка мы часто имеем характерную триаду: притупление перкуторного звука в основании правого легкого сзади, ослабление везикулярного дыхания там же и мелкопузырчатые хрипы.
Как видим, уже простейшее клиническое обследование (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация) дает достаточное количество надежных признаков, которые позволяют уверенно ответить на такой важный для врача вопрос, есть ли у больного сердечная недостаточность. Конечно, такой предварительный, чисто клинический диагноз непосредственно у постели больного отнюдь не исключает применение затем для уточнения и подтверждения дополнительных инструментальных и лабораторных методов (ЭКГ, рентген, ультразвук и т.д.). Но даже и такой, казалось бы, примитивный диагноз позволяет сразу и решительно предпринять начальные лечебные меры и, тем самым, облегчить состояние пациента, не дожидаясь результатов более сложных исследований...

Многие люди впервые задумываются о сердце только после инфаркта миокарда, хотя внимательное отношение к тревожным сердечным симптомам могло бы сохранить их здоровье.

По статистике, заболевания сердечно-сосудистой системы занимают первое место среди причин смерти взрослого населения России и всего мира. Наиболее подвержены болезням сердца мужчины старше 30-40 лет и женщины старше 60 (по наступлении климактерического периода). Особенное значение приобретает в последние годы внезапная смерть, которую связывают с коронарной патологией (нарушением кровоснабжения сердца).

Вместе с тем только редкие формы болезней сердечно-сосудистой системы протекают бессимптомно. В большинстве случаев организм задолго до катастрофы начинает подавать тревожные сигналы. Главное - вовремя их распознать и принять необходимые меры.

Терпеть боль в груди нельзя. При появлении неприятных ощущений в сердце
необходимо остановиться, по возможности присесть или прилечь. Людям,
страдающим ишемической болезнью сердца, необходимо всегда иметь
при себе препараты нитроглицерина быстрого действия
и принимать дозу лекарства при появлении боли.

1 признак: боль и неприятные ощущения в груди

Боль в груди - наиболее типичный признак сердечной патологии. При недостаточном кровоснабжении сердечная мышца испытывает ишемию (нехватку кислорода), что сопровождается выраженным болевым синдромом. Сердечная боль имеет следующие характеристики:

  • возникает или усиливается тогда, когда сердце испытывает наибольшую нагрузку: при физической активности (пробежка, ходьба, подъем по лестнице), волнении, повышении артериального давления ;
  • боль быстро уходит в покое, в положении сидя или стоя, прекращается в течение нескольких минут после приема нитратов (нитроглицерин, нитроспрей, изокет-спрей, нитроминт, нитрокор и прочие);
  • боль локализуется в области сердца, за грудиной, может распространяться (отдавать) в левую лопатку, левую челюсть, левую руку;
  • характер боли - интенсивная давящая, в более тяжелых случаях - острая, жгучая.

Описанная боль заставляет прервать деятельность, остановить физическую работу, присесть или прилечь. Нагрузка на сердце снижается, боль стихает.

Гораздо опаснее нетипичные проявления сердечного болевого синдрома, на которые люди часто не обращают внимания, надеясь перетерпеть:

  • неприятные ощущения в области сердца, особенно связанные с физической нагрузкой или волнением: чувство сдавления, сердце «как в капкане», покалывание за грудиной; такие ощущения нередко сопровождаются появлением страха смерти, необъяснимого волнения;
  • сердечная боль может имитировать зубную боль , боль в нижней челюсти, обострение остеохондроза, миозит грудных и подлопаточных мышц, изжогу при гастрите, приступ перитонита с появлением интенсивной боли в животе, тошнотой и рвотой.

2 признак: одышка при физической нагрузке

Одышка - это ощущение нехватки воздуха. При активной физической нагрузке одышка является физиологическим механизмом, позволяющим компенсировать избыточное потребление работающими мышцами кислорода.

Однако если одышка возникает при незначительной активности, это указывает на высокую вероятность сердечной патологии. Одышка при патологии сердца часто бывает эквивалентом сердечной боли.

Настораживать должна одышка, которая не позволяет без остановок подняться на 3-4-й этаж, возникает при спокойной ходьбе в привычном темпе.

Одышка, усиливающаяся в покое, особенно в положении лежа, часто указывает на присоединение легочной (дыхательной) недостаточности. Кроме того, одышка - спутник заболеваний легких и дыхательных путей (бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы , пневмоторакса).

3 признак: аритмия

Эпизоды внезапного учащения (тахикардия) или замедления (брадикардия) сердечных сокращений, чувство, когда сердце «выпрыгивает» из груди, тоже могут быть признаками болезни сердца.

Наиболее часто ишемия миокарда сопровождается мерцательной аритмией. Человек чувствует неприятные ощущения в груди, головокружение, слабость. При прощупывании - пульс слабого наполнения, удары сердца ощущаются как неритмичные, то учащаются, то замедляются без какой-либо системы. Если частота сердечных сокращений не выше 80-90 ударов в минуту, человек может самостоятельно не ощущать перебоев.

Если боль в груди или одышка не уменьшаются в покое, не проходят
в течение 3-5 минут после приема нитратов, существует высокий риск необратимого
ишемического поражения сердца - инфаркта миокарда. В такой ситуации нужно
вызвать скорую помощь и самостоятельно принять половину таблетки аспирина.
От того, как быстро будет оказана медицинская помощь, зависит
дальнейший прогноз для здоровья и жизни больного.

5 признак: отеки

Отеки или пастозность тканей могут указывать на проблемы с сердцем. При нарушении сократительной функции миокарда сердце не успевает прокачивать кровь, что сопровождается замедлением ее тока по сосудам. Из общего кровотока в окружающие ткани перемещается часть жидкости, вызывая увеличение объема мягких тканей.

Сердечные отеки могут наблюдаться на всем теле, но более выражены бывают в нижней части туловища, где скорость возврата крови к сердцу минимальная, чаще к вечеру. Следует обратить внимание на появление следов от носков или чулок, увеличение обхвата щиколоток, голеней, округление контуров ног, трудности при попытке сжать пальцы рук в кулаки, снять кольцо с пальца.

Эксперт: Ольга Карасева, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог
Наталья Долгополова, врач-терапевт

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Добрый день, Ирина Марсиловна! Вас Рамиль Фаткуллович беспокоит. Мне 43 года. О вашем кардиодиспансере слышал очень много хорошего: и врачи заботливые, и обследуют полностью. Скажите, пожалуйста, как попасть к вам на консультацию? Есть какие-нибудь сложности?

Чтобы попасть на консультацию к нам в поликлинику, нужно получить направление от участкового врача по месту жительства - с минимальным перечнем обследований (общий анализ крови и мочи, данные ЭКГ, флюорографии, для женщин – осмотр гинеколога. – Прим. ред.). В случае экстренной необходимости вас госпитализируют в стационар сразу. При плановой госпитализации - в порядке очереди.

Существующая очередность связана с тем, что диспансер единственное в республике специализированное учреждение кардиологического профиля и к нам приезжают пациенты из всех районов и городов, в том числе таких отдаленных, как Сибай , Баймак , Учалы и т.д. Многие проводят в дороге по 10-12 часов, и при госпитализации предпочтение, естественно, отдается пациентам из районов, потому что там не всегда есть врачи-кардиологи.

В Уфе же кардиологические койки есть в больницах № 13, 18, 21.

Это неправильная позиция! Лично мне непонятно, почему такое происходит. Единственное, о чем мы просили поликлиники Уфы – направлять пациентов во второй половине дня, чтобы в первой половине мы могли консультировать тех, кто приехал из городов и районов. Мы каждый день работаем до последнего пациента, потому что нельзя не принять кардиологического больного– может случиться все что угодно.

Здравствуйте, Ирина Марсиловна. Это Владимир. Мне 30 лет, из них почти 10 курю, иногда выпиваю с друзьями. Хотелось бы узнать: как это отражается на сердце? Может, есть допустимые дозы того же алкоголя, например? Хотя на здоровье пока вроде особо не жалуюсь.

Я категорически против каких либо рекомендаций в этих случаях. Известный кардиолог, профессор Евгений Чазов говорит, что употребление 40 граммов чистого этилового спирта в день не вредит, а, наоборот, способствует снижению атеросклеротических проявлений и обладает антиоксидантным действием. Но в России , где, по последним данным, на каждого жителя в год приходится 18 литров (!) алкоголя (при критической отметке в 8 литров), говорить об этом совершенно бессмысленно. Могу сказать, что злоупотребление спиртным приводит к тому, что сердце становится дряблым, как тряпка,– оно уже не в состоянии работать в качестве «насоса» и перекачивать кровь, что, в конце концов, приводит к развитию сердечной недостаточности. Конечно, понятно, что бывают праздники, разные поводы, но в этом случае нужно отдавать предпочтение чистым напиткам – не суррогатам, а количество и частота приема будут зависеть исключительно от состояния вашего здоровья.

Что касается курения, то в России курят 65% мужчин и 30% женщин. Есть мнение, что если хотя бы 30%людей бросят курить, то смертность от болезней системы кровообращения (БСК) снизится на 15-20%. Никотин сам по себе токсичен, потому что содержит в своем составе тысячи смол, кроме того, он действует на внутреннюю стенку сосуда – способствует отложению холестерина и нарушает ее целостность и защитные свойства.

Когда сосудистые хирурги делают операцию на сердце и вскрывают сосуды курильщика, то они полностью изъязвленные, с атеросклеротическими бляшками, включениями кальция – практически как «железные». Неудивительно, что все это приводит к целому каскаду заболеваний: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда.

- А как влияют занятия спортом?

Люди, ведущие малоподвижный образ жизни - от дома до работы исключительно на машине, потом ужин, диван, газета и сон, подвергаются очень большому риску. На сегодняшний день считается, что ходьба по 50минут 3-4 раза в неделю – это уже фактор тренировки. Посмотрите, за последние 2-3 года спортивные клубы появились в Уфе буквально на каждом шагу, и можно подобрать себе фитнес-клуб, доступный по стоимости. Но мы продолжаем упорно искать себе оправдание, почему не занимаемся спортом. В крайнем случае, можно же просто несколько раз в неделю ходить с работы домой пешком. Почему мы себе этого не позволяем? Хотя позволяем пить в 10-11 вечера чай с хлебом, маслом, медом и конфетами?

Алло, «Прямая линия»? Мой сын Рустам работает на стройке и каждый вечер после работы покупает домой пиво. Сейчас так много пишут о пивном алкоголизме, но отучить его от этой вредной привычки никак не могу…

В рекламе пиво нам преподносят как экологически чистый продукт, но оно далеко не такое безвредное. Во-первых, наши мужчины пьют его лит рами, а в больших количествах оно сразу же повышает объем циркулирующей крови – это увеличивает нагрузку на сердце, которое вынуждено «перекачивать» еще больше крови. Во-вторых, можно сколько угодно утверждать, что пиво некалорийное, но посмотрите: те, кто употребляет его регулярно, значительно прибавляют в весе, у них появляются так называемые «пивные» животики. Прибавьте к этому еще чипсы, орешки, сухарики ит. д. Все это увеличивает вес и ведет к развитию метаболического синдрома (нарушение жирового и липидного обменов. - Прим.ред.). Поэтому злоупотреблять пивом никому не советую.

Здравствуйте! Вас Виктор беспокоит. Мне 47 лет. В ноябре 2008-го перенес первый инфаркт миокарда, в марте этого года – второй. Лечился у себя в Туймазах. Хотел бы уточнить, как часто мне нужно обследоваться?

Скажите, пожалуйста, а вы уже прошли коронарографию?

- Нет. Мой доктор сказала, что в этом нет необходимости…

Это неправильно. С учетом вашего молодого возраста врачи уже давно должны были направить вас к нам для проведения коронарографии. Это процедура, при которой в сосуд вводится контрастное вещество, содержащее йод, и доктора на экране видят состояние ваших коронарных сосудов. Если у вас действительно были эти два инфаркта, то берите направление от участкового врача к нам в кардиодиспансер, и мы вас запишем в лист ожидания.

Болезни сердца – самая частая причина смертности в России В общей структуре заболеваемости болезни сердца составляют 18%, а в структуре смертности уверенно лидируют, занимая первое место. Сегодня в России в 56,9% случаев люди умирают именно от сердечно-сосудистых заболеваний (далее ССЗ. – Прим.ред.). Для примера: в Европе эти цифры составляют 3742%, в Америке и того меньше. США , кстати, вообще можно поставить в пример. Еще20-30 лет назад смертность от ССЗ в США и нашей стране была практически одинаковая, но Америка за эти 20 лет сумела снизить ее почти вдвое, а в России она выросла в два раза. И уровень нашей медицины тут совершенно ни при чем, потому что российские, европейские и американские стандарты в лечении заболеваний сегодня практически одни и те же.

Оказалось, снизить показатель смертности американцам удалось за счет изменения образа жизни – здесь стали проповедовать ЗОЖ, многие бросили пить, курить, занялись физкультурой. Особое внимание кардиологи обращают на борьбу с алкоголизмом: доказано, что спиртное сокращает среднюю продолжительность жизни у мужчин на 9 лет, а у женщин на 3,5 года. Раньше считалось, что сердечно-сосудистые заболевания – прерогатива исключительно людей пожилого возраста. Сегодняшние исследования доказывают совершенно обратное. Так,10% детей уже страдают той или иной формой ССЗ, у8% отмечается повышение давления, у 10-12% вегетативные нарушения нервной системы, которые могут плавно перейти в болезни сердца и сосудов.

В груди нашей собеседницы – хрупкой девушки – бьется сердце другого человека. Алла ГРИДНЕВА считает, что у нее два дня рождения. Первый – обыкновенный. Второй – тот день, когда ей сделали операцию по пересадке сердца. Но его Алла не отмечает. В этот день она молится за того, чье сердце ей пересадили.


Дело было в Краснодаре. Началось все с обычного ОРЗ. Я заболела сразу после своего двадцатидвухлетия. Подлечилась вроде бы, и через некоторое время меня сделали телеведущей. Тут у меня, судя по всему, ОРЗ перешло в грипп, но работу бросить я никак не могла и выходила в эфир с температурой. Еще тогда я начала задыхаться и подумала, что, наверное, у меня что-то не в порядке с легкими. Потом стала сильно набирать вес, отекать. Все это происходило в течение считанных дней. Однажды на улице у меня случился резкий приступ удушья, потом страшно начал болеть желудок. Я понимала, что заболеваю, но не понимала чем. Только тогда пошла в поликлинику. Еле дошла. Врач не поняла, что со мной, и на «скорой» отправила меня в больницу скорой медицинской помощи.
Мне поставили предварительный диагноз «язва желудка». Но чтобы завести на меня карту больного, отправили на ЭКГ, а потом на рентген. Не успели мои снимки проявиться, как прибегает сестра с ЭКГ с круглыми глазами и говорит, что кардиограмму нужно переделать, врачи немножко не поняли результаты. Мне сказали, что ЭКГ у меня, как у восьмидесятилетней старушки. Я даже не поняла, про кого она говорит. Рентген показал, что сердце расширено. Меня отправили в реанимацию. Диагноз поставили «миокардит». (Потом, уже в НИИ трансплантологии, врачи сказали, что, если бы меня привезли сюда сразу, возможно, им удалось бы спасти мое сердце.)
Только через пять месяцев каким-то чудом я попала к лучшему специалисту в области УЗИ Краснодарского края. После УЗИ она зашла ко мне в палату: «Аллочка, я хочу с тобой поговорить». Тогда я впервые услышала слово «трансплантация». Я не поняла даже, что мне говорят, что это вообще такое. Для меня всегда самым страшным сердечным заболеванием был инфаркт.
Случайно она знала телефон врача из Московского НИИ трансплантологии. Чудом меня приняли. За час сделали все анализы, пришел мой лечащий врач и сказал, что необходима пересадка сердца. У меня дилатационная кардиомиопатия (ДКМП). Это одно из самых страшных заболеваний. К сожалению, оно мало изучено. Чаще всего им болеют мужчины.
При этой болезни организм медленно умирает. Не сразу, а в муках. Сердце отказывается работать, сердечная мышца трепыхается, как тряпочка. Из-за недостатка кислорода начинают отказывать все органы: в первую очередь яичники, потом легкие, желудок, почки – все.
Сердце не гоняет кровь, поэтому очень низкое давление. Меня мучили приступы удушья до того страшного, что я не знала, куда деть себя. В легких застаивалась вода, и развилась сильнейшая пневмония, я не знаю, как я выжила. Постоянные приступы рвоты. Мне бесконечно хотелось пить. А пить нельзя, чтобы не увеличивать нагрузку на сердце. Мне можно было пить максимум литр воды в день. При том что кусок хлеба – это уже 10 миллиграммов воды. В туалет я сама не ходила, мне приходилось в огромных дозах пить мочегонное. Поначалу я могла ходить, гуляла в парке. Но состояние постоянно ухудшалось, и под конец меня мама возила на инвалидной коляске. Когда началась атрофия мышц, ко мне каждый день ходила массажистка тетя Надя, чтобы хоть как-то поддерживать мое тело. Хорошо, что маме разрешили быть со мной. Я же сидеть в кровати не могла, была не в состоянии ложку ко рту поднести. Когда меня забирали на операцию, я весила 38 килограммов.
То, что со мной творилось в смысле духовном, словами передать сложно. Я была неверующим человеком и панически боялась смерти. Мне сказали, что единственный мой шанс выжить – это трансплантация, но ее в России сделать практически нереально. И меня предупредили сразу, что, скорее всего, я не дождусь. Обстановка с донорскими органами всегда была трудной, а тут еще этот скандал в 20-й больнице, и органы перестали поступать совсем. Муки такие терпеть было невозможно, и я даже подумывала о самоубийстве, у окна все стояла. Но ведь с четвертого этажа не разобьешься, да и стекла толстые.
На моих глазах умерли очень многие. Когда я пишу записки об упокоении, мне не хватает и трех листков. Причем с этим заболеванием я видела только молодежь в возрасте от 20 до 27 лет. Маша вот до сих пор перед глазами стоит. Ей было шестнадцать, когда она умерла. Я понимаю, что сама выжила только чудом. Два с половиной года я ждала пересадки.
Все это время меня поддерживали на лекарствах. Каждые две недели вводили в вены катетеры – длинные металлические трубки, чтобы через них ставить капельницы. Причем делали это на живую, без обезболивания, чтобы лишний раз меня не колоть. Последние полтора года я была на дозаторе. Мне постоянно микродозами капали очень ядовитый препарат допмин. Только он заставлял сердечную мышцу работать, действуя как допинг. Без него я уже ничего не могла.
Каждый катетер, каждая капельница, каждый укол – вся эта боль – приближали меня к Богу. Как тут не прийти к вере, когда на себе непосредственно ощущаешь действие и причастия, и исповеди. Не можешь съесть ничего, потому что организм ничего не принимает, тебя постоянно рвет. А причастишься, и можешь хотя бы день или поспать, или что-то съесть.