Анатомия голосовых связок. Ложные голосовые связки

Здравствуйте, друзья, Я вдруг с досадой для себя обнаружил, что на моём блоге нет статьи, посвященной исключительно голосовым связкам, их строению и принципу функционирования. Сейчас Я это дело исправлю, конечно многие из Вас уже с этим вопросом ознакомлены, но многие начинающие певцы судя по личному опыту не до конца, а многие и совершенно не представляют, как выглядят голосовые связки!

И так, предлагаю для начала посмотреть видео нарезку из нескольких исследований, на которых можно замечательно рассмотреть работу голосовых связок в действии!

По-моему, данная сьёмка производится с помощью эндоскопа, и если Я не ошибаюсь это трубочка с камерой, которая проникает в гортань через носовую полость и как-бы сверху смотрит на связки и гортань в целом, дальше всё ясно…
Голосовые связки состоят из голосовой связки (сухожилия) и голосовой мышцы, с одной стороны они прикреплены к черпаловидным хрящам, а с другой стороны к внутренней стороне щитовидного хряща (передняя стенка гортани).
Логичнее называть голосовые связки – складками, хотя бы из-за их внешнего вида (двух параллельно выпирающих с противоположных сторон гортани складок). Строение голосовых складок уникально, потому что сухожилия не просто крепят голосовую мышцу к хрящам, но и пронзают её насквозь, до середины их длинны, что заметьте, даёт возможность смыкать голосовые связки, как всей её длинной, так и отдельно, какой либо частью (передней частью, задней, средней). Именно из-за этой особенности строения связки и называют связками, чаще, чем складками!
Сверху голосовые связки покрыты слизистой оболочкой, что делает их более упругими и эластичными, а так же позволяет способствовать более чёткому и лёгкому резонированию. От чего голос становится звонким, вот например, в статье « » курении Я писал об изменении слизистой гортани у курильщиков, поэтому и голоса у них часто охриплые!
Так же, есть вторая пара голосовых связок, они расположенные над истинными связками имеют иную форму и строение, они не натянуты на всю длину гортани, очень вяло и медленно смыкаются, вдобавок и не до конца, поэтому, использованы в пении, не могут! Ложные складки, так же называют «складками преддверия» или «вестибулярными складками». Ложные связки так же смыкаются во время работы истинных связок, но никакой пользы для голоса они не несут. Голосовые связки издают шум при откашливании, похожий на рык, многие рок и джаз вокалисты используют этот приём в пении и называется он «гроулинг». Конечно в джазе – этот приём не такой брутальный, как в роке, но пришёл он из джаза. Кстати, Я считаю гроулинг намного полезнее стилем пения, нежели пение на зажатых истинных связках. Конечно и гроулингом можно себе навредить, но скорее сотрутся истинные связки от постоянного пересмыка, нежели ложные от гроула! Итак же ложные связки работают в гортанном пении, истинные связки, там практически бездействуют!

Орган голосообразования - один из важнейших элементов строения человеческого тела, функция которого защитить легкие и бронхи от попадания в них инородных веществ, воды и пищи. Являясь главной частью средней глотки, голосовые связки расположены по обе стороны гортани.

В работе эластичных образований принимают участие большое количество мышц. Попадающий на них воздух вызывает вибрации и колебания, благодаря чему человек может издавать различные звуки и формировать слова. Во время простуды пространство между связками значительно уменьшается. В горле появляются неприятные ощущения, что затрудняет речь, приводит к охриплости или полной потере голоса.

При разговоре они приближаются к гортани, напрягаясь и вибрируя до тех пор, пока весь воздух не выйдет наружу. От степени их натяжения и зависит высота образующихся звуков. Но для того, чтобы увидеть полную картину работы этого органа и разобраться в его правильном функционировании, необходимо иметь представление о сложной структуре, частью которой являются голосовые связки.

Строение гортани

Верхняя часть дыхательного горла располагается на отрезке между трахеей и глоткой. Последняя представляет собой удлиненный канал, который соединяет ротовую полость и носовые пазухи с гортанью и пищеводом. В зависимости от возраста человека ее размер может меняться. Состоящий из надгортанника, щитовидного и перстневидного хрящей, голосовых связок и трахеи внутри орган покрыт оболочкой, которая выполняет защитные, питательные и другие функции. Наружную же часть хрящевого скелета гортани покрывают мышцы и клетчатка, отделяющие ее от близлежащих образований.

Внутренняя поверхность органа состоит из волокнистых и волокнисто-мышечных складок. И если первые недостаточно развиты и не участвуют в формировании звуков, то последние являются непосредственными участниками этого процесса.

Патологии связок

  • Гранулема. Воспаление, возникающее вследствие травмы гортани, а также при ее раздражении. Голос приобретает охриплость, в органе появляется чувство наличия чужеродного тела, от которого хочется избавиться. При этом боль отдает в ушную раковину. Образованные заболеванием гнойники имеют бледно-розовый цвет и могут расти. В этих случаях проводят консервативное лечение, а при его неэффективности делают операцию. Однако если не раздражать гранулему, она может рассосаться самостоятельно.
  • Перегрузка связок может привести к образованию доброкачественных наростов. При этом образуются уплотнения, которые со временем растут. Выраженным симптомом здесь является охриплость голоса. Такое хроническое заболевание требует постоянного наблюдения у врача. Чтобы уменьшить отечность складок гортани, назначают лечение с применением стероидных препаратов. Удаляют новообразования с помощью лазера или криохирургическим методом.

Причина боли в голосовых связках

Есть также множество других серьезных патологий, которые проявляются крайне редко. К ним относятся:

  • различные травмы;
  • ядовитые вещества, попавшие в гортань во время вдоха;
  • туберкулез, что крайне опасно.

Диагностика заболеваний гортани

Для того чтобы установить причину воспаления необходимо обратиться к специалисту и пройти тщательное обследование, в комплекс которого входят следующие медицинские мероприятия:

  • осмотр горла;
  • пальпация шеи;
  • рентген;
  • биопсия.

Наиболее часто заболеваниями голосовых связок страдают люди, профессия которых непосредственно связана с речевым аппаратом. К ним относятся певцы, актеры театра, артисты цирка, учителя и другие. Чтобы не подвергать себя риску, необходимо постоянно следить за проявлениями организма и бережно относиться к струнам своего голоса.


Голосовые связки находятся во второй трети части гортани. Они служат для образования голоса и помогают защищать область трахеи от попадания в нее жидкости или еды. От их состояния напрямую зависит тембр голоса человека, как в принципе и само его наличие.

Строение

Рассмотрим подробнее - из чего состоит этот орган. Голосовые связки правильно называть складками. В гортани их имеется две пары.

  • Истинные. Это расположенные симметрично складки слизистого слоя гортани. Они содержат особую мышечную ткань. Строение мышц, расположенных в различных направлениях. Поэтому истинные складки могут двигаться как общим полотном, так и любой его частью (верхней, нижней или краями). Благодаря этому получается такое количество звуков. Полностью смыкаясь, истинные связки не дают посторонним предметам попасть глубже в трахею человека.
  • Ложные. Расположены перед истинными. Имеют слабовыраженный пучок мышц. Тоже участвуют в звукообразовании. Однако работают лениво и полностью не смыкаются. Заметная функция проявляется только при гортанном пении.

Тембр голоса

При рождении и в раннем детстве тембр голоса у детей очень схожий. В юношестве у мальчишек голос грубеет и становится ниже. Гортань подвержена влиянию половых гормонов и под их действием меняет свое строение. У мужчин в период их интенсивной выработки она удлиняется и становится шире. Появляется кадык. Ткань связок толстеет и черствеет. Вследствие этого голос становится ниже и грубее.

Женские гормоны на гортань не действуют. Поэтому женский голос такой же звонкий, как детский.


В преклонном возрасте голосовые складки, как и все другие мышцы, работают хуже. Пространство между голосовыми связками перестает закрываться полностью. Голос становится дребезжащим и скрипучим.

Хриплый голос курильщиков вызван постоянным воздействием никотина. Табачный дым раздражает слизистую гортани. Сужаются кровеносные сосуды и связки получают меньше питания. Их строение истончается. Получается эффект старения голоса. Такую же роль играет алкоголь и пыльный воздух.

Влияние холода

Очень сильно связки подвержены влиянию холода. При вдыхании холодного воздуха или употреблении ледяных напитков можно получить воспаление части горла. Оно впоследствии распространяется в гортани и затрагивает голосовые связки. Может наблюдаться першение горла и осиплость. Промочив ноги или просто замерзнув можно также иметь проблемы с голосом.

Важно: во время лечения гортани важно держать в тепле не только горло, но и ноги.

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме.
  • На выдохе ребра плавно сужаются и .
  • Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки.
  • Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде.
  • А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием — в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке...
  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции.
  • Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и… поем!

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


Интерактивное приложение

Вокальный аппарат снизу вверх: диафрагма - лёгкие - трахея (бронхи) - гортань - голосовые складки (связки) - мягкое нёбо (глотка) - ротовая полость. Следует отметить, что когда мы говорим о голосе как музыкальном инструменте, корпусом которого является сам человек, то к вокальному аппарату можно смело причислить едва ли не всё тело – от лобных пазух и других пустот в черепе до нижних мышц живота, участвующих в правильном певческом дыхании, и даже ещё ниже. Как говорят опытные певцы, «петь нужно так, чтобы чувствовать себя всего - от макушки до пяточек, упирающихся в пол».

Диафрагма - (лат. diaphragma) - непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер. Образована системой поперечнополосатых мышц, которые, по-видимому, являются производными системы прямой мышцы живота.

Диафрагма сокращается и расслабляется, и так же, как другие мышцы нашего организма, поддаётся тренировке. Её часто называют «вокальной опорой», отсюда распространённое выражение многих преподавателей и вокалистов: «петь на опоре». Буквально это означает: петь, опираясь на диафрагму.

Диафрагма отвечает за ровность, устойчивость звука, пение без дрожи (не путать с вибрато); силу звука (динамику); частично яркость тембра.

Над диафрагмой находятся лёгкие , в области грудной клетки над лёгкими расположена трахея - разветвленный воздуховод, соединяющий лёгкие между собой и с гортанью.

Гортань (лат. larynx) - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Гортань содержит голосовой аппарат, который представлен голосовыми связками - складками слизистой оболочки гортани, выступающими в её полость, содержащими голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые связки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им, располагаются складки преддверия.

Так как же говорить правильно: складки или связки?
В профессиональной лексике и в старых пособиях логопеды, фониатры, вокальные педагоги часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки». Таким образом оба названия - верные.

Голосовые связки (лат. plica vocalis) - орган, ответственный за образование звуковой волны за счёт колебания голосовых мышц. Звуковая волна, проходя через пространство мягкого нёба (границы: от голосовых связок до маленького язычка) и ротовой полости (артикуляционный аппарат), преобразуется в полноценный звукоряд, который доступен обычному слуху.

Ротовая полость (артикуляционный аппарат) включает губы, зубы и язык - все эти органы важны при образовании звуков. С ними связаны такие понятия, как артикуляция и дикция.

Процесс образования голоса выглядит таким образом: при вдохе диафрагма натягивается, проседая вниз при помощи расслабления стенки живота и рёберных мышц, образовавшийся в лёгких вакуум заполняется воздухом. Во время выдоха рёберные мышцы и мышцы пресса подталкивают диафрагму вверх, что в свою очередь приводит к сжатию и последующему высвобождению воздуха из лёгких. Воздух под давлением проходит сквозь трахею к гортани, через голосовые связки, где с помощью колебаний связочных мышц, которые сдерживают поток воздуха, преобразуется в звуковую волну. Звуковая волна проходит через мягкое нёбо (глотку) и попадает в ротовую полость, где происходит оформление звуковой волны в отдельные звуки и звуковые сочетания.

У некоторых вокалистов звуковая волна выходит не совсем верно, попадая в носоглотку и приобретая характерный гнусавый призвук, очень заметный при исполнении. Это происходит из-за того, что образовавшемуся звуку не даётся достаточно места для выхода через ротовую полость, и он заполняет единственное свободное пространство. Чтобы избежать этого, нужно следить за позицией мягкого нёба (глотки), оно должно быть хорошо открыто (как на зевке).

Головные резонаторы

Что такое резонаторы

Голос представляет собой звуковые колебания (механические колебания молекул воздуха), то есть распространяется в воздушной среде. Все органы, которые пройдет воздух на пути от лёгких до внешнего пространства - это полости, заполненные воздухом. Эти полости и представляют собой систему резонаторов, которая создает уникальный инструмент - голос человека. Полости - пустые места - очень похожи на полый корпус других музыкальных инструментов: гитары, скрипки, пианино, флейты, колокола, барабана, трубы… На всём своём пути звуковая волна резонирует внутри нашего организма, что обеспечивает певческую яркость, резкость звука.

Полости, находящиеся выше голосовых складок, называются верхними или головными резонаторами . Вместе с носовой полостью к ним относят четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решётчатые. Иногда сюда относят и ротоглоточную полость, состоящую из глотки и ротовой полости.

Как выглядят наши голосовые складки во время пения

Гортань

Автор статьи о гортани - Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН. (Оригинал статьи)

Гортань - орган дыхательной системы, выполняющий функции проведения воздуха и голосообразования.

Гортань - это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками. Достаточно сложное устройство стенок гортани позволяет ей порождать звуки разной высоты и громкости.

Гортань располагается в передней области шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. С помощью связок гортань подвешена к подъязычной кости, вследствие чего опускается и поднимается вместе с ней при глотании. Снаружи положение гортани заметно по выступу, сильно развитому у мужчин и образованному щитовидным хрящом. В просторечии этот выступ называют «кадык», или «адамово яблоко». Позади гортани находится глотка, с которой гортань сообщается, сбоку проходят крупные сосуды и нервы. Пульсацию сонных артерий легко прощупать на шее по сторонам от гортани. Внизу гортань переходит в трахею. Впереди трахеи, доходя до гортани, располагается щитовидная железа.

Твёрдый остов гортани состоит из трёх непарных хрящей - щитовидного, перстневидного и надгортанника - и трёх парных, важнейшими из которых являются черпаловидные. Хрящи гортани соединяются между собой суставами и связками и могут менять свое положение благодаря сокращению прикрепляющихся к ним мышц.

Основание гортани образует перстневидный хрящ, напоминающий горизонтально лежащий перстень: его узкая «дужка» обращена вперёд, а широкая «печатка» - назад. Нижний край этого хряща соединяется с трахеей. Сверху к перстневидному хрящу присоединяются щитовидный и черпаловидные хрящи. Щитовидный хрящ - самый крупный, входит в состав передней и боковой стенок гортани. В нём различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой под прямым углом у мужчин, образуя «кадык», и тупым углом (около 120°) у женщин.

Черпаловидные хрящи имеют форму пирамиды, их треугольное основание подвижно соединено с пластинкой перстневидного хряща. От основания каждого черпаловидного хряща вперед отходит голосовой отросток, в сторону - мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ вокруг его вертикальной оси. При этом изменяется положение голосового отростка, с которым соединена голосовая связка.

Сверху гортань покрыта надгортанником, его можно сравнить с «подъёмной дверью» над входом в гортань (см. рис. 1). Нижний заострённый конец надгортанника прикреплён к щитовидному хрящу. Широкая верхняя часть надгортанника при каждом глотательном движении опускается и закрывает вход в гортань, тем самым препятствуя попаданию пищи и воды из глотки в дыхательные пути.

Все хрящи гортани относятся к гиалиновым и могут подвергаться окостенению, кроме надгортанника и голосового отростка черпаловидного хряща, образованных эластической хрящевой тканью. В результате окостенения, наступающего иногда в возрасте до 40 лет, голос теряет гибкость и приобретает хриплый, скрипучий оттенок.

Для образования звука важнейшее значение имеют голосовые связки, которые натянуты от голосовых отростков черпаловидных хрящей к внутренней поверхности угла щитовидного хряща (рис. 2). Между правой и левой голосовыми связками находится голосовая щель, через которую проходит воздух при дыхании. Под влиянием мышц хрящи гортани меняют своё положение. Мышцы гортани по функции делятся на три группы: расширяющие голосовую щель, суживающие голосовую щель, изменяющие напряжение голосовых связок.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, которая чрезвычайно чувствительна: малейшее прикосновение постороннего тела к ней рефлекторно вызывает кашель. Покрывает слизистую оболочку гортани, исключая лишь поверхность голосовых связок, реснитчатый эпителий с большим количеством желёзок.

Под слизистой оболочкой гортани лежит фиброзно-эластическая мембрана. Полость гортани по форме напоминает песочные часы: средний отдел сильно сужен и ограничен сверху складками преддверия («ложные голосовые»), а снизу - голосовыми складками (рис. 3). На боковых стенках гортани между складкой преддверия и голосовой складкой заметны довольно глубокие карманы - желудочки гортани. Это остатки объёмистых «голосовых мешков», которые хорошо развиты у человекообразных обезьян и, по-видимому, служат резонаторами. Под слизистой оболочкой голосовой складки располагаются голосовая связка и голосовая мышца, под слизистой оболочкой складки преддверия - неподвижный край фиброзно-эластической мембраны.

Функции гортани

Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную (голосообразующую) и речевую.

  • Дыхательная . При вдохе воздух из полости носа попадает в глотку, из неё - в гортань, далее - в трахею, бронхи и лёгкие. При выдохе воздух из легких проходит весь путь по дыхательным путям в обратном направлении.
  • Защитная . Движения ресничек, покрывающих слизистую оболочку гортани, непрерывно очищают её, удаляя мельчайшие частицы пыли, попадающие в дыхательные пути. Пыль, окруженная слизью, выделяется в виде мокроты. Рефлекторный кашель является важным защитным приспособлением гортани.
  • Фонаторная . Возникновение звука связано с колебанием голосовых связок при выдохе. Звук может меняться в зависимости от натяжения связок и ширины голосовой щели. Человек сознательно регулирует этот процесс.
  • Речевая . Следует подчеркнуть, что в гортани происходит только образование звука, членораздельная речь возникает при работе органов полости рта: языка, губ, зубов, мимических и жевательных мышц.

Первое - голос, второе - мелодия

Способность человека издавать разные по силе, высоте и тембру звуки связана с движением голосовых связок под действием струи выдыхаемого воздуха. Сила издаваемого звука зависит от ширины голосовой щели: чем она шире, тем громче звук. Ширину голосовой щели регулируют не менее пяти мышц гортани. Безусловно, играет роль и сила самого выдоха, обусловленная работой соответствующих мышц груди и живота. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок в 1 секунду. Чем колебания чаще, тем выше звук, и наоборот. Как известно, чаще колеблются сильно натянутые связки (вспомните гитарную струну). Обеспечивают необходимое натяжение голосовых связок мышцы гортани, в частности голосовая мышца. Её волокна вплетены в голосовую связку на всем её протяжении и могут сокращаться как целиком, так и отдельными частями. Сокращение голосовых мышц вызывает расслабление голосовых связок, в результате чего высота издаваемого ими звука снижается.

Обладая способностью вибрировать не только целиком, но и отдельными частями, голосовые связки продуцируют добавочные звуки к основному тону, так называемые обертоны. Именно комбинацией обертонов характеризуется тембр человеческого голоса, индивидуальные особенности которого зависят также от состояния глотки, полости рта и носа, движений губ, языка, нижней челюсти. Дыхательные пути, расположенные выше голосовой щели, выполняют функцию резонаторов. Поэтому при изменении их состояния (например, при отеке слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух при насморке) меняется и тембр голоса.

Несмотря на сходство в строении гортани человека и человекообразных обезьян, последние не в состоянии говорить. Лишь гиббоны способны воспроизводить звуки, отдаленно напоминающие музыкальные. Только человек может сознательно регулировать силу выдыхаемого воздуха, ширину голосовой щели и натяжение голосовых связок, что необходимо для пения и речи. Медицинская наука, изучающая голос, называется фониатрией.

Еще во времена Гиппократа было известно, что голос человека продуцируется гортанью, но лишь 20 веков спустя Везалий (XVI в.) высказал мнение, что звук производят голосовые связки. Даже в настоящее время имеются различные теории голосообразования, основывающиеся на отдельных аспектах регуляции колебаний голосовых связок. Как крайние формы можно привести две теории.

Согласно первой (аэродинамической) теории, голосообразование - результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи во время выдоха. Решающая роль при этом принадлежит мышцам, участвующим в фазе выдоха, и мышцам гортани, которые сближают голосовые связки и оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Настройка работы мышц происходит рефлекторно при раздражении воздухом слизистой оболочки гортани.

По другой теории движения голосовых складок происходят не пассивно под действием воздушной струи, а представляют собой активные движения голосовых мышц, осуществляющиеся по команде из головного мозга, которая передается по соответствующим нервам. Высота звука, связанная с частотой колебаний голосовых связок, зависит, таким образом, от способности нервов проводить двигательные импульсы.

Отдельные теории не могут полностью объяснить столь сложный процесс, как голосообразование. У человека, обладающего речью, функция голосообразования связана с деятельностью коры полушарий мозга, а также более низких уровней регуляции и представляет собой очень сложный, сознательно координируемый двигательный акт.

Гортань в нюансах

Состояние гортани специалист может исследовать с помощью особого прибора - ларингоскопа, основной элемент которого - маленькое зеркальце. За идею этого прибора известный певец и вокальный педагог М. Гарсия в 1854 г. удостоился звания почётного доктора медицины.

Гортань имеет значительные возрастные и половые особенности. С рождения до 10 лет жизни гортань мальчиков и девочек фактически не имеет различий. Перед наступлением половой зрелости рост гортани у мальчиков резко усиливается, что связано с развитием половых желёз и выработкой мужских половых гормонов. В это время изменяется («ломается») и голос мальчиков. Мутация голоса у мальчиков длится около года и завершается в 14-15 лет. У девочек мутация совершается быстро и почти незаметно в возрасте 13-14 лет.

Гортань мужчины в среднем на 1/3 больше женской, голосовые связки значительно толще и длиннее (приблизительно на 10 мм). Поэтому и мужской голос, как правило, сильнее и ниже женского. Известно, что в XVII-XVIII вв. в Италии кастрировали мальчиков 7-8 лет, которые должны были петь в папском хоре. Их гортань в период полового созревания не претерпевала особых изменений и сохраняла детские размеры. Этим добивались высокого тона голоса, соединённого с мужской силой исполнения и нейтральным тембром (между детским и мужским).

В образовании голоса принимают участие многие органы и системы организма, а это требует их нормального функционирования. Поэтому голос, речь являются выражением не только нормальной деятельности отдельных органов и систем, включая и психику человека, но также их нарушений и патологических состояний. По изменению голоса можно судить о состоянии человека и даже развитии определённых заболеваний. Необходимо особо подчеркнуть, что любые изменения гормонального фона в организме (у женщины - применение гормональных препаратов, менструация, менопауза) могут приводить к изменениям голоса.

Звуковая энергия голоса очень мала. Если человек непрерывно будет говорить, то лишь за 100 лет произведет количество тепловой энергии, необходимое для того, чтобы сварить чашку кофе. Однако голос (как необходимая составная часть человеческой речи) является мощнейшим орудием, изменяющим окружающий мир!

НАШИ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ