Лекции_по_гигиене. Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности

Гигиена

Гигиена Основная профилактическая дисциплина. Методы и задачи г. История развития. Современные роблемы.

Цели задачи, место современной системе занний. Со=храение зддоровья. Защита и укрепление здоровя человека. ОСновной профилактической медиыцино явл гигиена. Термин происходит от греч здоровье. Гигиена - искусство сохра7нять здоровье. Гигиена - Наука о здоровье разрабатывающая на основе взаимодействия организма с окруж средой нормтаивы и мероприятия по предупреждению заболевания и других нарушенй здоровья и созданию оптимальных условий для жизнедеятельности и самочувствия человека. Задачи:

1. Изучение факторов окружающей среды с точки зрения их воздействия на здоровье.

2. Изучение изменений здоровь индивидуумов и групп людей возникающих под действием факторов окружающей среды.

3. Изучение взаимодействи в системе оруж среды и здоровья человека.

4. Для прогнозировая изменение здоровья человека, САНИТАРНОЙ ситуации всвязи с изменением природной или антропогенной ситуации.

5. Научное обоснование мероприятий, нормативов, управленческих решений для устранения неблагоприятных факторов и создание оптимально положительных условий.

Гигиена дифференцировалась. Гигиеническая пропедевтика, гигиена окружающей среды, гигиена труда, гигиена етей и подростков, АВИАЦИОННАЯ, морская, профилактическая токсикология. САНИТАРНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

Современная гигиена ключает ряд дисциплин, объединенных общей целью, задачей, методами.

Санитария - это использование гигиенических знаний на практике.

Необходимый уровень обеспечивается государственными контрольными органами.

Каждый человек имеет право на здоровую окруж среду и возмещение ущерба за отсутствие. Закон о санитарно-эпидемиологичееском благополучие. Под санитарно-эпид благополуч подразумевается такое сост здоровья и среды обитания людей при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Объекты и методы гигиенических исследований.

3 основных объекта здоровье, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА и взаимодействие ежду человееком и окружающей средой.

Здоровье - динамический показатель.

Здоровье

1. Общебиологический уровень. Методический уровень. Характерен дл всего живого вида.

2.Популяционный уровень.

3. Индивидуальный уровень. Теоретический и практический подуровни.

Здоровье 1 - это интервал состояния в пределах которого количесвенные колеб\ания психофизиологичесих процессов способно удерживать живую истему на уровне функционльного оптимума.

Здоровье 2 - Это коллективное здровье. Характеризуетс медко статистическим и демограффическим показателем - смертность, рождаемость, естественный прирост бубыль, ПРЕДСТВОЯЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ жизни, РАЗЛ виды заболеваемости, инвалидность, физическое развитие. Показатели позволяют представить общую картину.

Здоровье 3 - Теоритическое: 1948г. Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Фактическое здоровье - это состояние организма, при котором люди пособны полноценно выплонять свои биологические и социальные функции, не переходя на Паталогический уровень саморегуляции. Основные категории для оценки - структура, ФУНКЦИя и адоптация.

Окружающая среда все то нас окружает и может прямо или косвенно воздействовать на жизнь человека. Включ все что есть на земле и в космосе.

Состоит из элементов и разделена на 2 большие группы: природные и социальные. Природные: Мех, физ, Хим и Био. Социльные ТРуда, БЫТА, Информация.

По степени антропогенного воздействия.

1. Природная или неизмененная.

2. Измененная человеком среда.

3. Искусственная окруж среда. - космические корабли, ПОДВОДЫНЕ ЛОДКИ.

Взаимодействие между окружающией средой и здоровьем человека.

НА человека действует множество факторов в комплексе.

Методы гигиены. РАзличают 4 специфичных метода:

1. Гигиеническое обследование.

2. Эпидемиологические методы

3. Метод гигиеничесого эксперимента.

4. Метод санитарной экспертизы.

1.Санитарное описание. Когда писывается окружающая среда.

Инструментально-лабараторное обследование.

2.(о причинахвозникновения и распространения заболевания) Методы геоинформационных систем

Croossection, когортные исследования, Метод Case-Control.

Проспективные и ретроспективные. Одномонетные и лонгитудинальные.

3. Натурный - в реальных условиях жизни, Лабараторный - на лабаратоных животных. Либо для изучения влияния актора на здоровье, либо для

4. Метод санитарной экспертизы. Решение определенного круга вопросов лицами, ВЛАДЕЮЩИМИ знаниями В определенной области.

Профилактика. Виды профилактики.

Профилактика предупреждения нежелательных происшествий и наоборот желательныйх. Комплекс государственных,общественных мед мероприятийй направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепления здоровья людей. Первичная, ВТОРИЧНАЯ и третичная. ППервичная - мегод направленынй на ликвидацию причин, вызывающих изменение здоровья и стимулирование факторов способствующих его укреплению. Осуществляется сем обществом

Вторичная профилактика заключ в раннем выялении заболевания проведении леч-оздоровительных мероприятий на раннних уровнях. Профилактика рецидивов и ослождений.

Индивидуальный уровень и общественный уровень.

Эмпириччеъский и научный с сер 19 века.

Эмпирический с незапамятных времен. В рукописях есть гигиенические требования. В др китае много профилактических мероприятий. В индии в аюрведе. Гиппократ писал о санитарных требованиях. В средневековой Европе упадок гигиенических знаний. Салернский кодекс здоровья. Авиценна. Пост средневековое Парацельс - болезни горняков. Паракст.

1844г. Первое руководство Леви. 1854г. Паркс руководство по экспериментальной гигиены.

Макс Петтенкоффер.в 1865 г. Основал первую кафедру гигиены.

А.П.Доброславлев. Франц Ф.Эрисман, Г.В. Хлопин 1.1871г первая кафедра гигиены в России, основатель эксперименатльного направления в Р. 2. Эрисман швейцарец. Окулист Решая вопросы близорукости у детей пришел к гигиеническим проблемам. В 1884 возглавил кафедру гигиены московского ун-та основоположник социальной гигиены. 3. Хлопин ученик Эрисмана. 7 лет возглавлял кафедру в Юрьевском ун-те (Татру) в 1903 году возглавил кафедру в ЖМИ.

Гигиена 2

Экология как предмет ее место современной системе знаний.

1866г. Эрнст Геккель. Предложил определение экологии. Экология - наука о доме.

С середины 20х годов 20в начала развиваться. Как комплексаная единая наука. Это наука о коиплексе взаимоотношений живых организмов между собой и с окружающей средой включа полный энергетический балланс внутри этой системы.

Экология представлена как комплкс эко специлаьных и общих дисциплиин, ВКЛЮЧАЯ ЭКО РАЗДЕЛЫ МНОГИХ ДРУГИХ научных.

Экология как экологическое мировоззренние, эко идеалогия.

Как комплеекс практических мер и мероприятий для защиты окружающей среды.

Экология - интегрирующая дисциплина.

История. Развивается эмпирически и научно. Эмпирически до 1866 года.

Научный можно разделить на 4 этапа. 1. 1866-1903 этап становления экологии как науки. Занимается изучением обитания видов.

2. 1904-1958 год. Появляется системный подход, формируется понятие биологического вида. Изученгие экологии отдельных видов в т.ч. человека.

3. 1959-1974 Системный анализ становится основным методом экологии. Широко развивается мзучение экологических систем.

4. С 1975 г по настоящее время. Этап экологического бума.Формируется экологическая политика, вкладываются деньги в эко проекты.

Классификация:

По размерам объекта изучения.

1. Ауэтоэкология - отдельная особь и окружающая ее среда

2. Популяционная экология - группа+среда

3. СИНЭКОЛОГИЯ объект изучениябиотические сообщества и их среда

4. Ландшафтная экология. Объект изучения - географические объекты с участием живого, крупные экосистемы.

5. Глобальая экология Биосфера в целом.

По отношению к предмету изучения.

По времени изучения.

Аналитичеся экология - в данный момент времени. (что имеет место сечас.)

Эволюционно динамическая.

Как развивался процесс.

Историчекая экология. Анализирует эко процессы в определенный экологически период.

Экология человека. Бюргесс и Парк предложили термн экология человека. Они понимали социальную экологию.

Экология человека - экто мплексная дисциплина, изучающа взаимоотношение человека (антропосистемы и биосферы на различных уровнях). Целью эко человека явл. Оптимизация взаимоотношений и создание диной. Устойчивой, гармоничной социоприродной системы.

Антропосистема - это человечество, как развивающееся целое. Включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культура, производительные силы и прозводственные отношения в обществе.

Биосфера.

Понятие о биосфере. Состав функционирование биосферы.

Живая сфера. Это оболочка земли на которой развивается органическая жизнь. Предложен Ламарком. 1875 год этот термин был заново введен в науку геологом Э. Зюссом. Основоположником современного понятия В.И, Вернадский. 1863 год. Кафедра геологии и почвоведении.

1926 год "БИосфера" 1946 "ХИмическое строение биосферы и его строение".

ОСновные источники энергии биосферы - 1. Энергия солнца 2. Распад естественных радиоактивных изотопов. 3. Энергия космического излучени.

Протяженность биосферы

Включает нижние слои атмосферы 10-15 км Всю гидросферу и литосферу до глубины до 5 км. Миллионы тонн живой материи и включает более 2 млн видов животных и полумиллиона растений. Обновление биомассы всреднем происходит в течении 15 лет. БИогъеоценоз - это часток биосферы на котором существует тесная взаимосвязь растений, ЖИВОТНЫХ и микроорганизмов.

Миеет строго определенные границы и однороден по топографическим, микроклиматическим, гидрологическим и биотическим параметрам.Кроме того в настоящее время используется понятие эко системы ввел в 1935 Тенсли.

2 смысла. 1. Ограниченная часть биосферы где существует тесная взаимосвзь живой и неживой природы. Размеры могут быть совершенно различны - микроэтосистемы - мезоэкосистемы - макроэкосистемы - биосфера.

Как научная модельреального биосферного обхекта любой сложности и степени локализации,обладающего определенной устойчивостью.

В экосистеме образуется последовательная цепь передачи энергии и атерии. Эта цепь передачи от одних организмов к другим получила название трофической пути. В реальных условиях это трофический цикл.

Основа любой цепи - организмы продуценты или автотрофы. В большинстве систем или выступают растения. ТАкже возможны использование процессов хемосинтеза. За ними следуют консументы разлиных порядков. Масса убывает от автотрофам к высшим хищником. Организмы редуценты переваривают органику до неорганики.

Кризис продуцентов преодолевается. Кризис редуцентов. Они не преспособлены к ращеплению того количества которое выбрасывается.

При выбросе стойких хим веществ его концентрация возрастер к вершине трофической цепи.

Любая экосистема состоит из двух частей Совокупность живого называетс биоценоз. Неживое - биотоп. Воздействие человека тносится к биотическим фактором. Системы с участием человека назыают антропоэкосистемой. Всее экосистемы подчиняются основным законам. Коммонер Б.

1. ТЕсная взаимосвязь.

2. Все куда-то должно деваться.

3. Ничто не дается даром

4. Природа знает лучше

Экологическа ниша - это место вида биосфере котора включает не только его положение в пространстве, но и функц роль как биотичеких, так абиотических факторов. Человек имеет экологической нишей всю землю. Всвязи с этим был предложен термин ноосфера - это оболочка земли, на которой существует разумная жизнь.

Экологически опасные факторы

Представляют собой такие воздествия окружающей среды. Которые способствуеют нарушеню в экосистемах, оказывают негативное влияние на жизнеспособность популяции и отдельных особей.

Физические, хиимические, биологические, информационные.Инф фактор это фактор любой природы который выступает как код жизненно важного собщения и поэтому дейтсвет сильнее чем переносиый им поток энергии и материи.

Современные проблемы экологии

1. Сильный рост человечества

1650 г. - 0.5 миллиарда.

Для утроения потребовалось 300 лет, ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО 70 лет.

2. Проблемы ресурсов.

Изменение структуры земной поверхности.

3. ПОверхность земли используется на нужды промышленности и сельскогохозяйсва. Изменение биосферы и ее веществ.

4. Изменение энерг балланса земли и отдельных регионов.

5 . Изменение биологиеских видов.

6. Создание новых видов

7. Животные перевозятся по земле

8. Возрастание частоты мутаций

Существует законодательстьва направленное на охрану окр среды. Россия 2002 год.

Территории крайних степений экологического неблагополучия: Зона чрезвычайной экологической ситуации и Зоны экологического бедствия.

Сост среды, зоровья населен и естественных эко систем.

ЧС - устойчивые отрицат измен окруж среды, представляющие угрзу здоровью наслнию и вызвывшие устойчивые отрицатеьлне изменения состояния эко сист.

Зоны бедствия

Необратимые измененмя окр среды, приведшие к существенному шхудшинют здоровья и разрушен экосистем.

Гигиена№3

Физические свойства воздушной среды их влияние на здоровье человека.

Воздушная среда является важнейшей компонентом окруж среды.

Значение: необходима для дыхания, воздух явл важнейшим климатообразующим фактором, оказывающим влиянием на процессы теплоощущения, обеспечивает защиту от коротковолнового уф излучения, космического излучения, некоторых других видов космической энергии, необходим для передачи сигналов, резервуар, для выбрасывания отходов деятельности человека.

Физические свойства воздуха

Солнечная радиации, барометрическое давление, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ, подвижность воздуха, его электрическое состояние и ионизация. Физич свойства воздуха обладают высокой лабильностью в отличие от химического состава. НА улице образуют погоду, климат. Внутри помещения - микроклимат. Солнце - основной источник энергии на земле. Все виды лучистой энергии солнца - электромагнитные волны, распространяющиеся со скоростью 300 тыс м в сек. Большая часть приходится на 3 диапазона. УФ, видимый свет и ИК излучение.

Солнечная энергия огромна. Интенсивность солнечной энергии на границе земной атмосферы называется солнечной постоянной - 1.94кал на см2 в мин. при прохождении через атмосферу солнечная радиация теряет энергию. Степень потери зависит от угла наклона, массы воздуха и степени загрязнения атмосферы. Угол зависит от широты местности, времени года, времени суток. Загрязненность воздуха снижает радиацию. В зависимости от угла солнца над горизонтом меняется процентное распределение энергии по диапазонам на поверхности Земли. При 40 - уф 1% видимый 50% ик-59%. При 5 градусах(закат) - уф 0% видимый 28% ик 72%. Достигает как прямой так и рассеянный.

Рассеиваются в наибольшей степени УФ.

Отношение интенсивности отраженного излучения к интенсивности падающего на поверхность излучения называется альбедо.

Различные поверхности имеют различное альбедо. Свежевыпавший снег - альбедо 90%.

Гигиеническое значение отдельных диапазонов солнечной радиации.

УФ излучение. Биологическое и химическое значение.

От 10 до 400 нм.

200-400 химическая или фотохимическая область. Стимулирует железы внутренней секреции, образование гистамина, тканевых гормонов, пигментов. Спетр УФ излучения делят на 3 диапазона Область С 200-280нм. Область В Длина 280-320нм. Область А - 320-420 нм бактерицидное облучение.

Область В: преимущественное действие - эритемное -вызывает ожоги, имеет максимум витаминообразующей активности.

Область А загарная - пигментообразующая. Образование пигмента меланина. Недостаток вреден. Снижение настроения, остеомаляция при гиповитаминозе Д. Переоблучение оказывает отрицательное действие. Уф - этиологический фактор развития рака кожи. Оно приводит к обострению рада хронических заболеваний. Излучение может вызвать дефицит а.к., витаминов и т.д. Повышается количество перекисных соединений. Фотосинсибилизация и фотоаллергических реакций. Необходимо присутствие эндо и экзогенных факторов: заболевание печени, поджелудочной железы, энзимопатии, ведущие к накоплению порфиринов.

Экзогенные факторы - гудрон, пары асфальта, ряд красителей, горюче-смазочные материалы.

Видимый 400-760 нм. Большинство информации по этому каналу. Стимулирует деятельность. УВЕЛИЧИВАЕТ жизнеспособность. Определяет суточные ритмы деятельности организма. Тяжело переносится световое голодание. Тепловое действие. Длинноволновое и коротковолновое.

Длинноволновое задерживается поверхностными слоями кожи и вызывает ожог. Коротковолновая часть проникает более глубоко до 3 см и может вызывать разогрев более глубоких поверхностей. Опасен перегрев мозговых оболочек - солнечный удар. Опасен для хрусталика. Гиперемия, повышение газообмена, усиление функции почек, изменение функционального состояния нервной системы.

Ионизация воздуха полем атмосферы и наличием. Эл. Поле Земли характеризуется напряженностью и эта величина над градиентом электрич потенциала. Градиент потенциала у человека среднего роста 200 В. При предгрозовом состоянии 400000-600000 В на метр. Чрез тело человека идет постоянный ток сила тока 2 на 10 в -9 А.

Магнитное поле земли не позволяет проникнуть солнечному ветру.

Ионизация воздуха био действие ионизации воздуха. Под ней подразумевается наличие в воздухе заряженных частиц.

Основные ионизаторы: ионизирующая радиация от изотопов в коре, космическое излучение, коротковолновое излучение, открытое пламя, нагретые поверхности, электрические разряды, процессы трения.

Легкие и тяжелые (лонжевена) ионы..

Для гигиенической харак. применяется содержание и масса ионов различных знаков, коэфф униполярности и загрязнения. Чистый воздух содержит 1 - 3000 пар легких ионов в кубометре. Коэфф униполярности - соотношение положительных к отрицательным. В истом воздухе от о1.2 до1.3 Коэффициент загрязнения это отношение суммарного количества тяж ионов к легких ионов того же знака. Не должен превышать 50. В чиста воздухе количество легких ионов более 4000 а коэфф загрязнения не более 10. Вдыхание чистого воздуха вызывает лечебный эффект, УВЕЛИЧЕНИЕ числа эритроцитов, норм окислительно-восстановительных реакций. Чрезмерное улевичение оказывает отрицательное воздействие. Более опасна ионизация загрязненного воздуха.

Атмосферное давление.

Давление которое оказывает атмосфера на единицу площади ср 760 мм.рт.ст. Межсуточные не превышают 10-30 мм. НЕ оказывают на здоровых губительного действия.

Пониженное барометрическое давление. В горных условиях и при разгерметизации самолета. При снижении парциального давления кислорода. Горная болезнь. Снижается парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе.

Симптоматика горной болезни различна. Может возникать вялость, сонливость, слабость. Может быть эффект эйфории, немотивированные поступки, слабость, апатия, вялость мышц, тремор, галлюцинации, сердечно-легочная недостаточность. Смерть от остановки дыхания и сердца. Максимально быстро вниз, портативные кислородные аппараты. Полусогнутое положение, максимально согреть. Профилактика - адаптация. Повышенное давление.

Водолазы, ныряльщики, работа в кессонах. Спуск 10м - одна дополнительная атмосфера. Увеличивается растворение газов в крови.

Гигиена№4

Больничная гигиена

Это раздел гигиены, РАЗрабатывающий требования к размещению, планировки и сан тех оснащению лпу с целью создания оптимальному содержанию больных, их выздоровлению и удобной работе врачей.

Многопрофильны и специализированные стационары.

2 принципа.

1. Для больного должны быть создыны оптимальные условия, исключение неблагоприятных факторов.

2. ЛПУ производственная среда для мед персонала.

Исключение возможных профессиональных заболеваний.

Требования к земляным участам.

Ситуационный план Размещение больницы на территории города.

Соматического профиля - услуги госпитализированным больным и населению района. В жилой зоне. Спец комплексы свыше 1000 коек. Спец. стационары в пригородах или 500 метров от жилой зоны. Удален от источников заргязнения. Сухой, чистый. С наветреной стороны от источников загрязнения.

Требование к планировке и зстройке больничного участка. Генеральный план - размещение зданий больницы на территории больницы. Площадь зависит от мощности, от системы больничного стороения, от профиля. Принцып зонирования - зона лечебных корпусов для неинфекц больных, садово-парковая, хозяйственная, зоны лечебных корпусов для лечебных больных, зона поликлиники, зона патана, зона радиологии. Под здани 12-15% под зеленые насаждения не менее 60% Поликлиника ближе к периферии и отдельный вход. Патологоанат не менее 30м отдельный вход. Радиологич комплекс не менее 25м.

Перифирия не менее 30 метров. Если в составе есть акушерское, КВД, детский, психосоматика и радиология, должны размещаться в отдельно стоящих зданиях.

ЛПУ централизоанного типа - из 1 здания - все или большинство отделнений больницы. Быстрое распространение инфекции.

Децентрализованного типа. Хороши в плане профилактики, но дорого, трудны в облуживании, нерациональное использование оборудования.

Смешанного типа. Из нескольких знаний.

Структура и планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания чистых и грязных потоков.

Особенности приемного отделения.РЕгистрация, МЕД ОСМОтр, сан обработка, оказ мин помощи. НА первом этже в изолироанной части, возле въезда. В инфекционных и детски больницах через приемно-смотровой бокс. НАружный тамбур, СМОТРОВАЯ, УБОРНАЯ И ПРЕДБОКС (шлюз для входа персонала).

ДЕтская, НФЕКЦ, КВ, акушерство и психиатрия имеют свои отдельныре приемные покои и свои вывески.

Принцип поточности движения поступающих и выписывающихся больных. НЕ должны пересекаться.

Палатная секция. ОСновной структурный элемент больницы. НА 30 коек. Только с одним заболеванием. В состав палатной секции входят вспомогательные помещения, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ помещения, коридор. Отделения состят из 1 или 2 палатных секций.

Палаты не более 4 коек. В секции должна быть изоляционная палата на 1 койку. Площадь на одну койку. ОДнокоечная без шлюза 9 со шлюзом 12. Многокоечная 7м.

Хирургическое отделение и оперблок. ОПерблок - структурное подразделение любого хирург отдления. В изолироанном здании либо в блоке пристройке или в изолированных секциях в составе корпуса. Отделения не должны быть проходными. Исключена ориентация окон оперблока на юг, юговосток и югозапад.

Вход в оперблок. Персонал через санпропускник. БОльные - через шлюз. Оперблок состоит из септического отделения. Непроходное. Операционное и вспомогат отделение.

Асептическое - операционная и вспомогат помещен. Во внутр помещениях должен строго соблюдаться принцип зонировани. Зоны 3 1. Зона стерильная - помещение самой операционной 2. Зона строгого режима - пред и пост операционные палаты. Проводится красная черта. Зона грязных помещений.

При размещении операционных друг над другом септическую операционную всегда выше асептической или на верхних этажах корпуса.

Все помещения в опреблоке располагаются последовательно порядке возрастания асептических условий.

Общего профиля - 36 м.кв. На один операционный стол. Санпропускник м и Ж. Душ, операционная, помещение после операционной.

Потоки в оперблоках.

1. Стерильный это проход для хирургов и операционных медсестер

2. Чистый. Доставка больного. Анестезиологов, МЛАДШЕГО технич пресонала

3. Грязный удаление грязного белья, отходов, ПЕРЕВЯЗОЧНОГО материала

Все потоки обеспечиваются разными лифтами.

Особенности планировки родильного дома.

Четкое раздление помщений на группы.

1. Прием рожениц

2. Родовое физиологич помещ

3. Послеродовое отделение

4. Обсервационное отделение

5. Выписка

В приемном отделении попадает в фильтр. Из фильтра 2 выхода 2 потока пойдет: 1 поток в обсерационное отделение - грязный поток

Чистый поток в физиологическое отдление и паталогия беременных. Обсерация на первом этаже и смещено либо на верхнем этаже.

Все помещени надо предусматривать отдельно как для физиологическом, ТАК И ДЛ обсервационном. 2 потока выписывающихся 1. Из обсервации 2. Из физиологического отделения. Площадь родовой 24 на койку. Поле приема родов - дезинфекция. Стерильные комплекты - одноразовые.

Обсервация пропускник с душем и полеродовые палаты только по типу боксов или полубоксов.

Особенности детского отделения

Только свой приемный покой. ДЕти надесткое отделене идут только через боксы или полубоксы. В детском отделении придусматриается в каждой палатной секции 2 боксаили полубокса. Кажда секция строго изолирутеся. Палаты для детей до года не более 2 коек. Площадь на 1 койку 6 м.

Особенности устройст инфекционного отделени.

Задачи 1. Вылечить 2. изолировать. Все инфекц отделения располагаются в отдельно стоящих зданиях. Прием только приемно-смотровых. Для персонала сан пропускник. ДИагностические боксы. Выписка отдельно для каждой секции и отдельно из комплекса.

Изоляция.

Высококонтагиозные инфекции.

Бокс для полной изоляции больных.

Средне контагенозности - скарлатина, КИШЕЧНАЯ инфекци. Частичная изолция больного

НИзко контагиозности - в палатах дл инфекционных больных. Сост из палат.

БОксы на 1 койку 22 на две 27. Изз наружного тамбура. БОльной поступает бокс с улицы через наружны тамбур. Санузел, ТУАЛЕТ И ДУШЕВАЯ. Внутренний тамбур. Больной выписывается на улицу.

Гигиена и экология человека (курс лекций) учебное пособие для преподавателей и студентов

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

Образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Стр.
Предисловие
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека
Тема № 1 Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека
Тема № 2 Основы общей экологии
Тема № 3 Экологические факторы и здоровье населения
Раздел 2 Гигиена окружающей среды
Тема № 4 Атмосферный воздух и его физические свойства
Тема № 5 Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение
Тема № 6 Экологическое значение воды
Тема № 7 Гигиеническое значение воды
Тема № 8 Экологическое значение почвы
Тема № 9 Гигиеническое значение почвы
Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания
Тема № 10 Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания
Тема № 11 Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления
Тема № 12 Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание
Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности
Тема № 13 Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.
Тема № 14 Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях
Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений
Тема № 15 Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.
Тема № 16 Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям
Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена
Тема № 17 Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания
Тема № 18 Основы личной гигиены здорового человека.
Раздел 7. Гигиена детей и подростков.
Тема № 19 Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.
Тема № 20 Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.
Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело

Лекция 1. Гигиена как наука

1. Предмет и задачи гигиены

Гигиена (от греч. Hygieinos – здоровый) – наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.

Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.

Основными задачами гигиены являются:

Разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;

Разработка санитарного законодательства;

Обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

Охрана здоровья детей и подростков;

Участие в разработке основ рационального питания;

Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина – общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования

Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.

В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды – это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.

Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.

Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание

1. Физические и химические методы

Следует помнить, что санитарное описание не дает количественную характеристику и дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.

С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий в производстве, различных видов излучений. Физические методы используются в определении химического состава и структуры вещества в виде спектрографического анализа. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов; они широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу. Важнейшей особенностью химических методов является их высокая чувствительность, позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта. С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяются примеси, не свойственные природному составу среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта: наличие в воздухе оксида углерода, диоксида серы и др.

2. Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы

Под биологическими методами следует понимать исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро– и макро организмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, продуктов питания.

Биологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований, как разновидность биологического исследования, часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не только общую обсемененность изучаемого объекта, но также выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.

Эпидемиологический метод – это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) или экзогенных (социальных, природных) факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или же населения города, района, области путем анализа определенных учетных и отчетных медицинских документов, проведения медицинских осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения. При этом динамические наблюдения за здоровьем определенного контингента называются «продольными», а одномоментные – «поперечными». В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить.

Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие, уровни инвалидности, смертности и т. п. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.

3. Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента

Клинические методы исследования широко используют для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей, используя при этом биохимические, иммунологические и другие тесты, отражающие состояние различных органов и систем человека.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

4. Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности

Важнейшее значение имеет оценка гигиенической и медико-социальной эффективности проведенных оздоровительных мероприятий. Оценка гигиенической эффективности путем сравнения параметров факторов окружающей среды до и после осуществления предложенных мероприятий позволяет в случае успеха использовать эти предложения в практике на других аналогичных объектах. Медико-социальная эффективность выражается в улучшении самочувствия работающих и проживающих в этих условиях населения, снижении заболеваемости, повышении успеваемости учащихся, повышении работоспособности, повышении выносливости в условиях эксперимента. В ряде случаев, кроме основных показателей эффективности, отражающих улучшение окружающей среды и состояния здоровья населения, удается определить и экономический эффект в результате снижения выплат по листкам нетрудоспособности, повышения производительности труда и т. п.

Лекция 3. История развития гигиены

1. Развитие гигиенических знаний

История развития профилактической медицины, как и многие другие области медицинских знаний, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее развитие тесно связано с эволюцией общественно-экономических отношений, прогрессом науки и культуры. Существуют сведения об известном развитии гигиенических навыков в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Греции основоположником медицинских знаний Гиппократом впервые был создан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором описывались основные природные факторы, их влияние на здоровье людей. В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Накопленные греками опыт и знания были восприняты и усовершенствованы в Римской империи: сооружались общественные бани и солярии; функционировала сеть водопроводов и канализации, которая выводила сточные воды за город на поля и огороды; осуществлялся контроль торговли пищевыми продуктами; уделялось внимание соблюдению санитарных правил в войсках.

В период упадка общей культуры в Западной Европе, который предшествовал эпохе Возрождения (ХV – ХVI в.), в Хорезме, Бухаре, Самарканде процветали науки, литература, поэзия, уделялось внимание медицине. Этот период в Азии известен трудами ученого врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны), автора «Канона врачебной науки». Здесь содержатся указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, охраны здоровья.

Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием многих отраслей знаний, в том числе естествознания. Появился интерес к болезням, связанным с профессией – Парацельс изучал болезни рудокопов. Интерес к условиям труда проявляется в ХVIII в. с развитием ремесел, крупных мануфактур. Так, в 1700 г. итальянский врач Б. Рамаццини в труде «Рассуждение о болезнях ремесленников» описал известные профессии, дал анализ профессиональных заболеваний, выдвинул идею профессионального отбора. В 1788 г. вышел в свет труд П. Франка «Полная система медицинской полиции», где изложены сведения по санитарии, высказана мысль о здоровье в социальном отношении, необходимости проведения государственных мероприятий в здравоохранении. В 1797 г. немецкий ученый Гуфеланд опубликовал книгу «Микробиотика, или искусство продления жизни», в которой осветил вопросы личной гигиены.

Фактически гигиена этого периода продолжала оставаться еще эмпирической наукой, базировалась на наблюдениях, санитарная практика сводилась к надзору за исполнением существующих правил.

В середине ХIХ в. в гигиене начинает использоваться экспериментальный и статистический методы исследования. Этому способствует не только необходимость реальной действительности, но и развитие биологии, физики, физиологии и др. естественных наук, открытия Л. Пастера, Р. Коха, Н. Ф. Гамалеи, И. И. Мечникова. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внес Петтенкофер, который в результате многолетних лабораторных и статистических исследований превратил гигиену в точную науку. Большое значение имеют работы К. Фойти по вопросам физиологии и гигиены питания.

2. Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России ХIХ в. во многом способствовал выдающийся врач М. Л. Мудров, придававший большое значение вопросам медицинского и санитарного обслуживания войск. Он также написал «Наставления простому народу, как уберечь себя от холеры». Во второй половине ХIХ в. большой в развитие гигиенической науки внесли А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, которые считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. А. П. Доброславин был основателем журнала «Здоровье», руководителем Общества охраны народного здоровья, организатором земской санитарии. Ф. Ф. Эрисману принадлежат исследования близорукости школьников. Он организовывает и проводит изучение условий труда рабочих фабрик и заводов Московской губернии. Ф. Ф. Эрисманом были разработаны гигиенические нормы для оценки качества воды, создана первая санитарная станция. Он первым возглавил кафедру гигиены при медицинском факультете Московского университета.

В советский период на начальном этапе большой вклад в развитие гигиенической науки внесли Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин. Н. А. Семашко – основоположник социальной гигиены. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены. Н. А. Семашко много сделал для принятия законодательства по охране водоисточников, водоснабжению и канализации, гигиене питания, труда и др. З. П. Соловьев – руководитель и организатор военно-санитарной службы. Он решал вопросы организации гигиенического обеспечения армии. Г. П. Хлопиным проведены фундаментальные работы в области гигиены водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования объектов внешней среды т. п.

В более поздний советский период в области гигиены успешно и плодотворно работали такие корифеи гигиенической науки, как А. Н. Марзеев, С. И. Каплун, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, С. Н. Черкинсский, А. А. Летавет, Ф. Г. Кротков и др.

Лекция 4. Роль воздушной среды. солнечная радиация

1. Роль воздушной среды

Воздушная среда играет важную роль в дыхании человека, животных и растений. Роль воздуха состоит в снабжении кислородом, удалении продуктов обмена веществ, обеспечении процесса теплообмена. Резкие изменения физических свойств и химического состава неблагоприятно отражаются на важнейших функциях организма и приводят к различным заболеваниям.

К физическим факторам воздушной среды относятся: солнечная радиация, температура, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность.

2. Солнечная радиация

Солнечная радиация – единственный источник энергии, тепла и света на Земле. Она является основным фактором, обуславливающим климат местности. Под солнечной радиацией понимают испускаемый солнцем интегральный поток радиации, который представляет собой электромагнитное излучение. Оптическая часть солнечного спектра разделяется на три диапазона: инфракрасные лучи с длиной волн от 2,8 тыс. до 760 нм, видимая часть – от 760 до 400 нм и ультрафиолетовая часть – от 400 до 280 нм. Солнечная радиация возрастает с увеличением высоты местности над уровнем моря. Так, на высоте 1 тыс. м она составляет около 292,7 × 10 4 Вт/м 2 , а на высоте 3 тыс. м 346,6 × 10 4 Вт/м 2 .

3. Инфракрасная радиация

Инфракрасная радиация составляет большую часть излучения Солнца и по биологической активности делится на длинноволновую (1,5 тыс. – 2,5 тыс. нм) и коротковолновую (760–1,5 тыс. нм). Длинноволновые лучи поглощаются поверхностным слоем эпидермиса, а коротковолновые лучи (длина волны менее 1 тыс. нм) достигают глубоких слоев кожи. Они способны проходить через мозговую оболочку и воздействовать на рецепторы мозга – развитие солнечного удара – возбуждение, судороги, потеря сознания. Под воздействием инфракрасной радиации возможно помутнение хрусталика – катаракта, изменение иммунологической реактивности и др.

4. Ультрафиолетовая радиация

Ультрафиолетовая радиация оказывает наиболее сильное биологическое действие, особенно лучи с длиной волн от 315 до 290 нм. Влияние связано с воздействием на структуру белка. Протеолитические процессы в коже обуславливают появление в крови гистамина и гистаминоподобных веществ. Воздействуя на нервную систему, эти продукты рефлекторно влияют на весь организм.

Ультрафиолетовые лучи (Уф-лучи) являются неспецифическим стимулятором физиологических функций. Под их действием происходит усиление деятельности надпочечников, щитовидной и других желез. Уф-лучи стимулируют белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен, влияют на кроветворение и на иммунологические процессы, повышая защитные силы. Уф-лучи обладают бактерицидным действием.

Спектр Уф-излучения делят на: А-излучение с длиной волн от 400 до 315 нм, В-излучение с длиной волн от 320 до 280 нм и С-лучи с длиной менее 280 нм.

Передозировка Уф-облучения может сопровождаться эритроматозным раздражением кожи, недомоганием, головными болями, повышением температуры тела. В тяжелых случаях могут развиваться ожоги, дерматиты с явлениями экссудации и отечностью. Воздействие на органы зрения приводит к фотоофтальмии – гиперемии, отеку конъюнктивы, блефароспазму, слезотечению, светобоязни.

Уф-излучение с длиной волн 320–280 нм способны предупреждать D-витаминную недостаточность. У маленьких детей в результате D-авитаминоза может развиться рахит. У взрослых при D-авитаминозе отмечается ослабление связочного аппарата суставов, снижение плотности костей, замедленное срастание их при переломах.

Имеются данные, подтверждающие способность Уф-радиации при длительном чрезмерном воздействии вызывать злокачественные опухоли, в частности рак кожи.

Бактерицидное действие Уф-радиации используется при санации воздушной среды, обеззараживании молока, дрожжей, напитков и др.

Видимая солнечная радиация определяется в средней полосе России освещенностью в июле около 65 тыс. лк, а в декабре – 4 тыс. лк и менее.

Свет оказывает психофизиологическое воздействие на организм. Так, оранжево-красная часть спектра вызывает возбуждение и усиливает чувство тепла, а холодные тона (сине-фиолетовая часть спектра) усиливают тормозные процессы в центральной нервной системе. Желто-зеленые цвета оказывают успокаивающее влияние. Свет играет ведущую роль в процессах восприятия окружающего мира, в образовании суточного ритма, представляющего собой закономерное чередование периодов покоя и мышечной активности, процессов возбуждения и торможения.

Лекция 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха

1. Температура воздуха

Температура воздуха зависит от географической широты. Самая высокая температура на земном шаре наблюдается в южных широтах. В странах Африки, Южной Америки, Средней Азии в теплое время года она достигает 63 °C, в холодный период снижается до – 15 °C. В Антарктиде температура может понижаться до – 94 °C. Температура воздуха снижается с увеличением высоты над уровнем моря.

Нагретые приземные слои воздуха поднимаются и постепенно охлаждаются в среднем на 0,6 °C на 100 м подъема. От экватора к полюсам дневные колебания температуры уменьшаются, годовые увеличиваются.

Под воздействием температуры происходят различные физиологические сдвиги во многих системах организма. При повышенных температурах (25–35 °C) окислительные процессы в организме несколько снижаются, но в дальнейшем они могут возрастать. Дыхание учащается и становится поверхностным. Легочная вентиляция вначале возрастает, а затем остается без изменений.

Длительное воздействие высокой температуры приводит к нарушению водно-солевого и витаминного баланса. Особенно характерны эти изменения при выполнении физической работы, сопровождающейся потоотделением. С потерей жидкости при тяжелой физической работе в условиях повышенной температуры воздуха может выделяться до 10 л пота, а с ним до 30–40 г хлорида натрия, 15–25 % водорастворимых витаминов. В результате нарушения водно-солевого баланса может развиться судорожная болезнь.

При воздействии температуры усиливается кровоснабжение кожи и подкожной клетчатки за счет расширения системы капилляров. Частота сердечных сокращений возрастает вследствие раздражения терморецепторов, повышения температуры крови и образования продуктов метаболизма. Артериальное давление, как систолическое, так и в большей степени диастолическое, при действии высоких температур снижается. Повышается вязкость крови, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов.

Со стороны центральной нервной системы действие высокой температуры проявляется в ослаблении внимания, замедлении двигательных реакций, ухудшении координации движений.

Длительное воздействие высокой температуры вызывает стойкую гипертермию организма. При легкой форме гипертермии основным признаком является повышение температуры тела до 38 °C и более, наблюдается гиперемия лица, потоотделение, слабость, головная боль, головокружение, искажение цветового восприятия, тошнота, рвота. В тяжелых случаях перегревание протекает в форме теплового удара: подъем температуры до 41 °C и выше, падение артериального давления, потеря сознания, судороги, дыхание частое и поверхностное.

Под воздействием низких температур снижается температура кожи, при этом отмечается ухудшение тактильной чувствительности, понижение сократительной способности мышц. Изменяется функциональное состояние центральной нервной системы, проявляющееся ослаблением болевой чувствительности, адинамией, сонливостью. Понижение температуры отдельных участков тела приводит к болевым ощущениям.

Охлаждение организма способствует развитию различных заболеваний: ангин, катаров верхних дыхательных путей, пневмоний, невритов, радикулитов, миозитов и др.

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Предисловие

Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека

Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Основы общей экологии

Экологические факторы и здоровье населения

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Атмосферный воздух и его физические свойства

Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение

Экологическое значение воды

Гигиеническое значение воды

Экологическое значение почвы

Гигиеническое значение почвы

Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания

Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания

Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления

Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание

Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности

Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений

Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.

Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям

Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена

Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания

Основы личной гигиены здорового человека.

Раздел 7. Гигиена детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело . Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Терминология и структура дисциплины

    Роль экологии и гигиены в системе наук, изучающих природную среду.

    Задачи экологии и гигиены.

    Методы гигиенических исследований.

    Гигиеническое нормирование.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в просветительской работе

    Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

    Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.

    Основные законы гигиены.

    Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.

    Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением.

      Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает, как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтобы он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундным общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность, продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияния окружающей среды на здоровье.

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Подготовка современного фельдшера, акушерки или медсестры в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной. Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д. Познав их, вы поймете, что на первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

Поэтому медицинский работник в области гигиены и экологии человека должен знать :

    основные экологические факторы окружающей среды, действующие на человека в местах его проживания и труда;

    закономерности влияния этих факторов на здоровье человека;

    способы санитарно-гигиенической оценки экологических факторов, в окружении которых живет и трудится человек, чтобы предвидеть появление болезни и дать рекомендации как избежать или снизить риски для здоровья воздействий факторов;

    методику санитарно-просветительной работы и уметь проводить ее среди людей с учетом экологических факторов и соответствующих им санитарно-гигиеническим рекомендациям.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни. Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в училище, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания.

      Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире в СССР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в СССР была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребнадзор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

      Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

    Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

    Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

    Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

«Положительные» законы:

    Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.

    Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека

«Технологический» закон:

    Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей и в) восприимчивого организма.

Название: Общая гигиена. Конспект лекций.

Конспект лекций по общей гигиене представлен в соответствие с современными стандартами. В данном пособии четко даны основные понятия, благодаря которым студент сможет сформулировать ответ, а также за короткий срок переработать и усвоить важную часть информации. Не являясь альтернативой это пособие поможет успешно сдать экзамен по общей гигиене. Курс лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям.

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.
До сих пор не только известен, но и представляет определенный научный интерес «Трактат по гигиене (устранение всякого повреждения человеческого тела путем исправления различных ошибок в режиме)», написанный великим арабо-мусульманским ученым, родившимся в Средней Азии Авиценной Абу Али ибн Сина (980-1037). В трактате излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т. п.
Однако гигиеническая наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и, безусловно, с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818-1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.
Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Окружающая среда и здоровье

История развития гигиенической науки
Предмет, содержание гигиены, место и значение гигиены в деятельности практического врача
Методология гигиены
Окружающая среда и здоровье
Гигиеническое нормирование
Структура санитарной службы
ЛЕКЦИЯ № 2. Роль и значение воды в жизни человека
Физиолого-гигиеническое значение воды
Роль воды в патологии человека
ЛЕКЦИЯ № 3. Гигиенические вопросы организации хозяйственно-питьевого водоснабжения
Гигиеническая характеристика источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения
Зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников
ЛЕКЦИЯ № 4. Гигиеническое нормирование качества питьевой воды
Требования к качеству питьевой воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и обоснование нормативов качества питьевой воды
Показатели санитарно-эпидемиологической безопасности воды
Безвредность воды в отношении загрязнений, нормируемых по санитарно-токсикологическим показателелям или по химическому составу
Органолептические показатели качества питьевой воды
ЛЕКЦИЯ № 5. Проблемы гигиены атмосферного воздуха. Структура, химический состав атмосферы
История и современные проблемы гигиены атмосферного воздуха
Атмосфера как фактор окружающей среды. Ее структура, состав и характеристика
ЛЕКЦИЯ № 6. Атмосферные загрязнения, их гигиеническая характеристика
Атмосферные загрязнения и их классификация. Источники атмосферных загрязнений. Влияние атмосферных загрязнений на здоровое население
Закономерности поведения атмосферных загрязнений в приземном слое
ЛЕКЦИЯ № 7. Санитарная охрана атмосферного воздуха
Гигиеническое нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе, их обоснование
Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха
ЛЕКЦИЯ № 8. Экология питания
Основные направления и проблемы экологии питания
Рациональное питание – алиментарный фактор в современных экологических условиях
Гигиенические проблемы применения и использования пищевых добавок
Пестициды и нитраты в гигиене питания
ЛЕКЦИЯ № 9. Гигиенические основы рационального питания
Питание и здоровье. Алиментарные заболевания
Рациональное питание. Основные положения теории рационального сбалансированного питания
Физиологические нормы питания
ЛЕКЦИЯ № 10. Значение белков и жиров в питании человека
Биологическая роль белков
Заменимые и незаменимые аминокислоты, значение и потребность в них
Значение жиров в питании здорового человека
Состав жиров
ЛЕКЦИЯ № 11. Значение углеводов и минеральных веществ в питании человека
Значение углеводов в питании
Химическая структура и классификация углеводов
Значение простых и сложных углеводов в питании
Потребность и нормирование углеводов
Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека
Макро– и микроэлементы, их роль и значение
ЛЕКЦИЯ № 12. Производственные вредности физической природы, профессиональные вредности ими обусловленные, их профилактика
Гигиеническая характеристика шума, его нормирование и меры профилактики негативного влияния его на организм
Меры по предупреждению вредного воздействия шума
Вибрация и ее значение в гигиене труда
Влияние вибрации на организм
ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков
Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья
Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

Показатели физического развития
Методы оценки физического развития детей и подростков
Гигиена полости рта
Физическая культура
Гигиена одежды
Гигиена обуви
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ