Психика — особое свойство высокоорганизованной материи. Психика является свойством мозга

Лекция 11.

Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.

Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы, состояния и свойства [см. Немова, т. 1, с.11 и Столяренко Л. Д., с. 27].

2. Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека [Ожегов].

3. Психика – субъективное отражение объективного мира [Еникеев, с. 42].

4. Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности [ФЭС, с. 547].

5. Психика – свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека [Гамезо, Домашенко. Атлас по псих., с. 43].

В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение ». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. – отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение – изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности [Ож.]. То есть отражение – это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному – холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку – жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается. То, что получается в итоге в мозгу – субъективный образ, искажённый, и поэтому точным не является, а значит, и называться отражением не может. Например, литература – отражение жизни? Наш мозг – не беспристрастное зеркало, а «кривое», как ни обидно это звучит.

Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить – значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности – в литературе, искусстве, науке?

Так что отражение в психологии – далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, как правило, искажено.

Откуда появилось и это понятие, и эти трактовки психических процессов как отражения? Оттуда, откуда и многие неточности в общественных науках – из марксистско-ленинской теории, в данном случае – материалистической теории познания, в которой принцип отражения как главный принцип работы психики и познания является краеугольным [ФЭС, с. 471]. Конечно, даже признавая, что внешний мир первичен по отношению к сознанию, и что он воспроизводится в сознании, нельзя не видеть, что воспроизводится не обязательно и не всегда в форме точного отражения. Хотя к этому нужно стремиться (к адекватному отражению). В учение о познании как отражении объективного мира «значительный вклад внёс В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения» [ФЭС, с. 470].



В данном случае, думается, произошла та же ошибка умозрительного переструктурирования , которую совершали неоднократно Маркс и Энгельс, а именно: сущее Ленин заменил на должное , считая, что если объективный мир должен отражаться адекватно, без искажений, значит, так оно и есть. И хотя Ленин признавал творческую активность сознания – «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его [Ленин В. И., ПСС, т. 18 «Материализм и эмпириокритицизм», с. 194], но это не меняет сути дела.

Не случайно Еникеев М. И. пишет: “Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intencio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».

В словаре практ.псих.Головина также делается оговорка: отражение – свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности» (с. 380).

Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации [Столяренко Л. Д., с. 19 и др.] (если говорить коротко, то различительная , оценочная , адаптационная) .

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. У позвоночных животных и человека различают головной мозг , помещенный в полости черепа, и спинной , находящийся в позвоночном канале.

Каковы отношения между мозгом и психикой? Мозг является основой психики и частью нервной системы, через которую управляется деятельность организма.

Нервная система – система нервных клеток, осуществляющих восприятие, передачу, переработку сигналов и выработку обратной реакции.

Нерв – пучок сенсорных и двигательных нервных волокон вместе с соединительной тканью и кровеносными сосудами и работающих независимо друг от друга.

Нервное волокно – это цепочка нервных клеток.

Единицей нервной ткани является нейрон , который состоит из аксона, тела клетки, дендритов. Нейрон имеет небольшой размер и отвечает за передачу информации. Русское название нейрона – нервная клетка.

Нейроны имеют небольшие размеры – всего несколько десятков микрон, – но их очень много, например, в мозге – 10 12 т. е. 10 триллионов. Открыты они более 150 лет назад Р. Дютроше, К. Эренбергом, И. Пуркинье [Осн.психофиз., с. 16]. Нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток передаёт её сотням и тысячам других клеток. Количество соединений клеток в головном мозге – 10 14 –10 15 [Осн. С. 16].

Форма нейронов очень разнообразна, но чаще всего они имеют неправильную форму, например, кляксы. Могут иметь форму цветка, листика, а поверхность некоторых клеток напоминает мозговую поверхность – имеет свои борозды и извилины. Исчерченность позволяет увеличить поверхность клетки более чем в 7 раз. Цвет может быть белый (нейроэндокринные), жёлтый, оранжевый, иногда коричневый.

К функциям нервной клетки относят: передачу информации об изменениях во внутренней среде, запоминание, передачу информации о внешнем мире и создание его образов, организацию поведения наилучшим образом, обеспечивающим живому существу максимальный успех в борьбе за существование.

Нейроны соединяются друг с другом посредством нервных окончаний в форме рогаток одной клетки и дендритов другой клетки через синапсы. Термин произошёл от греческого слова «застёгивать» и был введён Ч. Шеррингтоном в 1897 г. Синапс – это место контакта одной клетки с другой. Имеет форму зазора между дендритами с двумя мембранами по его краям, если считать по ходу движения импульса. Первая мембрана находится на поверхности нервного окончания клетки, передающей сигнал, вторая – на поверхности дендритов клетки, принимающей сигнал. Зазор очень маленький, его ширина может достигать примерно 30 нанометров (30 10 -9 мм). В зазоре есть специальные химические вещества, выделяемые мембраной нервного окончания передающей клетки и называемые медиаторами , которые действуют как отмычки или ключи. В настоящее время известно около 100 веществ-медиаторов [Осн.психофиз., с. 21]. Медиаторы «открывают» определённые ионные каналы клетки, принимающей сигнал, благодаря чему мгновенно создаётся трансмембранный ионный ток, приводящий к генерации электрического потенциала. При достижении потенциалом определённой величины генерируются импульсы, распространяющиеся по нерву в ЦНС.

Считается, что синапс передаёт информацию только в одном направлении .

На одном нейроне может быть до 20 тысяч синапсов (лк. по физиологии).

Взаимосвязанные между собой миллионы нейронов являются главными действующими элементами нервной системы. Они действуют по типу проводов в сложном электротехническом устройстве.

Нейроны бывают трёх типов:

1) сенсорные , передающие информацию в виде ощущений от органов чувств в центральную нервную систему;

2) двигательные , передающие команды из центральной нервной системы к мышцам и вызывающие произвольные и непроизвольные движения;

3) ассоциативные (объединительные , интернейроны), обрабатывающие в коре головного мозга полученную информацию и интегрирующие её в образы.

Как и провода в оплётке или мягкой трубке, цепочки из отдельных видов нейронов объединяются в пучки, покрытые общей оболочкой – миелином. В одном пучке присутствуют по отдельности цепочки и сенсорных, и двигательных нейронов. По одной цепочке, состоящей из сенсорных нейронов, информация передаётся от рецепторов в мозг, а по другой, состоящей из двигательных нейронов, из мозга к органам.

Нерв входит в состав анализатора (понятие ввёл И. П. Павлов). Анализатор – анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, отвечающая за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности [Кондаков].

Анализатор состоит из:

1) рецептора, воспринимающего раздражение,

2) нерва, передающего импульс от рецептора в головной мозг (афферентное волокно),

3) участка головного мозга, принимающего импульс,

4) нерва, передающего импульс из головного мозга к органам (эфферентное волокно).

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, анализатор внутренних органов.

Слово рецептор происходит от лат. receptor - принимающий. Рецепторы – это периферические элементы сенсорных органов, представляющие собой нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

Виды. По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют:

1. Экстерорецепторы – рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения);

2. Интерорецепторы – рецепторы, которые служат для индикации постоянства внутренней среды организма. Представляют собой окончания центростремительных нервов, которые находятся в тканях организма, сосудах, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.

Виды интерорецепторов:

Механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей;

Хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма;

Терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры;

Осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления;

Ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние органы.

3. Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве).

Структура нервной системы:

1. Центральная нервная система (головной и спинной мозг).

2. Периферическая нервная система (черепно- и спиномозговые нервы).

Периферическая нервная система делится на соматическую (двигательные и сенсорные нервы) и вегетативную (двигательные нервы; обслуживает мышцы внутренних органов и железы), которая в свою очередь состоит из симпатической и парасимпатической нервных систем.

ЦНС объединяет в единое целое все части организма. Соматическая НС собирает информацию внешней среды, а потом передает сигналы обратно. Вегетативная НС поддерживает автономную работу внутренних органов. Действие НС происходит по рефлекторному принципу.

Существует асимметрия мозговых полушарий и особенности психической деятельности, связанной с этой асимметрией.

У правшей:

Левое полушарие коры головного мозга отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, интеллектуальное поведение и деятельность, является базой для логического мышления. Обеспечивает такой вид деятельности, как аналитические процессы.

Правое полушарие коры головного мозга связано с образным и пространственным мышлением, творчеством, интуицией, тактильным распознаванием и мышлением.

В организме человека есть две сигнальные системы, первая из которых реагирует на сигналы от органов чувств (художественный тип личности), а вторая – на слова (интеллектуальный тип).

Примерно у 90 % людей доминирует левое полушарие, в котором расположены центры речи. И способности, и отличительные психические особенности людей зависят от того, какое полушарие у человека больше развито [Столяренко Л. Д., с. 34].

И. П. Павлов выделил 3 “чисто человеческих типа” высшей нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный , средний .

У людей художественного типа (у них преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как “сухарей”.

Представители мыслительного типа (у них преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравятся научная деятельность.

Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”, среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12–16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве – не могли найти дорогу домой, не чувствовали “выше-ниже”, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Свойства нервной системы :

1. Сила (способность выдержать сильное или длительное возбуждение, не переходя в состояние торможения).

2. Слабость (неспособность сохранять высокую работоспособность при длительном труде).

3. Уравновешенность (характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения).

4. Инертность .

5. Лабильность (неустойчивость).

6. Подвижность (способность быстро и без негативных последствий реагировать на изменения внешней среды; определяется по скорости возникновения и прекращения нервного процесса и его скорости).

7. Динамичность – скоростная характеристика, проявляется при выработке условных рефлексов.

Психика выступает как свойство живой высокоорганизованной материи, мозга.

Нервная система - центр деятельности всего организма. Формирование нервной системы, спинного и головного мозга, начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать. К моменту рождения все нервные клетки (нейроны) сформированы и больше в течение жизни не обновляются и не порождаются. Общее количество нейронов в головном мозге достигает 100 млрд. Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого человека варьируются от 900 до 2000 г, причем больший вес мозга не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Нервная система делится на центральную и периферическую (включает в себя нервы, расположенные во внутренних органах: иннервируют сердце, легкие, пищеварительный тракт, сосуды, мышцы. Периферическая вегетативная нервная система управляет работой организма и практически не зависит от волевых усилий человека). Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Основными компонентами головного мозга являются два полушария, мозжечок и ствол мозга. Кора полушарий отвечает за речь, мышление, память, принятие решений. Мозжечок помогает координировать движения тела. Ствол мозга управляет физиологическими процессами в организме: ритмом сердца, дыханием, уровнем артериального давления и т.п.

Нервная система выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с ней рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (мышцы). Второй важной функцией нервной системы является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе.

Мозг состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление нервных волокон) вещества. В каждом кубическом сантиметре коры головного мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой. Профессор Р. Хайер обнаружил, что мужчины больше думают серым веществом, а женщины в процессе мышления задействуют в десять раз больше белого вещества, чем мужчины.

Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, управляющие скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью.

При рождении ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, эти рефлексы уже функционируют с семи месяцев внутриутробного развития, т.е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Развитие мозга ребенка завершается к 6 годам (известно, что младенец рождается с небольшим количеством синапсов - мест соприкосновения отростков нервных клеток друг с другом и передачи нервных импульсов, информации, а к 6 годам количество синапсов резко увеличивается, стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении жизни человека), однако функциональной зрелости мозг достигает к 18 годам.

Начиная с 25-летнего возраста ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 млрд нервных клеток. Функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых «коллеги»; так, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших (она увеличивается в размерах, формирует новые отростки и связи с другими нейронами).

После 45 лет процесс гибели нейронов усиливается (каждый день могут погибать сотни тысяч нейронов), что приводит к снижению скорости восприятия, усвоения новой информации, к замедлению скорости, точности реакций, к нарушениям памяти, ослаблению интеллекта (вплоть до старческого слабоумия), к нарушениям движений, эмоциональным и личностным изменениям. При нездоровом образе жизни, под влиянием стрессов, алкоголя, наркотиков, плохой экологии процессы гибели нервных клеток мозга резко ускоряются и усиливаются, что приводит к деградации психики и интеллекта, к деменции и летальному исходу.

Несмотря на высокую пластичность человеческого мозга, любое повреждение или удаление части мозга меняет личность человека, влияет на его психику, а гибель определенных зон мозга (центры дыхательной и сердечной деятельности) может привести и к летальному исходу. А при повреждении зоны Брока - в задней трети нижней лобной извилины - у человека нарушается речь. Если поражена лобная кора мозга, то реальное восприятие внешней среды и самооценка нарушаются, человек не может вырабатывать программу действий с учетом желаемых последствий.

У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). Правши составляют 80-90% современных людей. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. Они развиваются главным образом благодаря писанию, а не говорению: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется.

Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности в психике человека, его способностях.

В норме осуществление любой функции - это результат работы всего мозга: и левого, и правого полушария. Если человек лишается правого полушария вследствие кровоизлияния в него, то он не способен к творчеству. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить. При отключении левого полушария творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, сохраняются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре - тоска и печаль, депрессия.

У женщин выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, что обусловлено большей активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Исследователи выяснили, что работать на полную мощность мозгу мешают самые разные причины. Высокое кровяное давление губительно влияет на память. Курение на 25% снижает возможности памяти и интеллекта. Недостаток сна, алкоголь, нарушение работы щитовидной железы также подрывают способность мозга формировать новые представления.

Соотношение физиологического и психологического

Сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности, какие бы возвышенные чувства у нас ни вызывали, прозаически связаны с функционированием вещественного, материального органа - мозга. Понять и доказать это позволили исследования по физиологии высшей нервной деятельности. Ознакомление с ее данными имеет для того, кто хочет понять психологию, эвристическое значение. Рассуждения и определения психологии выглядят зачастую малопонятной схоластикой, но до тех пор, пока не будет понята их связь с работой мозга. Из словесных упражнений они превращаются в образы, в мысленное видение психологической реальности.

Среди ученых, признающих связь психики и физиологии мозга,наиболее распространены три точки зрения на характер этой связи.

Первая - ее именуютпсихофизиологическим монизмом, - полагает, что связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, какова физиология, такова и психология. Происходит, таким образом, их отождествление, сведение всего к физиологии, т. е. по существу отрицание психики как особого явления в мире.

Известно, что имеются разные формы движения материи: механическая, электрическая, химическая, физиологическая и другие, в том числе и психологическая. Высшие формы нельзя свести к низшим и представить как некую сумму последних. Так, про физиологические процессы можно было бы сказать, что это химические процессы обмена веществ, физиологические изменения температуры, перемещения частиц, ионов и др.Но физиология человека - это не простая химия и физика, а иная - физика и химия живого тела. Она подчиняется законам функционирования целостного организма. Распад организма, смерть прекращают всю эту физику и химию и ее особые свойства и закономерности.

Современная теория систем рассматривает свойства систем как не сводимые к свойствам образующих их элементов или их простой сумме. Это особые, качественно иные - системные - свойства. Примеры: известная всем химическая формула воды состоит из двух атомов водорода и одного - кислорода. Водород и кислород - газы со своими свойствами. Вода же - жидкость, обладающая совершенно иными свойствами. Электронный конденсатор - кусочек металла и изолятора, но, включенный в схему телевизора или радиоприемника, обнаруживает способность к накоплению и отдаче энергии, работая синхронно с другими элементами и подчиняясь целостным свойствам технической системы. Последняя же - не просто сумма электронных деталей, ибо ни одно из них не обладает удивительным свойством - воспроизводить звук или изображение на основе электромагнитных волн. На это способна лишь вся их совокупность, организованная и функционирующая по строго определенной схеме.



Психика как свойство мозга - тоже особое, системное свойство и его невозможно сложить, как кубики, из более простых физиологических явлений. Системные в отношении к физиологическим, психологические явления вступают во взаимодействие между собой на более высоком, системном, психологическом уровне, обнаруживая новые, психологические закономерности и механизмы взаимодействия между собой.

Сведние высшего к низшему, системного к элементарному, разложение целого на «части, кусочки» в любых явлениях научно некорректны. Это проявление примитивизма, механицизма, редукционизма и асистемного похода. Применительно к человеку оно приводит к биологизаторству, к сведнию всего к физиологии, к постановке знака равенства между человеком и животным, к объяснению человеческого поведения только биологическими механизмами.

Вторая точка зрения -психофизиологический параллелизм - диаметральная противоположность первой. Она придает качественному своеобразию психики исключительное значение. Признавая чаще всего, что материальным субстратом психики является мозг, сторонники этой позиции не усматривают никаких иных взаимосвязей между ними. Практически получается, что физиологические и психологические явления функционируют параллельно, рядом, не соприкасаясь между собой. Вольно или невольно такую позицию занимает немалое число обществоведов, педагогов, юристов и еще больше - практиков. В решении вопросов организации жизни, труда, управления, воспитания они забывают о физиологии человека - свойствах его нервной системы, утомлении, здоровье, задатках и т.д. - в ложном убеждении, что правильным воздействием, волей, приказом, принуждением можно решить все. Такое мнение - проявление волюнтаризма и некомпетентности.

Третья точка зрения -психофизиологическое взаимодействие, системность. Она не отрывает психологическое от физиологического в фукционировании мозга и не сводит одно к другому. Их взаимоотношения рассматриваются диалектически, во взаимосвязях, в переходах количества в качество, в системных взаимоотношениях элементов и целого. Психологические явления, сознание, возникая на основе физиологических явлений и определенным образом завися от них, несводимы к ним. Физиологические закономерности проявляются в психике не механически, не прямолинейно, не однозначно, а, как выражаются, «в снятом виде». Психологические закономерности, взаимодействуя между собой на системном уровне, в свою очередь влияют на проявление физиологических, включая их в свою системность и ставя под влияние своих свойств и закономерностей. Психофизиологическое взаимодействие выражается в том, что не только физиологическое влияет на психологическое, но и обратно - второе влияет на первое. Отечественная психологическая наука и большинство зарубежных теорий реализуют третий подход.

Знание основ физиологии высшей нервной деятельности, излагаемых ниже, позволяет глубже понять и внутренне принять эти, возможно, выглядящие сложными, а то и спорными, но Чрезвычайно важные в мировоззренческом, теоретическом и прикладном плане положения.

Основные процессы, механизмы и закономерности высшей нервной деятельности

Физиология как наука изучает материальные (физиологические) процессы жизнедеятельности живого организма. Физиология нервной системы, являясь одной из отраслей ее, изучает эти процессы в нервной системе - специализированной системе организма. Нервная система выполняет две основные функции: 1) управления другими системами и элементами организма, координации их функционирования и поддержания нормальной внутренней среды в нем, 2) обеспечения взаимодействия всего организма с внешней средой. Соответственно есть и два вида физиологии нервной деятельности: 1) низшая (управление самим организмом и 2) высшая (обеспечение взаимодействия организма с окружающей средой). Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) - это и особая физиологическая реальность и отрасль физиологической науки. Именно они имеют отношение к психике, а научные данные этой отрасли выступают естественно-научной основой психологической науки. Большая заслуга в разработке учения о физиологии высшей нервной деятельности принадлежит отечественным ученым - И.М. Сеченову (1829- 1905) и И.П. Павлову (1849-1936)*.

* Еще при жизни И.П. Павлова, а после его смерти и особенно в последнее время, появились критические оценки его идей. Не будет, однако, преувеличением сказать, что значительная доля их носила недобросовестный характер. Цепляясь за некоторые недоработки, критики раздували их, вульгаризировали его взгляды, по существу приписывали ему недостатки, чтобы удобнее критиковать. Нельзя думать, что современные последователи павловского наследия застыли на уровне первой четверти XX в. и просто повторяют его. Выполненные научные исследования и у нас, и за рубежом заполнили имевшиеся пробелы, осовременили, значительно продвинули, обогатили, усилили его достижения. Ныне оно включает самые современные достижения физиологической науки, отнюдь не противореча им. Современная отечественная физиология высшей нервной деятельности - одна из наиболее полных, системных, согласованных во всех звеньях теорий среди существующих в мире, в наибольшей степени отвечающая отечественной научной традиции.

Анатомически нервная система образована периферической и центральной нервной системами. Обе состоят из нервных клеток (нейронов) с нервными отростками, с помощью которых они связаны между собой. Первая проникает во все части тела, выполняет функции восприятия различных.воздействий от них, трансформации в физиологические процессы (сигналы) в нервных клетках и распространения (передачи сигналов) в центры и обратно. Вторая, образуемая большими скоплениями, «сгустками» нервных клеток с богатейшими связями между собой, именуется мозгом или центральной нервной системой (ЦНС) и выполняет управляющую функцию (переработка сигналов в ответные реакции, проявления и регуляцию активности).

ЦНС состоит из спинного мозга - центра низшей нервной деятельности, выработки простейших реакций (например, коленного рефлекса), и головного мозга - главного управляющего центра организма, материального субстрата высшей нервной деятельности (ВНД), физиологической основы человеческого сознания, психики. Головной мозг в свою очередь имеет сложное анатомическое строение (отделы, расположенные по вертикали один над другим: продолговатый мозг, промежуточный мозг, мозжечок, средний мозг, большие полушария с покрывающей их корой), но функционирует как единое целое.

Нервные клетки и их образования имеюттри уровня функциональной активности (рис. 2.4):

Относительный физиологический покой, при котором в них протекают процессы обмена веществ, восстанавливающие и поддерживающие работоспособность и готовность к реагированию;

Возбуждение - процесс повышенной активности, возникающий как реакция на воздействие (раздражение) какого-то фактора (раздражителя) на нервную ткань;

Торможение - процесс сдерживания, ослабления или прекращения реагирования нервной ткани на воздействия.

Состояния нервной ткани и процессы в ней сопряжены с явлениями физико-химической природы: перемещениями положительно и отрицательно электрически заряженных ионов калия и натрия, поляризацией, возникновением и распространением электрических потенциалов (порядка до 100 мВ), изменениями проницаемости для ионов оболочек клеток, точек их соприкосновения (синапсов) и др. По окончании действия раздражителя возбуждение или торможение в нервной клетке или группе их сохраняется некоторое время, т. е. обнаруживается последействие, следовый процесс - физиологическая основа памяти. Длительность сохранения может быть от нескольких секунд или минут (в спинном мозгу) до нескольких десятков лет (в коре больших полушарий). Следовые процессы - физиологический механизм человеческой памяти.

Динамика возбуждения и торможения проявляется в основном в том, что импульс возбуждения, дошедший от периферии до коры головного мозга, вызывает в ней возбуждение определенной группы нервных клеток, так называемый очаг возбуждения. Благодаря богатым связям нервных клеток в коре между собой (преимущественно по «горизонтали»), возбуждение от очага растекается, распространяется (иррадиирует) по ней. Иногда оно охватывает всю или большую часть коры, что мобилизует возможности мозга для выработки ответа на важные (физиологически сильные) раздражители. Но такая (генерализованная) иррадиация может вызвать перевозбуждение и сказаться отрицательно. Например, студент на экзамене, находясь в таком состоянии, не может показать даже ту подготовку, которую имеет; практик в очень волнующей обстановке снижает качество даже неплохо отработанных профессиональных действий, у него может возникнуть тремор.

Ослабление или прекращение возбуждения нервных клеток больших полушарий приводит к «свертыванию»: область возбуждения уменьшается, сжимается, постепенно ограничиваясь теми местами, где оно было наиболее сильным, оставляя здесь наиболее устойчивый след. Этот процесс называется концентрацией возбуждения. Аналогичное происходит при процессах торможения.

Динамика процессов возбуждения и торможения составляет основу всех процессов высшей нервной деятельности. Они могут распространяться, концентрироваться, вступать во взаимодействие, усиливаться или ослабевать, конкурировать друг с другом, вступать в противоборство.

При всем многообразии процессов ВНД не хаотична. Для нее существуют причинно-следственные закономерные зависимости. Главные из них - рефлекторные закономерности, теоретически обозначаемые какрефлекторный принцип в высшей нервной деятельности. Рефлекс (от лат. reflecsus - повернутый назад, отраженный) - ответ организма на воздействия из внешней среды. Рефлекс осуществляется на основе нервного пути, называемого дугой рефлекса (рис. 2.5). Раздражитель (свет, звук и другое) воздействует на нервное окончание (рецептор), находящееся на коже, во рту, в глазу, носу и т.д., и трансформируется в возбуждение. Последнее распространяется от него к центру по специальному нервному пути, именуемому афферентным (восходящим, центростремительным, сенсорным). В центральной нервной системе полученный сигнал после соответствующей обработки поступает к началу другого нервного пути, называемого эфферентным (нисходящим, центробежным, двигательным). По нему он доходит до эффектора (мышцы, органа, железы и т.д.), реализующего ответ организма.

Все рефлексы делятся на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы - врожденные, не требуют выработки, так как нервный путь, лежащий в их основе (дуга рефлекса), - неотъемлемый элемент строения нервной системы. Новорожденный обладает безусловными рефлексами: сосательным, дыхательным, глотательным, пищеварительным и др. Они - основа инстинктов: полового, родительского, оборонительного и иных. Безусловность такого рефлекса в том, что при действии раздражителя произойдет обязательно и соответствующий ответ на него.

Безусловные рефлексы целесообразны, важны, но их одних человеку мало. Представляя собой стереотипные реакции на стереотипные раздражители, они не в состоянии обеспечить адекватное поведение каждого индивида в постоянно меняющихся, бесконечно разнообразных условиях и ситуациях, которые характерны именно для его жизни и диктуют необходимость гибкого реагирования. Для этого ему нужны более гибкие и разнообразные рефлексы, которые у него и вырабатываются прижизненно под влиянием индивидуальных особенностей жизни.

Условный рефлекс - прижизненно сформировавшаяся при определенных условиях связь между каким-то раздражителем и определенным ответом на него. Условных рефлексов нет у новорожденного. У него есть только широкий набор рецепторов, нервных путей, эффекторов, часть которых объединяется при определенных условиях в дугу рефлекса. Образование условного рефлекса - это образование новой дуги, элементы которой соединяются прижизненно образованными связями. В результате возбуждение, вызванное новым, ставшим понятным и значимым раздражителем (событием, признаком и др.), начинает «бежать» по проложенному новому «руслу», не растекаясь в стороны и достигая нужного эффектора.

Основные условия образования условных рефлексов таковы (рис. 2.5 б, в): активное, деятельное состояние коры головного мозга; подкрепление (совпадение по времени) нового, неизвестного, незнакомого (незначимого) раздражителя со значимым, т. е. таким, на который человек уже реагирует (при образовании первых условных рефлексов подкрепление осуществляется безусловным раздражителем); многократность совпадения по времени незначимого раздражителя со значимым; отсутствие посторонних сильных раздражителей.

Все эти условия имеют значение при формировании чего-то нового у человека: он должен находиться в активном состоянии; новое усваивается человеком лучше, если опирается на его опыт, имеющиеся у него знания, подкрепляется доводами, которые уже имеют для него значение, когда нет отвлекающих помех; закрепляются при повторениях и многократных упражнениях.

Описанная схема образования условного рефлекса, в которой подкрепление производится безусловным раздражителем, относится к так называемым рефлексам первого порядка. Такие рефлексы в чистом виде у взрослого человека встречаются очень редко. На базе их всегда возникают более сложные рефлексы, которые называются рефлексами высшего (второго, третьего,..., пятого и т.д.) порядка. Условия образования их те же, но в качестве подкрепления выступает уже выработанный ранее рефлекс: при выработке рефлекса второго порядка - рефлекс первого, при выработке третьего - второго и т.д. (рис. 2.5 в). Так, студент, изучая новую тему, опирается на знание предыдущей и у него образуются условно-рефлекторные связи более высокого порядка. У человека возможно образование условно-рефлекторных связей до двадцатого порядка, в то время как у высших животных - только до пятого.

Образовавшиеся у данного человека условные рефлексы:

Включают в систему ВНД все новые и новые поведенческие реакции на неизвестные ему с рождения явления и события окружающего мира и она все более и более приобретает условно-рефлекторный, а не генетически обусловленный, инстинктивный характер;

Обеспечивают все более правильное, соответствующее реальной действительности и ее особенностям поведение;

Индивидуализируют ВНД людей и их поведение.

Было бы неверным, однако, искать в каждом действии человека проявление какого-то условного рефлекса, каким бы сложным он ни был*. ВНД и поведение человека - не чреда сменяющих друг друга реакций на внешние раздражители, а активизация и широкое проявление условно-рефлекторных связей, регулирующих и направляющих их и формирующих новые, более высокие по порядку. Условнорефлекторность проявляется не столько в том, что в ответ на внешнее воздействие возникает какое-то внешне выраженное движение, сколько в том, что активизируется какая-то из образованных условно-рефлекторных связей, а на основе ее еще одна и т.д. В этой условно-рефлекторной цепочке совершаются анализ возникшей ситуации и ее воздействий, их оценка, подготовка, принятие решений, а затем только их практическая реализация. По словам И. М. Сеченова:

В мысли есть начало рефлекса, продолжение его и только нет, по-видимому, конца - движения. Мысль есть первые две трети... рефлекса.

* В истории психологической науки такие попытки были. В 20-е годы XX в. в России пытались создать «рефлексологию» и «реактологию». Одно из зарубежных направлений в психологии - бихевиоризм - в основу своих теоретических построений и практических решений кладет связь «стимул - реакция».

Все это станет еще более ясным после рассмотрения системной деятельности мозга.

Системные закономерности в высшей нервной деятельности

Окружающий человека мир многогранен и сложен и адекватное ему поведение не может свестись к последовательному реагированию на отдельные раздражители по рефлекторной цепочке. Высшей нервной деятельности присущи более сложные закономерности, повышающие уровень ее системности и целостного реагирования.

На человека всегда действуют не отдельные раздражители, а множество их, что ставит перед центральной нервной системой проблему - на какие раздражители реагировать, а на какие - нет. Так, на сидящего в аудитории студента действуют оформление аудитории, действия преподавателя, посторонние звуки, температура в помещении и ее освещенность, запахи и др. Очевидно, что его реакция должна быть результатом синтетической оценки их и выбора главного - ориентации на лектора при одновременном отключении от других раздражителей. Каким образом мозг делает это? Важная роль принадлежит закону доминанты.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения (или система их и их связей), подчиняющий себе в данный момент деятельность мозга, подавляющий очаги от других раздражителей, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Она играет роль и силы, мобилизующей возможности мозга на реакцию на главное в данной ситуации. На каждом временном отрезке у каждого человека есть такая доминанта, которая, однако, не всегда соответствует ситуации и может мешать. Например, серьезная проблема, возникшая в семье студента, может занимать его мысли (доминанта) и во время занятий, подчинять себе работу мозга и отвлекать от внимательного слушания лекций. Интерес, внимание, настойчивость в решении задачи, увлеченность, озабоченность, влюбленность и др. - проявления доминант.

Окружающий человека и постигаемый им мир наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной повторяемостью (типичностью, стереотипностью) каких-то условий, факторов (раздражителей), их комплексов, ситуаций, повторяемостью и реакций, и действий человека. Таковы, например, повторяющиеся элементы образа жизни, распорядка дня, режима работы и отдыха, привычных действий и т.п. Многократным повторениям раздражителей и действий соответствует и повторяющийся у человека комплекс соответствующих условно-рефлекторных проявлений и процессов в ВНД, функционирование которого в результате все более налаживается и закрепляется. Физиологически это уже не простой процесс распространения возбуждения по каналу, цепочке, а целостная сеть закрепившихся и слаженно протекающих физиологических процессов, охватывающих уже почти весь мозг. Она называетсядинамическим стереотипом. Динамические стереотипы - физиологическая основа навыков, умений, привычек, стиля, почерка, походки, манер и другой системности.

Человек коренным образом отличается от животных тем, что обладает сознанием, развитой речью, способностью к труду и произвольному поведению. Физиологию, да и психологию этого принципиального отличия не понять, не зная о наличии в ВНД человекадвух сигнальных систем и закономерностей их функционирования.

Все нервные процессы, возникающие в центральной нервной системе и детерминированные непосредственными раздражителями (светом, звуком, запахом и пр.), относятся к так называемой первой сигнальной системе ВНД. Она схожа у человека и животных. Вторая сигнальная система - речевая система, выраженная в нервных процессах, протекающих при использовании слова (его восприятии на слух, прочтении, написании, произнесении вслух и про себя) и других видов символики (цифр, условных знаков, схем, графиков и т.п.), используемых людьми.

Каждое слово приобретает свое сигнальное значение для индивида в процессе его личной жизни. Слова не имеют значения для новорожденного, как и слова неизвестного языка - для взрослого, или неизвестные, например, научные термины. Чтобы слово приобрело сигнальное значение (стало понятным), должны быть образованы соответствующие условно-рефлекторные связи. Основное условие обычное: многократное совпадение по времени двух очагов возбуждения в коре больших полушарий - одного от слова, второго - от непосредственного раздражителя, который оно должно обозначать.

К примеру, одно из первых слов, которым овладевает ребенок, - слово «мама». Мать, ухаживая за ребенком и лаская его, очень часто произносит слово «мама». У ребенка многократно, совпадая по времени, возникают два очага возбуждения: от зрительного восприятия облика матери и восприятия звука слова (рис. 2.6 а). Это вскоре приводит к образованию условнорефлекторной связи между ними. В результате, когда ребенок слышит, например, слова: «Где мама?», он начинает реагировать. Процесс таков: звук слова вызывает очаг возбуждения в слуховой области коры; возбуждение от этого очага распространяется (иррадиирует) по условно-рефлекторному «каналу» в зрительную область, где активизирует следы зрительного образа матери; ребенок начинает крутить головой в поисках матери и, найдя ее, расплывается в улыбке.

Однако значение слова «мама» не ограничивается для него зрительным образом. Мать действует на ребенка не только как зрительный раздражитель, но и своим теплом, запахом, мягкостью тела, вкусом, устранением беспокоящих ребенка болей, освобождением от неприятных ощущений при мокрой пеленке, ощущениями ласки, любви, заботы, защиты и т.д. Поэтому очаг от зрительного восприятия окружается множеством других очагов (рис. 2.6 б), связывающихся в стереотипную «смысловую» сеть, комплекс, т. е. многогранный чувственный образ, существенно обогащающий первичное значение слова «мама». Но и этим дело не заканчивается.

Когда ребенок научается сам произносить слово «мама», то к слуховому очагу слова подключаются очаги возбуждения и связи от всех отделов речевого аппарата (языка, губ, гортани и др.), а когда овладевает со временем умениями прочтения и написания слова - очаги и связи и от них. Возникает «речевая» сеть, комплекс слова.

Оба комплекса, формируясь, одновременно прорастают взаимосвязями. В итоге возникает сложный динамический стереотип, охватывающий деятельность практически всего мозга, больших полушарий и их коры и именуемый энграммой (от греч. - запечатление) слова (рис. 2.6 в). Каким количеством слов владеет человек, столько у него и энграмм. Энграмма каждого слова имеет нечто общее для всех людей (значение слова), говорящих на одном языке (что и позволяет им понимать друг друга), но в них много индивидуального, отражающего особенности пройденного данным человеком жизненного пути - обучения, воспитания, образования, образа жизни, чтения, творчества, окружения, деятельности и поведения и др.). Поэтому личностный смысл одних и тех же слов для разных людей в большей или меньшей степени не одинаков. Так, значение слова «психология» в общем понятно всем, но его личностный смыл различен для человека, никогда не изучившего аналогичную по названию дисциплину, для человека, изучившего ее, и для специалиста-психолога, изучившего много психологических дисциплин и много прочитавшего самостоятельно. Несколько упрощая, можно сказать, что смысл слова для данного человека - это все, что человек может рассказать о его смысле.

По законам динамической стереотипии возбуждение любого участка энграммы ведет к растеканию (иррадиации) его по всей сети ее связей и участков. В результате слово слышимое, видимое, написанное, произнесенное вслух или про себя сопряжено с рефлекторной активизацией его «смысловой» сети и человек мысленно видит, чувствует все, что было сопряжено в опыте его жизни с этим словом. И наоборот: когда человек видит, например, какой-то объект, то в ВИД активизируется не только все, относящееся к «смысловой» части энграммы, но и весь речевой комплекс, речевые, слуховые, зрительные и двигательные связи слова. Человек по существу мысленно обозначает этот объект соответствующим словом, произнося его про себя, внутренне как бы слыша его, видя, хотя это часто не осознается. Все это не умозрительные фантазии, а экспериментально доказанные факты. Так, при задании испытуемому зрительно представить какое-то слово, как бы читать его, специальные приборы регистрируют активизацию биопотенциалов в мышцах речевого аппарата, а также в зрительном центре коры головного мозга и в слуховом.

Резюмируя вопрос о двух сигнальных системах, отметим, что слово:

Служит сигналом сигналов, т. е. замещает любой натуральный раздражитель. Человек реагирует на слово так же, как на натуральный раздражитель, обозначаемый им;

Для человека, владеющего речью, обладает силой подкрепления: им можно закреплять одни поступки и действия и устранять другие («хорошо» - «плохо», «можно» - «нельзя» и др.);

Богатое и сильное средство образования и оживления условно-рефлекторных связей в мозгу человека, как по широте (с помощью слова можно вызвать любой процесс), так и по скорости (реакции на слова могут вырабатываться после первого объяснения их значения с помощью других слов);

Действует не звуком, а заключенным в нем смыслом, понятийным содержанием. Звук слова не имеет ничего общего с объективными свойствами предмета, явления, обозначаемого им (один и тот же предмет на разных языках обозначается разными звуками). В этом коренное отличие реакций на слово человека и животных;

Обобщенный раздражитель. Оно выражает общее во многих предметах (например, «стол» - предмет определенного назначения независимо от того, круглый ли он, квадратный, прямоугольный, на четырех ножках или одной, черный, белый, высокий, низкий и т.п.). Слово - и отвлеченный раздражитель. Сидя, например, в учебной аудитории, можно обсуждать действия при хирургической операции, задержании вооруженного правонарушителя и др. и словно присутствовать при них. Эта особенность слова позволяет повысить уровень мышления от непосредственно наглядного (которым владеют и высшие животные) до абстрактного, строящегося на мысленных представлениях, на анализе и синтезе, обобщениях, вскрытии закономерностей, предвидении, планировании, творческом поиске;

Присущая только человеку универсальная форма хранения и передачи опыта жизни предшествующих поколений людей (филогенетического опыта) и накопления индивидуального (онтогенетического). Овладевая речью в детском возрасте, полным пониманием значения слов, обогащая их смысл, усваивая научные понятия, приобретая с помощью освоенного арсенала слов и их значений новые знания в ходе получения образования, обучения и личного опыта, человек практически преобразует свою высшую нервную и психическую деятельность, резко расширяя понимание мира, совершенствуя поведение и творческие возможности;

Основа человеческого мышления и произвольного поведения. Подчиняя последовательно произносимые слова законам грамматики, логики, научного познания, человек выводит высшую нервную деятельность из подчинения чисто биологических законов и подчиняет социальным.

Возникновение и развитие второй сигнальной системы в ходе взросления и развития каждого человека - это не просто прибавка в его высшей нервной деятельности, но коренное преобразование ее. Один из психологов остроумно и очень верно сказал, что человек так же мало является животным, к которому прибавлена речь, как и слон - коровой, к которой приставлен хобот. Благодаря второй сигнальной системе и перестройке под ее влиянием всей высшей нервной деятельности человек приобретает возможности отвлечения, обобщения, предвидения, планирования и другие, специфически человеческие, возможности познания окружающего мира и сознательного регулирования поведения в нем.

Развитие второй сигнальной системы во взаимодействии с первой представляет одну из важнейших задач в прижизненном становлении каждого человека как человека.

Психика – струны нашей души

Определений понятия Психика великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают своё определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека.

Наиболее распространённым является определение А.Н. Леонтьева:

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Как любое свойство, психика проявляет себя только в процессе взаимодействия этой «высокоорганизованной материи» с другими такими же материями, то есть психика человека проявляется в обществе, в среде себе подобных.

Каждый из нас строит свою картину мира и образ себя в нём, и уже на основе этого меняет своё поведение, принимает решения и выполняет определённые действия для удовлетворения собственных потребностей.

Если психика есть отражение действительности, то почему так много вариантов этого отражения? Мы можем смотреть на один и тот же предмет и видеть совершенно разные вещи. Абсолютно по-разному понимать жизненные ситуации и поступки других людей, делать диаметрально противоположные выводы и совершать необъяснимые порой даже для себя действия.

Из каких кирпичей мы строим свои картины мира? Что выносим на первый план, а что оставляем для фона? И почему мы поступаем так, а не иначе? Что движет нами в принятии решений?

Сквозь восьмигранную призму системного мышления становятся видны механизмы функционирования человеческой психики.

Системно-векторная психология описывает принципы, согласно которым мы отражаем объективную реальность и выстраиваем свою картину мира, определяем своё место в существующем обществе и регулируем своё поведение и действия.

Любые психические процессы человека обусловлены его векторами. Каждый вектор означает одновременно наличие комплекса желаний, стремлений, целей и вместе с этим наличие необходимых для их реализации свойств. Каждый поступок обусловлен соответствующим желанием и обеспечен конкретным свойством. Мы просто не в состоянии пожелать того, чего не можем осуществить. Все наши желания и возможности полностью совпадают друг с другом.

Во времена первобытной человеческой стаи всё было просто – у каждого, за редким исключением, был один вектор, одна конкретная видовая роль, выполняя которую человек ощущал наслаждение, получал удовлетворение от своей жизни. Видовая роль представляла собой отдельную часть общей задачи по выживанию всей стаи. Только та стая, где выполнялись все видовые роли, имела возможность выжить и продолжить себя во времени.

Сегодня развитие человечества достигло такого уровня, что у каждого современного индивида присутствуют в среднем 3-5 векторов и более, в связи с этим психика человека значительно усложнилась, а психические процессы ускорились в разы. Несмотря на это в каждом векторе присутствуют все прежние желания, как и на заре человечества, изменились только способы их реализации.

Тот, кто раньше охранял пещеру и обучал мальчиков войне и охоте, . Тот, кто охотился и создавал запасы пищи, . Кто любовался закатом и высматривал опасных хищников в саванне, занимается искусством или медициной.

Однако всех нас объединяет один общий принцип, одно желание, присущее всем людям, независимо от векторального набора.

Принцип наслаждения

Чего мы хотим? Все без исключения!

Любви, богатства, уважения, славы, внимания, покоя?.. Ответ прост: абсолютно . Мы стремимся получать удовольствие от своей жизни, все наши поступки направлены только на это.

Каждый из нас имеет врождённый набор векторов – совокупность психологических свойств, определяющих наши желания, ценности, приоритеты. Реализуя свои желания мы получаем наслаждение, как результат сбалансированной биохимии головного мозга, ощущаем наполненность жизни, удовлетворение от собственных действий, счастье.

Отсутствие реализации природных потребностей ведёт к накоплению нехваток, дисбалансу биохимии головного мозга и возникновению негативных состояний психики – апатии, депрессии, страхов, фобий, обид, раздражительности, агрессивности и тому подобного. Такие негативные состояния заставляют нас наполниться любым способом, вплоть до архетипичного, только бы снять растущее напряжение.

Все мы стремимся к наслаждению, но никак не к страданию, именно это и толкает нас к действиям, а самое большое удовольствие мы можем получить, максимально реализуя свои качества на самом высоком уровне их развития согласно темпераменту современного человека. В каждом из восьми векторов свои желания и, соответственно, люди с разными векторами получают наслаждение от различных видов деятельности.

Психика кожника такова, что он с удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно. Анальник же, наоборот, строго последовательно доведёт свою работу до идеала без оглядки на затраченное время и силы. Уретральник всегда в первых рядах двигает свою стаю в будущее, чего бы это ему ни стоило, а для мышечника сливаются понятия пространства и времени в его любимом состоянии монотонии, в радости от физического труда.

Мы рождаемся для наслаждения, которое можем получить только реализуя собственные качества, то есть выполняя видовую роль. Тем самым мы приносим пользу обществу и делаем свой вклад в развитие всего человечества.

Частное наслаждение каждого из нас на самом деле намного объёмнее и значительнее, чем просто личная радость от хорошо сделанной работы.

Принцип удвоения

Реализация векторальных свойств – процесс постоянный. Нельзя наполниться раз и навсегда, как невозможно наесться на несколько дней вперёд. Однако выполняя одни и те же действия, реализуя своё желание на одном и том же уровне, со временем мы обнаруживаем, что ощущение наполненности уменьшается. В чём же дело?

Покорение одной и той же вершины уже не приносит альпинисту того пьянящего чувства радости, как это было впервые. Теперь нужна более высокая скала.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» - как всегда точно подметил Владимир Высоцкий.

Каждое желание в каждом векторе требует своего удовлетворения. Частичное наполнение вызывает жажду более полной реализации, а полностью реализованное желание рождает удвоенное. После полной реализации одной потребности возникает новая, в два раза бОльшая и требующая удвоенных усилий для наполнения, но и дающая в итоге двойное наслаждение.

Жизнь это движение – усилия над собой, работа мысли, творческий поиск, созидательная деятельность, своего рода самосовершенствование, духовный рост без остановок в пути.

Кто-то стремительно движется по карьерной лестнице, кто-то становится профессионалом экстра класса, а кто-то, будучи топ-моделью, создаёт благотворительный фонд помощи детям. Это и есть наполнение растущего желания в зрительном векторе – , где для полного удовлетворения достаточно увидеть себя красивую на обложке журнала, до благотворительности, в которой возможна только отдача всего – своего времени и сил, эмоций, любви и сострадания, а наслаждение от такой реализации в разы полнее.

Безусловно, такой рост возможен только при исходно высоко развитом векторе. Реализация напрямую зависит от уровня развития векторальных свойств. Чем выше уровень развития, тем сложнее и объёмнее реализация и тем большее наслаждение человек может получить.

Желание «в себя», желание «наружу»

Наполнение векторов возможно двумя путями: вовнутрь, что означает получение удовлетворения напрямую в себя, это происходит на низком уровне развития вектора, и наружу, то есть во благо всего человечества, общества, коллектива, а потом уже себя, как члена этого общества. Отдача ради получения, созидание ради приобретения и наслаждения.

Реализация вовнутрь, для себя любимого – это архетипичный элементарный уровень психики, на котором могут быть удовлетворены наши желания. Он даёт маленькое кратковременное удовольствие, а значит требует постоянного повторения, чтобы наполнить нехватки хоть частично.

Это воровство, то есть добыча любой ценой, обогащение себя за счёт других, в то время как высокоразвитый кожный вектор наполняется путём инженерии или законотворчества, получение того же самого имущественного и социального превосходства только уже за счёт повышения собственной ценности, как специалиста, увеличения своего вклада в развитие общества, создания социальных благ.

Сложная психика современного человека намного больше, чем мелкое наполнение от реализации первобытной программы. Взрослый человек не получит такого удовольствия от игры в куклы, как от работы над сложным проектом в коллективе.

Сила желания в каждом векторе или темперамент современных людей растёт с каждым новым поколением, поэтому определяющим в жизненном сценарии человека является ответ на вопрос – как высоко смогут развиться свойства векторов до пубертата. Два полюса кожного вектора это либо отъявленный мошенник, вор и проходимец, либо талантливый инженер-конструктор, организатор, экономист.

Любой из восьми векторов – это только набор свойств, желаний, ценностей и приоритетов, а каким путём мы реализуем их – от этого зависит наше место в социуме и объём наслаждения от реализации.

Реализация наружу требует большего приложения усилий, но вместе с этим даёт наиболее полное удовлетворение от жизни, так как это наполнение на самом высоком уровне, который, собственно, и соответствует уровню темперамента современного человека.

Счастливое отражение в зеркале

Картину объективного мира мы можем создать исходя из собственного видения реальности, понимания, что для каждого из нас наиболее важно и ценно а что имеет второстепенную значимость. Наш взгляд на мир и своё место в нём определяют наши вектора. Инструментами деятельности психики современного человека являются врождённый темперамент, уровень развития и степень реализации природных качеств. А механизмы функционирования психики – это принцип наслаждения, удвоение желания и реализация вовнутрь или наружу.

Психика является самым сложным и многогранным свойством современного человека, и чем больше вы знаете о принципах функционирования психики, чем больше понимаете себя, свои желания и возможности, тем больше у вас шансов сделать себя счастливым, и не на треть или половину, а на все 100%.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление , восприятие , память , мотивы , чувства и эмоции , речь ивнимание - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно - специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц - все согласны. Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.

Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.

Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.

Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций

ОТВЕТ: 1 п/с обеспечения правильного выполнения действия (схема ООД)

1. Характеристика и функции продукта действия.



2. Структура продукта в целом.

3. Иерархическая структура продукта, т.е. продукт по частям в порядке их производства.

4. Представление о действии в целом, в той конечной форме, которой еще должен овладеть ученик (испытуемый).

5. Звенья действия и его общий план, т.е. алгоритм действия.

6. Представление о материале, с которым надо действовать, с показателями его пригодности и разметкой для выполнения действия.

7. Представление об орудиях и средствах действия – основных, вспомогательных и контрольных, – в порядке их подготовки и применения в действии.

8. Указания по организации контроля: контрольные точки на траектории действия, показатели и средства контроля.

2 п/с обеспечения формирования действий с заданными свойствами

Варьирование задач по содержанию и форме есть важнейший принцип формирования (контрастность предъявления задач как принцип варьирования):

2. По логической полноте условий для решения: все необходимые условия; не все необходимые условия; все необходимые + избыточные условия; не все необходимые + избыточные условия.

3. По «психологической» форме предъявления, когда не совпадают наглядные и понятийные характеристики материала.

3 п/с интериоризации

1. Этап создания и поддержания мотивационной основы действия (Внешняя – осуществление деятельности из-за внешне заданной прагматической цели. Состязательная – возникает тогда, когда есть объект для сравнения. Внутренняя – когда мотив лежит в самом процессе.)

2. Этап создания и уяснения ООД.

3. Этап формирования действия в материальной или материализованной форме.

4. Этап формирования действия в громкой социализованной речи.

5. Этап формирования действия в т.н. «внешней речи про себя».

6. Этап формирования действия во внутренней речи.

П.Я.Гальперин: «В свое время для меня и многих моих сверстников идеи Выготского были лучом света в неразберихе психологического кризиса... Для нас идеи Выготского воплощали это новое понимание психологии и стратегии ее экспериментальных исследований. Дуализм физического и психического, психофизиологии и психологии духа не просто отменялся, но заменялся различением природных, непосредственных форм психической деятельности и форм общественно-исторических, орудийно опосредованных, специфически человеческих, короче – низших и высших психических функций. Положение Выготского, что высшие психические функции образуются в речевом общении людей, отвергало столь губительное представление классической психологии об изначально внутренней природе психической деятельности. Положение о том, что высшие психические функции "врастают извне внутрь", намечало новый путь их объективного изучения. Поскольку опосредствование высших психических функций проходит долгий путь и раскрывается в онтогенетическом развитии ребенка, изучение психического развития становится основным методом общей психологии»

Инстинкт, навык и интеллект у животных. Роль ориентировочной деятельности в процессе образования навыков у животных. Основные результаты исследования разумного решения задач животными.

ОТВЕТ: Формы поведения животных

1. Таксисы – наиболее низкая, самая простая форма поведения, заключающаяся в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него.

2. Инстинкты – это в основном врожденные формы поведения. Пример: наседка и цыпленок (если его накрыть колпаком, то она не обращает на него внимания).

3. Навыки – это те формы поведения, которые приобретаются в индивидуальной жизни, новые, автоматизированные формы поведения.

4. Разумное решение задач животными.

Инстинкты – это сложные, хорошо скоординированные, объективно целесообразные действия, которые животное производит без всякого научения, т.е. характерное для всех представителей данного вида поведение оказывается сразу готовым и единообразным, имеющим видовой неиндивидуальный характер. Оно врождено и передается по наследству.