Русский язык 10 11 кл программа. Научный стиль речи

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 939»

Рассмотрено

на МО

Протокол №

от «___»__________2016г.

Руководитель МО

_________Котова Е.А.

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2016

Утверждаю

Директор ГБОУ Школа

939

_______Сухоносова Е.Н.

« »_____________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 10-11-х классов

Составители:

    Котова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория, педагогический стаж 22 года)

    Лобкова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория, педагогический стаж 20лет)

    Пономарева Виктория Витальевна, учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория, педагогический стаж 22 года)

    Калиничева Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет)

Рабочая программа по русскому языку для 10-11-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (с изменениями от 31.12.2015) , примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ

    Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками средней школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

    Формирование духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

    Усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования

    Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

    Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

    Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде среднего (полного) общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

    Речевые умения и навыки;

    Умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний;

    Умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;

    Умение создавать текст того или иного функционального стиля,

    Формирование полных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    Овладение нормами русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилами речевого этикета.

    Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении сложных монологических высказываний и письменных текстов.

    Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

    Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Освоение научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

    Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты изучения курса "Русский язык" (10 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

    оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

    базовые умения использования языка во всех сферах общения .

МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
регулятивных УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

понимать:

    связь языка и истории, культуры русского и других народов;

    смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой сферах общения;

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Учащийся должен уметь:

    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

    использовать основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально – культурной и деловой сферах общения;

    применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

    использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

    осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (11 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

    постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

    оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; базовые умения использования языка во всех сферах общения.

    представление о своей этнической принадлежности;

    развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

    самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

    выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

    составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

    работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    принимать и сохранять цель и учебную задачу;

    высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

    выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

    анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

    осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

    преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

    уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

    Уметь использовать язык во всех сферах общения.

    слушать собеседника и понимать речь других;

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

    признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

    формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

    речевые умения и навыки;

    умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний;

    умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;

    умение создавать текст того или иного функционального стиля, осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы

    понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

    применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

    овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

    слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    связь языка и истории, культуры русского народа;

    обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры

    проявлять речевые действия;

    добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи.

    адекватно понимать содержание научно-технического и художественного текста, воспринимаемого на слух;

    выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

    сопоставлять план текста, производить полный и сжатый пересказ;

    обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

    дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

    находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

    составлять тезисный план исходного текста;

    сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства

    создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи.

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» у выпускников средней (полной) школы.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

    связь языка и истории, культуры русского и других народов;

    смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

    использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

говорение и письмо:

    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

    применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

    функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно- бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

    проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение:

    использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Выпускник средней полной школы должен уметь:

    писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы.

    анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи.

    определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста.

    проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

    правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

    определять способы образования слов различных частей речи;

    соблюдать лексические нормы;

    проводить анализ художественного текста;

    проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

    владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

    определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

    самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.

10 класс.

    Введение (1 час)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

2.Лексика. Фразеология. Лексикография (18 часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (5 часа)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (5 часов)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография – 64 часов, в том числе:

Принципы русской орфографии (20 часов)

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

Имя существительное (7 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (5 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (4 часа)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол, причастие, деепричастие (8 часов )

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния (5часа)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Служебные части речи (12 часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Итоговое повторение (7часов)

11 класс.

Введение (1 ч)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как Государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского языка.

Тема 1. Повторение (15 ч)

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Лексика

Основные понятия и основные единицы лексики. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.

Фразеология

Основные понятия и основные единицы фразеологии. Фразеологические единицы и их употребление.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Тема 2. Синтаксис и пунктуация (42 ч.)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Основные синтаксические единицы.

Основные единицы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простые предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоствные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Простые осложненное и неосложненное предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при вставных конструкциях.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным, с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.

Предложения с чужой речью.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Тема 3. Культура речи. Стилистика. (40 ч)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качество хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

10 класс

Учитель Котова Е.А.

К/Д, соч, изл

Общие сведения о языке

Роль языка в обществе.

"Язык каждого народа создан самим народом".

История развития русского языка.

Периоды в истории развития русского языка.

Место и назначение русского языка в современном мире

Стилистические функции устаревших форм слова

РР Стили речи

Диагностическая работа.

Единицы языка.Уровни языковой системы

Рр Обучение написанию изложения

РРИзложение с элементами сочинения.

Понятие нормы литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики.

Звуки и буквы. Чередование звуков

Принципы русской орфографии.

Фонетический разбор.

Контрольный диктант №1 по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Работа над ошибками

Морфемика и словообразование

Состав слова.

Словообразование. Формообразование

Способы словообразования

Выразительные словообразовательные средства

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Морфемика»

Работа над ошибками

Морфология и орфография

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и «ц»

Правописание согласных в корнях слов

Правописание приставок. Гласные Ы и И после приставок. Употребление Ь и Ъ

РР Обучение сочинению в формате ЕГЭ

Самостоятельные части речи

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного

Контрольный диктант по теме «Орфография»

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

РР Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия. Правописание деепричастий. Морфологические нормы

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния

Служебные части речи. Предлог. Союз

Частицы. Правописание частиц. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Контрольный диктант

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку
10 класс­11 класс
Данная рабочая программа по русскому языку для 10­11 классов создана на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования
по русскому языку для 10­11 классов
общеобразовательных учреждений (авторы­составители: А.И.
Л.М.
Рыбченкова)
и авторской программы
Власенков,

Материалы, использованные при составлении программы
10­11 кл.: Программно­методические материалы: Русский язык. 10­11 классы / Сост. Л.М.
Рыбченкова – М.: Дрофа, 2001.
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10­11 кл.
общеобразоват. учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский
учреждений. ­ М., «Просвещение», 2002.
Греков В.Ф. Русский язык. 10­11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений / В.Ф.Греков,
С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2009.
Программа рассчитана на 35 учебных часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе.
Актуальность изучения учебного предмета «Русский язык»
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не
просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой
соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного,
духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Цели, задачи, специфика преподавания русского языка
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего

образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных
новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10­11 классах.
К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты,
подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

развитие

Концептуальная новизна курса русского языка в 10­11 классах состоит в том, что на
базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с
формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами
образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа
обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование
общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и
способностей:
предполагающих
коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание
и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для
развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению
обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
речемыслительных

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна
подходов к реализации преподавания русского языка в 10­11 классах. На первый план
выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание
данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи
личностно­ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.
Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между

лексике,
грамматике;
фразеологии,
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний
учащихся по фонетике,
дальнейшее
совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся,
изучение лингвистики текста,
а также закрепление и расширение знаний о
коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так
как овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки
зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является
необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X­XI классах направлен на достижение следующих целей:
­ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
­ дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
­ освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
­ овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
­ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского
языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о
национальном своеобразии русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить
умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
­ закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм
современного русского литературного языка;
­совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
­ обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных
сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
­ формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и
информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с
различными информационными источниками.

Методы и формы решения поставленных задач
Формы обучения:
Комбинированный урок,
исследование, урок­лекция, урок­семинар, урок­практикум, урок развития речи.
повторительно­обобщающий урок,
урок­беседа,
урок­
Методы и приёмы обучения:
лексический,
синтаксический,
лингвистический,
словообразовательный,
лексико­фразеологический,
­обобщающая беседа по изученному материалу;
­ различные виды разбора(фонетический,
морфологический,
речеведческий);
­ виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой(целенаправленные
выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
­ составление учащимися авторского текста в различных жанрах(подготовка реферата,
доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
ит.д);
­ наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с
последующим его использованием по заданию учителя;
­изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
­письмо под диктовку;
­комментирование орфограмм и пунктограмм.
синтаксический,
разные виды разбора(фонетический,
Виды деятельности учащихся на уроке
­ оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
­ взаиморецензирование;
­анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
­
морфологический,
речеведческий);
­ лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка;
­ разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно­изучающее, ознакомительно­
реферативное и др;
­ аудирование;
­ информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
словообразовательный,
лексико­фразеологический,
лингвистический,
лексический,

переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
­создание текстов разных функционально­смысловых типов, стилей и жанров:
рефериратов;
докладов;
рецензий;
аннотаций и т.д.
­ создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно­научной,
социально­культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
­ участие в дискуссии;
­ создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
­ составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
­работа с различными информационными источниками: учебно­научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных
в электронном виде), конспектирование.
Программно­методическое обеспечение предмета «Русский язык»
Учебная
программа
класс
Учебные пособия
для учащихся
10­11 кл.:
Программно­
методические
материалы: Русский
язык. 10­11 классы /
Сост. Л.М.
Рыбченкова – М.:
Дрофа, 2001.
10
Власенков А.И. Русский
язык: Грамматика.
Текст. Стили речи:
Учеб. для 10­11 кл.
общеобразоват.
учреждений/
А.И.Власенков,
Л.М.Рыбченкова. – М.:
Просвещение, 2002.
Методические пособия
для
учителя
1. Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к учебнику
« Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили
речи» для 10­11 классов
общеобразовательных
учреждений. ­ М.,
«Просвещение», 2002
2. Греков В.Ф. Русский
язык. 10­11 классы: учеб.
для общеобразов.
учреждений / В.Ф.Греков,
С.Е. Крючков,
Л.А.Чешко. – М.:
Просвещение, 2009.
3. И.В.Золотарёва,

10­11 кл.:
Программно­
методические
материалы: Русский
язык. 10­11 классы /
Сост. Л.М.
Рыбченкова – М.:
Дрофа, 2001.
11
Власенков А.И. Русский
язык: Грамматика.
Текст. Стили речи:
Учеб. для 10­11 кл.
общеобразоват.
учреждений/
А.И.Власенков,
Л.М.Рыбченкова. – М.:
Просвещение, 2002.
Л.П.Дмитриева.
Поурочные разработки по
русскому языку в10
классе
М.: «ВАКО», 2005.
1. Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М.
Методические
рекомендации к учебнику
« Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили
речи» для 10­11 классов
общеобразовательных
учреждений. ­ М.,
«Просвещение», 2002
2. Греков В.Ф. Русский
язык. 10­11 классы: учеб.
для общеобразов.
учреждений / В.Ф.Греков,
С.Е. Крючков,
Л.А.Чешко. – М.:
Просвещение, 2009.
3. И.В.Золотарёва,
Л.П.Дмитриева,
Н.В.Егорова.
Универсальные поурочные
разработки по русскому
языку: 11 класс. ­М.:
«ВАКО», 2006.
Содержание курса
10 класс (35 часов)
Раздел
Кол­во часов
Содержание

1. Общие
сведения о
языке
2. Фонетика.
Орфоэпия.
Орфография.
3. Лексика и
фразеология.
4. Морфемика и
словообразова
ние.
3
3
4
2

звукопись

Фонетическому
принципам

подчиняющиеся
и
русской
Язык и общество. Язык и культура. Язык и
история народа. Три периода в истории
русского языка. Русский язык в современном
мире. Функции русского языка как учебного
предмета. Активные процессы в русском языке
на современном этапе. Проблемы экологии
языка.
Обобщение, систематизация и углубление
знаний и умений по
фонетике, графике,
орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы,
открытого и закрытого слога. Особенности
русского словесного ударения. Логическое
ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики.
Благозвучие
как
изобразительное искусство.
Написания,
морфологическому,
традиционному

орфографии.
Фонетический разбор.
Лексическая система русского языка.
Многозначность слова. Омонимы, синонимы,
антонимы. Русская лексика с точки зрения ее
происхождения:
исконно русские слова,
старославянизмы, заимствованные слова.
Русская лексика с точки зрения ее
специальная
употребления:
лексика
термины),
аргонизмы. Межстилевая лексика, разговорно­
бытовая и книжная. Активный и пассивный
словарный запас:
историзмы,
неологизмы. Индивидуальные новообразования,
использование их в художественной речи.
Русская фразеология.
Нормативное
и
фразеологизмов в строгом соответствии с их
значением и стилистическими свойствами.
Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов,
антонимов,
омонимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы.
Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико­фразеологический разбор.
Обобщающее повторение ранее изученного по
теме «Морфемика и словообразование».
словообразовательные
Выразительные
диалектизмы,
(профессионализмы,
архаизмы,
употребление

слов
паронимов,

5. Морфология и
орфография.
10
6. Синтаксис и
пунктуация
7. Речь,
функциональные
стили речи.
8. Научный стиль
речи.
9
2
2
средства.
Словообразовательный разбор.
Обобщающее повторение морфологии. Общее
грамматическое значение,
грамматические
формы и синтаксические функции частей речи.
Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно­выразительные возможности
морфологических форм.
Принципы русской орфографии.
Роль
стилистического и грамматического разбора
при написании слов различной структуры и
значения.
Морфологический разбор частей речи.
Обобщение и повторение синтаксиса.
Грамматическая основа простого предложения,
виды его осложнения,
типы сложных
предложений, предложения с прямой речью.
Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и
предложений разных типов. Интонационное
богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном обращении.
Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания,
простого и
сложного предложений,
предложения с прямой речью.
Язык и речь. Основные требования к речи:
правильность,
выразительность,
уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды преобразования.
Тезисы,
выписки,
реферат. Анализ художественного и научно­
популярного текста.
Функциональные стили речи,
характеристика.
Назначение,
и

разновидности научного стиля (подстили).
Лексические и синтаксические особенности
научного стиля. Нейтральная, общенаучная и
специальная лексика. Термин и терминология.
Лингвистическая характеристика, анализ и
Толкование
классификация
(раскрытие

терминов.
Терминологические энциклопедии, словари,
справочники. Термины и профессионализмы,
терминов.
значения)
их общая
конспект,
аннотация,
точность,

стилевые

признаки

нормы их употребления в речи. Использование
учащимися средств научного стиля.
11 класс (35 часов)
Раздел
Синтаксис и
пунктуация
Кол­во часов
15
Публицистический
стиль речи
Художественный
стиль речи
Общие сведения о
языке
5
6
9
Содержание
Типы связи в словосочетании. Разбор
словосочетаний. Однородные члены
предложения. Однородные члены
предложения. Обособленные определения,
приложения, обстоятельства. Типы сложных
предложений. Бессоюзные сложные
предложения. Сложносочиненные
предложения. Пунктуация в
сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения. Типы
придаточных предложений. Сложные
предложения с разными видами связи.
Цитирование и прямая речь.
Особенности публицистического стиля речи.
Очерк. Эссе. Доклад. Дискуссия.
Особенности художественного стиля речи.
Виды тропов и стилистических фигур.
Орфоэпические и акцентологические нормы.
Лексико­фразеологические и стилистические
нормы. Грамматические нормы.


10 класс (35 часов)
Раздел №
п/п
Тема урока
Тип урока
Оснащение
(наглядность
Контроль
знаний
Д/з
Дата
1
2

е
к
ы
з
я

я
и
н
е
д
е
в
с

е
и
щ
б
О
.
ч

3
пособия,
ИКТ)
презентация
Язык и
общество.
Лекция,
практикум
практикум
презентация
Язык и история
народа. Три
периода в
истории
русского языка
Русский язык в
современном
мире.
Устный
опрос,
зрительный
диктант
Орфографи
ческий
диктант,
фронт.
опрос, тест

.
я
и
ф
а
р
г
о
ф
р
О

.
я
и
п
э
о
ф
р
О

.
а
к
и
т
е
н
о
Ф
.
ч

я
и
г
о
л
о
е
з
а
р
ф
и

а
к
и
с
к
е
Л
.
ч

4
=
р
р

1
+
3
3
К
4
5
6
7
8
Тематический
контроль по теме
«Общие
сведения о
языке»
Повторение по
теме
«Фонетика».
Фонетический
разбор
Основные нормы
современного
литературного
произношения и
ударения
в
русском языке

Принципы
русской
орфографии.
презентация
тест
Урок
контроля
знаний
Урок­
повторение
презентация
Обобщение
знаний
Карточки,
тест,
фонетич.
разбор
Теоретичес
кий опрос
конспект
практикум
презентация
Карточки,
тест
Повторение по
теме «Лексика»
Обобщение
знаний
Карточки,
ОК
Анализ
текста
Лекция,
практикум
Презентация
ОК
Объяснит.
диктант,
сообщения

Русская лексика
с точки зрения
сферы
ее
употребления.
Активный

пассивный
словарный запас
и
9
РР
Русская
фразеология.
Лексические и
фразеологически
е словари
Урок РР
презентацияс
ловари
Карточки,
сообщ­я,
ОК
Сообще
ние по
теме
«Лекси
ка»,
упр. 41,
50
Упр. 67,
69, 70
Упр. 87,
95,
рассказ
о
фразеол
огизмах

Урок
контроля
Урок
повторения
знаний
Диктант с
доп. зад.
презентация
Диктант,
тест
тест
Упр.
126
(1ч.),
131
практикум
презентация
Практич.
задания
тест
презентация
Урок
повторения
знаний
практикум
тесты
Объяснит.
диктант,
схемы
Морфол.
разбор
Тест,
карточки
Стр. 67
вопр.1­
3, упр.
148,
167, 184
(1, 3)
упр.
195,
стр. 78,
89 выуч.
10
К
11
12
13
14

е
и
н
а
в
о
з
а
р
б
о
о
в
о
л
с

а
к
и
м
е
ф
р
о
М
.
ч

я
и
ф
а
р
г
о
ф
р
о
и

я
и
г
о
л
о
ф
р
о
М
.
ч

0
1
Контрольный
диктант
с

дополнительным
и заданиями
Повторение.
Морфемика и
словообразовани
е.
Способы
словообразовани
я.

Выразительные
словообразовате
льные средства
Обобщающее
повторение
частей
речи.
Морфологически
й разбор.

НН
Трудные
вопросы
правописания Н
и
в
суффиксах
существительны
х,
прилагательных,
наречий

15
16
17
18
19
20
21
22
К
практикум
Карточки,
презентация
Карточки,
тест
Упр.
142, 171
(2 ч.)
в
и
НН
Н,
суффиксах
причастий

отглагольных
прилагательных.
Трудные
вопросы
правописания
окончаний
разных частей
речи.
практикум
таблицы
Карточки, Упр.
205
практикум
презентация
Перфокарт
ы, карточки
Упр.
199, 203
практикум
презентация
практикум
таблицы
практикум
таблица
практикум
таблицы
Урок
контроля
знаний
Коммент.п
исьмо,
карточки
Карточки,
тест
Выборочнд
иктант,
тест
Сост.
слов
дикт.
Упр.
174
Упр.
186
Диктант,
тест
Упр.
200
Диктант
Правописание
НЕ и НИ с
разными частями
речи
Правописание
наречий
Мягкий знак на
конце слов после
шипящих
Правописание
глаголов
Правописание
причастий
Слитное,
раздельное и
дефисное
написания
Контрольный
диктант с
грамматическим
заданием по теме
«Морфология и
орфография»

я
и
ц
а
у
т
к
н
у
п
и

с
и
с
к
а
т
н
и
С
.
ч

9
=
р
р

1
+
8
23
24
25
26
27
28
29
30
К
31
РР
32
РР
Словосочетание.
Основные виды
связи в
словосочетании.
Тире между
подлежащим и
сказуемым. Виды
сказуемых.
Второстепенные
члены
предложения
Простое
предложение.
Виды
односоставных
предложений.
Осложненное
предложение
Сложное
предложение
Прямая и
косвенная речь.
Авторская
пунктуация.
Проверочный
тест по теме
«Синтаксис и
пунктуация»
практикум
презентация
Выборочно­
распред.
диктант
Упр.
212,
213,
215, 216
практикум ОК
практикум ОК
практикум ОК
презентация
Тест,
диктант
Объяснит.
диктант
Объяснит.
диктант
практикум
презентация
практикум
практикум
презентация
Таблица,
диктант
Анализ
предлож.
Упр.
235
Упр.
259
Упр.
261 (1­
7), 263
тест
тест
Урок
контроля
знаний
Сочинение по
прочитанному
тексту
Урок
развития
речи
презентация
сочинение
Урок РР
ОК
Анализ
текста
Функциональные
стили речи.
Речеведческий
анализ текста
Написат
ь
рецензи
ю

33
РР
34­
35
К
Научный стиль
речи.
Урок РР
Упр.
353, 381
Контрольная
работа в форме
ЕГЭ
Уроки
контроля
тест
работа в
форме ЕГЭ

и
ч
е
р

ь
л
и
т
с

й
ы
н
ч
у
а
Н

и
ч
е
р
и
л
и
т
с

е
ы
н
ь
л
а
н
о
и
ц
к
н
у
ф

,
ь
ч
е
Р
.
ч

2
Учебно­тематическое планирование
11 класс (35 часов)
Раздел №
п/п
Тема урока
Тип урока
Оснащение
(наглядность
Контроль
знаний
Д/З
Дата
пособия,
ИКТ)

я
и
ц
а
у
т
к
н
у
п
и

с
и
с
к
а
т
н
и
С
.
ч

5
1
=
р
р

1
+
4
1
1
2
3
4
5
6
7
Р
8
9
10
11
12
13
14
15
К
Обобщающее
повторение темы
«Синтаксис и
пунктуация»
Типы связи в
словосочетании.
Разбор
словосочетаний
Однородные
члены
предложения
Однородные
члены
предложения
Обособленные
определения
Обособленные
приложения
Сочинение­
рассуждение
Обособленные
обстоятельства
Типы сложных
предложений.
Бессоюзные
сложные
предложения.
ССП.
Пунктуация в
сложносочиненн
ом предложении.
СПП. Типы
придаточных
предложений
Сложные
предложения с
разными видами
связи
Цитирование и
прямая речь
Повторение и
обобщение по
теме
Контрольная
работа по теме
«Синтаксис и
пунктуация»
Урок­блок
Презентация
практикум
Презентация
практикум
Разбор
словосочет
аний
Графическ.
диктант
практикум
Презентация
Диктант
практикум
практикум
.
Урок РР
практикум
практикум
Презентация
Орфоэпиче
ский
диктант
Диктант
Сочинение
Графически
й диктант
практикум
Презентация
Теоретичес
кий опрос
практикум
Презентация Практич.
работа
карточки
Презентация Практич.
работа,
карточки
Презентация Уплотнённ
Повторение и
обобщение
ый опрос
Тест
Контр. раб.
практикум
практикум
Повторение
и
обобщение
Урок
контроля

.
и
ч
е
р

ь
л
и
т
с

й
и
к
с
е
ч
и
т
с
и
ц
и
л
б
у
П
.
ч

5
=
р
р

и
ч
е
р

ь
л
и
т
с

й
ы
н
н
е
в
т
с
е
ж
о
д
у
Х
.
ч

6
16
17
18
19
Р
20
Р
21
22
23
24
К
25
К
26
К
27
е
к
ы
з
я

я
и
н
е
д
е
в
с

е
и
щ
б
О
28
29
практикум
Особенности
публицистическо
го стиля речи
Очерк. Эссе
практикум
Урок РР
Урок РР
Урок РР
объяснение
текст
повторение Презентация
Презентация
закреплени
е
Урок
контроля
Урок
контроля
Урок
контроля
тест
тест
практикум
Презентация
практикум
Презентация
Устное
выступление.
Доклад.
Дискуссия.
Подготовка к
сочинению­
рассуждению
Сочинение­
рассуждение
Особенности
художественного
стиля речи
Виды тропов и
стилистических
фигур
Виды тропов и
стилистических
фигур
Контрольная
работа по теме
«Виды тропов и
стилистических
фигур»
Выполнение
части А формата
ЕГЭ
Выполнение
части В формата
ЕГЭ
Орфоэпические
и
акцентологическ
ие нормы
Лексико­
фразеологически
е и
стилистические
нормы
Грамматические
нормы
Теоретичес
кий опрос
Творческая
работа
Устное
выступлени
е
Сочинение
Практич.
работа
Теоретичес
кий опрос
Теоретич.
опрос
Контр.
работа
тест
тест
Теоретичес
кий опрос
Самост.
работа
практикум
Презентация
Теоретичес
кий опрос

9
=
р
р
2
+
7
31
32
К
33
К
34
Р
35
Р
Систематизация
знаний по
фонетике,
словообразовани
ю, орфографии.
Систематизация
знаний по
морфологии и
орфографии.
Выполнение
части А формата
ЕГЭ
Выполнение
части В в
формате ЕГЭ
Сочинение­
рассуждение
Сочинение­
рассуждение
Обобщение
и
систематиз
ация знаний
Обобщение
и
систематиз
ация знаний
Урок
контроля
Урок
контроля
Урок РР
Урок РР
Самост.
Работа,
карточки
карточки
карточки
тест
тест
текст
текст
тест
тест
Сочинение

Требования к уровню подготовки учащихся

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 10 КЛАССА
По окончании 10 класса учащиеся должны знать/понимать:


культура речи;



деловой сферах общения;
должны уметь:


коммуникативных задач;

их употребления;

разновидностей языка;
аудирование и чтение:




говорение и письмо:





русского литературного языка;



текста;
владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

повседневной жизни для:





деятельности;


собственной речью;


­ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.










сферах общения.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 11 КЛАССА
По окончании 11 класса учащиеся должны знать/понимать:
­ связь языка и истории, культуры русского и других народов;
­ смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
­ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
­ орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
­ нормы речевого поведения в социально­культурной, учебно­научной, официально­
деловой сферах общения;
должны уметь:
­ осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
­ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
­ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;

­ использовать основные виды чтения (ознакомительно­изучающее, ознакомительно­
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
­ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
­ создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно­научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения;
­ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
­ соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
­ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
­ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
владеть:
коммуникативной, языковедческой, смысло­поисковой, ценностно­
ориентационной, рефлексивной, культуроведческой компетенциями и компетенцией
личностного саморазвития;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
­ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
­ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
­ увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
­ совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
­ самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Уровни освоения:
– продуктивный,
– исследовательский,
– творческий.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
­ учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения,
текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым
разбором или по заданию учителя;
­ учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения,
словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение
лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно­выразительными
возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
­ учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к
действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и
сферах общения.

Формы контроля
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа
изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Список литературы
Основная литература
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
Учебник для 10­11 классов общеобразовательных учреждений. ­ М., «Просвещение»,2001.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10­11 классов общеобразовательных
учреждений. ­ М., «Просвещение»,2002.
Дополнительная литература
Литература для учителя
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.­ М., 2000
2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
4. Казарцева О.М. Культура речевого общения.­М.,2003.
5. Львов М.Р. Словарь­справочник по методике русского языка.­М.,1988
6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для
поступающих в вузы.­ М., 1994
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по
русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.­ М., 1999
Литература для учащихся
1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват.
учеб. заведений (10­11 кл.). – М., 1996.
6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь
русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
7. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Цифровые образовательные ресурсы и Интернет­источники
Электронный адрес
festival.1september.ru/articles/416569/
Автор
ЦОРа
Голубева
Е.А.
Клас
с
5
Тема
Как части
речи
становятся
членами
предложения
5
5
5
6
Правописание
приставок
Лоханова
Е. В.
http://www.uchportal.ru/load/32
Час
занимательной
фонетики
Легоцкая
В. С.
http://www.uchportal.ru/load/

Глагол
Глаголы
переходные и
непереходные
Вакулина
И.Ю.
Максимова
Л.С.
pedsovet.org/component/option

Оснащение кабинета
1. Компьютер ­ 2 шт
2. Мультимедийный проектор ­ 2 шт
3. Медиатека учителя словесности:
Предмет
Русский язык
Тема
1. Сокровищница языка
2. Точность речи
3. «Междометия. Утвердительные, отрицательные,
вопросительные слова»
1. Методические пособия
№ Название
Автор
Изд­во
Год
издания
2001
1
2
3
4
5
6
7
Уроки русского языка в 5
классе
Никитина Е.И.
. М.,
Просвещение
Уроки развития речи 5
класс
Обучение русскому языку в
5 классе Методические
рекомендации
Обучение русскому языку в
6 классе Методические
рекомендации
.Обучение русскому языку
в 7 классе Методические
рекомендации
Тесты, проверочные и
контрольные работы по
русскому языку. 7­9 кл
Уроки русского языка в 7
кл.
Никитина Е.И Дрофа
2004
Ладыженская
Т.А. и др
Ладыженская
Т.А. и др.
Ладыженская
Т.А. и др
Просвещение
2002
Просвещение
2002,
Просвещение
2002
Костяева Т.А
Просвещение
Федорова М.В. Просвещение
2001 –
2002,
2001 –
2002
Кол­во
1
1
1
1
1
1
1
26

Уроки русского языка в 8­9
кл.
Тестовые задания для
проверки знаний учащихся
по русскому языку. 5 –9 кл.
Богданова Г.А Просвещение
2001 –
2002,
Малюшкин
А.Б.
ТЦ «Сфера»
1998
8
9
Контрольные и
проверочные работы по
русскому языку 10­11 кл
Контрольные и
проверочные работы по
литературе
Лебедев,
Лебедева
10 Уроки русского языка в 8
Николина Н.А Просвещение
2002
классе Методические
рекомендации
11 Методические
рекомендации по
литературе, 11 класс
12 Папки с методическим
материалом по периодам
развития русской
литературы (с описью
вложения)
2. Словари и справочники
№ Название
Автор
Изд­во
1
2
3
4
Словарь русского языка
С.И.Ожегов
Этимологический словарь
русского языка
М.Фасмер
Словарик современного
школьника
Т.В.Соловьева
М «Русский
язык»
М.
«Прогресс»
Челябинск
«Взгляд»
Словарь иноязычных слов Крысин.
М. «Русский
1988
1
1
1
4
1
6
Кол­во
1
1
1
1
27
Год
издания
2001
1987
2003

5
6
7
8
Орфографический
словарь русского языка
С.Г.Бархударо
в
М. «Русский
язык»
2000
язык»
Школьный
орфоэпический словарь
русского языка
Энциклопедия по
русскому языку
Энциклопедия по
литературе
П.А.Лекант
М.
«Прсвещение»
Аванта+
М
1
15
1
1
3. Таблицы

1
2
Класс
5 ­ 6
7­ 8
Название
Таблицы по русскому языку..
Таблицы по русскому языку
4. Художественная литература
Произведения, включенные в обязательный минимум содержания образования основной
школы и представленные в кабинетах № 35, 45

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Стихотворения. Роман «Евгений Онегин» Поэма «Медный всадник». Трагедия
«Борис Годунов»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени». Поэма «Демон»
Н.В. Гоголь. «Петербургские повести», «Невский проспект». Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Драма «Гроза».
28

Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»;
А.А. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу»

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Очерк «Фрегат Паллада»
И.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»
А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Д. И. Писарев. «Базаров»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения
А.А. Фет. Стихотворения
Н.А.Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник»
М.Е. Салтыков­Щедрин. «История одного города»

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Н.Н. Страхов. «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой. Роман­эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад».
Русская литература XX века

И.А. Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан­Франциско», «Темные
аллеи», «Чистый понедельник»
М. Горький. Пьеса «На дне».
Поэзия конца XIX ­ начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.
Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
А.А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения
С.А. Есенин. Стихотворения
М.И. Цветаева. Стихотворения
О.Э. Мандельштам. Стихотворения
А.А. Ахматова. Стихотворения
Б.Л.Пастернак. Стихотворения, роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
29

Е.И. Замятин. Роман «Мы»

Кущёвский район Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №33 им. Литвинова П.С.

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ________ 2015 года протокол № 1

Председатель _____ О.Г. Гутаренко

подпись руководителя ОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку_________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее 10-11 класс________

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов ____136_____

Учитель Ожинкова А.Ю.

Программа разработана на основе Программы курса «Русский язык. 10-11 классы».

1. Пояснительная записка

Рабочая по курсу «Русский язык» 10-11 классы составлена в соответствии с

Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004, № 108).

Программой курса «Русский язык» 10-11 классы Н.Г. Гольцовой. Москва «Русское слово» 2012.

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного общего среднего образования предмет «Русский язык» изучается с 10-го по 11-й класс. Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №33 им. Литвинова в 10-11 классах программа рассчитана на 136 часов и ориентирована на использование учебника для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Программа соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».