Для решения психологических проблем и устранения психических расстройств используют различные методы психотерапии. Одной из них является десенсибилизация, которая бывает специфической и систематической. Она является одним из направлений поведенческой психотерапии, когда человек обучается новому поведению в пугающей для себя ситуации.
У каждого человека есть страхи. Панические атаки являются самыми неконтролируемыми. В критической ситуации человек не задумывается ни над чем, он просто подчиняется своим инстинктам и внутренним порывам, которые говорят «Бежать!». Однако не каждая ситуация должна сопровождаться таким исходом. Существует множество видов социальных фобий, которые ничем не угрожают человеку. Здесь рекомендуется справляться с собственными страхами, чтобы они не управляли человеком.
На сайте психотерапевтической помощи сайт рассмотрим один из методов – десенсибилизацию, которая позволяет устранить многие тревожные состояния, страхи, панические атаки и даже аллергические реакции организма.
Что такое десенсибилизация? Термин происходит от латинского слова, который обозначает «снижение чувствительности». Он был заимствован из области фотографий, где происходит процесс снижения чувствительности фотопленки. Также он известен в медицине, где используется специфическая десенсибилизация для устранения еских реакций организма путем постепенного введения аллергенов, чтобы организм приучался правильно на них реагировать.
Десенсибилизация является психотерапевтическим методом, разработанным Ф. Шапиро, который позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные переживания. Страх, тревога, негативная напряженность являются самыми распространенными ощущениями, с которыми борется десенсибилизация.
Ученый говорил о том, что после пережитой психологической травмы человек начинает неправильно, автоматически и искаженно интерпретировать посылы, которые ассоциируются с данной пугающей ситуацией. В момент страха посылы закладываются в удаленных уголках подсознания, к которым человек не имеет доступа. Теперь он просто начинает автоматически реагировать на какие-то раздражители, которые тем или иным образом напоминают травмирующее событие. Человек уже не выбирает, а просто реагирует, действуя автоматически.
Метод десенсибилизации направлен на снижение внутренней негативной напряженности, страхов, тревоги, чтобы человек более адекватно реагировал на тревожные предметы, пугающие события.
Суть метода десенсибилизации заключается в устранении мышечных зажимов, которые возникают в теле человека, который боится. Цель – устранить напряжение, чувство страха и тревоги на раздражители, которые пугают. Здесь следует понимать, где концентрируются зажимы в теле человека, чтобы иметь возможность ими управлять.
В момент страха тело человека меняется: возникают зажимы в определенных группах мышц. Это является естественной реакцией организма на пугающую ситуацию, когда он готовится обороняться или убегать. Зажимы возникают в воротничковой зоне, мышцах кистей рук и вокруг глаз, а также в диафрагмальной области. Чем продолжительнее происходит воздействие пугающей ситуации, тем больше становится мышечный зажим.
Главной задачей метода десенсибилизации является устранение данных зажимов путем их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при которой человек приучается снимать свои мышечные зажимы.
Методик десенсибилизации существует много, однако суть их одна. Отличаются лишь техники и обстановка, в которой проводится десенсибилизация.
Типичная методика десенсибилизации заключается в представлении человеком или попадании в тревожную ситуацию с последующим расслаблением мышц. Все это происходит под наблюдением психотерапевта. Человек приучает свое тело к расслаблению в ситуации, где присутствует пугающий его раздражитель. Если человек может расслабиться, тогда пугающий фактор приближают к нему. В случае возникновения сильного зажима, то раздражитель отодвигают. Таким образом, человек постепенно научается оставаться расслабленным в ситуации, которая его может тревожить или пугать, что происходит путем тренировок и мышечного расслабления.
Здесь можно использовать дыхательные практики, когда человек старается сохранить спокойное и ровное дыхание при представлении или в момент развития пугающей ситуации. Если человек может оставаться спокойным на уровне дыхания, это способствует устранению зажимов.
Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.
Одним из направлений рассматриваемой методики является систематическая десенсибилизация, предложенная Д. Вольпе. Его разработка основывается на следующем постулате.
Все неадекватные и неконтролируемые реакции человека являются следствием страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко, если воображает пугающую ситуацию, как если бы он реально попал в нее. Здесь можно использовать метод поглощения: пугающий посыл поглощается посылом, который ассоциируется с чем-то положительным, хорошим. Если животные испытывают удовольствие от еды, то человек может снимать зажимы расслаблением. Таким образом, умение человека вызывать у себя ощущение расслабления в момент пугающей ситуации позволяет ему осуществить десенсибилизацию.
Суть метода заключается в следующем: человек расслабляется, после чего в его воображении начинают провоцировать различные пугающие картины. Все начинается с самых легких представлений или внешних раздражителей, постепенно их усиливая и делая устрашающими. Человек на каждом этапе должен сохранять спокойствие или приучаться к расслаблению. Окончательный этап заключается в том, что человек в самой пугающей ситуации чувствует себя расслабленным.
Систематическая десенсибилизация может оказаться неэффективной в ситуации, когда у человека имеются вторичные выгоды от его страха. Так, женщина может страдать агорафобией, что позволяет ей удерживать мужа, который ее жалеет. Она в данном случае не сможет пройти все этапы десенсибилизации, поскольку каждый раз будет возникать зажим из-за того, что в случае исчезновения женщина лишится мужа.
Специфической десенсибилизацией занимался Джекобсон, который разделял сеанс на 3 этапа:
Самым важным этапом является построение иерархии. Поскольку у каждого человека есть множество различных пугающих ситуаций или явлений, предметов, то следует создать иерархию, где четко указано, какие страхи являются менее пугающими, а какие – наиболее страшными. Это позволит проработать сразу несколько страхов, сохраняя мышечное расслабление в любой ситуации.
В иерархию заносятся страхи, с которыми человек реально может столкнуться или уже сталкивается периодически. На этапе десенсибилизации процесс контролируется психотерапевтом, который меняет ситуации, которые прорабатываются.
За один сеанс может прорабатываться до 4 пугающих событий. Сначала берется менее пугающее событие. Человек представляет его 5-7 секунд, после чего переходит к методикам расслабления, что длится 20 секунд. Так происходит несколько раз, пока человек полностью не расслабится при представлении или виде пугающего явления. Затем так же прорабатывается другой страх, который является более пугающим.
Если человек не может расслабиться на каком-то этапе, тогда психотерапевт переходит к предыдущей ситуации, менее страшной. Здесь главной остается обратная связь, когда клиент открыто заявляет психотерапевту о том, смог он расслабиться или продолжает бояться.
Десенсибилизация эффективна как при монофобиях, так и при многочисленных страхах. Есть ситуации, в которые человеку трудно попасть, поэтому их проработка будет затрудненной. Однако при наличии множественных страхов проработка происходит сразу нескольких фобий.
В техники десенсибилизации относят проработку ситуацию движениями глаз (глазными яблоками). В момент страха информация деструктивно обрабатывается, что не позволяет мозгу ее нормально воспринять, из-за чего возникают ночные кошмары. Именно на этапе быстрого сна возникает эффект быстро бегающих глаз.
Метод движениями глаз позволяет обратиться к тем отделам мозга, которые недоступны сознанию человека. Десенсибилизация движениями глазных яблок включает 8 этапов:
Длительного одного сеанса занимает 1-2 часа. Количество сеансов в неделю – не более 2.
Методы десенсибилизации довольно часто используются в психотерапевтической деятельности. Они могут быть неявными или явными, когда психолог непосредственно прибегает к десенсибилизации. Так, ярким примером является когнитивно-поведенческая психотерапия в психологии, когда человека вводят в травмирующую ситуацию после установления контакта с психотерапевтом, которому он теперь доверяет.
Другой пример – сеансы психоанализа, когда клиент располагается на кушетке, где уже происходит мышечное расслабление. Человек рассказывает о своих переживаниях, при этом остается мышечно расслабленным, что и позволяет ему прорабатывать собственные переживания, даже не замечая этого.
Каждая психотерапевтическая техника является полезной при работе с клиентами. Десенсибилизация используется как при работе со взрослыми, так и при устранении различных страхов у детей. Тревога, страх, паническая атака, беспокойство – все это приводит к негативным итогам, когда человек желает убежать от ситуации, а не решить ее. Десенсибилизация позволяет становиться смелыми и открыто смотреть в глаза собственному страху.
В некоторой степени это может помочь в продолжительности жизни, поскольку всем известны случаи, когда на фоне тревожных переживаний или страха человек становился больным и даже погибал. Чтобы стрессовые и пугающие ситуации не лишали вас радости жизни, следует воспользоваться предложенными техниками и методами десенсибилизации.
Предложенная Вольпе (Wolpe J., 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия С. д. включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
В самой процедуре С. д. можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации, составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона проводится в ускоренном темпе и занимает около 8-9 сеансов.
Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх.
В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.
Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информировании пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5- 7 секунд, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 секунд. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики С. д. при неврозах являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.
С. д. менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агорафобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод С. д. эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе, кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.
1.
Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2.
Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3.
Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4.
Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.
Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .
Систематическая десенсибилизация - Разновидность терапии поведения, направленная на уменьшение чувства тревоги, испытываемоее человеком в присутствии пугающего объекта. В соответствии с процедурой, пациента сначала учат расслабляться (см. Методики релаксации), а затем постепенно… … Большая психологическая энциклопедия
Систематическая десенсибилизация - – термин Д.Уолфа, обозначает различные формы бихевиоральной терапии. См. Процедура десенсибилизации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - Термин Джозефа Уолфа для обозначения формы бихевиоральной терапии, описанной в статье процедура десенсибилизации … Толковый словарь по психологии
Систематическая десенсибилизация - (systematic desensitization). Методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации, используемая в поведенческой терапии … Психология развития. Словарь по книге
Ф. это иррациональный страх, к рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия,… … Психологическая энциклопедия
Фобические тревожные расстройства МКБ 10 F40.40. МКБ 9 300.2300.2 Фобия (от греч … Википедия
В 1994 г. была опубликована книга Граве и др. (Grawe K. et al.) «Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии», в которой проанализированы результаты исследований эффективности психотерапии, приведенные в литературе. В данной … Психотерапевтическая энциклопедия
В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек рых важных систем и методик. Психоаналитическая психотерапия.… … Психологическая энциклопедия
К. п. т. это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно к рой поведение и эмоции… … Психологическая энциклопедия
В 1924 г. М. К. Джоунз, студентка Дж. Уотсона, опубликовала статью, описывающую успешное излечение от страха перед кроликами трехлетнего мальчика по имени Питер. К. представляет собой процедуру, при к рой реакция на некий раздражитель замещается… … Психологическая энциклопедия
Психотерапия систематической десенсибилизацией - форма , служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов по классическому обусловливанию (Wolpe J. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при происходит генерализация , и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель - добиться угашения , в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.
Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа;
Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый „Лист иерархии страхов“, в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце - наибольший, с промежуточными 8–15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться „вжиться“ в нее. Таким образом прорабатываются все позиции „Листа иерархии страхов“. Когда данный метод применяется по отношению к маленьким детям, то в качестве положительного подкрепления используют не расслабление, а, например, возможность заниматься с другими детьми, ласка взрослого, лакомства; пугающие же ситуации сценически проигрываются или предъявляются на картинках. Метод имеет наибольший эффект тогда, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию (или предмет), в которой произошла фиксация страха (или стыда).
Литература: Свядощ А.М. Неврозы, М., 1982, с. 273–277; Wolpe J. Experimental neuroses as learned behavior, „British J. Psychol.“, 1952, 43, p. 243–268.
Долгое время систематическая десенситизация была царицей техник в борьбе с тревогой. Однако в настоящее время идеи Вольпе о трех этапах торможения реакций страха используются достаточно изолированно, а техники работы с тревогой несколько видоизменились. Например, большое распространение получила техника конфронтации с подавлением тревожной реакции (exposure/response prevention). Конфронтация означает помещение клиента в пугающую ситуацию. Обычно при этом у клиента возникает выраженная реакция страха, сопровождающаяся поведением избегания. Согласно теории научения, поведение избегания закрепилось в силу негативного подкрепления, так как приводило к уменьшению реакции страха. Главная цель этого метода - предотвратить реакцию избегания. Запрет на избегание может быть, например, в форме контракта с клиентом на проведение эксперимента, цель которого - убедиться в необоснованности собственных опасений.
Например, можно предложить клиенту с социальными страхами и ожиданием враждебных реакций со стороны окружающих спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. По мере проведения такого эксперимента и получения в основной массе доброжелательных или спокойно-равнодушных ответов клиент убеждается в необоснованности своих опасений (реакция страха не находит подкрепления) и его напряжение на улице спадает, то есть в результате конфронтации с пугающей ситуацией поведение меняется: меняются ожидания и происходит научение. Подробнее см.
1-й этап - овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.
2-й этап - конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.
3-й этап. Этап собственно десенсибилизации - соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.
1-й этап . Этот этап является подготовительным. Основной его задачей является обучение клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключительных случаях - гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.
2-й этап . Задача - конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы клиент должен составить список: от самых легких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е она не должна быть воображаемой).
Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы - стимулы, вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.
В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях. То есть при конструировании иерархии пространствен но-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.
В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.
Например, у клиента выявляется страх высоты - гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом- вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для клиента детали.
В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:
1.Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.
2.Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.
3.Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.
4.Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.
5.Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.
6.Вы принимаете душ утром перед поездкой.
7.Вы в такси по пути в аэропорт.
8.Вы проходите регистрацию в аэропорту.
9.Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.
10.Вы стоите в очереди перед трапом самолета.
11.Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.
12.Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»
13.Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.
14.Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.
15.Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли-.
3 - й этап - это собственно десенсибилизация. Перед началом десенсибилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и пocтепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.
При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляется согласно составленному списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситуации.
При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерархической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.
В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.
Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с детьми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ранее страх.
Методика эмотивного воображения включает четыре стадии:
1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д. При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем реального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуаций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффективен, может применяться для клиентов с плохой способностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, научился переносить возрастающее ограничение до такой степени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на молнию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от характера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.
Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности.
На втором этапе психолог сопровождает клиента, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусовливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.
Вариантом этой методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения психологом клиента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование- выполнение другим клиентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку.
Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.
Она состоит из двух этапов.
На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодействия.
На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.
В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ребенка плавать, бросаю в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.
ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ
Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции. Эта группа методов называется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это столкновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.
В практической работе отнесение той или иной процедуры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилизации, на другом- иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность столкновения со стимулом, вызывающим страх. К иммерсионным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.
Метод наводнения
Метод наводнения заключается в том, что клиента побуждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время и убедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента с кардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсутствуют. Для достижения желаемого результата клиент должен находиться в этой реальной ситуации как можно дольше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.
Методика эффективна при соблюдении ряда условий.
1. Высокая активность самого клиента.
Клиент должен являться активным участником коррекционного процесса. Для этого необходимо, чтобы перед началом работы он получил от психолога информацию о механизмах действия метода, причинах страха и т.д. Заранее обсуждаются конкретные задачи (для разрешения которых используется метод), интенсивность конфронтации со стимулом, вызывающим страх, преимущества быстрой или постепенной конфронтации.
Десенсибилизация - психотерапевтический метод, заключающийся в работе со страхами посредством снижения чувствительности к ним. Это направление используется при работе с детьми и взрослыми, основателем является Ф. Шапиро. Существует большое количество методов десенсибилизации, каждый из которых имеет свои особенности в работе и различное число этапов. В настоящее время этот способ активно применяется в поведенческом психотерапевтическом направлении и в качестве дополнения к любому другому способу психотерапии.
Показать всё
Десенсибилизация в психологии - метод психотерапии, который разработан психотерапевтом из Америки Ф. Шапиро. Этот способ позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные стрессы. В рамках десенсибилизации проводится работа со страхами, тревогой, тревожностью и фобиями.
По мнению ученого, после пережитой психотравмы человек начинает неправильно интерпретировать смыслы или сигналы, которые ассоциируются у него с травматической ситуацией. После перенесенного стресса у человека возникает автоматическая физическая реакция на какие-то стимулы (раздражители), которые напоминают о произошедшем событии. Суть десенсибилизации заключается в том, что происходит избавление от мышечных зажимов, возникающих в теле человека.
Терапевту нужно знать, где локализуются зажимы в теле, чтобы можно было ими управлять. Они являются естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию.
Существует семь групп зажимов (блоков):
Чем длительнее действует травмирующее событие на человека, тем больше становится мышечный зажим. Основная задача десенсибилизации заключается в устранении блоков с помощью их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при котором человек формирует навыки снятия мышечных спазмов. Работа осуществляется под наблюдением психотерапевта.
В процессе пациент приучает свое тело к расслаблению в пугающей ситуации. Можно использовать дыхательную гимнастику, при которой человек старается сохранить ровное дыхание при влиянии негативного события. Некоторые психотерапевты применяют десенсибилизацию с помощью движения глаз.
Эта методика предложена психотерапевтом Д. Вольпе в конце 50-х годов для преодоления состояний повышенной тревожности и фобий и означает постепенное уменьшение сенситивности (чувствительности) к предметам, событиям или людям, которые вызывают стресс. Ученый считал,что все неадекватные и не поддающиеся контролю реакции человека возникают на фоне страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко при воображении стрессовой ситуации, как если бы он реально попал в нее.
Этот метод заключается в следующем: пациент расслабляется, после этого воображает различные пугающие события. Они представляются в сознании по нарастающей: от самых легких к самым устрашающим. На каждом этапе человек должен сохранять спокойствие и приучаться к расслаблению. Последняя стадия заключается в том, что пациент в самой страшной ситуации чувствует себя расслабленным.
Данный способ не является эффективным, если больной имеет какие-либо вторичные выгоды от своего страха.
Систематическая десенсибилизация показана при возникновении высокого уровня тревоги в ситуациях, где опасность или угроза физической, личностной безопасности отсутствует. Методика является эффективной при возникновении психофизиологических и психосоматических нарушений, таких как:
Систематическая десенсибилизация применяется при нарушении поведения из-за фобий и тревоги. В этом случае до начала применения метода следует оградить пациента от повторного воздействия стресса и дать ему отдохнуть. Иногда у человека наблюдаются реакции избегания, т. е. он стремится не допустить появления негативных эмоций, избегая любых травмирующих ситуаций. Некоторые люди при возникновении страха становятся агрессивными и вспыльчивыми, ведут себя демонстративно, чтобы на них обратили внимание. Этот метод в сочетании с другими видами психотерапевтической помощи позволяет избавиться от этих симптомов.
Работа в этом направлении проводится в три этапа.
На этапе подготовки психотерапевт использует аутогенную тренировку, внушение или гипноз. Для работы с детьми в основном применяется внушение или игровые упражнения, которые с легкостью вызывают состояние релаксации. Построение иерархии стимулов проводится на основе наблюдения и беседы с пациентом или родителями ребенка, что позволяет выявить объекты/события, которые вызывают у пациента страхи.
Существует два вида иерархий, каждая из которых отличается способом представления элементов:
Первая характеризуется тем, что в ней находится один стимул, но с разной интенсивностью тревоги. В иерархии тематического типа стимул, который вызывает тревогу, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате построения конструируется последовательность предметов или событий, которые увеличивают тревожность и связаны с одной ситуацией.
На последнем этапе происходит последовательное предъявление пациенту стимулов из построенной иерархии. Если тревожность возникает на самые слабые стимулы, то предъявление прекращается, а пациент снова погружается в состояние расслабления. После этого стимулы предъявляются снова с самого начала. Так продолжается до того момента, когда состояние покоя у клиента будет сохранено при представлении высшего элемента иерархии.
При работе со взрослыми и подростками стимулы описываются, а клиент представляет эту ситуацию в своем воображении. Работа с детьми заключается в предъявлении объектов и ситуаций наглядно, в форме игры (т. е. в реальной жизни). Систематическая десенсибилизация в воображении имеет несколько недостатков. Так, она вызывает тревогу меньше, чем погружение в событие в реальной ситуации.
При проведении этой методики с помощью представления можно вообразить ситуации, которые нельзя воспроизвести в реальной жизни. Некоторые пациенты имеют трудности в создании воображаемых событий. Именно поэтому в некоторых случаях применяют метод систематической десенсибилизации в реальности.
У детей страхи и тревожность возникают по причине отсутствия адекватных способов реагирования и поведения в таких ситуациях. Именно поэтому применяются техники научения, т. е. осуществляется моделирование социально-желаемых образцов поведения с помощью социального подкрепления. Сначала пациент наблюдает за поведением другого человека, который не вызывает страх или испуг. Потом ребенок включается в совместную работу с ним и подкрепляются его достижения. Затем он пытается сам имитировать модель поведения под наблюдением психолога.
Для терапии детей применяется такой вид десенсибилизации, как эмотивное воображение. Оно позволяет ребенку отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых участвует вымышленный герой. Врач направляет игру так, чтобы в образе любимого сказочного персонажа ребенок постоянно встречался с ситуациями, которые вызывают страх.
Работа включает в себя 4 стадии:
Методом специфической десенсибилизации занимался Эдмунд Джекобсон. Психотерапевт разделял сеанс на три этапа:
За один сеанс терапевт с клиентом могут проработать около 4 ситуаций. Каждую из них человек представляет в течение 10 секунд, а потом переходит к расслаблению, которое длится небольшое количество времени (20 секунд). После проведения сеанса клиент говорит о том, смог ли он расслабиться или нет.
Проработка ситуации движением глаз позволяет обратиться к отделам головного мозга, которые недоступны человеческому сознанию. Эта методика проводится в 8 этапов.