Реанимация у детей различных возрастов. Насколько успешна реанимация в педиатрическом отделении неотложной терапии? Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Актуальность темы. Кардиопульмональная синкопа (КПС)— внезапная и непредвиденная остановка эффективного дыхания или кровообращения или вместе и того и другого.

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто имеет место у детей первых двух лет жизни, а среди них у детей первых пяти месяцев жизни. У детей КПС носит полиэтиологический характер. Наиболее частыми причинами КПС являются синдром внезапной смерти младенцев, автодорожная травма, утопление, обструкция верхних дыхательных путей, заболевания органов дыхания, врожденные пороки развития, сепсис, дегидратация.

Общая цель. Усовершенствовать знание и умение по вопросам диагностики и оказания неотложной помощи при кардиопульмональной синкопе.

Конкретная цель. На основании жалоб, анамнеза заболевания, данных объективного обследования определить основные признаки неотложного состояния, провести дифференциальную диагностику, оказать необходимую помощь.

Теоретические вопросы

1. Этиология и патофизиология кардиопульмональной синкопы.

2. Клинические признаки кардиопульмональной синкопы.

3. Тактика проведения сердечно-легочной реанимации.

4. Последующие мероприятия по поддержке жизни.

Ориентировочная основадеятельности

Во время подготовки к занятию необходимо ознакомиться с основными теоретическими вопросами посредством граф-логической структуры темы, алгоритмов лечения (рис.1,2), источников литературы.

Основные клинические признаки кардиопульмональной синкопы:

— отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

— исчезновение пульса на сонной и других артериях;

— бледный или серо-землистый цветкожи;

— расширение зрачков, отсутствие реакции на свет;

— тотальная гипотония, арефлексия.

Неотложная терапия

1. Немедленно начать реанимационные мероприятия.

2. 3афиксировать время появления признаков клинической смерти и начала реанимационных мероприятий.

3. Подать сигнал тревоги, позвать помощников и реанимационную бригаду.

Порядок реанимационных мероприятий

А (Airways) — восстановление проходимости дыхательных путей

1. Положить больного спиной на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

2. Механически очистить ротовую полость и глотку от слизи, рвотных масс.

3. Слегка запрокинуть голову, выпрямить дыхательные пути (противопоказано при травме шейного отдела позвоночника), под шею положить мягкий валик.

4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх для предупреждения западания языка и облегчения доступа воздуха.

В (Вrеаth) — восстановление дыхания

1. Начать искусственную вентиляцию легких экспираторными методами изо рта в рот у детей старше 1 года или изо рта в рот и нос у детей до 1 года.

2. Лицо больного покрыть носовым платком или марлевой салфеткой.

При дыхании изо рта в рот и нос реаниматор левой рукой подтягивает голову больного, а затем после предварительного глубокого вдоха плотно охватывает губами нос и рот ребенка и вдувает воздух. Как только грудная клетка приподнимется, вдувание воздуха прекращают, дают возможность больному пассивно выдох-нуть.

Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания больного: у детей первых лет жизни— 20 за 1 мин, у подростков— 15 за 1 мин. При дыхании изо рта в рот реаниматор охватывает губами рот больного, а нос зажимает правой рукой.

При обоих способах искусственного дыхания имеется опасность попадания воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержания в ротоглотку и аспирации. Использование желудочного зонда позволяет это предотвратить.

С (Сіrculation) — восстановление крово-обращения

После 3-4 инсуфляций воздуха при отсутствии пульса на сонной артерии необходимо начать непрямой массаж сердца.

Реаниматор выбирает соответствующее возрасту ребенка положение рук и осуществляет ритмичные надавливания грудной клетки с возрастной частотой пульса больного (табл. 1). Сила давления должна соответствовать упругости грудной клетки. Массаж сердца проводят до восстановления пульса на периферических артериях.

Осложнения непрямого массажа сердца: переломы ребер и грудины, пневмоторакс, разрыв печени, регургитация желудочного содержимого и аспирация.

На каждые две инсуфляции воздуха необходимо делать 15 нажатий грудной клетки. Когда обе процедуры выполняет один реаниматор, то можно делать 2 вдувания подряд, а затем 30 нажатий грудной клетки.

Состояние ребенка повторно необходимо оценить через 1 мин с начала реанимации, а затем каждые 2-3мин.

Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

— оценка движений грудной клетки: глубина дыхания, равномерное участие грудной клетки в дыхании;

— проверка передачи массирующих движений грудной клетки по пульсу на сонных и лучевых артериях;

— повышение АД до 50-70 мм рт.ст.;

— уменьшение степени цианоза кожи и слизистых оболочек;

— сужение ранее расширенных зрачков и появление реакции на свет;

— возобновление самостоятельных вдохов и сердечных сокращений.

Последующие мероприятия по поддержанию жизни

1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

— 0,1% раствор адреналина 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг)1;

— 0,1% раствор атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг).

При необходимости повторно ввести в/в эти препараты через 5 мин.

2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

3. При фибрилляции желудочков— дефибрилляция.

4. При наличии метаболического ацидоза в/в ввести 4% раствор гидрокарбоната натрия 2 мл/кг (1ммоль/кг).

5. При наличии гиперкалиемии, гипокальциемии или передозировке кальциевых блокаторов показано введение 10% раствора кальция глюконата 0,2 мл/кг (20 мг/кг).

Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

Литература

Основная

1. Бережной В.В., Марушко Т.В. Риск внезапной смерти у детей и подростков // Таврический медико-биологический вестник.— 2009.— Т. 12, №2(46).— С. 93-99.

2. Наказ МОЗ України № 437 від 31.08.04. Про затвердження клінічних протоколів надання медичної допомоги при невідкладних станах у дітей на шпитальному і дошпитальному етапах.

3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С., Лапис Г.А., ИроносовВ.Е. Неотложная педиатрия догоспитального этапа.— СПб.: Издание ГПМА, 2003.— С. 172-221.

4. Нагорная Н.В., Пшеничная Е.В., Четверик Н.А. Внезапная сердечная смерть у детей. Стратификация риска с позиции доказательной медицины// Таврический медико-биологический вестник.— 2009.—Т. 12, №2(46).— С. 28-35.

5. Волосовець О.П., Марушко Ю.В., ТяжкаО.В. та ін. Невідкладні стани в педіатрії: Навч. посіб. / За ред. О.П. Волосовця та Ю.В. Марушко.— Х.: Прапор, 2008.— 200с.

6. Снисарь В.И., Сыроватко Я.А. Особенности сердечно-легочной реанимации у детей// Здоров’я України.— 2005.— №13-14.— С. 27.

7. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии: Практическое руководство.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.— 256 с.

Дополнительная

1. Волосовець О.П., Савво М.В., Кривопустов С.П. та ін. Вибрані питання дитячої кардіоревматології / За ред. О.П.Волосовця, М.В. Савво, С.П. Кривопустова.— Київ; Харків.— 2006.— 246 с.

2. Селбст С.М., Кронэн К. Секреты неотложной педиатрии: Пер. с англ./ Под общей ред. проф. Н.П. Шабалова.— М.: МЕДпресс-информ, 2006.—480 с.

3. Standards and Guidelines for Cardiopulmonary Resuscitation (CPR) and Emergensy Cardiac Care (ECC) // JAMA. - 1992. - 268(16). - С. 2171-3203.


Этапы СЛР у детей до 1 года.

Последовательность этапов СЛР и общие принципы реанимации являются одинаковыми для младенцев, детей и взрослых. Однако очередность и методы реанимации в различных возрастных группах несколько различаются.

Этап 1:

Этап 2: Вызвать СЭМП. Нынешние рекомендации АСЗ (АНА) в случае остановки дыхания/кровообращения у младенцев или ребенка в возрасте до 8 лет вне медицинского учреждения предписывают спасателю проводить СЛР в течение приблизительно 1 минуты, а затем обратиться в СЭМП. В Международных рекомендациях 2000 г. «позвонить вначале» по-прежнему рекомендуется при реанимации детей старше 8 лет и взрослых. «Позвонить как можно скорее» рекомендуется при реанимации детей 8 лет, исходя из целостности лица и тела. Очень важно отметить, что последовательности «позвонить вначале» и «позвонить как можно скорее» применимы лишь к действующему в одиночку спасателю.

Этап 3:

Этап 4: с помощью приема запрокидывания головы или при подозрении на травму головы и шеи путем выведения нижней челюсти. Не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка, т. к. это может привести к нарушению проходимости узких дыхательных путей младенца. Часто только умеренно запрокидывания головы достаточно, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей. Если это не помогает, необходимо слегка выдвинуть нижнюю челюсть и открыть рот младенца. Недопустимо, чтобы рот младенца был закрыт, т. к. у детей часто бывает непроходимость носовых ходов.

Этап 5: Оценка дыхания. Наблюдайте за движением грудной клетки, прослушайте выдыхаемый воздух, ощутите поток выдыхаемого воздуха. Если ребенок дышит, поместите его в оптимальное положение. Если не дышит, вентиляцию («изо рта в рот и нос», «изо рта в рот через воздуховод», «изо рта в рот через маску» или с помощью мешка и маски) начинают с двух медленных искусственных вдоха (каждое продолжительностью 1 – 2 сек.). Сила и объем вдувания должен быть таковы, чтобы поднялась грудная клетка. Умеренные медленные вдувания позволяют избежать расширения желудка. Искусственное дыхание младенцам проводят со скорость 20 вдуваний в 1 мин (1 вдох каждые 3 сек.).

В случае острой обструкции дыхательных путей, если в анамнезе указаны лающий кашель и лихорадочное состояние, следует заподозрить круп или эпиглоттит. Мероприятия, применяемые при закупорке дыхательных путей инородным телом, в данном случае противопоказаны; больного следует немедленно госпитализировать, поскольку может потребоваться экстренная интубация трахеи. При возможности по пути следует обеспечить ребенку ингаляцию кислорода.

Этап 6: Оценка кровообращения. У младенцев проверьте пульс на плечевой артерии. Короткая и полная шея у детей до 1 года затрудняет быстрое обнаружение пульса на сонной артерии. Кроме того, при попытке прощупать пульс на шее младенца очень легко зажать дыхательные пути. Поэтому наличие пульса у младенцев следует проверять на плечевой артерии. Пульс на плечевой артерии можно почувствовать в верхней внутренней части руки между локтем и плечом ребенка. Для определения пульса аккуратно прижмите указательный и средний палец к внутренней стороне верхней части руки не более, чем на 10 сек. Если имеются признаки кровообращения, но отсутствует спонтанное дыхание, проводите только искусственное дыхание.

Этап 7: Непрямой массаж сердца. При отсутствии признаков кровообращения или частота сердечных сокращений/пульса менее 60 ударов в 1 мин (у новорожденных менее 80 ударов в 1 мин) при наличии признаков плохой перфузии необходимо приступить к непрямому массажу сердца. Сильная брадикардия в присутствии плохой перфузии является показанием для проведения массажа сердца, поскольку в младенческом и детском возрасте сердечная деятельность сильно зависит от частоты пульса, и малая частота сердечных сокращений при плохой перфузии указывает на грозящую остановку кровообращения. Отсутствуют научные данные, которые бы точно указывали частоту пульса, при которой следует начинать массаж сердца; рекомендация о том, чтобы начинать его при частоте менее 60 ударов в 1 мин с признаками плохой перфузии, основана на соображениях простоты обучения и сохранения навыков.

СЛР у детей могут проводить двое реаниматоров так же, как и у взрослых. Для младенцев более эффективна методика с одним реаниматором из-за их небольшой величины.

Техника непрямого массажа сердца у детей до 1 года. У младенца сдавления грудной клетки производят в нижней части грудины, на ширину одного пальца ниже линии, проведенной через оба соска в месте пересечения ее с серединой грудины. Грудину сдавливают 2-мя или 3-мя пальцами (предпочтительный метод для применения непрофессиональными спасателями и спасателями-медиками, действующими в одиночку) или охватив грудь младенца, поддерживая его спину пальцами обеих рук, поместив оба больших пальца на нижнюю половину грудины (предпочтительный метод для двух спасателей). Грудину сдавливают на глубину 1,5 – 2,5 см с частотой 120 сдавлений в 1мин (приблизительно 2 сдавления в 1 сек). Пальцы при проведении массажа во время прекращения сдавления не отрывают от грудины. Соотношение компрессий и искусственного дыхания у детей до 1 года 5:1, а у новорожденных – 3:1 (для одного или двух реаниматоров).

Этап 8:


    1. Этапы СЛР у детей от 1 года до 8 лет.

Этап 1: Определить реакцию на легкое встряхивание.

Этап 2: Вызвать СЭМП.

Этап 3: Положить ребенка на твердую, ровную поверхность.

Этап 4: Восстановить проходимость дыхательных путей с помощью приема запрокидывания головы или при подозрении на травму головы и шеи путем выведения нижней челюсти.

Этап 5: Оценка дыхания. Наблюдайте за движением грудной клетки, прослушайте выдыхаемый воздух, ощутите поток выдыхаемого воздуха. Если ребенок дышит, поместите его в оптимальное положение. Если не дышит, вентиляцию («изо рта в рот», «изо рта в нос», «изо рта в рот через воздуховод», «изо рта в рот через маску» или с помощью мешка и маски) начинают с двух медленных искусственных вдоха (каждое продолжительностью 1 – 2 сек.).

Этап 6: Оценка кровообращения. Определить пульс на сонной артерии в течение не более 10 сек. Если имеются признаки кровообращения, но отсутствует спонтанное дыхание, проводите только искусственное дыхание.

Этап 7: Непрямой массаж сердца. При отсутствии признаков кровообращения приступить к непрямому массажу сердца.

Техника непрямого массажа сердца у детей от 1 года до 8 лет. У детей местом оказания сдавления при массаже сердца также является нижняя половина грудины. Локализовав нижний край реберной дуги на одной стороне грудной клетки средним пальцем, проведите им к основанию грудины. Поместите указательный палец выше среднего пальца, а основание ладони другой руки – на нижнюю часть грудины рядом с указательным пальцем. Сдавление грудины производите основанием ладони одной руки на глубину 2.5 – 3.5 см с частотой 100 в мин. Пальцы при этом остаются приподнятыми. Руку при проведении массажа не отрывают от грудины. Соотношение компрессии и релаксации составляет 50:50. После 5 сдавлений грудины выполните 1 эффективный цикл искусственного дыхания (для одного и двух спасателей).

Если два реаниматора проводят СЛР младенцу и ребенку с незафиксированными дыхательными путями, реаниматор, выполняющий массаж сердца, должен будет делать паузу после каждых пяти сдавлений, чтобы второй реаниматор смог провести один цикл эффективного искусственного дыхания. Эта пауза необходима, пока дыхательные пути не будут открыты (интубированы). После того, как дыхательные пути будут открыты (трахея интубирована), пауза более не будет нужна. Однако, координация сдавлений и вентиляции может способствовать адекватной вентиляции даже после трахеальной интубации. Сдавления могут начинаться после расширения грудной клетки и, тем самым, способствовать активному выдоху при СЛР. Хотя техника одновременного сдавления и вентиляции может повышать при некоторых условиях давление коронарной перфузии; она же может привести к баротравме и снизить вентиляцию. Поэтому она не рекомендуется. Приоритет определяется как обеспечением адекватной вентиляции и предотвращение потенциально опасной баротравмы у детей.

Методика проведения массажа сердца у детей старше 8 лет не отличается от таковой у взрослых.

Среди советов по реанимации существует консенсус о том, что для новорожденных следует рекомендовать соотношение сдавлений грудины и вентиляции 3:1, а соотношение 5:1 – для детей в возрасте до 8 лет. Соотношение 15:2 рекомендуется для детей старшего возраста (более 8 лет) и взрослых при проведении им СЛР усилиями 1 или 2 реаниматоров, если их дыхательные пути зафиксированы в открытом состоянии. Обоснование различий в соотношениях сдавлений грудины и вентиляции легких для пострадавших разного возраста включает следующие соображения:


  • Исследования показали, что соотношение сдавлений к вентиляции 15:2
обеспечивает большее число сдавлений грудины за минуту, а соотношение 5:1 – большее число циклов искусственного дыхания за минуту.

  • Респираторные проблемы являются наиболее частой причиной остановки дыхания/сердца у детей, и у большинства пострадавших детей с остановкой кровообращения и дыханием наблюдается гипоксия и гиперкапния. Поэтому, необходимо уделять особое внимание эффективной вентиляции легких.

  • Физиологическая частота дыхания у младенцев и детей больше, чем у взрослых.

  • У взрослых наиболее частая причина остановки кровообращения – ишемия миокарда. Проведенные исследования показали, что более длительные последовательности непрерывного массажа сердца могут улучшить коронарную перфузию. Кроме того, более длительные последовательности массажа сердца могут обеспечить более высокую эффективность вмешательств, выполняемых вторым реаниматором, при проведении реанимации командой экстренной медицинской помощи вне медицинского учреждения.
Этап 8: Через 1 мин после начала СЛР проверьте наличие пульса и в последующем контролируйте его через каждые несколько минут.

    1. Дефибрилляция у детей.

ЖТ и ФЖ – исключительно редкие причины остановки кровообращения у детей. Поэтому дефибрилляция в педиатрической практике почти не используется. ФЖ возникает в основном при врожденных пороках сердца или в результате длительной гипоксемии вследствие остановки дыхания.

При проведении дефибрилляции у детей используются пластины для наружной дефибрилляции (с вмонтированными в них ЭКГ-электродами) диаметром 4,5 см для младенцев и детей младшего возраста и 8 см для детей старшего возраста.

Лечение ФЖ (и ЖТ при утрате сознания) проводится с помощью наружного контршока мощностью 2 Дж/кг. Методика и последовательность его проведения такие же, как у взрослых. При отсутствии эффекта повторяют контршок, увеличивая мощность до 4 Дж/кг (эта мощность сохраняется при последующих повторных контршоках), повторите снова. После проведения трех контршоков подряд усиливают оксигенацию больного, вводят адреналин, корригируют рН, Р О2 , Р СО2 артериальной крови.

Если и на этот раз не удается восстановить нормальный ритм, вводиться лидокаин и затем бретилиум, если необходимо, по методике, описанной для взрослых (в соответствующих детских дозах).

Из тахиаритмий, ведущих к гемодинамическим нарушениям у новорожденных и грудных детей, самая частая – это пароксизмальная НЖТ. ЧСС у новорожденных во время НЖТ достигает 250 – 300 в минуту. Однако, ЧСС и при синусовой тахикардии может в этой возрастной группе достигать 200 в мин, а потому дифференциальный диагноз между НЖТ и синусовой тахикардией не всегда прост. Новорожденные и грудные дети в целом плохо переносят НЖТ. Если пароксизм не удается быстро прервать, возникает большой риск сердечной недостаточности и шока. Чем младше ребенок, чем выше у него ЧСС и длительнее пароксизм тахикардии, тем вероятнее сердечная недостаточность. Если вагусные пробы (прикладывания льда к лицу на 15 сек) и аденозин не дают немедленного эффекта или развиваются гемодинамические нарушения, необходима экстренная кардиоверсия. Для проведения ЭКГ-синхронизированной кардиоверсии используют 1/10 – ½ мощности разряда, применяемого для обычной дефибрилляции.

9. ОСНОВНЫЕ ПРЕПАРАТЫ И ИХ ДОЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАНИМАЦИИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Аденозин.

Это средство выбора в лечении пароксизмов НЖТ у детей. Он высокоэффективен и вызывает у новорожденных и грудных детей меньше побочных гемодинамических действий, чем верапамил. Если побочные эффекты и возникают, то они быстро проходят вследствие очень короткого периода полужизни аденозина.

Верапамил, широко рекомендуемый для лечения пароксизмов НЖТ у взрослых, у детей используют чрезвычайно осторожно, особенно при острых заболеваниях. Под влиянием верапамила значительно уменьшается ЧСС, снижается сократимость миокарда и, вследствие вазодилятации и отрицательного инотропного действия препарата, развивается выраженная артериальная гипотония.

Начальная доза аденозина – 0,1 мг/кг внутривенно. При отсутствии эффекта дозу удваивают. Максимальная разовая доза – 12 мг. В представленной ниже таблице приведены расчетные дозы аденозина для детей и взрослых.

Адреналин в лечении брадикардии.

Доза для в/в или внутрикостного введения – 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг р - ра в разведении 1: 10 000). Эту дозу вводят повторно каждые 3-5 мин.

При эндотрахеальном введении доза адреналина в 10 раз выше, чем при в/в или внутрикостном введении – 0,1 мг/кг по сравнению с 0,01 мг/кг (К.Гроер, Д.Кавалларо,1996).

Концентрации соответствующих растворов адреналина различаются в 10 раз (1:1000 вместо 1: 10 000), так, что объем раствора – один и тот же независимо от пути введения (см. таблицу).

Адреналин в лечении асистолии.

Начальная доза для в/в или внутрикостного введения – 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг р-ра 1:10 000), т.е. та же, что и для лечения брадикардии.

Начальная доза для эндотрахеального введения – 0,1 мг/кг (0,1 мл/кг р-ра 1:1000), та же, что и для лечения брадикардии.

Вторую (и последующие) дозу для в/в, внутрикостного и эндотрахеального введения – 0,1 – 0,2 мг/кг (0,1 – 0,2 мл/кг р-ра 1: 1000) каждые 3 – 5 мин (см. таблицу).

Начальная доза адреналина для в/в струйного введения при асистолии такая же, как при брадикардии (0,1 мг/кг или 0,1 мл/кг р-ра 1:1000).

Доза адреналина для поддерживающей инфузии – от 0,1 до 1,0 мкг/кг/мин. Адреналин (0,6 мг х Вес в кг) разводят в 5 % глюкозе, физиологическом растворе или растворе Рингера с лактатом до 100 мл. Полученный раствор вводят в/в со скоростью 1 мл/час, или 0,1 мкг/кг/мин. Дозу подбирают, ориентируясь на эффект.

* Для введения малых объемов необходим инфузионный насос.

** Если асистолия сохраняется, можно использовать и более высокие дозы

Атропин.

Следует подчеркнуть, что у детей наиболее эффективное средство в лечении брадикардии, сопровождающейся артериальной гипотонией или остановкой кровообращения и дыхания – адреналин. Атропин используют в лечении брадикардии только после введения адреналина и обеспечения вентиляции. Доза для в/в введения – 0,02 мг/кг; можно повторять каждые 5 мин. (до общей дозы 1,0 мг у детей и 2,0 мг у подростков). Минимальная разовая доза – 0,1 мг. Максимальная разовая доза – 0,5 мг для детей и 1 мг для подростков.

Бикарбонат натрия.

Введение бикарбоната натрия показано только в условиях длительной СЛР или, если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне метаболического ацидоза. Расчет необходимого количества в/в вводимого бикарбоната натрия представлен в таблице.

Допамин.

У детей, как и у взрослых, при выраженной нестабильности гемодинамики, адреналин предпочтительнее допамина, даже если инфузию допамина производят со скоростью выше 20 мкг/кг/мин. Доза для в/в введения 2-20 мкг/кг/мин. Допамин (6 мг х Вес больного в кг) разводят до общего объема 100 мл, используя 5 % глюкозы, физиологический раствор или раствор Рингера с лактатом; в этом случае:


  • 1 мл/час соответствует скорости инфузии 1,0 мкг/кг/мин;

  • 2-5 мл/час – 2-5 мкг/кг/мин (обычная начальная скорость);

  • 20 мл/час – 20 мкг/кг/мин (максимальная скорость введения).

Дата публикации статьи: 01.07.2017

Дата обновления статьи: 21.12.2018

Из этой статьи вы узнаете: когда необходимо проводить сердечно-легочную реанимацию, какие мероприятия включает оказание помощи человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти. Описан алгоритм действий при и дыхания.

Сердечно-легочная реанимация (сокращенно СЛР) – это комплекс неотложных мероприятий при остановке сердца и дыхания, с помощью которого пытаются искусственно поддержать жизнедеятельность головного мозга до восстановления спонтанного кровообращения и дыхания. Состав этих мероприятий напрямую зависит от умений оказывающего помощь человека, условий их проведения и наличия определенного оборудования.

В идеале реанимация, проводимая человеком, не имеющим медицинского образования, состоит из закрытого массажа сердца, искусственного дыхания, применения автоматического наружного дефибриллятора. В реальности же такой комплекс практически никогда не выполняется, так как люди не умеют правильно проводить реанимационные мероприятия, а наружные внешние дефибрилляторы просто отсутствуют.

Определение признаков жизнедеятельности

В 2012 году были опубликованы результаты огромного японского исследования, в котором было зарегистрировано более 400 000 людей с остановкой сердца, возникшей за пределами лечебного учреждения. Примерно у 18% из тех пострадавших, которым проводились реанимационные мероприятия, удалось восстановить спонтанное кровообращение. Но только 5% пациентов оставались живыми через месяц, а с сохраненным функционированием центральной нервной системы – около 2%.

Следует учитывать, что без проведения СЛР эти 2% пациентов с хорошим неврологическим прогнозом не имели бы никаких шансов на жизнь. 2% от 400 000 потерпевших – это 8 000 спасенных жизней. Но даже в странах с часто проводимыми курсами по реанимации помощь при остановке сердца за пределами больницы оказывается менее чем в половине случаев.

Считается, что реанимационные мероприятия, правильно проведенные человеком, находящимся вблизи от потерпевшего, увеличивают его шансы на оживление в 2–3 раза.

Реанимацию обязаны уметь проводить медики любой специальности, включая медицинских сестер и врачей. Желательно, чтобы ее умели делать и люди без медицинского образования. Наибольшими профессионалами в восстановлении спонтанного кровообращения считаются анестезиологи-реаниматологи.

Показания

Реанимация должна быть начата сразу же после обнаружения потерпевшего человека, находящегося в состоянии клинической смерти.

Клиническая смерть – это промежуток времени, длящийся от остановки сердца и дыхания до возникновения необратимых нарушений в организме. Основные признаки этого состояния включают отсутствие пульса, дыхания и сознания.

Необходимо признать, что далеко не все люди без медицинского образования (да и с ним тоже) могут быстро и верно определить наличие этих признаков. Это может привести к неоправданной отсрочке начала реанимационных мероприятий, что очень сильно ухудшает прогноз. Поэтому современные европейские и американские рекомендации по СЛР учитывают только отсутствие сознания и дыхания.

Приемы реанимации

Перед началом реанимации проверьте следующее:

  • Окружающая среда безопасна для вас и потерпевшего?
  • Пострадавший в сознании или в бессознательном состоянии?
  • Если вам кажется, что больной без сознания, коснитесь его и спросите громко: «С вами все в порядке?»
  • Если пострадавший не ответил, а около него, кроме вас, есть еще кто-то, один из вас должен вызвать скорую помощь, а второй – начать проводить реанимацию. Если вы один и у вас есть мобильный телефон – перед началом реанимации позвоните на скорую.

Чтобы запомнить порядок и методику проведения сердечно-легочной реанимации, нужно выучить аббревиатуру «CAB», в которой:

  1. C (compressions) – закрытый массаж сердца (ЗМС).
  2. A (airway) –открытие дыхательных путей (ОДП).
  3. B (breathing) – искусственное дыхание (ИД).

1. Закрытый массаж сердца

Проведение ЗМС позволяет обеспечить кровоснабжение головного мозга и сердца на минимальном – но критически важном – уровне, который поддерживает жизнедеятельность их клеток до восстановления спонтанного кровообращения. При компрессиях изменяется объем грудной клетки, благодаря чему происходит минимальный газообмен в легких даже при отсутствии искусственного дыхания.

Головной мозг – это орган, наиболее чувствительный к сниженному кровоснабжению. Необратимые повреждения в его тканях развиваются уже через 5 минут после прекращения поступления крови. Вторым наиболее чувствительным органом является миокард. Поэтому успешная реанимация с хорошим неврологическим прогнозом и восстановлением спонтанного кровообращения напрямую зависит от качественного выполнения ЗМС.

Потерпевшего с остановкой сердца нужно расположить в положении лежа на спине на твердой поверхности, оказывающий помощь человек должен разместиться сбоку от него.

Поместите ладонь доминантной руки (в зависимости от того, правша вы или левша) в центре грудной клетки, между сосками. Основание ладони должно размещаться точно на грудине, ее положение должно отвечать продольной оси тела. Это сосредотачивает силу компрессий на грудине и снижает риск перелома ребер.

Поместите вторую ладонь поверх первой и переплетите их пальцы. Проследите, чтобы никакая часть ладоней не касалась ребер, чтобы минимизировать давление на них.

Для максимально эффективной передачи механической силы держите руки выпрямленными в локтях. Положение вашего тела должно быть таким, чтобы плечи располагались вертикально над грудиной потерпевшего.

Кровоток, созданный закрытым массажем сердца, зависит от частоты компрессий и эффективности каждой из них. Научные доказательства продемонстрировали существование связи между частотой компрессий, длительностью пауз в выполнении ЗМС и восстановлением спонтанного кровообращения. Поэтому любые перерывы в компрессиях должны быть минимизированы. Прекращать ЗМС можно только в момент осуществления искусственного дыхания (если оно проводится), оценки восстановления сердечной деятельности и для дефибрилляции. Необходимая частота компрессий составляет 100–120 раз в минуту. Чтобы примерно представить, в каком темпе проводится ЗМС, можно послушать ритм в песне британской поп-группы BeeGees «Stayin" Alive». Примечательно, что само название песни соответствует цели экстренной реанимации – «Оставаться в живых».

Глубина прогиба грудной клетки при ЗМС должна составлять у взрослых 5–6 см. После каждого нажатия нужно позволить грудной клетке полностью выпрямиться, так как неполное восстановление ее формы ухудшает показатели кровотока. Однако не следует снимать ладони с грудины, так как это может привести к снижению частоты и глубины компрессий.

Качество проводимого ЗМС резко снижается со временем, что связано с усталостью оказывающего помощь человека. Если же реанимационные мероприятия проводят два человека, им следует меняться каждые 2 минуты. Более частые смены могут привести к ненужным перерывам в ЗМС.

2. Открытие дыхательных путей

В состоянии клинической смерти все мышцы человека пребывают в расслабленном состоянии, из-за чего в положении лежа на спине дыхательные пути потерпевшего могут быть перекрыты сместившимся к гортани языком.

Для того чтобы открыть дыхательные пути:

  • Поместите ладонь своей руки на лбу потерпевшего.
  • Запрокиньте его голову назад, разогнув ее в шейном отделе позвоночника (этот прием нельзя делать, если есть подозрение на повреждение позвоночника).
  • Разместите пальцы другой руки под подбородком и выдвиньте нижнюю челюсть вверх.

3. Искусственное дыхание

Современные рекомендации по СЛР разрешают людям, не прошедшим специального обучения, не проводить ИД, так как они не умеют этого делать и лишь тратят драгоценное время, которое лучше полностью посвятить закрытому массажу сердца.

Людям, которые прошли специальное обучение и уверены в своих способностях качественно выполнять ИД, рекомендуют реанимационные мероприятия проводить в соотношении «30 компрессий – 2 вдоха».

Правила проведения ИД:

  • Откройте дыхательные пути потерпевшего.
  • Зажмите ноздри больного пальцами своей руки, находящейся на его лбу.
  • Плотно прижмитесь своим ртом ко рту потерпевшего и сделайте свой обычный выдох. Сделайте 2 таких искусственных вдоха, следя за подъемом грудной клетки.
  • После 2 вдохов немедленно начните ЗМС.
  • Повторяйте циклы «30 компрессий – 2 вдоха» до окончания реанимационных мероприятий.

Алгоритм базовых реанимационных мероприятий у взрослых

Базовые реанимационные мероприятия (БРМ) – это комплекс действий, который может осуществить оказывающий помощь человек без применения лекарственных средств и специального медицинского оборудования.

Алгоритм сердечно-легочной реанимации зависит от умений и знаний человека, оказывающего помощь. Он состоит из следующей последовательности действий:

  1. Убедитесь в отсутствии опасности в месте оказания помощи.
  2. Определите наличие сознания у потерпевшего. Для этого прикоснитесь к нему и громко спросите, все ли с ним в порядке.
  3. Если пациент как-то реагирует на обращение, вызовите скорую помощь.
  4. Если пациент без сознания, поверните его на спину, откройте его дыхательные пути и оцените наличие нормального дыхания.
  5. При отсутствии нормального дыхания (не нужно путать его с редкими агональными вздохами) начните ЗМС с частотой 100–120 компрессий в минуту.
  6. Если вы умеете делать ИД, проводите реанимационные мероприятия в сочетании «30 компрессий – 2 вдоха».

Особенности реанимационных мероприятий у детей

Последовательность данной реанимации у детей имеет небольшие отличия, которые объясняются особенностями причин развития остановки сердца у этой возрастной группы.

В отличие от взрослых, у которых внезапная остановка сердца чаще всего связана с сердечной патологией, у детей самыми распространенными причинами клинической смерти являются проблемы с дыханием.

Основные отличия детской реанимации от взрослой:

  • После выявления ребенка с признаками клинической смерти (без сознания, не дышит, нет пульса на сонных артериях) реанимационные мероприятия нужно начинать с 5 искусственных вдохов.
  • Соотношение компрессий к искусственным вдохам при проведении реанимации у детей составляет 15 к 2.
  • Если помощь оказывает 1 человек, скорую помощь нужно вызывать после выполнения реанимационных мероприятий в течение 1 минуты.

Использование автоматического наружного дефибриллятора

Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) – это небольшое, портативное устройство, которое способно наносить электрический разряд (дефибрилляция) сердцу через грудную клетку.


Автоматический наружный дефибриллятор

Этот разряд потенциально может восстановить нормальную сердечную активность и возобновить спонтанное кровообращение. Так как не все остановки сердца нуждаются в выполнении дефибрилляции, АНД обладает способностью оценивать сердечный ритм потерпевшего и определять наличие необходимости в нанесении электрического разряда.

Большинство современных аппаратов способны воспроизводить голосовые команды, дающие указания людям, оказывающим помощь.

Использовать АНД очень просто, эти приборы специально были разработаны для того, чтобы ими могли воспользоваться люди без медицинского образования. Во многих странах АНД размещают в местах с большим скоплением людей – например, на стадионах, вокзалах, в аэропортах, университетах и школах.

Последовательность действий по использованию АНД:

  • Включите питание прибора, который после этого начинает давать голосовые инструкции.
  • Оголите грудную клетку. Если кожа на ней влажная, вытрите кожу. АНД имеет липкие электроды, которые нужно прикрепить к грудной клетке так, как нарисовано на приборе. Один электрод прикрепите выше соска, справа от грудины, второй – ниже и левее от второго соска.
  • Убедитесь, что электроды плотно прикрепились к коже. Провода от них присоедините к прибору.
  • Убедитесь, что никто не касается потерпевшего, и нажмите кнопку «Анализ» ("Analyze").
  • После того, как АНД проанализирует сердечный ритм, он даст указание о дальнейших действиях. Если аппарат решит, что нужна дефибрилляция, он предупредит вас об этом. В момент нанесения разряда никто не должен прикасаться к потерпевшему. Некоторые приборы выполняют дефибрилляцию самостоятельно, на некоторых нужно нажать кнопку «Разряд» («Shock»).
  • Сразу же после нанесения разряда возобновите проведение реанимационных действий.

Прекращение реанимации

Прекращать проведение СЛР нужно в следующих ситуациях:

  1. Приехала скорая помощь, и ее персонал продолжил оказание помощи.
  2. У потерпевшего появились признаки возобновления спонтанного кровообращения (он начал дышать, кашлять, двигаться или пришел в сознание).
  3. Вы полностью истощились физически.

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Под внезапной остановкой сердца понимают клинический синдром, который характеризуется исчезновением признаков сердечной деятельности (прекращением пульсации на бедренной и сонных артериях, отсутствием сердечных тонов), а также остановкой спонтанного дыхания, потерей сознания и расширением зрачков. и симптомы являются важнейшими диагностическими критериями остановки сердца, которая может быть предвиденной и внезапной. Предвиденная остановка сердца может наблюдаться в терминальном состоянии, под которым подразумевают период угасания жизнедеятельности организма. Терминальное состояние может возникнуть в результате критического расстройства гомеостаза вследствие заболевания или неспособности организма адекватно ответить на внешнее воздействие (травму, переохлаждение, перегрев, отравление и т.д.). Остановка сердца и прекращение кровообращения могут быть связаны с асистолией, желудочковой фибрилляцией и коллапсом. Остановка сердца всегда сопровождается остановкой дыхания; как и внезапная остановка дыхания связанная с обструкцией дыхательных путей, угнетением ЦНС или нейромышечным параличом, она может закончиться остановкой сердца.

Не теряя времени на выяснение причины остановки сердца или дыхания, сразу же приступают к лечению, включающему следующий комплекс мероприятий: остановка сердце реанимация дефибрилляция

  • 1. Опускают головной конец кровати, приподнимают нижние конечности, создают доступ к грудной клетке и голове.
  • 2. Для обеспечения проходимости дыхательных путей слегка запрокидывают голову назад, приподнимают вверх нижнюю челюсть и производят 2 медленных вдувания воздуха в легкие ребенка (1 - 1,5 с на 1 вдох). Объем вдоха должен обеспечивать минимальную экскурсию грудной клетки. Форсированное вдувание воздуха вызывает раздувание желудка, что резко ухудшает эффективность реанимации! Вдувание проводят любым методом - «изо рта в рот», «рот - маска» либо используют дыхательные приспособления «мешок - маска», «мех - маска». Если вдувание воздуха не дает эффекта, то необходимо улучшить проходимость дыхательных путей, придав им более целесообразное анатомическое расположение разгибанием головы. Если эта манипуляция также не дала эффекта, то необходимо освободить дыхательные пути от инородных тел и слизи, продолжить дыхание с частотой 20 - 30 в 1 мин.
  • 3. Используя 2 или 3 пальца правой руки, надавливают на грудину в месте, расположенном на 1,5 - 2 см ниже пересечения грудины с сосковой линией. У новорожденных и детей грудного возраста надавливания на грудину можно производить, расположив большие пальцы обеих рук в указанном месте, обхватив ладонями и пальцами грудную клетку. Глубина прогибания грудины внутрь составляет от 0,5 до 2,5 см, частота надавливаний не менее 100 раз в 1 мин, соотношение надавливаний и искусственного дыхания - 5:1. Массаж сердца проводят, положив пациента на твердую поверхность, либо подложив под спину ребенка грудного возраста левую руку. У новорожденных и грудных детей приемлем асинхронный метод вентиляции и массажа без соблюдения пауз для вдохов, что повышает минутный кровоток.

Критерии эффективности реанимации - появление отчетливой пульсации на бедренных и сонных артериях, сужение зрачков. Желательно произвести экстренную интубацию трахеи и насадить ЭКГ-контроль за сердечной деятельностью.

Если на фоне проводимого массажа сердца и ИВЛ сердечная деятельность не восстанавливается, то внутривенно вводят 0,01 мг/кг адреналина гидрохлорида (эпинефрина), затем натрия гидрокарбонат - по 1 - 2 ммоль/кг. Если внутривенное введение невозможно, то как к крайней мере прибегают к внутрисердечному, сублингвальному или эндотрахеальному введению препаратов. Целесообразность использования во время реанимации препаратов кальция в настоящее время поставлена под сомнение. Для поддержания сердечной деятельности после ее возобновления вводят допамин или добутамин (добутрекс) - по 2 - 20 мкг/кг в 1 мин. При фибрилляции желудочков назначают лидокаин - по 1 мг/кг внутривенно, при отсутствии эффекта показана экстренная электродефибрилляция (2 Вт/кг в 1 с). При необходимости ее делают повторно - 3 - 5 Вт/кг в 1 с.

Поддерживающая терапия заключается в использовании ИВЛ в режиме постоянного или переменного положительного давления на выходе для поддержания Ра0 2 на уровне 9,3 - 13,3 кПа (70 - 100 мм рт.ст.) и РаСО 2 в пределах 3,7-4 кПа (28-30 мм рт.ст.). При брадикардии вводят изопротеренол - по 0,05 - 1,5 мкг/кг в 1 мин, при его неэффективности используют искусственный водитель ритма. Если реанимация продолжается более 15 мин или дореанимационный период длится более 2 мин, то проводят мероприятия, направленные на профилактику отека мозга. Вводят маннитол - по 1 г/кг, дексазон - по 1 мг/кг с интервалом в 6 ч. Целесообразна гипервентиляция для достижения РаС0 2 в пределах 3,7 кПа (28 мм рт.ст.). Нифедипин вводят в дозе 1 мг/кг в течение иервьгх суток под контролем артериального давления. Назначают тиопентал-натрий - по 3 - 5 мг/кг внутривенно под контролем частоты дыхания (следует помнить об отрицательном инотропном действии препарата). Обязателен мониторинг жизненно важных показателей пульса, ЦВД, артериального давления, температуры тела. Очень важен контроль мочеиспускания и состояния сознания. ЭЭГ-контроль и ЭКГ-мониторинг осуществляют до стабилизации сердечной деятельности и дыхания.

Противопоказания к проведению реанимации:

  • 1. Терминальные состояния вследствие инкурабельного заболевания.
  • 2. Тяжелые необратимые заболевания и поражения головного мозга, эспитализацию проводят в отделение интенсивной терапии.

Госпитализацию проводят в отделение интенсивной терапии.

Первичная остановка сердца у детей случается гораздо реже, чем у взрослых. Фибрилляцией желудочка обусловлены менее 10 % всех случаев клинической смерти у детей. Чаще всего она является следствием врожденной патологии.

Наиболее частой причиной проведения сердечно-легочной реанимации у детей является травма.

Сердечно-легочная реанимация у детей имеет определенные особенности.

При проведении дыхания «изо рта в рот» необходимо избегать чрезмерно глубоких вдуваний (то есть выдоха реаниматора). Показателем может служить объем экскурсии грудной стенки, которая у детей лабильна и ее движения хорошо контролируются визуально. Инородные тела вызывают обструкцию дыхательных путей у детей чаще, чем у взрослых.

При отсутствии спонтанного дыхания у ребенка после 2 искусственных вдохов необходимо начинать массаж сердца, поскольку при апноэ сердечный выброс, как правило, неадекватно низкий, а пальпация пульса на сонной артерии у детей часто затруднена. Рекомендуется пальпировать пульс на плечевой артерии.

Следует отметить, что отсутствие видимого верхушечного толчка и невозможность его пальпации еще не свидетельствуют об остановке сердечной деятельности.

Если пульс есть, а спонтанное дыхание отсутствует, то реаниматор должен делать примерно 20 дыханий в 1 мин до восстановления спонтанного дыхания или применения более современных методов ИВЛ. Если пульсация центральных артерий отсутствует, необходим массаж сердца.

Компрессию грудной клетки у маленького ребенка производят одной рукой, а другую подкладывают под спину ребенка. При этом голова не должна быть выше плеч. Местом приложения силы у маленьких детей является нижняя часть грудины. Компрессию проводят 2 или 3 пальцами. Амплитуда движения должна составлять 1-2,5 см, частота компрессий примерно 100 в 1 мин. Так же, как и у взрослых, нужно делать паузы для вентиляции. Соотношение вентиляция - компрессия также составляет 1:5. Примерно через каждые 3 - 5 мин проверяют наличие спонтанных сердечных сокращений. Аппаратную компрессию у детей, как правило, не применяют. Использовать противошоковый костюм у детей не рекомендуется.

Если открытый массаж сердца у взрослых считается более эффективным, чем закрытый, то у детей такого преимущества прямого массажа не выявлено. По-видимому, это объясняется хорошей податливостью грудной стенки у детей. Хотя в некоторых случаях при неэффективности непрямого массажа следует прибегать к прямому. При введении препаратов в центральные и периферические вены такой разницы в скорости наступления эффекта у детей не наблюдается, но если есть возможность, то катетеризация центральной вены должна быть произведена. Начало действия препаратов, вводимых детям внутрикостно, сравнимо по времени с внутривенным введением. Этот путь введения можно применять при сердечно-легочной реанимации, хотя могут наблюдаться осложнения (остеомиелит и др.). Риск микрожировой эмболии легочной артерии при внутрикостном введении есть, но клинически это не представляет особой важности. Также возможно эндотрахеальное введение жирорастворимых препаратов. Дозу рекомендовать трудно ввиду большой вариабельности скорости всасывания препаратов из трахео-бронхиального дерева, хотя по всей видимости внутривенная доза адреналина должна быть увеличена в 10 раз. Дозу других препаратов также следует увеличить. В трахеобронхиальное дерево препарат вводят глубоко через катетер.

Внутривенное введение жидкости при проведении сердечно-легочной реанимации у детей имеет большее значение, чем у взрослых, особенно при тяжелой гиповолемии (кровопотеря, дегидратация). Детям нельзя вводить растворы глюкозы (даже 5 %), потому что большие объемы содержащих глюкозу растворов быстрее, чем у взрослых, приводят к гипергликемии и увеличению неврологического дефицита. При наличии гипогликемии ее корригируют раствором глюкозы.

Наиболее эффективным препаратом при остановке кровообращения является адреналин в дозе 0,01 мг/кг (эндотрахеально в 10 раз больше). При отсутствии эффекта вводят повторно через 3 - 5 мин, увеличив дозу в 2 раза. При отсутствии эффективной сердечной деятельности продолжают внутривенную инфузию адреналина со скоростью 20 мкг/кг в 1 мин, при возобновлении сердечных сокращений дозу уменьшают. При гипогликемии необходимы капельные инфузии 25 % растворов глюкозы, болюсных введений следует избегать, так как даже кратковременная гипергликемия может негативно отразиться на неврологическом прогнозе.

Дефибрилляция у детей применяется по тем же показаниям (фибрилляция желудочка, желудочковая тахикардия с отсутствием пульса), что и у взрослых. У детей младшего возраста применяют электроды несколько меньшего диаметра. Начальная энергия разряда должна составлять 2 Дж/кг. Если эта величина энергии разряда недостаточна, попытку надо повторить с энергией разряда 4 Дж/кг. Первые 3 попытки должны быть произведены с короткими интервалами. При отсутствии эффекта проводят коррекцию гипоксемии, ацидоза, гипотермии, вводят адреналина гидрохлорид, лидокаин.

Врачам любых специальностей приходится учить других и самим выполнять манипуляции, связанные с неотложной помощью и спасением жизни пациента. Это самое первое, что студент-медик слышит в университете. Поэтому особое внимание уделяется изучению таких дисциплин, как анестезиология и реанимация. Обычным людям, не связанным с медициной, тоже не помешает знать протокол действий в угрожающей жизни ситуации. Кто знает, когда это может пригодиться.

Сердечно-легочная реанимация - это процедура по оказанию неотложной помощи, направленная на восстановление и поддержание жизнедеятельности организма после наступления клинической смерти. Она включает в себя несколько обязательных этапов. Алгоритм СРЛ был предложен Петером Сафаром, и в его честь назван один из приемов по спасению пациента.

Этический вопрос

Не секрет, что врачи постоянно сталкиваются с проблемой выбора: что лучше для их пациента. И нередко именно он становится камнем преткновения для дальнейших лечебных мероприятий. То же самое касается и проведение СЛР. Алгоритм видоизменяется в зависимости от условий оказания помощи, подготовки реанимационной бригады, возраста пациента и его текущего состояния.

Было много дискуссий относительно того, стоит ли объяснять детям и подросткам всю сложность их состояния, учитывая тот факт, что они не имеют права принимать решения относительно собственного лечения. Поднимался вопрос по поводу донорства органов от пострадавших, которым проводилась СЛР. Алгоритм действий в данных обстоятельствах должен быть несколько видоизменен.

Когда не проводят СЛР?

В медицинской практике есть случаи, когда реанимацию не проводят, так как она уже бессмысленна, а повреждения больного не совместимы с жизнью.

  1. Когда есть признаки биологической смерти: трупное окоченение, охлаждение, трупные пятна.
  2. Признаки смерти мозга.
  3. Конечные стадии неизлечимых болезней.
  4. Четвертая стадия онкологических заболеваний с метастазированием.
  5. Если врачам точно известно, что после остановки дыхания и кровообращения прошло более двадцати пяти минут.

Признаки клинической смерти

Есть основные и второстепенные признаки. К основным относятся:
- отсутствие пульса на крупных артериях (сонной, бедренной, плечевой, височной);
- отсутствие дыхания;
- стойкое расширение зрачков.

К второстепенным признакам можно отнести потерю сознания, бледность с синюшным оттенком, отсутствие рефлексов, произвольных движений и тонуса мышц, странное, неестественное положение тела в пространстве.

Стадии

Условно алгоритм СЛР делят на три больших стадии. И каждая из них, в свою очередь, разветвляется на этапы.

Первая стадия проводится немедленно и заключается в поддержании жизни на уровне постоянной оксигенации и проходимости дыхательных путей для воздуха. Она исключает использование специализированной техники, и жизнь поддерживается исключительно усилиями реаниматологической бригады.

Вторая стадия - специализированная, ее цель - сохранить то, что сделали непрофессиональные спасатели и обеспечить постоянное кровообращение и доступ кислорода. Она включает в себя диагностику работы сердца, использование дефибриллятора, применение лекарственных средств.

Третья стадия - проводится уже в ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии). Она направлена на сохранение функций мозга, их восстановление и возвращение человека к нормальной жизни.

Порядок действий

В 2010 году был разработан универсальный алгоритм СЛР для первой стадии, который состоит из нескольких этапов.

  • А - Airway - или воздушная проходимость. Спасатель осматривает наружные дыхательные пути, удаляет все, что мешает нормальному прохождению воздуха: песок, рвоту, водоросли, воду. Для этого нужно выполнить запрокинуть голову, отодвинуть нижнюю челюсть и открыть рот.
  • В - Breathing - дыхание. Раньше рекомендовалось проводить технику искусственного дыхания «изо рта в рот» или «изо рта в нос», но сейчас из-за повышенной угрозы инфицирования, воздух в пострадавшего попадает исключительно через
  • С - Circulation - циркуляция крови или непрямой массаж сердца. В идеале, ритм нажатий на грудную клетку должен быть 120 ударов в минуту, тогда мозг будет получать минимальную дозу кислорода. Прерываться не рекомендуется, так как во время вдувания воздуха происходит временная остановка кровообращения.
  • D - Drugs - лекарства , которые применяют на стадии специализированной помощи для улучшения кровообращения, поддержания сердечного ритма или реологических свойств крови.
  • Е - электрокардиограмма. Она проводится для контроля работы сердца и проверки эффективности мероприятий.

Утопление

Существуют некоторые особенности СЛР при утоплении. Алгоритм несколько изменяется, подстраиваясь под условия среды. В первую очередь, спасатель должен позаботиться о том, чтобы устранить угрозу собственной жизни, и если есть такая возможность, не заходить в водоем, а пытаться доставить пострадавшего на берег.

Если все-таки помощь оказывается в воде, то спасатель обязан помнить о том, что утопающий не контролирует свои движения, поэтому подплывать нужно со спины. Главное - удержать голову человека над водой: за волосы, подхватив под мышки или запрокинув себе на спину.

Самое лучшее, что спасатель может сделать для утопающего, - это начать вдувание воздуха прямо в воде, не дожидаясь транспортировки на берег. Но технически это доступно только физически сильному и подготовленному человеку.

Как только вы извлекли пострадавшего из воды, необходимо проверить у него наличие пульса и самостоятельного дыхания. Если признаки жизни отсутствуют, нужно немедленно начать Проводить их нужно по общим правилам, так как попытки удалить воду из легких обычно приводят к обратному эффекту и усугубляют неврологические повреждения из-за кислородного голодания мозга.

Еще одной особенность является временной промежуток. Не стоит ориентироваться на обычные 25 минут, так как в холодной воде процессы замедляются, и повреждения головного мозга происходят значительно медленнее. Особенно, если пострадавший - ребенок.

Прекратить реанимацию можно только после восстановления спонтанного дыхания и кровообращения, либо после приезда бригады скорой помощи, которая сможет оказать профессиональную поддержку жизнедеятельности.

Расширенная СЛР, алгоритм которой проводится с использованием медикаментов, включает в себя ингаляции 100% кислорода, интубацию легких и проведение ИВЛ. Кроме того, используются антиоксиданты, инфузии жидкостей для предотвращения падения системного давления и повторной мочегонные, чтобы исключить отек легких, и активное согревание пострадавшего, чтобы кровь равномерно распределялась по организму.

Остановка дыхания

Алгоритм СЛР при остановке дыхания у взрослых включает все этапы крове непрямого массажа сердца. Это облегчает работу спасателям, так как организм будет сам распределять поступающий кислород.

Существует два способа без подручных средств:

Рот в рот;
- рот в нос.

Для лучшего доступа воздуха рекомендуется запрокинуть голову пострадавшего, выдвинуть нижнюю челюсть и освободить дыхательные пути от слизи, рвотных масс и песка. Спасателю тоже стоит побеспокоиться о своем здоровье и безопасности, поэтому эту манипуляцию желательно проводить через чистый платок или марлю, во избежание контакта с кровью или слюной больного.

Спасатель зажимает нос, плотно обхватывает губами губы пострадавшего и выдыхает воздух. При этом нужно смотреть, не надувается ли эпигастральная область. Если ответ утвердительный, это означает, что воздух попадает в желудок, а не в легкие, и толку от такой реанимации никакого. Между выдохами нужно делать перерывы в несколько секунд.

Во время качественно проведенной ИВЛ наблюдается экскурсия грудной клетки.

Остановка кровообращения

Логично, что алгоритм СЛР при асистолии будет включать все, кроме Если пострадавший дышит сам, не стоит переводить его в искусственный режим. Это усложняет работу врачей в дальнейшем.

Краеугольным камнем правильного массажа сердца является техника наложения рук и слаженная работа тела спасателя. Компрессия производится основанием ладони, не запястьем, не пальцами. Руки реаниматолога должны быть выпрямлены, а компрессия осуществляется за счет наклонов корпуса. Руки располагаются перпендикулярно грудине, они могут быть взяты в замок или ладони лежат крестом (в виде бабочки). Пальцы не касаются поверхности грудной клетки. Алгоритм выполнения СЛР таков: на тридцать нажатий - два вдоха, при условии, что реанимацию осуществляют два человека. Если спасатель один, то производится пятнадцать компрессий и один вдох, так как большой перерыв без кровообращения может повредить мозг.

Реанимация беременных

Свои особенности имеет и СЛР беременных. Алгоритм включает в себя спасение не только матери, но и ребенка в ее утробе. Врач или случайный свидетель, оказывающий первую помощь будущей матери, должен помнить, что существует множество факторов, которые ухудшают прогноз выживаемости:

Увеличенное потребление кислорода и быстрая его утилизация;
- сниженный объем легких из-за сдавления их беременной маткой;
- высокая вероятность аспирации желудочного содержимого;
- снижение площади для ИВЛ, так как увеличены молочные железы и диафрагма поднята за счет увеличения живота.

Если вы не врач, то единственное, что вы можете сделать для беременной женщины, чтобы спасти ей жизни - это положить ее на левый бок так, чтобы ее спина находилась под углом примерно в тридцать градусов. И переместить ее живот влево. Это уменьшит давление на легкие и увеличит приток воздуха. Обязательно начинайте и не останавливайтесь, пока не приедет бригада скорой или не подоспеет еще какая-нибудь помощь.

Спасение детей

Свои особенности имеет СЛР у детей. Алгоритм напоминает взрослый, но из-за физиологических особенностей проводить его сложно, особенно новорожденным. Можно разделить реанимацию детей по возрасту: до года и до восьми лет. Все, кто старше, получают такой же объем помощи, как и взрослые.

  1. Вызывать скорую помощь нужно после пяти безуспешных циклов реанимации. Если у спасателя есть помощники, то стоит поручить им это сразу. Данное правило работает только при условии одного реанимирующего человека.
  2. Голову запрокидывать даже при подозрении на травму шеи, так как дыхание является приоритетным.
  3. Начинать ИВЛ с двух вдуваний по 1 секунде.
  4. В минуту должно производиться до двадцати вдуваний.
  5. При закупорке дыхательных путей инородным телом ребенка хлопают по спине или ударяют по грудной клетке.
  6. Наличие пульса можно проверить не только на сонной, но и на плечевых и бедренных артериях, потому что кожа ребенка тоньше.
  7. При проведении непрямого массажа сердца надавливания должны быть сразу под сосковой линией, так как сердце находится несколько выше, чем у взрослых.
  8. Надавливают на грудину основанием одной ладони (если пострадавший подросток) или двумя пальцами (если это младенец).
  9. Сила надавливания - треть толщины грудной клетки (но не более половины).

Общие правила

Абсолютно все взрослые должны знать, как проводится базовая СЛР. Алгоритмы ее достаточно просты для запоминания и понимания. Это может спасти чью-то жизнь.

Существует несколько правил, которые могут облегчить проведение спасательных действий неподготовленным человеком.

  1. После проведения пяти циклов СЛР можно оставить пострадавшего для звонка в службу спасения, но только при условии, что человек, оказывающий помощь - один.
  2. Определение признаков клинической смерти не должно занимать больше 10 секунд.
  3. Первый искусственный вдох должен быть неглубоким.
  4. Если после первого вдоха не было движения грудной клетки, стоит еще раз запрокинуть голову пострадавшего.

Остальные рекомендации, по которым проводится алгоритм СЛР, уже были представлены выше. Успех реанимации и дальнейшее качество жизни пострадавшего зависят от того, насколько быстро сориентируются очевидцы, и насколько грамотно они смогут оказать помощь. Поэтому не стоит уклоняться от уроков, описывающих проведение СЛР. Алгоритм достаточно простой, особенно если запомнить по буквенной шпаргалке (АВС), как делают многие врачи.

Во многих учебниках написано, что прекращать СЛР нужно после сорока минут безуспешной реанимации, но на самом деле только признаки биологической смерти могут быть достоверным критерием отсутствия жизни. Помните: пока вы качаете сердце, кровь продолжает питать головной мозг, а значит, человек еще жив. Главное - дождаться приезда скорой или спасателей. Поверьте, они будут вам благодарны за этот тяжелый труд.