Бактериальные заболевания детского возраста. Детские инфекционные болезни

Корь
Это одно из самых заразных заболеваний, к нему восприимчивы буквально все, именно поэтому, тогда когда не было прививок, большинство людей успевало переболеть корью еще в детстве. Невосприимчивы к кори только дети до трех месяцев, так как у них еще сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери. Но если мать не болела корью, то ее ребенок может, заразившись, заболеть уже в первые дни жизни.
Источник инфекции - больной человек. Для того чтобы заразиться, не обязательно быть с ним в контакте: вирус распространяется с током воздуха в соседние комнаты, через коридоры и лестничные площадки в другие квартиры, и даже с нижнего этажа на верхний по вентиляционной системе.
Инкубационный период, то есть период от заражения, до начала заболевания, в среднем продолжается 8-10 дней, но может удлиняться до 17 дней, а если ребенку с профилактической целью ввели гамма-глобулин, то даже и до 21 дня.
Начинается корь с повышения температуры тела до 38,5-39 градусов, насморка, сухого, навязчивого кашля, покраснением слизистой оболочки век. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, у него появляется рвота, боль в животе, иногда жидкий стул. В это время можно обнаружить на слизистой оболочке щек, у коренных зубов, или на слизистой губ и деснах серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий врачу поставить диагноз еще до возникновения самого характерного ее признака - сыпи.
Период высыпания обычно начинается только на 4-5 день болезни. Сыпь в виде мелких розовых пятен появляется за ушами, на спинке носа. В течении суток она распространяется на лицо, шею, грудь, верхнюю часть спины. На следующие сутки сыпью покрывается все туловище и руки, а на третьи и ноги. Сыпь может быть очень обильной, сливной, или, наоборот, редкой. Но последовательность высыпания при кори (сверху вниз) неизменима. И пока идет высыпание, температура остается повышенной. Затем состояние ребенка улучшается, температура снижается до нормы, сыпь теряет яркость и буреет.
Таково типичное течение кори. Как и каждое заболевание, она может протекать и тяжелее, и легче. Легко протекает корь у детей, которым в инкубационный период вводили гамма-глобулин.
Сама по себе корь не опасна, но, резко снижая защитные силы ребенка, она открывает путь для вторичных инфекций, иногда очень тяжелых. Это ларинготрахеобронхит, пневмония, отит, стоматит, энтероколит, а иногда даже и энцефалит.
Чтобы предупредить осложнения, прежде всего нужно поддерживать чистоту в комнате, где лежит ребенок, почаще проветривать ее, уборку проводить влажным способом: там где пыль, там и микробы, а к ним больной ребенок особенно чувствителен.
Несколько раз в день промывайте ему глаза теплой кипяченой водой или слабым раствором пищевой соды. Если на веках образовались гнойные корки, удаляйте их ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, в глаза закапывайте 30% - ный раствор сульфацил-натрия по 1-2 капли 3-4 раза в день. Сухие потрескавшиеся губы смазывайте борным вазелином или каким-либо жиром. Нос прочищайте ватными тампонами, смоченными теплым вазелиновым или растительным маслом.
Для предупреждения стоматита, полезно после еды каждый раз полоскать рот кипяченой водой, а если ребенок еще не умеет этого делать, просто давайте ему запивать еду.
В первые дни болезни при высокой температуре ребенок обычно не хочет есть. С отсутствием аппетита надо считаться, важно, чтобы ребенок получил достаточно жидкости- пил чай, фруктовые соки, компот, морс. Полезно давать аскорбиновую кислоту в таблетках (дозу определяет врач).
Постельный режим необходим ребенку не только когда у него высокая температура, но и 2-3 дня после ее снижения. Затем можно постепенно переводить ребенка на привычный режим. Нужно только учитывать, что перенесенная корь ослабляет организм, сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьникам надо постараться на 2-3 недели освободиться от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки на свежем воздухе. Напомню, что сегодня медицина располагает надежным средством предупреждения кори. Это профилактическая вакцина. Первую прививку против кори делают в год, вторую (ревакцинацию) в 7 лет.

Краснуха
Восприимчивость к этой инфекции высокая, хотя и несколько меньше, чем к кори. Источник инфекции - больной человек. Есть данные, подтверждающие, что вирус краснухи может быть обнаружен в носоглотке уже за несколько дней до появления признаков заболевания и продолжает выделяться в течении двух недель и более. Однако, как правило, больной бывает заразен короткий период - от первого дня заболевания и в течении пяти дней после появления сыпи. Инкубационный период - от 15 до 24 дней, но чаще 16-18 дней.
Краснуха обычно начинается с появления на лице пятнистой розовой сыпи, которая в течении нескольких часто распространяется по всему телу, особенно вокруг суставов, на спине, ягодицах, на руках и ногах. Одновременно у ребенка начинается легкий насморк, кашель.
Еще один характерный симптом краснухи - увеличение лимфатических узлов, особенно затылочных и заднее-шейных.
Общее состояние нарушается мало, ребенок жалуется лишь на небольшое недомогание, температура редко поднимается выше 38 градусов. Сыпь исчезает через 2-3 дня, не оставляя никаких следов - ни пигментации, ни шелушения, температура возвращается к норме, катаральные явления проходят. Осложнений при краснухе, как правило не бывает.
Дети старшего возраста и взрослые переносят это заболевание тяжелее, с высокой температурой, резкой головной болью, значительным увеличением лимфатических узлов.
Опасна эта инфекция только для женщин в первые три месяца беременности, вреднее для ее ребенка. Дело в том, что вирус краснухи способен избирательно поражать эмбриональную ткань, повреждая формирующиеся органы плода и вызывая тяжелые пороки развития.
Беременность, совпавшую в первые месяцы с краснухой, лучше прервать. А как быть беременной женщине, если она была в контакте с больным краснухой - например, заболел ее старший ребенок? В том случае, когда она твердо знает, что в детстве перенесла краснуху, можно быть спокойной, эта инфекция дает стойкий иммунитет и не повторяется.
Но если не болела, надо посоветоваться с акушером - гинекологом женской консультации. Возможно, и в этой ситуации беременность лучше прервать, так как краснуха может протекать стерто, незаметно для матери, но угроза для плода при этом сохраняется.

Инфекционный (вирусный) паротит.
У этого заболевания есть и другое, более знакомое название - свинка. Паротитная инфекция менее заразна, вероятность заболевания при контакте, не превышает 50%. Заражение происходит воздушно - капельным путем, главным образом в тех случаях, когда здоровый человек оказывается в одном помещении с больным. Попадая в организм через слизистую оболочку носа, рта, глотки, вирус паротитной инфекции поражает преимущественно центральную нервную систему и железистые органы - слюнные железы, поджелудочную железу, у мальчиков - яички.
Инкубационный период - от 11 до 21 дня и лишь редко - до 26 дней. Поэтому в детских учреждениях при выявлении случаев паротитной инфекции устанавливается карантин на 21 день.
Заболевание обычно начинается остро, с повышения температуры до 38-39 градусов, головной боли. Если в процесс вовлечены околоушные слюнные железы, а это бывает чаще всего, ребенок жалуется на то, что ему больно жевать и глотать. Впереди уха, вдоль восходящей ветви нижней челюсти, под мочкой и позади ушной раковины появляется опухоль, обычно сначала с одной, а через 1-2 дня и с другой стороны.
У мальчиков подростков при паротитной инфекции нередко развивается еще и орхит - воспаление яичка. В этих случаях не сразу, а к концу первой недели заболевания снова повышается снизившаяся было температура, возникают головная боль, боль в мошонке, иррадирующая в паховую область, яичко увеличивается в размерах, мошонка растягивается, отекает, становится болезненной.
Естественно, что у подростка и юноши это вызывает тревогу. Надо успокоить его, сказать, что через 5-7 дней все пройдет. Так она в большинстве случаев и бывает. Однако родителям не следует забывать, что тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может привести в будущем к бесплодию. Консультация педиатра и хирурга обязательна, и если будет назначено профилактическое лечение гормонами, надо аккуратно провести весть курс. Иногда прибегают к хирургическому вмешательству.
Типично для паротитной инфекции и воспалении поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, рвотой, резким снижением аппетита.
И наконец, нередки при этом заболевании серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3-6 день болезни, головной болью, рвотой. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания.
Но как ни тяжелы эти явления, длятся они недолго, и заканчивается серозный менингит вполне благополучно, не отражаясь на последующем развитии ребенка.
Детей, больных паротитной инфекцией, как правило лечат дома. По назначению врача можно давать жаропонижающие и обезболивающие средства, например анальгин, на распухшие слюнные железы положить на 3-4 часа сухой согревающий компресс. При орхите, наоборот, кладут на то же срок на воспаленное яичко салфетки, смоченные холодной водой, сменяя их по мере согревания. Рекомендуется также до тех пор, пока не стихнут воспалительные явления, носить суспензорий (его можно купить в аптеке). Если орхит протекает тяжело, показано стационарное лечение.
При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение, лучше всего в стационаре. В таких случаях диагностической и лечебной целью нередко делают спинномозговую пункцию. Этой процедуры не бойтесь. Она не так болезненна, как многим кажется, и для ребенка просто благотворна, потому что сразу же облегчает головную боль и улучшает общее состояние.
Для профилактики паротитной инфекции до недавнего времени существовало только одно средство - избегать контакта с больным. Сейчас проводятся профилактическая вакцинация. Прививку делают в 14 месяцев. Особенно важна она для мальчика, ибо орхит, как уже говорилось, может иметь весьма тяжелые последствия.

Скарлатина.
Это заболевание относится к группе инфекций, вызываемых стрептококками, поэтому заразится можно не только от больного скарлатиной, но в некоторых случаях и от больных стрептококковой ангиной или назофарингитом. И наоборот, люди бывшие в контакте с больным скарлатиной, могут заболеть ангиной.
Больной становится заразным с момента заболевания. Длительность этого периода зависит от того, как протекает болезнь, если без осложнений, то уже через 7-10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, особенно гнойные, то заразный период затягивается. Длительно могут выделять стрептококк и больные,у которых имеются воспалительные заболевания носоглотки - тонзиллит, ринофарингит.
Инфекция передается воздушно капельным путем при контакте с больным, но возможно ее передача и через игрушки, книги, общее полотенце.
Инкубационный период обычно короткий от 2 до 7 дней, но он может сокращаться до суток, или удлиняться до 12 дней.
Заболевание, как правило, начинается остро, внезапным повышением температуры, рвотой, болью в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь, обычно в виде мелких точек на фоне покрасневшей кожи. Особенно густо располагается она на щеках, которые становятся ярко-красными, оттеняя бледный, не покрытый сыпью носогубный треугольник. Другие типичные места интенсивной сыпи - на боках, в низу живота, в паху, подмышечных впадинах, под коленями.
Сыпь держится 3-5 дней, но она может исчезать и намного раньше. Легкая скарлатина обычно протекает с кратковременными высыпаниями.
Самый постоянный признак скарлатины - ангина, весь зев становится ярко-красным. Язык в первые дни покрывается густым серо-желтым налетом, а со 2-3 го дня начинает очищаться с краев и с кончика. Становясь тоже ярко-красным, с выраженными сосочками.
Конечно все это наиболее типичные симптомы, вариантов течения болезни много, и в них разберется врач. Маме надо лишь внимательно последить за ребенком и подробно рассказывать врачу обо всех изменениях его состояния.
Бывает что диагноз скарлатины по ее ранним признакам установить не удается, и тогда приобретает значение поздний симптом - шелушение кожи, которое начинается на 2-3 неделе.
Наиболее частые осложнения скарлатины - отит, лимфаденит, нефрит. Они возможны и в тех случаях, когда скарлатина протекает легко, поэтому независимо от тяжести заболевания ребенку назначают антибиотики. Опыт показал, что лечение этими препаратами облегчает течение заболевания, ускоряет выздоровление и, что очень важно, предупреждает осложнения.
Специальной диеты при скарлатине не требуется, ребенка следует кормить соответственно возрасту исключив трудноусвояемые, жирные и острые блюда.
В первые 5-6 дней ребенок должен оставаться в постели, потом, если он себя чувствует хорошо, разрешите ему вставать, но до одиннадцатого дня режим остается домашним. Детский сад, школу (первый-второй классы) можно посещать не раньше чем через 22 дня от начала заболевания.

Дифтерия
Возбудитель этого тяжелого инфекционного заболевания - токсигенная дифтерийная палочка, обладающая спсобностью вырабатывать сильный экзотоксин (яд).
Источник инфекции - больной человек или здоровый носитель токсигенной палочки. Инкубационный период 2-10 дней.
Чаще всего (в 90-95% случаев) дифтерийная палочка проникает через слизистую оболочку миндалин, начинает размножаться и выделять экзотоксин.
Характерный признак дифтерийного зева - сероватая, с перламутровым блеском пленка, покрывающая все миндалину, или в виде островков. Именно по наличию характерной пленки дифтерию отличают от тяжелой ангины. Но чтобы не ошибиться в диагнозе, во всех подозрительных случаях обязательно делают бактериологический анализ. Особенно тяжело протекает токсическая дифтерия зева. С первый часов температура повышается до 40 градусов, ребенок становится вялым, сонливым, жалуется на сильную слабость, головную боль, боль в горле, иногда в животе. Зев становится красным, отечным, миндалины могут отекать настолько, что почти смыкаются. Отек появляется и на шее, достигая ее середины, даже ключицы.
Если во время не принять мер, то могут развиться тяжелые осложнения, угрожающие жизни ребенка. И поэтому главное, что надо знать и твердо помнить, при малейшем подозрении на дифтерию выжидание недопустимо!
Фактор времени играет при лечении дифтерии решающую роль. Главное средство, применяемое при этом заболевании, противодифтерийная сыворотка, и чем раньше она введена, тем больше надежд на благоприятный исход.
Ребенка, заболевшего дифтерией, госпитализируют прежде всего потому, что в домашних условиях невозможно применить все те методы лечения, которые ему требуются для поддержания сердечной деятельности, снятия симптомов общей интоксикации организма, предотвращения осложнений.
Сейчас благодаря массовому применению профилактических прививок дифтерия стала относительно редким заболеванием. Но она не ликвидирована полностью, и непривитой ребенок может заболеть. Вакцинацию против дифтерии, коклюша и столбняка проводят комбинированной вакциной АКДС. Начинаю ее в три месяца, вводя вакцину троекратно, с интервалом в полтора месяца.
Через полтора- два года после окончания вакцинации проводится первая ревакцинация, в 9 лет- вторая (против дифтерии и столбняка), в 16- третья.
Заболеть дифтерией может в редких случаях и привитой ребенок, но у него заболевание протекает в легкой форме, без осложнений.

Полиомиелит
Как и дифтерия, эта инфекция благодаря массовым профилактическим прививкам стала сейчас очень редкой. Но опасность еще полностью не миновала, особенно для непривитого ребенка.
Источник инфекции - больной или вирусоноситель. Вирус выделяется с фекалиями, причем долго- неделями, а иногда месяцами. Он содержится и в носоглоточной слизи, но уже более короткое время, 1-2 недели.
Полиомиелит передается двумя путями - тем же что и кишечные инфекции (немытые овощи, фрукты, грязные руки), и воздушно-капельным при контакте с больным. Особенно опасен контакт в течении 3-5 последних дней инкубационного периода, и в первый 3-5 дней болезни.
Инкубационный период колеблется от 5 до 35 дней, но чаще всего составляет 10-12 дней. Хотя для полиомиелита характерно поражение нервной системы с последующими параличами, но может протекать и легко, без параличей.
Проявления болезни очень разнообразны. Повышение температуры, рвота, боль в животе, насморк, трахеит, краснота в горле - все это признаки, которые могут быть и при других, гораздо более безобидных заболеваниях. Но вот что должно насторожить: необычная вялось и сонливость ребенка, боль в разных участках тела, особенно при нагибании головы и сгибании спины, запрокидывание головы, "симптом треножника": садясь, ребенок опирается на отведенные назад руки.
Предпаралитическая стадия болезни продолжается 2-5 дней. К 4-5 дню температура снижается, и на фоне этого, кажущегося улучшения, неожиданно наступает паралич, чаще всего мышцы ног, реже - рук, шеи, туловища.
Конечно важно, чтобы ребенок как можно раньше оказался в больнице. И даже если госпитализацию предлагают только для уточнения диагноза отказываться и медлить нельзя.
У некоторых детей, и особенно у привитых, полиомиелит протекает стерто, почти бессимптомно. Но если вы заметили что у ребенка появилась мышечная слабость, он стал как бы прихрамывать, подволакивать ногу, - покажите его врачу. Возможно что это проявление полиомиелита, и чтобы ликвидировать хромоту, необходимо лечение.
Против полиомиелита есть надежная защита - профилактические прививки. Вакцина практически не вызывает никаких побочных реакций, ее дают ребенку одновременно с прививкой АКДС.

Ветряная оспа
Самый характерный признак этого заболевания- появление на коже и слизистых оболочках пузырьков с прозрачным, чуть желтоватым содержимым.
Заражение происходит воздушно капельным путем при контакте с больным ветряной оспой уже в последние дни инкубационного периода и в течении всего периода высыпания. Заразится можно и от больного опоясывающим лишаем, так как возбудители этих инфекций схожи. Восприимчивость к ветряной оспе высокая, не болеют только дети первых месяцев жизни.
Инкубационный период - от 11 до 21 дня, в среднем - 14 дней. Обычно заболевание начинается остро: повышается температура, и почти сразу же появляются первые пузырьки. Для ветряной оспы характерно их появление не постепенно, а этапами с промежутками в 1-2 дня, поэтому одновременно на коже можно видеть не только пузырьки, но и пятнышки, и папулки, и подсыхающие корочки. Больной у которого высыпания закончились, уже не заразен.
Как правило заболевание протекает не тяжело, медикаментозное лечение не требуется, но ребенку необходим тщательный, гигиенический уход, который не только облегчает его состояние, уменьшает зуд, но и способствует предупреждению гнойных осложнений.
Нужно следить чтобы ребенок не расчесывал кожу, так как расчесы могут приоткрыть ворота для проникновения вторичной инфекции.
Пузырьки смазывают 1%-ным раствором бриллиантового зеленого. Кроме того, не только можно, но и нужно делать общие ванны со слабым раствором перманганата калия, обязательно полоскание рта после еды.
Диеты при ветряной оспе не требуется, но если у ребенка держится температура, ему предпочтительнее легкоусвояемые молочные и овощные блюда, а мясные молотые, паровые. Давайте ребенку прохладное питье - чай с лимоном, ягодные морсы, соки, компоты.
Необходимость постельного режима определяется состоянием ребенка: если он чувствует себя хорошо, режим может быть домашним. Детям до трех лет, которые были в контакте с больным ветряной оспой и ранее не болели, не разрешается посещать детские учреждения с 10-го по 21 день с момента контакта.
Ветряная оспа может иногда протекать и апатично, давать осложнения (лимфаденит, рожа, абсцесс и даже менингоэнцефалит). В этих случаях, конечно, требуется лечение в стационаре.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Инфекционные болезни - это болезни, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи от заболевшего человека, животного здоровому человеку.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

Характеристика патогенных микроорганизмов

Все микроорганизмы, распространенные в природе, делят на патогенные (болезнетворные), способные вызывать различные заболевания, и непатогенные (сапрофитные), которые не вызывают заболеваний.

Существуют также условно- патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания только в определенных условиях при снижении устойчивости (резистентности) организма под влиянием неблагоприятных факторов.

В зависимости от формы все бактерии подразделяются на палочки (бациллы), кокки, имеющие круглую форму (стрептококки, стафилококки), вирусы, грибы, простейшие и т.д.

К числу важнейших свойств микроорганизмов относятсяпатогенность ивирулентность .

Под патогенностью понимают способность микроорганизма вызывать инфекционное заболевание, а под вирулентностью меру патогенности, которая различна у тех или иных болезнетворных микроорганизмов.

Тот или иной тип микроорганизмов вызывает строго определенный специфический вид заболевания, выделяя при этом токсины (экзо- и эндотоксин).

Экзотоксин выделяется при жизни клетки (бактерии столбняка, дифтерии, ботулизма). Они могут быть специфичны по своему влиянию на организм человека. Одни из них преимущественно действуют на ЦНС (токсины ботулизма, столбняка), а другие - на те или иные системы организма.

Эндотоксин выделяется при разрушении микробной клетки и вызывает общую интоксикацию.

Патогенные микроорганизмы в естественных условиях питаются за счет питательных веществ, находящихся в клетках и межклеточных жидкостях макроорганизма.

Все микроорганизмы по типу дыхания делятся на две группы: 1)аэробы , которые хорошо развиваются при наличии кислорода (дизентерийные бактерии, холерный вибрион и др.) и 2)анаэробы , которые хорошо размножаются только при отсутствии кислорода (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др.).

Изменчивость микроорганизмов

Под действием неблагоприятных для микроорганизмов факторов (физических и химических) в процессе жизнедеятельности может изменяться ряд их признаков и свойств, которые в ряде случаев могут закрепляться и передаются по наследству. Так образуются устойчивые к лекарственным препаратам и другим вредным воздействиям микроорганизмы, имеющие по сравнению с исходными формами ряд новых признаков: измененную антигенную структуру, пониженную вирулентность и др.

Изменчивость имеет большое практическое значение: изменяется клиническая картина заболеваний, затрудняются диагностика, лечение и профилактика; изменяется лекарственная устойчивость. Можно контролировать эту изменчивость, направлять ее с целью получения антигенных штаммов с определенными свойствами. Это используется при получении вакцин.

Инфекционный процесс у детей и его развитие

Инфекцией в биологическом смысле называют возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макроорганизмами, при котором микроорганизм обитает в макроорганизме. Применительно к человеку и высшим животным понятие «инфекция» означает состояние зараженности, проявляющееся в виде болезни или носительства.

Возбудитель (патогенный микроб), проникнув в организм человека, находит в нем оптимальные условия для питания, роста, размножения. В свою очередь организм человека, используя механизмы защиты, стремится воспрепятствовать проникновению микробов в свою внутреннюю среду, органы, ткани и ведет борьбу с возбудителем - болезнь не возникает. Если возбудитель проник во внутреннюю среду организма, но защитные силы организма воспрепятствовали развитию патологического процесса, развивается носительство.

Таким образом, сущностью инфекционного процесса является антагонистическое противоборство двух живых систем - организма человека с болезнетворными микробами. В тех случаях, когда сила воздействия микробов высока, а защитно-приспособительные механизмы человека оказываются не в состоянии противостоять их вредоносному воздействию, возникают повреждение анатомических структур и нарушение нормальной жизнедеятельности организма как целого, т. е. развивается клиническая картина болезни.

В течении инфекционной болезни различают следующие периоды развития: 1) инкубационный (скрытый); 2) начальный, или продромальный; 3) период основных проявлений болезни; 4) период выздоровления (реконвалесценция).

Период от момента проникновения микробов в организм до видимого проявления болезни называютинкубационным (скрытым ). Этот период в зависимости от характера возбудителя и состояния организма может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. В этот период микробы размножаются в организме человека, не вызывая внешних болезненных проявлений. Знание продолжительности инкубационного периода различных болезней необходимо для определения сроков изоляции лиц, соприкасавшихся с больным (карантина).Начальный , илипродромальный ,период характеризуется общими проявлениями болезни, обусловленными симптомами интоксикации: недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в этот период отсутствуют специфические симптомы болезни. Начало заболевания может быть острым или постепенным.

Период основных проявлений болезни характеризуется появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры тела (температурная кривая) при многих заболеваниях типичен и является важным диагностическим признаком. При многих инфекционных болезнях появляется сыпь. Характер сыпи, ее локализация и время появления также являются важными диагностическими признаками. Жидкий стул, его характеристика, время появления, кашель, характер мокроты, наличие судорог и т.д. - важные симптомы при диагностике инфекционного заболевания.

Период реконвалесценции - это период, в котором происходят постепенное улучшение самочувствия больного, исчезновение симптомов заболевания, восстановление трудоспособности.

Эпидемический процесс у детей, его основные факторы и закономерности

Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе. Он состоит из трех взаимодействующих звеньев: источник инфекции, механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания, восприимчивость населения. Без этих звеньев не могут возникнуть новые случаи заражения.

Источником инфекции является зараженный человек или зараженное животное. Они могут быть источником инфекции на протяжении болезни, в период выздоровления (реконвалесценции) и в период носительства. Предметы внешней средыне могут быть источниками инфекции, так как на них возбудители выживают ограниченный срок, а организм человека или животного для патогенных микробов является единственной и оптимальной средой для размножения.

Механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания это способ перехода возбудителя из зараженного организма в незараженный. Существует три фазы перемещения возбудителя: выделение из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организм.

Известны четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний, каждый из которых определяется первичной локализацией возбудителя в той или иной системе организма:фекально-оральный ,капельный (аэрогенный ),контактный игемоконтактный (гемотрансфузионный).

Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбуди теля из одного организма в другой, называются путями и факторами передачи.

Прифекально-оральном механизме возбудители выделяются в окружающую среду с испражнения. Путями передачи являются водный, пищевой контактно-бытовой а факторами передачи зараженные продукты питания, вода, грязные руки, предметы обихода и ухода за больным

Капельный механизм передачи возбудителя реализуется двумя основными путями передачи - воздушно-капельным и воздушно-пылевым. К факторам передачи относятся микроскопические капельки слизи больного пыль, на которую осели возбудители стойкие к высушиванию

Приконтактном механизме передач и возбудитель передается при непосредственном общении больного человека со здоровым (прямой контакт) или через зараженные патогенными микроорганизмами предметы окружающей среды (непрямой контакт) Факторами передачи могут быть зараженные вещи больного или изделия из кожи и шерсти больных животных

Гемоконтактный механизм передачи реализуется при попадании возбудителя непосредственно в кровь здорового человека Путями передачи могут быть переливание крови или ее компонентов, а факторами передачи - инфицированные инструменты, кровососущие насекомые в организме которых возбудитель дополнительно размножается (вши, комары, блохи, клещи),

Третьим звеном эпидемического процесса является восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Она характеризуетиндексом контагиозности - отношением числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией. Индекс контагиозности выражается десятичной дробью или в процентах. Так, при кори этот показатель равен либо приближается к 1, или 100 %, что указывает на степень вероятности заболевания при контакте с источником инфекции. Следует учитывать, что иммунизация населения приводит к снижению индекса контагиозности.

Эпидемией называется значительное (в 3-20 раз) увеличение заболеваемости в данной местности или появление нескольких случаев заболевания, ранее не встречавшихся в данной местности. Можно говорить об эпидемии дизентерии, если из каждой 1000 населения города заболели 25-30 человек, и об эпидемии холеры или чумы, если в городе появился хотя бы один случай данного заболевания.

Необычно большую эпидемию, охватывающую многие области, страны и континенты, называютпандемией . Так, например, известны пандемии гриппа, сыпного тифа в 1918-1920 гг., холеры в 70-х годах прошлого столетия.

Для предупрежденияраспространения инфекционных болезней необходимо знать конкретные условия возникновения каждого случая заболевания. Это достигается регистрацией и учетом всех случаев инфекционных болезней. Получив извещение (карту экстренного извещения, сообщение по телефону), эпидемиолог организует эпидемиологическое обследование очага и намечает план мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Он включает: выявление всех источников инфекции, механизма передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения, конкретные мероприятия дня обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива .

Неспецифические факторы защиты. Иммунитет у детей

Организм человека обладает рядом средств, защищающих его от болезнетворных микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, имеющими постоянно двигающиеся кнаружи реснички (мерцательный эпителий), механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ - лизоцим. Оно хорошо изучено и обнаружено на коже, в слизи носа, слюне, слезной жидкости, кишечном соке, грудном молоке. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. В полости рта, носа, кишечника, влагалища постоянно присутствуют безвредные для человека микробы, которые также препятствуют размножению болезнетворных микробовВ случае, если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Однако и тут организм не остается безоружным, так как в сыворотке крови постоянно присутствует специальное защитное вещество алексин (от греч. alexin - защищаю) - особые клетки крови, в частности лимфоциты, захватывающие и переваривающие микробов, и др. Эту способность лимфоцитов впервые наблюдал выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Он назвал эти клетки фагоцитами (пожирателями), а само явление захватывания и пожирания микробов -фагоцитозом .

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными -антигенными - свойствами. Иммунитет - это очень сложный процесс, в образовании которого принимает участие ряд органов и тканей: вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные образования в кишечнике, ряд клеточных элементов крови и др.

Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Он достигается с помощью сложной системы взаимосвязанных защитных механизмов организма. Один из таких основных механизмов - образование так называемыхантител в ответ на проникновение в организм болезнетворных микробов или их ядов (токсинов). Антитела относятся к белкам (глобулинам), поэтому их образование тесно связано с общим белковым обменом организма, на который влияют функциональное состояние отдельных органов и тканей, гормоны, нервная система, особенности питания, факторы внешней среды. Этим объясняется различная степень способности к борьбе с болезнями у разных людей.

Они борются только с теми микробами, в ответ на присутствие которых в организме они образовались. Нейтрализация микробов антителами происходит разными способами: склеиванием, осаждением, растворением. В результате микробы и их яды обезвреживаются, человек выздоравливает, приобретая послеинфекционныйестественный иммунитет (невосприимчивость), предохраняющий его впоследствии на продолжительное время, а иногда и на всю жизнь от данной болезниИногда здоровые, закаленные люди, подвергаясь воздействию небольшого количества микробов или их ядов, не заболевая, приобретают к данным возбудителямбытовой иммунитет .

Невосприимчивость к тому или иному инфекционному заболеванию можно создать иискусственным путем , вводя в организм здорового человекавакцину (убитые или ослабленные микробы),анатоксин (ослабленный яд микробов),сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.

При вакцинации - введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов организм, не заболевая типичной болезнью, активно вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит названиеактивного .

При введении сыворотки крови, содержащей готовые антитела, организм в их выработке активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называетсяпассивным .

На образование активного иммунитета уходит несколько недель; пассивный иммунитет проявляется через несколько часов после введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2- 3 недели после введения сыворотки. Сыворотки чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.

Иммунопрофилактика у детей

Для профилактики наиболее опасных и часто встречающихся заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста на базе поликлиник и дошкольных учреждений проводится вакцинация с целью создания искусственного (приобретенного) иммунитета.

Все вводимые вакцины делят на 2 группы. К первой относятся прививочные материалы: живые, но ослабленные микроорганизмы, лишенные вирулентных свойств (против туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, кори), ко второй - препараты, которые называют убитыми вакцинами (коклюшная, дифтерийный анатоксин). Вакцинный препарат, изготовленный на основе одного вида микроорганизма или одного токсина, называетсямоновакциной . Сложные препараты, состоящие из двух, трех или более моновакцин, называютсяассоциированными вакцинами . К их числу относится широко применяемая для иммунизации против коклюша, дифтерии и столбняка адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС).

В настоящее время вышел приказ Минздрава РФ от 27.06.01 № 229 «0 национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В соответствии с национальным календарем прививок в Российской Федерации проводится вакцинация против следующих заболеваний: вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи .

Все поствакцинальные осложнения подразделяются на местные и общие.

Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры тела: реакция иногда имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.

Местная реакция выражается в появлении на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические железы.

И общая, и местная реакция обычно быстро проходят и легко переносятся, однако при появлении после прививки болезненных симптомов у ребенка его обязательно следует показать врачу. Консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания -очаговая реакция (воспаление среднего уха, почек и др.).

Вакцины вводят однократно или многократно в зависимости от типа препарата. Для поддержания стойкого иммунитета в соответствии с календарем прививок проводят повторное введение прививочного материала (ревакцинация).

В период проведения массовых прививок воспитатели должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок для предупреждения инфекционных заболеваний.

Детские инфекционные болезни известны с древности.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, Древнего Египта указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей.

И только с 20-го века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний.

Детские инфекции - это группа инфекционных заболеваний , которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребёнку и способны приобретать эпидемическое распространение.

И, как правило, это происходит один раз, а стойкий иммунитет сохраняется на всю жизнь.

К детским инфекциям относятся: корь, краснуха, ветряная оспа (ветрянка), скарлатина, коклюш и эпидемический паротит (свинка).

Основным проявлением кори, краснухи, ветряной оспы и скарлатины является сыпь на коже, характер и последовательность появления которой различаются в зависимости от конкретного заболевания. Появлению сыпи практически всегда предшествует повышение температуры, слабость, головная боль.

Для инфекционного паротита (свинки) характерно увеличение и болезненность одной или двух околоушных желез - при этом лицо больного приобретает характерную грушевидную форму.

Основное проявление коклюша - типичные приступы спазматического кашля. При спазматическом приступе после свистящего вдоха следует серия коротких судорожных кашлевых толчков, которые без остановки следуют друг за другом на протяжении одного выдоха.

Некоторые из этих болезней (ветряная оспа, краснуха) в детском возрасте протекают относительно легко, другие - могут давать осложнения и иметь самые серьёзные последствия.

Однако наиболее тяжело и длительно детские инфекции протекают у людей, заболевших ими в зрелом возрасте. Вот почему считается, что детскими инфекциями лучше переболеть в детском возрасте.

Корь

Корь - вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость.

Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.

Вирус может распространяться по вентиляционным трубам и шахтам лифтов - одновременно заболевают дети, проживающие на разных этажах дома. После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней.

Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40° С.

Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита - воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем - появлением гнойного отделяемого.

Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней. На четвёртый день заболевания появляется сыпь: мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию.

Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3–4 дней. Для кори очень характерно то, что сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь.

Корь достаточно легко переносится детьми, но при неблагоприятных условиях чревата серьёзными осложнениями. В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит).

Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко. Необходимо помнить о том, что после перенесенной кори на протяжении достаточно продолжительного периода времени (до 2-х месяцев) отмечается угнетение иммунитета, поэтому ребёнок может заболеть каким-либо простудным или вирусным заболеванием, поэтому нужно оберегать его от чрезмерных нагрузок, по возможности - от контакта с больными детьми.

После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Краснуха

Краснуха - это вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем.

Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в одном помещении с ребёнком, являющимся источником инфекции. Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче. Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня.

Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и повышения температуры тела до 38° С.

Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2–3 дня после начала заболевания появляется сыпь. Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная, розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличие от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней.

В связи с этим может быть затруднена диагностика. Если период высыпаний пришелся на ночные часы и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция. Осложнения после кори бывают редко.

После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит (свинка) - детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах.

Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50–60% (т. е. 50–60% бывших в контакте и неболевших и непривитых заболевает).

Свинка начинается с повышения температуры тела до 39° С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки. Прикосновение к этому месту вызывает у ребёнка выраженную боль.

Сама по себе эта болезнь не опасна. Неприятные симптомы проходят в течение 3–4 дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль.

Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы.

Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету.

Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием.

В особенно тяжёлых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит к летальному исходу. После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) - типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники.

Восприимчивость к возбудителю ветряной оспы (вирус, вызывающий ветряную оспу, относится к герпес-вирусам) тоже достаточно высока, хотя и не столь высока, как к вирусу кори.

Около 80% контактных лиц, не болевших ранее, заболевают ветрянкой.

Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести. Заразиться ребёнок может в том случае, если он не находился в непосредственной близости от больного. Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня.

Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Располагаться эти элементы сыпи могут на любой части тела, но чаще всего впервые они появляются на животе или лице.

Обычно сыпь распространяется очень быстро: новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. Красноватые пятнышки, которые вначале выглядят как комариные укусы, на следующий день приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу, на конечности, на волосистую часть головы.

К концу первого дня заболевания ухудшается общее самочувствие, повышается температура тела (до 40° С и выше).

Тяжесть состояния зависит от количества высыпаний: при скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребёнка.

Для ветряной оспы не характерны насморк и кашель, но если элементы сыпи есть на слизистых оболочках глотки, носа и на конъюнктиве склер, то развивается фарингит, ринит и конъюнктивит из-за присоединения бактериальной инфекции.

Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Головная боль, плохое самочувствие, повышенная температура сохраняются до тех пор, пока появляются новые высыпания.

Обычно это происходит от 3 до 5 дней. В течение 5–7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит.

Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (как правило, это водный раствор зелёнки или марганца). Обработка красящими антисептиками препятствует бактериальному инфицированию высыпаний, позволяет отследить динамику появления высыпаний.

Важно следить за тем, чтобы у малыша были коротко подстрижены ногти на руках (чтобы он не мог расчесывать кожу - расчесы предрасполагают к бактериальному инфицированию).

К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит - воспаление сердечной мышцы, менингит и менингоэнцефалит (воспаление мозговых оболочек, вещества мозга), воспаление почек (нефрит).

К счастью, осложнения эти достаточно редки. После ветряной оспы, так же как и после всех детских инфекций, развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Скарлатина

Скарлатина - единственная из детских инфекций, вызываемая невирусами, а бактериями (стрептококком группы, А).

Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Болеют дети раннего и дошкольного возраста.

Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые 2–3 дня заболевания. Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39° С, рвоты. Сразу же отмечается выраженная интоксикация, головная боль.

Наиболее характерным симптомом скарлатины является ангина, при которой слизистая зева имеет ярко-красный цвет, выражена отечность. Больной отмечает резкую боль при глотании. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык впоследствии приобретает очень характерный вид («малиновый»): ярко-розовый и крупнозернистый.

К концу первого - началу второго дня болезни появляется второй характерный симптом скарлатины - сыпь. Она появляется сразу на нескольких участках тела, наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых).

Ее отличительной особенностью является то, что ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска.

Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом, а также подбородок. Зуд гораздо менее выражен, чем при ветряной оспе. Сыпь держится от 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7–9 дней). Скарлатина также имеет достаточно серьёзные осложнения.

Скарлатиной болеют практически исключительно дети, потому что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Розеола

Долгое время врачи не могли объяснить причину этой болезни. Возбудитель трёхдневной лихорадки (розеолы) был обнаружен сравнительно недавно. Им оказался вирус герпеса 6 типа.

Розеола начинается с повышения температуры до 38,5–40° С. Ребёнок становится вялым, у него пропадает аппетит, он часто плачет и капризничает. Немного увеличиваются лимфоузлы на шее. Иногда бывает насморк. Но при этом нет гнойных выделений из носа, а отек носоглотки проходит всего за несколько дней.

Через 3–4 дня малышу становится лучше, температура спадает. Однако спустя 10–12 часов после снижения температуры у малыша появляется мелкая розовая сыпь, как при краснухе, в основном на животе, спине и шее. Она держится от нескольких часов до 3–7 дней и при этом не доставляет ребенку беспокойства. Затем точки исчезают сами по себе, кожа остается гладкой.

Осложнения инфекции связаны с воздействием вируса на центральную нервную систему. Наиболее часто родители сталкиваются с судорогами.

Как только у вас возникло подозрение на ту или иную инфекцию у вашего малыша, необходимо обратиться к педиатру, который установит точный диагноз и назначит лечение.

Итак, если у вашего ребёнка:

1) Высокая температура (38° С и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость).
3) Появилась сыпь.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Другие симптомы на фоне высокой температуры.

Будьте внимательны, предпримите нужные меры, помогите своему малышу как можно легче перенести инфекцию.

Нравится

Детские инфекционные болезни - это группа инфекций, которыми люди обычно болеют в детском возрасте, а после заболевания остается стойкий иммунитет, поэтому повторные случаи заражения крайне редки.

В этой статье будут рассмотрены такие распространенные детские инфекции, как: ветряная оспа (ветрянка), корь, краснуха, паротит (свинка), коклюш и парвовирусная инфекция. Многие из них протекают с сыпью на коже, повышением температуры тела и ухудшением общего состояния ребенка, однако, в большинстве случаев заканчиваются благополучно. Только в редких случаях возможны тяжелые формы болезни и осложнения. У взрослых «детские инфекции» чаще протекают тяжело и с осложнениями.

Все детские инфекции имеют инкубационный период - интервал времени между заражением и появлением первых симптомов. Инфекционным периодом называют срок, на протяжении которого ребенок остается заразным для окружающих.

Ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период: 1-3 недели.

Инфекционный период: больной наиболее заразен за 1-2 дня до появления сыпи, но инфекционный период продолжается до тех пор, пока не отпадут корочки с последних пузырьков на коже.

Симптомы. Первые признаки ветрянки: сыпь на коже, общее недомогание и небольшое повышение температуры. Сыпь выглядит, как красные пятна, которые в течение одного-двух дней превратятся в пузырьки, наполненные жидкостью. Постепенно они высыхают, покрываясь корочками, которые затем отпадают. Сначала пятна появляются на груди, спине, голове или шее, а затем распространяются по всему телу. На их месте могут остаться рубчики, но лишь в случае сильной инфекции. Элементы сыпи добавляются на теле ребенка в течение нескольких дней.

Что делать?

Как правило, лечение ребенка, заболевшего ветряной оспой, проводится в домашних условиях. Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Давайте вашему ребенку обильное питье.
  • Для облегчения жара и дискомфорта примите парацетамол или ибупрофен.
  • Зуд можно облегчить, приняв ванну, надев свободную одежду или с помощью каламинового лосьона.
  • Постарайтесь не давать ребенку расчесывать или сковыривать пузырьки, так как это увеличивает риск образования шрамов. Это очень тяжело для ребенка, так что почаще хвалите и поддерживайте его. Постарайтесь отвлечь ребенка от зуда, например, просмотром телевизора. Сообщите в школу или детский сад, что ваш ребенок заболел, если есть угроза заражения для других детей.
  • Не давайте вашему ребенку вступать в контакт с беременными или пытающимися забеременеть женщинами. Если ваш ребенок вступал в контакт с беременной женщиной, которой вскоре стало плохо, сообщите ей о ветрянке (и посоветуйте обратиться к врачу). Для женщин, никогда не болевших ветрянкой, заражение этим заболеванием во время беременности может привести к выкидышу, или ребенок может родиться с ветрянкой.

Корь

Инкубационный период: 7 - 12 суток, в среднем 10 дней.

Инфекционный период: начинается примерно за 4 дня до появления сыпи и заканчивается спустя 4 дня после ее исчезновения.

Симптомы. Вначале корь похожа на простуду в тяжелой форме, с кашлем, слезящимися глазами,болью в глазах.

Постепенно ребенку будет становиться хуже, начнет подниматься температура. Сыпь появляется на третий или четвертый день. Пятна слегка выпуклые и имеют красный цвет. Пятна могут сливаться, но не вызывают зуда. Сыпь начинается за ушами и распространяется на лицо и шею, а затем по всему телу. Болезнь, как правило, длится около недели.

Корь гораздо серьезнее, чем ветряная оспа, краснуха или свинка. Для того чтобы предотвратить болезнь, существует вакцина. К серьезным осложнениям относятся пневмония и смерть.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости (теплые напитки облегчат кашель).
  • Для облегчения жара и дискомфорта используйте парацетамол или ибупрофен.
  • Нанесите вазелин вокруг губ, чтобы защитить кожу.
  • Если веки ребенка покрылись корочкой, аккуратно обмойте их теплой водой.
  • Если вашему ребенку тяжело дышать, он много кашляет или выглядит сонным, немедленно обратитесь к врачу.

Свинка (эпидемический паротит)

Инкубационный период: 14 - 25 суток, в среднем - 17 дней.

Инфекционный период: начинается за несколько дней до первых симптомов болезни и продолжается, пока не спадет припухлость, обычно в течение 9-10 дней.

Симптомы .Общее недомогание и повышение температуры тела. Боль и припухлость слюнных желез, что приводит к округлению лица, появлению видимой опухоли перед ухом и под подбородком. Как правило, опухание начинается с одной стороны, переходя (но не всегда) на другую. Возникает боль при жевании пищи.

Припухлость на лице должна пройти примерно через неделю. В редких случаях у мальчиков свинка может поразить яички. Чаще это случается у взрослых мужчин, заболевших свинкой. Если вам кажется, что яички вашего сына стали опухшими или болезненными, обратитесь к врачу.

Что делать?

  • Дайте ребенку парацетамол или ибупрофен для облегчения боли. Прочитайте нужную дозировку на упаковке.
  • Давайте ребенку обильное питье, но не фруктовые соки, так как они вызывают слюноотделение, что может усилить боль.
  • Обратитесь к врачу, если ваш ребенок страдает от боли в животе и рвоты, или если он покроется сыпью, похожей на мелкие лиловые или красные пятна, или синяки.

Инфекция парвовирусом В19 (инфекционная эритема)

Инкубационный период: 1 - 20 дней.

Инфекционный период: несколько дней до появления сыпи (после появления сыпи дети не заразны).

Симптомы. Болезнь начинает проявляться с жара и выделений из носа. На щеках появляется ярко-красная сыпь, как след от пощечины. В течение следующих двух-четырех дней сыпь распространяется на туловище и конечности. Дети с заболеваниями крови, например, сфероцитозом или серповидно-клеточной болезнью, могут стать более анемичны (малокровны). В этом случае следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости.
  • Для облегчения жара и дискомфорта принимайте парацетамол или ибупрофен.
  • Беременные женщины или женщины, пытающиеся забеременеть, должны обратиться к врачу как можно скорее, если они вступили в контакт с инфекцией или обнаружили у себя сыпь.

Краснуха (коревая краснуха)

Инкубационный период: 15 - 20 дней.

Инфекционный период: начинается за одну неделю до высыпаний на коже и длится в течение 5 дней с момента появления сыпи.

Симптомы. Поначалу симптомы похожи на простуду в легкой форме. Через 1-2 дня появляется сыпь, сначала на лице, затем на теле. Пятна плоские (на бледной коже они бледно-розовые). Лимфоузлы в задней части шеи могут опухать. Как правило, ваш ребенок не будет чувствовать недомогания. Иногда диагностировать краснуху может быть сложно.

Что делать? Давайте вашему ребенку обильное питье. Исключите возможность контакта вашего ребенка с беременной женщиной. Если такое произошло, сообщите ей об этом, так как ей требуется обратиться к врачу.

Коклюш

Инкубационный период: 6 - 20 дней.

Инфекционный период: примерно в течение 25-30 дней с момента заболевания, особенно заразными больные являются в начале болезни. Если с ранней стадии болезни назначаются антибиотики, это помогает устранить симптомы и ограничить заразный период до 5 дней.

Симптомы как при простуде, а также кашель, который постепенно усиливается. Спустя 2 недели начинаются сильные приступы кашля. Из-за этих приступов ребенок обессиливает, во время приступа ему сложно дышать.

Маленькие дети (до шести месяцев) переносят болезнь гораздо тяжелее, у них может появиться апноэ - временная остановка дыхания. Во время приступов наблюдается цианоз губ и лица . Ваш ребенок может задыхаться, страдать рвотой. Приступы кашля могут длиться несколько недель и вплоть до трех месяцев.

В связи с тяжестью проявлений, очень важна профилактика коклюша, для чего существует вакцина.

Что делать?

  • Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка кашель , и он не проходит, а лишь усиливается, приступы кашля становятся продолжительнее и учащаются.
  • В интересах других детей важно знать, есть ли у вашего ребенка коклюш. Проконсультируйтесь со своим врачом по поводу того, как ухаживать за вашим ребенком. Избегайте контакта с маленькими детьми, так как они наиболее подвержены тяжелым осложнениям.

К какому врачу обратиться при подозрении на детские инфекции?

В первую очередь следует вызвать на дом врача-педиатра, чтобы он поставил правильный диагноз, а также зафиксировал случай заболевания в медицинской карте ребенка и передал сообщение в эпидемическую службу. В тяжелых случаях вам может потребоваться помощь инфекциониста. Если врач предложит госпитализацию, вы можете самостоятельно найти инфекционную больницу, ознакомившись с отзывами о ней.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.